Йен Макдональд «История Тенделео»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Тропическая Африка ) | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Рассказ ведется от лица обычной африканской девушки, повествуя о встрече человечества со внеземным разумом. Встрече, в которой люди оказываются бессильными перед вторжением извне, и захватом пришельцами все новых и новых территорий. Но точно ли это вторжение? Военные, диктующие свою волю населению, как всегда отказываются признать возможность иного решения проблемы, чем карантин и бомбардировки.
Но этот сюжет, уже не одну сотню раз описанный фантастами, Макдональд выворачивает наизнанку...
Входит в:
— цикл «Чаго»
— антологию «Futures», 2001 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Eighteenth Annual Collection», 2001 г.
— журнал «Если 2002'5», 2002 г.
— антологию «Best of the Best. Volume 2: 20 Years of the Best Short Science Fiction Novels», 2007 г.
— сборник «The Best of Ian McDonald», 2016 г.
— антологию «Not One of Us», 2018 г.
Награды и премии:
лауреат |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2001 // Лучшее произведение малой формы | |
лауреат |
Сигма-Ф, 2003 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) |
Номинации на премии:
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2003 // Короткая форма, переведённая на французский |
- /языки:
- русский (3), английский (8)
- /тип:
- в планах (1), книги (9), периодика (1)
- /перевод:
- В. Гришечкин (1), Е. Моисеева (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
IgorLutiy, 5 февраля 2025 г.
Нечто под названием чаго захватывает территорию Кении. Это что-то преобразовывает территорию, которую оно захватывает. При этом люди не умирают, но какое-то воздействие на них имеется, поэтому все стараются бежать от чаго кто куда.
Люди, разумеется, не очень рады неизвестным гостям. Военные и ученые со всего мира пытаются остановить тихое вторжение, но успехами их деятельность похвастаться пока не может.
Аннотация книги, по большому счету, раскрывает все сюжетные ходы. Остаются лишь детали, но они скорее про быт и обычную жизнь человека, его взросление, чем про фантастику или вторжение.
Да и насколько речь о вторжении инопланетном? Если вдуматься, то это может быть просто появление в нашей жизни чего-то нового и необычного. Человек с трудом принимает такое, часто стремясь отгородится и считая новое опасным или враждебным. А если это не так? Из свежего можно вспомнить бум ИИ последних лет. Кто-то с восторгом пользуется преимуществами chatgpt и его аналогов, а кто-то предстает в роли луддитов 21 века. Истинна, скорее всего, где-то посередине. Так что наверное не стоит пытаться сходу ограждаться или стремиться уничтожить все то, что мы не можем понять или принять.
В этом контексте и начинается повествование от имени обычной кенийской девушки по имени Тенделео, живущей в небольшой деревушке со своей семьей.
Ее отец священник, который, сталкиваясь с трудностями и кажущейся неизбежностью, ощущает кризис веры. И здесь возникает хороший вопрос. Каковы критерии истинной веры? Кто-то готов идти ради нее на смерть. Кто-то может ее потерять в трудную минуту. А кто-то может не увидеть возможный знак свыше. В конце концов, даже в случае второго пришествия Христа, необходимо будет решать — действительно ли это свершилось то самое ожидаемое чудо или это ловушка и обман? Вопрос веры в первую очередь, но и здравого смысла тоже. И попробуй тут не прогадать...
Тенделео обычная девушка, живущая в необычном месте и в трудное время. Вся повесть это ее история. История ее взросления. Остальное лишь фон для этого. Она умная, любознательная, упрямая и стойкая. Неплохо для молодой девушки из Африки.
Сама история состоит из двух частей.
Первая — выживание в условиях постоянно приближающейся угрозы. Детально описываются проблемы, с которыми сталкивается семья Тенделео и она сама в это время. Неумолимой поступью что-то, кажущееся ужасным, приближается, выдавливая людей с их земли, заставляя бросать все нажитое, свои дома и землю. Они стараются адаптироваться и выживать. Мне, почему-то, это напомнило войну, а движение чаго это движение линии фронта.
Вторая часть это история любви в антураже указанного необычного инопланетного вторжения. Любовь, преодоление преград, разделение возлюбленных... Ничего необычного. Ну какое литературное произведение может обойтись без главной движущей силы человека? Без любви.
Финал достаточно банален и очевиден еще с момента пореза Тенделео. Это почти середина повести. Не стоит ожидать каких-то сверхидей. Увы, их здесь нет. И повесть вовсе не об этом. Вторжение просто фон и необходимое условие, в том числе, для идеи финала. Очень простой и весьма очевидной.
Да, не всегда нужно воевать с неизвестным и непонятным. Равно как и не стоит думать, что если не воевать и все будет казаться благополучным то так будет и на самом деле. Тут можно придумать разные варианты того, что могло быть дальше. Это плюс, которых хоть немного уравновешивает кажущуюся банальность. Но этот плюс я додумал сам. Вряд ли его задумывал автор. Хотя, кто знает?
Что имеем в итоге? Небольшая повесть. Описываются интересные места и присутствует яркая героиня, храбро преодолевающая препятствия на своем пути к цели. Есть возможность поразмыслить над некоторыми темами. Читается легко и быстро. Финал предсказуем и банален. Будто написан для того, чтобы как-то закончить повесть и придать ее более глубокий смысл. Как по мне это не удалось сделать. Как история взросления в очень необычных условиях — интересно и достойно прочтения. Главное понимать, что здесь будет, а чего нет.
freeresearcher, 1 июля 2016 г.
