Роджер Желязны «Рыцарь Теней»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Параллельный мир/вселенная | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Любой
Мерлин проникает в Крепость Четырех Миров, чтобы в конце концов решить загадку колдуна-преследователя. В активную игру вступают основные силы Вселенной — Огненый Путь и Логрус, знаки Порядка и Хаоса. Мерлин проходит подтеневой мир, спасает друзей и оживляет призраков. Он отказывается от предложенного выбора...
Входит в:
— цикл «Хроники Амбера» > роман-эпопею «Пятикнижие Мерлина»
- /языки:
- русский (20), английский (3), украинский (2)
- /тип:
- книги (24), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Доброхотова-Майкова (13), Г. Михайловська (2), Ян Юа (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
anubis000, 20 декабря 2008 г.
лучшая часть из приключений Мерлина. Мир Амбера становится ещё более многослойным. Участвуют первозданные силы этой вселенной. Противостояние Лабиринта и Логруса. Цикл становится ещё более увлекательным.
Ruddy, 15 ноября 2006 г.
Бедный Мерлин, не хочет ему судьба давать прав на счастье: ни Джулию не вернуть, ни Корэл не добиться.
Концовка опять поразила, я уже не удивляюсь. =)
Skiv, 28 июня 2008 г.
очень интересный сюжет! все больше узнаешь о мире Желязны, такие факты, о которых раньше и не задумывался
JokerLand, 23 августа 2006 г.
Интереано противостояние Мерлина с Джартом и Джулией! А Фракир — действительно хорошая, а самое главное, верная помощница Мерлина:smile:
glupec, 24 февраля 2018 г.
Желязны все-таки вернулся к стилистике самых первых книг. Нео-нуарный цинизм (чего стоят только переругивания между Мерлином и предателем Б. в «междутенье» ! А Дейрдре, бойко шпарящая на франсе, курящая, как извозчик, и вешающаяся на шею нашему принцу, приняв его -- внезапно -- не за того?..) И да, Роджер, на минуточку, забыл, что сам же писал раньше про Единорога. Теперь это не проходной персонаж, вся роль которого (-ой) сводилась к тому, что он(-а) родоначальник амберской династии -- но вполне себе мощная Б-жественная сила, у которой во Дворе Хаоса есть свой аналог: великая Змея. Кстати, сам Двор также получает имя (королевство Тельбэйн) => перестает быть абстрактным «кошмарно неэвклидовым местечком», а обретает конкретность и вещность.
Словом, декорации первого 5-книжия, такие простые, незамысловатые, но по-своему эпичные, оказываются сметены вихрем фантазии писателя. (Что он напридумывал в итоге, я говорить не буду, т.к. это надо было бы пересказывать всю книгу ;-)) Но, в общем, мне понравилось -- не каждый решится на такой отчаянный эксперимент (почти что стеб над собой); уж если вошел в некую колею, то 99% авторов в ней бы и продолжило двигаться... А этому все неймется -- рискует, переписывает на ходу собственный канон... И -- в итоге -- читателям скучать не придется!
Единственное, что «не вдохновило»: вот эти
з.ы.:
geodem, 23 октября 2016 г.
Дурацкое путешествие Мерлина, доставило массу положительный эмоций. Совсем другая сюжетная линия. Окончание заинтриговало. В противостояние двух великих сил – Хаоса и Порядка, привело Мерлина к открытию в осознании правды: «Путь так же мало печется о детях Амбера, как Логрус – о Владениях Хаоса. Силы заняты собой, противником, основными принципами мироустройства, Единорогом и Змеей, геометрическими проекциями, которых, скорее всего, являются. Им плевать на нас. Мы – букашки; в крайнем случае – порою орудия, порою – докучная помеха, нас можно использовать по мере надобности, а потом ломать…»
Немалую часть романа занимают диалоги с Фракир, которые наполненные юмором и иронией.
Нескорений, 19 мая 2022 г.
После «Знака Хаоса» возникло ощущение, что «Хроники» окончательно скатываются в уныние и самоповторы, поэтому, приступая к чтению предпоследнего тома, особых надежд на лучшее не было. Тем не менее, автору удалось удивить, оживив плавное течение событий, задать новый уровень интереса к происходящему, подняв планку на уровень глобального противостояния высших сил, рядом с которыми простые смертные, даже наделенные могущественными сверхспособностями, кажутся не более чем пешками, разменными фишками в извечной большой Игре Хаоса и Порядка. Структура мира начинает представляться в виде невероятно большой шахматной доски, где игроки просчитывают свои действия на много ходов вперед, поражая воображение хитроумностью своих далеко идущих замыслов. В то же время любая, даже самая незначительная деталь может сыграть роль переменной Х, нарушив планы и переведя игру в совсем новую плоскость бытия.
Первые пару глав автор отводит на уже набившую оскомину говорильню, где Мерлин беседует за обедом со своим старшим братом Мэндором и Джасрой, которая добилась контроля над Стражем четырех миров, где расположен Фонтан энергии, являющийся мощнейшим источником магических способностей. Странно, что такое важное место силы Мерлин благодушно уступает своей вчерашней оппонентке, которая хоть и является матерью его близкого друга, но наделена хитростью и коварством. В любом случае этого застольного разговора было не избежать, ведь читателю необходимо узнать, как Джулия дошла до жизни такой, почему её отношение к Мерлину изменилось и как ей удалось совершить трансформацию, превратившись в могущественную Маску, которая смогла на длительное время взять под контроль такую искушенную и изворотливую чародейку, как Джасра. Дальнейшие же события приобретают вообще неожиданный оборот.
