Питер Страуб «Мистер Икс»
35-летний нью-йоркский программист Нэд Данстен с детства подвержен странным припадкам: каждый день рождения он проваливается в какую-то иную реальность, видит страшного человека в черном, некоего Мистера Икса, и наблюдает убийства, которые этот человек совершает. Дальше — больше. Сны начинают материализовываться, Мистер Икс обрастает плотью и теперь уже преследует Нэда Данстена наяву…
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1999 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2000 // Роман | |
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2001 // Роман — Премия им. Августа Дерлета | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2001 // Роман, переведённый на французский |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nexus, 5 ноября 2021 г.
Было время, когда я очень любил захаживать в один маленький уютный книжный магазин, расположенный поблизости от моего дома. Прелесть его была в том, что там можно было найти издания, которые уже исчезли из продажи. И вот однажды, разглядывая полки в поисках чего-нибудь интересного, я зацепился взглядом за томик «Мистер Икс» Питера Страуба, выпущенный в серии «Шедевры мистики».
Синопсис романа показался мне интригующим, но тут мое внимание переключилось на что-то другое и я отложил книгу в сторону, мысленно пообещав себе купить ее в следующий раз. Однако случилось так, что «Мистера» все-таки увели у меня из под носа. Тем не менее, все последующие годы я помнил об этом произведении и своем желании его прочитать.
Что ж, совсем недавно я наконец-таки осуществил задуманное.
Роман Страуба повествует о молодом программисте из Нью-Йорка по имени Нэд Данстэн, каждый день рождения которого сопровождается припадками. В ходе них он становится как бы тенью загадочного человека и наблюдает за тем как тот жестоко расправляется с людьми.
Накануне новой круглой даты Нэд начинает чувствовать, что совсем скоро с его мамой должна случиться беда, что вынуждает его в срочном порядке вернуться в город своего детства Эджертон.
Понимая, что жизнь вот-вот покинет ее, Стар Данстэн называет сыну имя его отца, личность которого на протяжении долгих лет держалась в тайне. Нэд решает узнать больше о своем родителе и внезапно обнаруживает, что тот может быть связан с ненавистным ему Мистером Икс. Но последний тоже в курсе, что за ним идет охота и ждет удобного момента, чтобы пустить Нэду кровь. И хотя оба героя уверены в себе, победитель в их противостоянии будет только один.
Я прочел далеко не все романы Страуба, но полагаю, что не погрешу против истины, назвав «Мистера» его типичным произведением. В центре внимания автора опять окажется несколько семей, чье прошлое тесно переплетено самым причудливым образом. А распутывать этот клубок придется персонажу-одиночке, испытывающему на себе давление со стороны некой враждебной силы. Ну и конечно описано все это будет максимально подробно и порой весьма утомительно.
Пожалуй, это и есть основная проблема книги. Питер вываливает на читателя так много имен и деталей, что приходится прилагать значительные усилия, чтобы запомнить их все (ведь ты же не знаешь какие из них пригодятся в будущих главах). В результате сюжет выглядит крайне запутанным, хотя в финале ты понимаешь, что скелет истории был не таким уж сложным и если срезать с него все лишние наслоения, то «Мистер Икс» смотрелся бы гораздо привлекательнее (да и продвигаться по тексту получалось бы в разы быстрее).
Кстати, апогей занудства автора наступает именно в развязке. Нет, само столкновение Нэда с антагонистом вышло довольно бодрым, эффектным и запоминающимся, но вот то, что последовало за ним... Это какой-то неприлично растянутый и до зубовного скрежета скучный эпилог, по сути не добавляющий к картине романа никаких ярких красок. И эпилог этот, к слову, длится больше восьмидесяти страниц!
Такое ощущение, что Страуб настолько полюбил своих героев, что просто не мог расстаться с ними и продолжал писать о них хоть что-нибудь, дабы еще чуть-чуть продлить работу над книгой.
И в общем-то я тоже в некоторой степени привязался к персонажам (хотя иногда они меня не слабо так раздражали своим поведением), а посему с легкой грустью перевернул последнюю страницу романа. Все-таки умеет Питер закрутить интригу так, что мало не покажется. Жаль только, что она зачастую тонет в потоках его неудержимого красноречия. Совсем как Эджертон в ходе очередного осеннего половодья.
P.S. Краткая ремарка: если ваша душа требует ужасов, то «Мистер Икс» не сможет утолить вашу жажду. Несмотря на то, что в книге есть атрибуты темного жанра, ее тяжело в полной мере отнести к нему. Роман в лучшем случае можно окрестить триллером с элементами мистики, чем каким-то забористым хоррором. Жюри «Премии Брэма Стокера» как всегда сделало весьма странный выбор.
sawkaluga, 11 сентября 2019 г.