Очень круто. Во-первых, очень динамичный сюжет:
- начинается всё как фильм-катастрофа и история про столкновение с инопланетной угрозой;
- продолжается как довольно мрачная драма с социальным уклоном, криминальными мотивами и местами чернушной атмосферой;
- заканчивается как... тут спойлерить не буду, скажу лишь что именно в третьей части наиболее интересные моменты с точки зрения НФ.
Все события развиваются на прекрасно выписанном фоне. Есть произведения, которые читаешь и словно видишь фильм — «История Тенделео» именно такова, тут всё живо, захватывающе и при этом не натужно.
Во-вторых, рассказ не от лица обыкновенного подростка — белого, мужского пола, в западном мире — и при этом без ощущения «клюквы» (хотя, возможно, жительницы Кении её заметят) и с отходом от евроцентричного взгляда. Тенделео самостоятельна, инициативна, умна, а её жизнь много больше, чем выживание в «отсталой африканской стране» и в «зоне гуманитарной катастрофы».
Кроме того, что автор «вывернул наизнанку» сценарий катастрофы, тут есть ещё выверт на уровне культур:
Резюме: отличный пример гуманитарной фантастики на рубеже XX и XXI веков.
VovaZ, 16 апреля 2015 г.
Довольно сильный роман, написанный «белым с душой чёрного». Я не знаком с творчеством Йена Макдональда, а потому сначала решил, что речь идёт либо о выходце из Африки, либо о жителе ЮАР. Уж слишком живо, близко и динамично удалось автору показать мир, с точки зрения кенийской деревенской девушки.
В относительно компактном произведении автору удалось с потрясающей живостью показать ментальной образ африканки, хоть и необычно интеллектуально развитой, для своего этноса, но всё же, совершенно отличающейся от нас. Тут и особенности внутренних отношений, и конфликт религий, и абсурдная интеракция между «риберальным» человечеством, местными властями со средневековым укладом, и населением.
Как не странно, Йен, казавшийся на деле, белым, да ещё жителем Великобритании, «жив» именно, пока события происходят на чёрном континенте. Попытка временно перенести события в метрополию значительно затруднила изложение. Действия героев становятся неестественными, объём пропадает. К счастью, автор довольно быстро возвращается в Африку.
НФ линия, на фоне драматической, выглядит гораздо слабее, и менее значимой. В конце концов вместо нашествия инопланетных нанороботов, можно было бы взять эпидемию Эболы, неурожай, землятресение. Любых подобных рамок было бы достаточно, что бы показать неуклюжесть и подлое лицемерия Запада, в изображени якобы «помощи» африканскому населению. Лицемерие, жестокость, покрытие произвола местных властей, отмывка денег, всё это весьма и весьма традиционно в подобных ситуациях.
Литературные параметры романа высоки. Хорошо сбитый, лаконичный сюжет. Высокий драйв вместе с глубокой содержательностью сцен. Живейшие герои.
Финал не убедителен, с точки зрения белого человека, но крайне убедителен, с точки зрения африканца. Возможность жить, не болея, чтобы еда падала прямо в рот, это ли не есть истинно новое общество? :)
Бурундук, 23 января 2014 г.
Маленький городок на безбрежных просторах Кении. Инопланетные биоконтейнеры, преобразующие наш мир во что-то чуждое и непонятное. Разрушение привычного уклада жизни и начало новой Эпохи. Эдакая смесь Пикника на обочине и Гадких лебедей, глазами юной африканской девушки. Эх, так все многообещающе начиналось…
Но, увы, ни во что особенное повесть так и не вылилась. Автор — хороший рассказчик. От самого процесса чтения я получила удовольствие, но не от произведения в целом. Зачем оно? Какова его идея? Какие-то бесцельные метания ни о чем. А этот типа новый мир — что в нем нового? В начале, когда ГГ видит его издалека в первый раз, веришь в его чуждость. Но в конце,
Поставила бы 5, но очень уж язык хорош (спасибо и переводчику). Поэтому – 6. Прочитав начало, ждала большего.
П.С. АБС – круче всех!
Daydreamer, 7 января 2012 г.
Сценариев Апокалипсиса множество. И инопланетное вторжение — не самый редкий из тех, что обыгрываются авторами всех жанров — от фэнтези и киберпанка до НФ и социально-философской фантастики. Что предложил нашему вниманию писатель, которого я безмерно уважаю, и которым восхищаюсь уже долгое время, мистер МакДональд? Все, казалось бы, банально. Однажды тихой африканской ночью над Килиманджаро вспыхнула яркая звезда, которая упала, оставив за собой светящийся след.. и принеся в себе космическую заразу, ЧАГО, непонятное растение, которое тут же уцепилось за землю и стало расти. Пятьдесят метров отвоевывало оно каждый сутки.. Пятьдесят метров теряли земляне каждый 24 часа...
Африканская девочка Тенделео стала не просто очевидицей — участницей развернувшейся борьбы с неизвестными захватчиками... Вот только, в реальности все оказалось совсем иначе, чем на самом деле.
Катастрофа, вывернутая наизнанку. Кажется, я еще не читала ничего подобного...
prokofyev, 5 мая 2008 г.
Не понравилось. Во-первых, в рассказе очень наивно критикуется христианство (что-то вроде: «Как же так, я Тебе поклонялся, а ты наслал на меня несчастья? Все, больше в Тебя не верю!»). Во-вторых, на мой взгляд, утопична идея о том, что технология (в данном случае нано) неотвратимо изменит общество к лучшему.
piglet, 19 апреля 2010 г.
Очень просто и непретенциозно. И все вопросы больные тоже решаются просто и безыскусно. Совершенно недостойно пера Макдональда