Мерлин попадает в Междутенье, на изнанку известной вселенной, где получает квест результатом которого должен стать выбор стороны. Игроки подталкивают Мерлина к тому, чтобы он утратил свой нейтральный статус и определился за кого он стоит, ведь в нем течет кровь, как Амбера, так и Владений Хаоса, что даёт ему возможность выбирать. При этом герой отчаянно сопротивляется внешним воздействиям, расценивая этот квест, как насилие, давление со стороны. Междутенье представляет собой некий Лимб, мир, отраженный, как фотографический негатив, где не действуют известные законы, которые изрядно разнятся даже в отдельных Тенях. Мы помним, что в земных условиях у Мерлина не получилось бы собрать своего Призрака, компьютер, который действует на иных, не доступных земному пониманию физических законах, но в одной из удаленных Теней это изобретение смогло работать, как было задумано и даже обрело собственный разум.
Интерес создавшейся ситуации в том, что в Междутенье Логрус и Огненный путь не могут действовать напрямую, их сил здесь недостаточно, а уже одно это само по себе говорит о силе данного места, если даже два онтологических принципа, наделенных Сверхразумом, должны принимать правила игры и действовать сообразно этим правилам. В этой реальности Хаос и Порядок действовать напрямую не способны, влиять на происходящее они могут только через своих агентов, то есть всех, кто когда-либо сумел пройти до конца Огненный путь или Логрус эти Силы могут восстановить в виде полной копии, наделенной всеми признаками оригинала, включая воспоминания, записанные в памяти до момента окончания прохождения Пути / Логруса. При этом убивать таких призраков мало толку, через несколько часов их могут клонировать заново и вновь запустить в оборот. Полагаться на силу и магию Мерлину здесь не стоит, нужно действовать быстро и изобретательно.
Такой вот хитрый прием с призрачными агентами очень сильно развязывает автору руки, позволяя сводить протагониста даже с давно умершими персонажами, воскрешая их из мертвых. Непонятно только почему Логрус и Путь не используют возможности клонирования на полную, производя лишь одного клона, и воскрешая его лишь после уничтожения. Достаточно было сделать пяток-другой бенедиктов, к примеру, чтобы Мерлин оказался в полностью безвыходном положении — либо гибель, либо подчинение силе, которая создала призраков. На время защитный амулет Мерлина Фракир получает способность общаться со своим хозяином телепатически, что несколько компенсирует утрату Мерлином устной речи, но мало помогает в отсутствии привычных заклинаний, с помощью которых он с легкостью решал все сложности в предыдущих книгах. Вот это именно то, что требовалось — установить ограничения, лишающие протагониста легкости преодоления препятствий.
Учитывая всё сказанное выше, мы помним ещё и о том, что Огненный Путь существует не в единственном экземпляре, помимо изначального существует и Путь Корвина, проложенный перед решающей битвой с Хаосом. Кроме того, Призрачное колесо, созданное Мерлином, уже достигло уровня, позволяющего ему вести свою игру, хотя от мечтаний о всевластии Призрак уже отказался, посвятив себя помощи своему создателю. Эти факторы и позволяют нарушить сценарий, прописанный с учетом того, чтобы продолжать Игру, соблюдая биполярный статус-кво. Если добавим к этому мощнейшие артефакты, один из которых — Судный Камень — находится в Амбере (точнее у Мерлина, который на время заимствует его из тайника Рэндома), то окончательный исход Игры становится предсказать крайне сложно. Все ниточки завязаны на Мерлине, и финал, к которому мы приступим в следующем томе, будет зависеть исключительно от его выдержки, последовательности и благоразумия.
URRRiy, 21 ноября 2019 г.
Чем дальше влез, тем ближе вылез — так вот, эта пословица не про роман «Рыцарь теней» (или отражений). Фактически наоборот, чем глубже Мерлин увязает в противостоянии Логруса и Лабиринта (Змея и Единорога), тем все дальше от читателя понимание, когда и чем все это кончится.
Существенная часть книги посвящена выбору Мерлином определенной стороны, кстати, в игре есть ещё и третий сопоставимый по мощи игрок. Причем существенно более дружелюбно, даже почти по-родственному (не по-амберски!) относящийся к сыну Корвина. По крайней мере, негативно настроенных призраков-кровососов не насылает. Основная интрига романа — это как раз выбор Мерлина.
Если оценить книгу, то она ничуть не хуже предыдущих, так же поддерживается авторский тренд на подбрасывание каких-либо интересных новинок в каждой следующей серии пятикнижия, раскрытие очередных подробностей из мира Амбера либо Хаоса и их отражений, либо пресловутого третьего игрока.
Как вывод: автор подтвердил квалификацию, книга соответствует общему высокому уровню Хроник Амбера.
necrotigr, 28 января 2007 г.
Из первых четырех частей Хроник Мерлина эта — лучшая и наиболее юморная :smile:
k2007, 10 ноября 2016 г.
В этой книге цикла автор усложняет свою вселенную. Полюса мира (порядок и хаос) — это не только Амбер и Дворы Хаоса, за этими понятиями лежит гораздо более сложные структуры, которые ведут игру между собой, и может оказаться так, что члены королевских семей Амбера и Дворов — только фигуры на гигантской многомерной игровой доске
квинлин, 16 июня 2007 г.
Довльно много...немного странных персоанжей, вроде Колеса. Но мне кажется, что они — достойные ...соседи принца Хаоса. Мерлина.
getoutaway, 14 июня 2007 г.
Слишком уж всё закручено, целая толпа детей Оберона, Колдуны которые так же могут ходить по отражениям, Колесо-Призрак, да ещё и две первоначальные силы борются между собой. Хотя всё это странным образом сплетается в очень интересный и затягивающий роман.
sys666, 21 июня 2013 г.
Концовка, конечно, как всегда необычна, узнаешь что-нибудь новенькое, что переворачивает в определенном смысле все с ног на голову..