Скелет произведения интересен, самобытен, но всё, что постепенно наслаивалось на него — размыто до невозможности, что делает произведение затянутым и скучным. Слово скука не отпускает на протяжении всего романа, при том, что написан он изящным слогом. Некоторые повороты с вводом новых героев очень неожиданны и бьют в цель. В отзывах об этой книге постоянно мелькает «История с привидениями», так я тоже позволю высказать своё сравнение в пользу последнего: Историю я прочитал залпом, как стакан воды в знойный день в пустыне, остановиться было просто невозможно. Здесь же я наслаждался словесными конструкциями Страуба, и вместе с тем ждал финала, чтобы прекратить свой мучительный проход через дебри бесконечно появляющихся героев. Некоторые из них забываются сразу после прочтения главы о них, ввод в произведение других и вовсе вызывает вопросы надобности для сюжетной канвы. Да, роман неспроста получил почётные премии, написан мастерски, в нём происходит множество интереснейших событий, но мне хотелось хоррора, а тут его вроде как нет. Просто не совсем то, что мне хотелось, потому и моя оценка вот такая, безусловно заниженная.
Amorphis, 2 ноября 2018 г.
Перед тем как писать свой отзыв об этом романе, я прочел что думают об этой книге обитатели нашего с вами сайта. Товарищи я с вами полностью солидарен. Роман на очень крепкого читателя. Очень тяжело дается. Признаюсь читал я его с марта по ноябрь, чуть прочту и откладываю.
Не могу с определенностью сказать понравилась мне книга или нет. Что то в ней есть такое необычное цепляющее, но в тоже время некоторые моменты навевают тоску и скуку.
История сама очень интересна, про молодого парня который приезжает повидать мать, а в итоге становится участником всяких событий и пытается разгадать тайны покрытые пылью.
Есть в книге такие моменты когда идет повествования от Мистера Икса. Так вот читать там абсолютно невозможно, прям какая то абстракция и психоделия. Зачем то вставлена тема с Говардом Филлипсом Лавкрафтом,с ссылкой на роман Ужас в Данвиче. Тема по сути далека от Лавкравта. Романом вольным продолжением тоже не назвать. Такое ощущение что вставлена тема эта для красного словца. Заманить любителя хоррора чем то знакомым.
В самом начале романа зачем то вставлен момент гомосятины, можно было бы обрисовать картину и без этого момента.
Схожесть с «Историей с привидениями» есть, но небольшая. Больше из за запутанность семейных клубков. Хотя «Историю с привидениями» я могу смело назвать хоррором, а вот «Мистера Икс» нет. Больше смахивает на мистический детектив. Чем то похожим на Эдгара Уоллеса.
Зачем так Страуб напичкал роман ненужными элементами, останется загадкой, возможно рассчитывал что его роман возьмут на экранизацию. Семейная нить настолько сильно запутана, можно попросту не понять многое. Поэтому приходилось читать не торопясь,ну а для беглого читателя, под конец романа будет куча вопросов, потому что возможно не все смог понять,запомнить и учесть.
В общем вся тема которая была с главным так скажем злодеем не понравилась, получилось немного ватным и нерешительным. Сам главный герой весьма посредственный персонаж, чем то схож с главным героем Маккаммона «Участь Ашеров», но не настолько яркий. Родня главного героя,все эти тетушки,дядюшки, наверно самое худшее что было в романе, настолько приедаются сразу что в конце книги уже вызывают раздражения. Лирическая часть романа,оставляет желать лучшего. Как по мне лучше бы ее вообще там не было, чем такая.
Отмечу неплохую и неожиданную развязку в финале. Как бы с намеком: «А вы уверены кто настоящее зло?»
Чёрный Человек, 30 марта 2018 г.
За свою книгу «Мистер Икс» Питер Страуб был удостоен престижной премии Брэма Стокера, а также получил номинации на такие награды, как Locus, British Fantasy и International Horror Guild. Давайте попробуем разобраться — что же в ней так впечатлило критиков.
Роман построен на противоборстве двух героев. Заглавный персонаж, Мистер Икс — человек со всем не простой. Он владеет сверъестественными силами, считает, будто является эмиссаром Древних Богов лафкравтианского пантеона, а на досуге развлекается убийством людей.
За этими «развлечениями» потрясённо наблюдает его сын Нэд, который, впрочем, даже не подозревает, кто является его отцом. Он просто видит эти убийства в иной реальности, в которую выпадает в каждый свой день рождения.
Оказавшись в родном городке накануне очередного такого дня, Нэд узнаёт из уст умирающей матери имя человека, который, вероятно, и доводится ему отцом — Эдвард Райнхарт. И начинает поиски этой загадочной личности.
Немаловажную роль в данном произведении классика американской литературы ужасов играет, конечно же, мистическая составляющая. Но всё же не основную. Вторая сюжетная линия выстраивается вокруг повседневной жизни героя, где мы постепенно, вместе с самим Нэдом, узнаём тайны его семьи. Автор насыщает повествование большим количеством мельчайших подробностей — настолько большим, что даже местами задумываешься о том, является ли такой подход по-настоящему целесообразным. С одной стороны, такая детализация помогает читателю по-настоящему проникнуться настроением книги и обжиться в созданном автором мире, но с другой — некоторые из упомянутых персонажей и подробностей стираются из памяти к тому моменту, как они появляются в повествовании в следующий раз — приходится перелистывать обратно. Однако, именно эта манера изложения помогла Питеру Страубу продемонстрировать, что даже в окружении сверхъестественных событий людям приходится продолжать жить повседневной жизнью — им надо питаться, отдыхать, платить по счетам — и от этого никуда не деться, будь ты хоть трижды маг.
stenny, 16 июля 2015 г.
Начало , а именно часть, написанная от лица Нэда впечатлила своим фирменным страубовским стилем, все эти эпитеты, описания, сравнения и нотка обреченности (ну, придется как-то жить с этим) и интригующая деталь — череда приемных родителей, сразу же расположили к себе.
а потом часть, написанная от лица «Мистера Икс» — цинично-эйфористичная, с обращениями к к каким-то Прародителям ( я вспомнила недавно прочитанную «Историю с привидениями» и почему-то подумала, что может и Уондерли всплывет и еще что-нибудь из той тематики. ), выспренный слог и эпизод с убийствами в военном училище — это выбило из колеи и сильно озадачило, поскольку уж очень неприятный тип вырисовывался из этой главы, ну никак он не мог быть «вторым я» Нэда!
Потом, по мере дальнейшего чтения все стало на свои места.
Честно говоря, это настоящая головоломка, «нуар»-фэнтэзи.
Один герой, второй, не менее важный герой, причем до тех пор, когда Икс не произносит фразу «убить собственного сына» неясно, кто есть кто, является ли мистер Икс неким «внутренним альтер-эго Нэда».
Затем довольно логично автор подводит нас к тому, что существует еще и третий «я», и это было захватывающе.
Не знаю, почему все считают вершиной творчества Питера Страуба «Историю с привидениями», самые мои любимые это «Коко» и «Глотка».
«Мистер Икс» тоже стоит в одном ряду с этими романами, уж очень необычная композиция и даже если бы дело было не в конечной развязке, кто кого убил, то само ощущение «головокружительных поворотов» сюжета и характеристики персонажей — одно уже это производит сильное впечатление, а когда все нити вдруг начинают распутываться и сводиться к одной, то это просто сродни нахождению красивого решения заковыристой на первый взгляд, математической задачи.
Как говорится, шестерку накину хотя бы за технику, закрученность сюжета и оригинальность идеи. Жаль, что так мало описано про Роберта и его «душерасщипывающую» историю, и одновременно жалко Нэда.
Три балла за самих персонажей, а еще единицу — «за эстетическую красоту», даже жители трущоб Хэтчтауна описаны в духе «благородных разбойников», живописно, но отнюдь не «рвотно», как у Кинга.
ПС. Лаврафта давным-давно пробовала читать, но не пришелся, попробую взглянуть на него глазами Страуба.
ПС еще — может причина моих восторгов связана с тем, что я сама немного пишу ? Поэтому для меня имеет значение вся эта «кухня» с введением одного персонажа, введением другого и мастерство запутывания-распутывания сюжета?
zootsuit, 14 марта 2015 г.
не особо понравилось начало (ну может потому, что я не фанат повествований от первого лица). Потом со второй части становится довольно занимательно. Однако по мере «накручивания» элементов и флеш-бэков а-ля Санта-Барбара и без внятных разъяснений состояние заинтригованности неуклонно уступает место скуке и сонливости. Конец книги окончательно возвращает с небес на Землю, и последние страницы читаются быстро исключительно из желания как можно скорее её закрыть, чтобы уже не утруждать себя разрешением ребуса генеалогического древа вальтонутой семейки.
ИгRок, 23 апреля 2009 г.
Чуть измененный мой пост с сайта www.stephenking.ru
Настала пора поговорить о «Мистере Х» Питера Страуба. А этот роман знаменателен тем, что в 2000 года выиграл премию Stoker, и в числе номинантов были: Darker than Night (Owl Goingback – честно говоря, даже не знаю, кто это), Hannibal (Thomas Harris – старый добрый Лектор ), Low Men in Yellow Coats (Stephen King, часть романа/сборника «Сердца в Атлантиде»), Hexes (Tom Piccirilli – о нем знаю столько же, сколько и о Owl Goingback ). Поэтому просто было интересно, что представляет собой этот роман, если уж ему предпочли столь сильную вещь Стивена Кинга как «Низкие люди в желтых плащах» (здесь отбросим дискуссию о том, что же есть «Сердца в Атлантиде»: роман или сборник?). Сама книга, надо заметить, объемистая – как говорится, в лучших традициях Стива.
Как объяснить, почему книга понравилась? Трудное дело и безнадежное. Но попытаться-таки можно.
Интригующее начало/завязка, бодрое начало, провисание середины, встряска в концовке, банальный финал – вот примерная схема построения большинства романов Страуба. И этот неисключение.
Но чем все же берет Страуб?
Деталями. Характерами. Языком. Настроением. И стилем. (Здесь позволю себе цитату из «Пляски смерти» понятно кого: «…они англичане: оба <речь идет о Джеймсе Херберте и Рэмси Кэмпбелле > пишут чистой, прозрачной, грамматически правильной прозой, которую, кажется, способны сочинять только люди, получившие английское образование. Вы можете подумать, что способность писать четко и ясно лежит в основе таланта каждого писателя, но это не так. Если не верите, сходите в ближайший книжный магазин и полистайте там книги в бумажных обложках. Обещаю вам такое количество болтающихся причастий, не правильно расположенных определений и даже отсутствия согласования между подлежащим и сказуемым, что вы поседеете. Можно было бы ожидать, что редакторы и корректоры исправят такие ошибки, если этого не может сделать сам автор, но большинство из них так же безграмотны, как писатели, которых они пытаются править». Прямо-таки сегодняшняя российская ситуация в книгоиздании! Но продолжим.
Разумеется, это не шедевр («Мистеру Х» далеко до «Обители теней» и «Истории…»), но и не провал. Роман выделяется из потока того обилия книг ужасов, которые заполонили наш рынок в лучшую сторону.
Также «Мистер Х» будет интересен поклонникам Г.Ф. Лавкрафта, потому что сюжет построен на перекличках с его рассказами (Ктулху не Ктулху – но дело занятное). И кажется мне, что во многом благодаря этой параллели с Лавкрафтом Роман Страуба и получил Stoker'а – любители ужасов просто не смогли не отметить эту своеобразную дань уважения одному из прародителей жанра ужасов от англичанина. (Тем более, что от англичанина, потому что ГФЛ был больше англичанин, чем американец – разумеется, это ИМХО)
В общем, каждый поклонник ГФЛ должен по крайней мере ознакомиться/познакомиться с этим «Мистером…», а уж маст хэв эту книгу в личной библиотеке или ноу маст хэв – решать Вам.
P.S. Но Stokera я бы отдал «Сердцам в Атлантиде» всем сердцем
Homo Probus, 3 сентября 2009 г.
Я истинный поклонник творчества Говарда Лавкрафта. Но то, что Страуб включил его в сюжет, книгу не спасает. Очень нудно, очень много лишних описаний чьих-то историй жизни, семейных перипетий, много «воды». В конце концов, просто теряется суть сюжета и очень сложно понять, о чем вообще речь и что происходит. А смерть Мистера Икса – это вообще кошмар. Но нельзя, чтобы главный герой исчезал из романа так. Страуб мог бы придумать более яркую смерть для такого интересного персонажа. Книга очень затянута, я бы выкинула половину. Тем не менее, один раз прочитать можно. Но советовать бы другим не стала.
Сноу, 4 июня 2009 г.
Очень тяжело давался мне этот роман. Похож на «Историю с привидениями»? Ой, не знаю, не знаю. По мне так — совсем нет. Язык вкусный, да, но само повестование унылое, неспешное, холодное. Месяца два, два с половиной ушло на прочтение. В перерывах пролетали перед глазами другие книги, а «Мистер Х» пылился. Читался по 50-70 страниц за раз. «История», например, взахлеб прочитана была. Наверное, из-за такого длительного интервала я окончательно запутался в семейных перепитиях и потерял нить между Данстенами и Хэтчами, и дочитал только потому, что Страуб один из моих любимых авторов. Как-то так...
rustamblade, 4 февраля 2009 г.
Всегда считал Страуба «тежелым» писателем, начиная с «Истории с привидениями», очень тяжело начать , но потом затягивает. Мистер Х по стилю похож, острый сюжет присутствует, за перепитиями героя следить интересно. Кому «Истории с привидениями» понравилась, рекомендую
lenal_22, 25 августа 2007 г.
Сейчас дочитываю Мr. X в оригинале.
Ну оооочень нудно. Никакого острого сюжета. Ну есть, конечно яркие моменты, но в целом книга нудная, размазанная и затянутая, с ненужными на мой взгляд подробными описаниями жизни главного героя. Никаких острых ощущений. И за этими вот описаниями я никак не увижу главную сюжетную линию :insane: :dont: