fantlab ru

Роджер Желязны «Пятикнижие Мерлина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Оценок:
4254
Моя оценка:
-

подробнее

Пятикнижие Мерлина

The Merlin Cycle

Роман-эпопея; цикл «Хроники Амбера»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 188
Аннотация:

Вторая половина Хроник Амбера повествуется от имени Мерлина — сына Корвина и Дары из Царства Хаоса. В Мерлине течет кровь двух миров. И та и другая — королевская кровь. Сам он — маг, что, впрочем, в Царстве Хаоса столь же заурядно, как и владение мечом в Амбере. Постепенно решая навалившиеся вдруг на него проблемы, Мерлин оказывается на распутье — все силы мира призывают его сделать выбор между Амбером и Хаосом, что навеки склонит чашу весов, выведя мир из состояния равновесия.

С этим произведением связаны термины:

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


  • + Prolog to Trumps of Doom  [= Prologue from the Trumps of Doom; Пролог к «Козырям Рока»] (1985)  
8.30 (1056)
-
2 отз.
  • Карты судьбы / Trumps of Doom  [= Знамения Судьбы; Козырные карты судьбы; Козыри судьбы; Козыри Рока] (1985), написано в 1984  
8.37 (4317)
-
39 отз.
8.34 (4282)
-
28 отз.
8.33 (4172)
-
23 отз.
8.27 (4072)
-
28 отз.
8.32 (4124)
-
36 отз.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод) (первые 4 книги цикла)

Похожие произведения:

 

 


Знак Хаоса
1990 г.
Знаменья судьбы
1990 г.
Кровь Амбера
1990 г.
Девять принцев Амбера
1992 г.
Козырные карты судьбы
1992 г.
Рыцарь отражений
1992 г.
Сборник фантастики в 3-х томах. Том 2
1992 г.
Сборник фантастики в 3-х томах. Том первый
1992 г.
Хроники Амбера
1992 г.
Хроники Амбера
1992 г.
Принц Хаоса
1993 г.
Сборник фантастики. Том четвертый
1993 г.
Хроники Амбера
1994 г.
Принц Хаоса
1995 г.
Миры Роджера Желязны. Том 22
1996 г.
Миры Роджера Желязны. Том 23
1996 г.
Хроники Амбера. В пяти книгах. Книга 4. Кровь Амбера. Знак Хаоса
1996 г.
Хроники Амбера. Книга 3
1996 г.
Хроники Эмбера IX-X
1996 г.
Хроники Эмбера VII-VIII
1996 г.
Хроники Эмбера. Книга 5-6
1996 г.
Миры Роджера Желязны. Том 24
1997 г.
Хроники Амбера. В пяти книгах. Книга 5. Рыцарь Теней. Принц Хаоса
1997 г.
Владения Хаоса. Карты судьбы
1998 г.
Кровь Амбера. Знак Хаоса
1998 г.
Рыцарь теней. Принц Хаоса
1998 г.
Хроники Амбера. Том 2
2001 г.
Хроники Амбера
2004 г.
Хроники Амбера. Том 2
2004 г.
Знак Хаоса
2005 г.
Карты Судьбы
2005 г.
Кровь Амбера
2005 г.
Принц Хаоса
2005 г.
Рыцарь Теней
2005 г.
Хроники Амбера
2007 г.
Хроники Амбера
2008 г.
Хроники Амбера. Книги Мерлина
2015 г.
Карты Судьбы
2017 г.
Знак Хаоса
2017 г.
Кровь Амбера
2017 г.
Хроники Амбера
2017 г.
Рыцарь Теней
2017 г.
Принц Хаоса
2018 г.
Карты судьбы
2022 г.
Кровь Амбера
2022 г.
Знак Хаоса
2023 г.
Рыцарь Теней
2023 г.
Принц Хаоса
2023 г.

Самиздат и фэнзины:

Амбер
1989 г.
Знак Хаоса
1991 г.
Знамения судьбы
1992 г.
Кровь Эмбера
1992 г.

Аудиокниги:

Знак Хаоса (аудиокнига MP3)
2007 г.
Карты судьбы
2007 г.
Кровь Амбера
2007 г.
Принц Хаоса
2007 г.
Рыцарь теней (аудиокнига MP3)
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Prince of Chaos
1992 г.
(английский)
Trumps of Doom
1995 г.
(английский)
Blood of Amber
1995 г.
(английский)
Sign of Chaos
1995 г.
(английский)
Knight of Shadows
1995 г.
(английский)
Prince of Chaos
1995 г.
(английский)
The Great Book of Amber: The Complete Amber Chronicles, 1-10
1999 г.
(английский)
The Second Chronicles of Amber
2005 г.
(английский)
The Road to Amber
2009 г.
(английский)
Хроніки Амбера: Козирі Долі
2017 г.
(украинский)
Хроніки Амбера: Козирі Долі
2017 г.
(украинский)
Кров Амбера
2018 г.
(украинский)
Кров Амбера
2018 г.
(украинский)
Знак Хаосу
2019 г.
(украинский)
Лицар Тіней
2019 г.
(украинский)
Принц Хаосу
2019 г.
(украинский)
Хроніки Амбера. П'ятикніжжя Мерліна
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые пять книг несмотря на ряд недостатков все-таки был удачными. А вот про Мерлина — совсем разочарование. Это самая настоящая халтура. если пропустить какую-то из книжек ничего существенного не изменится — сюжет до ужаса нелепый. Все начинается с каких-то мелких интрижек и достигает противостояния сил вселенского масштаба. Причем все слишком сильно притянуто за уши

Мотивация ГГ не логична от слова вообще. Обладая огромным могуществом (Эмберцы из первой книжки о таком даже и мечтать не могли) — он карты может рисовать людей и мест и магией обладает, да и физически развит, тем не менее ведет себя как полный лох. У него судя по всему совсем плохо с девушками, поэтому по ходу повествования сразу же кидается на всех подвернувшихся, даже когда ни разу не время для таких вещей. И большую часть повествования бегает на побегушках у тех, кого вполне логично было бы как минимум послать, а то и накостылять.

Кажется, в 4 книге автору стало совсем плохо, потому что без расширяющих сознание препаратов читать стало совсем тяжело.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй пятитомник, в отличие от вполне удачного первого, получился чрезвычайно рыхлым и сумбурным, да и правила игры существенно изменились — стало больше магии и действующих лиц, Лабиринты почему-то обрели разум и включились в борьбу. Мир Хаоса теперь ничем существенно не отличается от мира Амбера, разве что чуть менее стабилен, в то время как в первых книгах они противостояли как добро и зло. Число тайн настолько умножилось, что разобраться невозможно; видимо, Желязны надеялся, что успеет написать третий трёхтомник, но не судьба.

А жаль, космография Амбера была задумана блестяще.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

История Корвина из Амбера является вполне самостоятельной, завершенной и не требующей продолжений, тем не менее автор создал аналогичные «Хроники», посвященные его сыну по имени Мерлин. Ничего принципиально нового Хроники Мерлина не привносят, но обогащают нас информацией о космогонии Амбера и Хаоса, знакомят с рядом могущественных артефактов, добавляют целую линейку новых персонажей, при этом позволяя снова встретить и старых хорошо знакомых героев. Если вам пришлись по душе приключения Корвина, то читать продолжение стоит, но следует учитывать, что это те же яйца, только в профиль. Кроме того, любой сериал со временем начинает тонуть в самоповторах и тем самым вызывать перенасыщение, по этой причине, если решите прочесть все десять романов одним махом, то рискуете в определенный момент почувствовать изжогу и забросить чтение. Хотя автор умеет поддерживать интригу и сохранять читательский интерес до самого конца.

Во многом Мерлин напоминает своего отца, как внешне, так и по поведению, но всё же это иная личность, его нельзя назвать клоном Корвина. Мерлин в большей степени полагается на свои магические способности, предпочитает сражаться не мечом, а набором мощных заклинаний, хотя и от фехтования при необходимости не увиливает. Вместо прославленного магического меча Грейсвандир у Мерлина есть разумный браслет-удавка Фракир, так же ему время от времени приходится взаимодействовать с созданным им искусственным интеллектом под названием «Призрачное колесо». Если с Корвином мы знакомимся в клинике, где он пребывает в состоянии амнезии, то Мерлин изначально в курсе всех дел, читателю не приходиться заново осваивать все азы, связанные с пользованием Картами и перемещением по Теням. Кроме того, двойственное происхождение Мерлина от Амбера и Хаоса дает ему ещё целый ряд существенных преимуществ перед родителем.

Вообще, на всем протяжении истории Мерлина, ощущается, что автор ему чересчур симпатизирует. Даже когда в его жизни происходят события, к которым можно провести чёткие параллели с историей Корвина, новому протагонисту всегда удается выйти сухим из воды и с гораздо меньшими потерями, чем его отцу. К примеру, если автору вздумается подвергнуть Мерлина лишению свободы, то это будет спокойное и тихое местечко с мягким спальным мешком и кучей вкусной еды, да и продлится этот преиод несколько недель, а не лет, а уж о такой дикости, как принудительное ослепление и речи не идёт. Если Корвин перемещался по Теням либо физически, либо с помощью Карт, то его сын может запросто использовать в качестве дополнительного средства возможности «Призрачного колеса» или вообще отыскивать любой материальный предмет в Тенях не сходя с места, пользуясь возможностями Логруса, хаотического аналога Огненного пути.

Пользоваться магией гораздо проще, чем прорубать себе путь мечом, но даже наделив Мерлина арсеналом продвинутого чародея, автор не упускает случая каждый раз ещё больше облегчить ему жизнь, подкидывая тот или иной могущественный артефакт, с которым жизнь становится еще проще, а уж умение буквально на коленке нарисовать любую карту, неважно места или человека и вообще лишает смысла непосредственное физическое путешествие по Теням. По этой причине большую часть сюжетного времени Мерлин занимается не преодолением разных опасностей и не участием в сражениях, а болтовней с второстепенными персонажами и дегустацией всевозможных кушаний. Учитывая частоту мерлиновых трапез, выглядеть он должен примерно как японский Ёкодзуна, так что ему повезло ещё, что создания Хаоса могут трансформировать своё физическое тело в любую нравящуюся им форму по желанию, хоть отвратительного демона, хоть писаного красавца.

Изначально Мерлин подчеркивает свой нейтральный статус, не желая вставать ни под знамёна Хаоса, ни под стяги Порядка. Тем более он избегает всяческой личной ответственности, хотя ему упорно прочат трон во владениях Хаоса. Постепенно он становится ключевой фигурой, все сюжетные ниточки завязываются на нём, не только обычные персонажи, но и сверхразумные космические Силы воспринимают его в качестве Джокера, который может решить исход затянувшейся партии между Змеем и Единорогом. В середине цикла действие начинает заметно провисать, событийность сюжета стремится к нулю, что изрядно убивает читательский интерес, который автор не забывает подпитывать, забрасывая очередной эпичный клиффхэнгер в концовке каждого романа. Количество второстепенных персонажей и всевозможных родственников Мерлина как со стороны Амбера, так и Хаоса растёт в геометрической прогрессии, порой приходит мысль, что надо бы читать с карандашом.

При всём при этом остается ощущение какой-то несерьезности происходящего — вчерашние враги с легкостью становятся друзьями и начинают помогать с не меньшим рвением, чем некоторое время назад вставляли палки в колеса. Даже какого-никакого внятного антагониста, который мог бы сравниться с Брэндом, чуть не уничтожившим мир во времена Корвина, автор предложить нам не может, хоть и пытается. Младший брат по линии Хаоса Джарт слишком глуп и неудачлив, ему ближе была бы роль комического персонажа, бывшая возлюбленная Джулия имеет слишком примитивную мотивацию для того чтобы мыслить её злодейкой, а призрачный суперкомпьютер немножко побунтовав против создателя быстро становится его послушным помощником. Говорить о каком-то драматизме, сверхнапряжении не приходится, ведь Мерлин очень напоминает типичного «избранного», в котором находит своё воплощение нереализованное альтер-эго автора.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и одолел я второе Пятикнижие… Не буду вдаваться в подробности (иначе я не закончу этот отзыв до вечера), но для меня это был уже другой мира Амбера и Хаоса, нежели в первой пенталогии. Другой, в чём-то даже разрушивший тот мир, опустивший его с такого своеобразного авторского и в чём-то строгого до уровня обычной коммерческой фэнтези – магия (которой и в помине не было раньше), кучи артефактов, и магические силы, идущие чёрт знает откуда, но только не от Огненного Пути и Логруса. Это такой, самый яркий пример – так-то их гораздо больше, моментов похеривших всё оригинальное, что было в цикле о Корвине. Да, коммерция… Пять книг продолжения для влюблённого читателя, что проглотит теперь всё, и спустит все нестыковки и нелогичности – а их тут было пруд пруди. А это печально. Я читал, и частенько с грустью вспоминал, и мир первых книг, и самого героя, который без всяких магических примочек, только своей силой воли и умом пробивал путь к победе, не то что Мерлин, у которого и Путь, и Логрус, и мощный спикард, и куча всего, но который раз за разом наступает на одни и те же грабли так, что хочется кричать (особенно нравится то, как он вечно идёт на уступки даже людям, которые находятся в его власти, даже в плену и доверяется, кто раз за разом пытается его убить!), так ещё и получает люлей от персонажей типа Джарта, неряхи, что постоянно теряет то пальцы то уши. Снизился уровень. Снизился уровень вообще, превратив всё в средней руки фэнтези-жвачку. И первую, и вторую пенталогии я читал и раньше, и если первая мне запомнилась, оставила очень неплохой след, то вторая не запомнилась вовсе (кроме четвёртой книги, но об этом отдельный разговор), и, наверное, именно по этой причине.

Первый роман ударил в глаза различием с книгами о Корвине, таким размыванием авторского мира первой пенталогии. Ко второму и третьему роману я начал более-менее привыкать, успокаиваться, принимать всё как есть, на этом самом уровне коммерческой фэнтези-эпопеи со всеми её ляпами и клише; в каком-то смысле даже начал получать определённое удовольствие. Четвёртая книга, «Рыцарь Теней», по-настоящему обрадовала, так как в ней вернулся и дух, и размах первой пенталогии (наконец-то!); вернулся и уровень проблем, и своеобразие. Этот роман оказался единственным, который запомнился после давнего первого прочтения. Я воспрянул духом, ожидая, что вот, наконец-то, всё вернулось, и концовка будет достойной, мощной. Но финал, последний роман – как удар под коленную чашечку… Это был, по-моему, апогей нелогичности, в котором многое, очень многое, вместо того чтобы найти своё явное (и как я надеялся, сильное, неожиданное) завершение, оказалось просто смазанным, спущенным как на тормозах. У меня даже ощущение сложилось, что автор, возможно даже, устал тащить историю, и ему уже просто захотелось закончить, и неважно насколько логически или сильно это получится…

А в конечном итоге – вот то ощущение коммерческого продолжения, сниженного до уровня стандартного фэнтези, от которого, в конце концов, устал даже автор. Устал, но оставил на всякий случай лазейки для продолжения, будь на то спрос или собственное желание… Нет, может быть на уровне подобных же средних циклов фэнтези-жвачек это подцикл и неплох всё-таки, но на фоне первого, такого цельного, своеобразного и удивительного Пятикнижия, это, по-моему, понижение, значительный шаг назад. И это печально.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Пятикнижии Мерлина» главным героем становится сын Корвина, героя предыдущих частей. Мерлина многое отличает от отца. Если Корвин полагался в основном на свой ум и меч, практически не пользуясь магией (кроме тех моментов, когда перемещался по Теням или создавал новый Огненный Путь), то Мерлин использует магию на полную катушку. Он кажется более легкомысленным. Являясь магом, он обладает гораздо большими силами и могуществом, чем отец, но, в своих приключениях часто попросту плывёт по течению, лишь в самом конце бросая все силы на достижение цели.

Есть у него и общие с отцом черты. Как и отец, он оказывается в центре смертельно опасных интриг, становится мишенью для изрядного числа врагов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но, как и Корвин, он побеждает не уничтожая неприятелей, а, фактически, мирится с ними, договаривается, и оказывается в выигрыше. (Корвин в своё время помирился со всеми родственниками, кроме Брэнда. Мерлин уничтожает только несчастного колдуна с Земли, Виктора Мелмана.)

В этих книгах Желязны продолжает углублять свою вселенную и несколько перегружает её деталями по сравнению с первыми романами. Существовавшая по определённым чётким законам вселенная Амбера и Хаоса становится всё более «размытой», в ней становится уже возможным практически всё, что угодно. Безграничная магия делает этот мир менее правдоподобным и живым. Но, тем не менее, цикл очень даже интересный и впечатляющий.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Сила — это сила. Она страшна до тех пор, пока ее не поняли.»

«Это хрупкое, ускользающее понятие, которое мы называем «правда«!.. Когда она неожиданно всплывает на поверхность, наступает страх перед деталями.»

«Иногда жернова Богов вращаются слишком быстро, черт возьми, и нас с головой засыпает перемолотым.»

*

Продолжаю путешествие по мирам цикла «Хроники Амбера». Начало этой части оказалось невероятно захватывающим и с первой строчки увлекло детективной интригой. Вот уже несколько лет в один и тот же день с героем по имени Мерль Кори случаются непредвиденные происшествия. В очередной раз столкнувшись со смертельной опасностью, он начинает искать причину злополучной цикличности. Что же все-таки происходит? Вся эта череда несчастий — чья-то глупая шутка, злой рок, период «прошитых» черных дат или что-то другое? Зачастую, чтобы понять настоящее надо вспомнить прошлое. А прошлое у него самое что ни на есть богатое. И как всегда, ответы оказываются еще загадочнее, чем ситуация, породившая вопросы.

»- Ну, как дела в Хаосе?

- В данное время — хаотично...»

Не могу воспринимать книги Мерлина отдельно от книг Корвина, так как для меня все они запечатлелись в памяти одной большой историей. Поэтому читать их лучше всего подряд, чтобы не потерять нить сюжета и накопленные эмоции. Если в предыдущем пятикнижии автор всех долго знакомил с миром Порядка (Амбер), то это здесь он расширил вселенские границы и рассказал нам о мире Хаоса (Хаос). Героям предстояло много путешествовать, разбираясь в мироустройстве Вселенной и восстанавливая баланс между Хаосом и Порядком. И эти путешествия были очень увлекательными! Не забывает автор и об отражениях этих миров. Другими словами, скучать от однообразия антуража точно не придется. Снова миры красочным калейдоскопом раскрывались перед читателями, а их описание иногда вызывало мурашки. Повествование наделено невероятно поэтичным слогом, достойным восхищения. Здесь так мастерски передавался милый взору уют и первозданная красота окружающей действительности, что мне не хотелось уходить с этих страниц. Приятно было с героями неторопливо прокатиться по сельской местности, вдыхая осенний воздух, любуясь сверкающей на влажных лугах росой и слушая пение птиц, улетающих к солнечным островам. Поэтому происходящие тревожные события воспринимались обычными жизненными неурядицами. Оптимизм и вера в лучшее здесь заполнили все пространство.

«Я стоял на пригорке над садом, восхищаясь видом расстилавшейся внизу осенней листвы. Ветер играл моим плащом. Дворец купался в густом полуденном свете. В воздухе стоял холодок. Стайка опавших листьев пронеслась подобно леммингам, мимо, и улетела, трепеща, за край тропы.»

Книги Корвина отлично иллюстрировали эпическое направление истории. Назвать эту часть цикла эпической сложно, хотя она и задевала проблемы, которые из сугубо межличностных плавно вырастали до вселенских масштабов. Тем не менее, книги Мерлина во всех смыслах слова «унаследовали» основные примечательные черты своих предшественников. По-прежнему поддерживалась сумасшедшая динамика событий, с крейсерской скоростью проносящихся перед глазами. Как автор умудрился сохранить ее и не испортить при этом ни один эпизод, остается только догадываться. Иногда казалось, что мое восприятие не успевало за изменением положения вещей истории. Некоторые моменты пришлось даже перечитывать, дабы понять смысл произошедшего. Другими словами, зевать здесь нельзя, да и особо некогда. Интерес усиливался в том числе и привнесенными маленькими элементами научной фантастики. А так же очень понравились отсылки к творчеству Кэрролла, которые на этот раз составляли антураж большого эпизода одной из книг. Много было неожиданных поворотов сюжета, особенно в финалах книг. Также «наследственность» от предыдущей пенталогии ярко выражалась в ироничной манере повествования, иногда подкрепленной абсолютно нелепыми сценам. Они вызывали улыбку и создавали веселое настроение.

«Рядом с нами, совершенно голый, если не считать повязки на глазу, стоял Джарт, улыбаясь и сияя от переполнявшей его пульсирующей энергии.

- Рад, что ты заскочил, брат. Жаль только, что не сможешь остаться.

- У тебя шнурок развязался, — произнес я, ибо ничего другого в голову не пришло.»

Эти книги осознавались легче, чем предыдущие. Возможно, уже был выработан некий «иммунитет» к огромному числу имен и лиц (многие из которых перекочевали из предыдущего пятикнижия) и понятна специфика мироустройства. Но автор не останавливается на достигнутом. Появляются новые персонажи, которые вместе с уже знакомыми выступают на второстепенных ролях. Не скрою, что буквально с первой страницы ждала явления героя, полюбившегося со времен первых книг. Мерлин тоже интересен, но скорее своими недостатками, чем достоинствами. В прикладной науке его умственные способности вызывают восхищение, а вот в житейских делах он выглядит абсолютным недотепой. Путь героя усеян трупами буквально с первой главы, но на любое предупреждение он смотрит сквозь пальцы. Самоуверенность и «юношеский» максимализм здесь сошлись в одном образе. Меня Мерлин не раздражал, а скорее умилял своим поведением. Однако, где скрывается мудрость, обитает разум и согласие он знать не знал. Его жизнь представляла собой бесконечный хоровод со зловещими, постоянно меняющими облик лицами. Особого «становления героя» я здесь не увидела, хотя и был небольшой личностный рост на фоне мук выбора жизненных приоритетов.

«Неожиданно у меня возникло такое ощущение, будто на некоей войне мне отстрелили способность к критическим суждениям. Я не мог сосредоточиться к аномалиям, которые наверняка здесь есть. Я знал, что запутался, но не видел выхода.»

Появились интересные женские персонажи, которые вслед за собой влекли сердечную линию сюжета. Однако автор не делал акцент на любовных взаимоотношениях и они оказались настолько мало воспетыми, что при поверхностном прочтении их можно было легко не заметить. Это вовсе не говорит о том, что герои бессердечны. Нет! Они любят, теряют, пребывают в поиске и стараются быть счастливыми. Но это вынесено за рамки основного сюжетного течения и представляло собой малозаметный фон. Все персонажи были интересны, но не до конца раскрыты. Я бы выделила среди них лишь двух героев, за взаимоотношением которых с удовольствием наблюдала. Представляя собой абсолютно разных личностей, один из них напоминал вечно доверчивого простака, другой — прожженного пройдоху. Этими образами автор наглядно показывал пример крепкой мужской дружбы, проверенной временем.

«Мы многим были друг другу обязаны; когда люди знают друг друга так долго, трудно вести счет долгами обидам.»

Несмотря на видимость клиффхенгера, развязка основной сюжетной линии была и она отлично украсила кульминацию. Поэтому финалом я осталась довольна. Что касается всего второстепенного, то впереди героев ждет много интересного, но нам об этом можно только догадываться. Думаю, что «Хроники Амбера» будут интересны не только любителям жанра фэнтези, но и всем, кто ценит по-настоящему качественную художественную литературу. Каждый сможет найти на страницах этого шедевра что-то свое. Ну а я, в свою очередь, не прощаюсь с прекрасным Амбером и буду надеяться, что когда-нибудь снова стану гостьей на его страницах.

«Амбер, бессмертный город, недосягаемая вершина для всего Истинного Мира, я никогда не смогу забыть тебя...»

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взгляд на Амбер с другой стороны. Оказывается, Дворы Хаоса — это вполне себе место для жизни, со своими интригами, чаяниями и надеждами. Опять же, магический мир не сводится к Амберу и Дворам Хаоса, к Хаосу и Порядку — есть и другие полюса силы, и там тоже сидят не злобные монстры, алчущие крови, а вполне себе прагматичные деятели.

Вообще, это пятикнижие интересно именно как взгляд, условно скажем, современного человека на средневековые династии. Мерлин не хочет трона и крови соперников, он хочет компьютеры проектировать. Но вот только фамильное наследство этим заниматься не дает. «Груз тяжких дум наверх меня тянул, а крылья плоти вниз влекли, в могилу».

Нуивот

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

[p]Вторую часть «Хроник Амбера» невозможно оценивать в отрыве от первой. Да и читать отдельно не стоит, поскольку в отрыве ускользнет главное — развитие изначального мира и изменение менталитета нового поколения амберской династии.

[p]Девять принцев Амбера принадлежат эпохе земного Средневековья, хоть и путешествуют по разным Теням и часто посещают современную Автору Землю. Корвин, Рэндом, Бренд и прочие комфортно чувствуют себя с мечами и конями; автомобили, револьверы, телефоны — это не их среда, хотя пользоваться всеми этими приспособлениями принцы умеют, естественно. А вот Мерлин уже совсем другой, так же, как Ринальдо. Этим парням меч на бедре в тягость, а лошадь не кажется особенно удобным средством передвижения, хотя фехтовать и управляться с конями они умеют не хуже, чем принцы предыдущего поколения. Но комфортная среда у них уже иная, приближенная к земной середины двадцатого века.

[p]Мир Амбера также претерпел существенные изменения, и в глобальном плане, и по мелочам. Причем в первую очередь внимание привлекают мелочи. Так, в первой части Хроник умение пользоваться картами было присуще только членам королевской семьи. Во второй же карточными коммуникациями занимаются все, кому не лень, даже слепая королева Вайол, что вызывает недоумение. Также и Путь внезапно оказывается проходимым в Тенях для любого желающего; прохождение теневых Путей имеет свои особенности, но в целом дает любому человеку способность перемещаться по Теням. Грань между королевской семьей Амбера и обычными смертными размывается.

[p]С одной стороны, такое развитие сюжета по ходу чтения вызывало внутренний протест — не верю я, что карты и Путь могут быть доступны любому земному сенситиву. С другой же, в финале первой части произошло глобальное событие: Корвин создал второй действующий Путь. А потом Мерлин сконструировал свое Призрачное колесо, тоже весьма странный объект, сопоставимый по масштабам с Путем, Логрусом, Камнем. Высших Сил стало уже не две, а как минимум четыре, причем четвертая — Призрачное Колесо — выступает своего рода Серым Ферзем амберского мира. При таких условиях равновесие действительно могло нарушиться и дать толчок к расширению доступности амберских артефактов.

[p]В Пятикнижии Мерлина Высшие Силы Хаоса и Порядка, можно сказать, пошли вразнос. Если в первой части Хроник силы эти выступают как базовые принципы мироздания, которые герои стремились познать и использовать, то во второй части каждая из Высших Сил внезапно персонализируется в нечто, подобное олимпийским божествам, весьма могущественное и склочное. Такая трансформация меня не порадовала. Все-таки изначально силы Хаоса и Порядка были заявлены в Хрониках именно как фундаментальные принципы Вселенной, а фундаментальный принцип не воюет, не жаждет власти, не манипулирует людьми. Он просто есть и ему невозможно противиться. Логрусу же и Путю из Пятикнижия Мерлина противиться можно, Мерлину это удавалось не раз, да и сила подрастающего Призрачного Колеса постепенно стала сопоставимой с силами Логруса и Пути.

[p]И возникает вопрос: а что же такое Логрус и Путь? На проявление фундаментальных принципов они уже не тянут. Тему противостояния Хаоса и Порядка как основы стабильности Вселенной Желязны благополучно слил, когда позволил Оберону починить изначальный Путь. У порядка стало два полюса, а мироздание никаких глобальных изменений не претерпело. Получается, что нарушение равновесия не так и важно для сохранения Вселенной, оно всего лишь меняет некоторые второстепенные характеристики теневых миров, делая их чуть более независимыми от Амбера. Философская составляющая цикла теряется, на первый план выходит пародийный магический боевик.

[p]Пародийный, потому что акции высших сил уж очень мелкие для вселенских масштабов — королевский дворец взорвали, Мерлина в межтеневом пространстве заперли и обманом вынудили сделать выбор в пользу Пути, за Призрачным Колесом гонялись, как кот за мышкой, да еще и торговались не хуже коммивояжера Люка. Вот Гендальф волшебным жезлом шарахал, так уж шарахал. А здесь две такие силы, а ведут себя, как хулиганствующие бретеры.

[p]Непонятен ход с трансплантацией Камня Судьбы в глазницу Корэл. Девушка эта в политических интригах практически не участвовала. В чем здесь выигрыш для сил Порядка, непонятно. Зачем Дворкину понадобилось вмешиваться в противостояние таким образом, тоже непонятно. Вообще в «Пятикнижии Мерлина» явственно ощущается отсутствие единой сюжетной идеи, в отличие от первого Пятикнижия, в котором последовательно раскрывалось устройство и происхождение Амберского мироздания.

[p]Как часто бывает, продолжение качеством сильно уступает начальным книгам, но читать все равно интересно, скучать начинаешь только ближе к финалу, когда все сводится к банальному заговору с целью борьбы за власть, а такие интересные загадки, как Камень Судьбы и Путь Корвина отодвигаются на дальний план сюжета.

[p]Тем не менее, Желязны — замечательный Автор. С «Хроник Амбера» начался мой интерес к фантастике и, ругая данный цикл за непоследовательность, повторы и подмену понятий, я не перестаю и не устаю его перечитывать, поскольку в целом вещь классная, несмотря ни на что.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и в «Пятикнижии Корвина» тут тоже вышла не рецензия, а некое собрание небольших отзывов и возмущений. Так вот:

6. Карты Судьбы.

Пятикнижие Мерлина началось вполне на уровне. Но всё равно, знаете, отдает некой вторичностью. Возникает новая угроза — Призрачное колесо, изобретение Мерлина, обладающее поистине огромными силами и возможностями. Конечно же, всё делалось во благо, а получилось как всегда. Глупо же давать машине такого могущества возможность самообучения, эдакий ИИ. Глупо и всё тут. Но ничего не поделаешь, нужно теперь всё это расхлёбывать. В принципе, более менее нормальная арка для пятикнижия.

7. Кровь Амбера.

Сложно что-то написать на этот роман. Ну, во-первых, прочитан он был за рекордные сроки, как для этого цикла — за один день. Во-вторых, толком ничего не запомнилось. Возможно это всё из-за скорости, не исключено. Но с другой же стороны понравилось гораздо больше первого романа второго пятикнижия. Странно увидеть новых жен Оберона, ведь, казалось бы, генеалогическое древо уже было описано в подробностях. Странно видеть Мерлина настолько всемогущим, ведь переняв способности родов Амбера и Хаоса, он вобрал их абсолютно полностью (а это весьма странно). Странно видеть новые возможности Карт. Да, Корвин не знал всех их возможностей, но откуда Мерлин их узнал? Таких вот несовпадения довольно много на самом деле.

ЗЫ: да, нотки бразильского сериала решают.

8. Знак Хаоса.

Ну что за дела? Снова новые родственнички? Ну сколько можно?

Моё предположение о том, что главным «злодеем» будет Призрачное колесо, кажется, оказалось не верным. Ну ладно, и без этого врагов хватает у королевских кровей.

На первый взгляд стало больше доверия. Мерлин со многими советуется, прежде чем совершить какой-либо шаг. Доверяет семье? Ну мы-то уж знаем, что не стоит этого делать.

Зрение Логруса — его слишком много, слишком часто оно используется, возникает впечатление, что Мерлин без него как без рук.

Да и сражения какие-то вялые — никаких тебе побоев, ранений, отходняков после ранений, сплошная магия. Слишком много её стало, слишком много стало вокруг магов. Видимо, сменилось поколение, а вместе с ним и пришла мода на магию.

9. Рыцарь Теней.

Четвертый роман пятикнижия Мерлина это нечто. Это гребаная наркомания. Путешествие Мерлина в каком-то Междутенье, там где нога человеческая не ступала — вот так да! Фракир — няшка. Но тут я немного недопонял. В этом Междутенье какой таки выбор за него сделали?

Снова же возникают всякие магические новинки. Откуда они взялись? Как? Меч Брэнда? Вот хоть убейте, помнится мне, что говорилось что Грейсвандир единственный в своем роде, или нечто подобное.

Почти финальное поедание плоти Мерлина — это еще что? Ну что за каннибализм?

И да, битва Порядка и Хаоса, Пути и Логруса шикарна. Честно, я ожидал такого, но в последнем романе цикла, а никак не сейчас. Теперь только и думай, чего ж там дальше будет, должна же история как-то адекватно закончиться?

10. Принц Хаоса.

Весьма странный роман вышел. Сумбурненько. Складывается впечатление, что дописывалось всё в спешке, и с единственной целью — поскорее закончить. Некоторые сюжетные линии мало того, что не раскрываются, так они еще и бессмысленны.

Джарт ни с того, ни с сего берет и переходит на другую сторону: зачем, почему? Нет, ну конечно поясняется парой строк, но что с того? Это всё равно что если бы в конце «Карт судьбы» последней строчкой написать «А потом Мерлин сделал то и то, и все жили долго и счастливо».

Про Маску вообще все забыли, как только стало известно кто под ней. И к чему тогда все предшествующие события?

Единственный плюс романа — Хаос. Его много. Этого не хватало в предыдущих романах, и вообще странно что такие подробные описания Дворов появились лишь в самом конце цикла.

ЗЫ: Prolog to Trumps of Doom тоже прочитан, и, как по мне, зря его исключили из текста после первого издания.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть эпопеи представляет собой авантюрное, а не эпическое фэнтези. Ее можно охарактеризовать как образцовое произведение в этом жанре. Никаких больше сражений многотысячных армий (одно есть, но Мерлин наблюдает за ним со стороны и вообще не в теме, кто с кем дерется), зато изобилие поединков, засад, погонь. Главный герой путешествует по множеству локаций, попадает в плен, спасается из плена, встречает много новых действующих лиц, его не раз в последний момент выручают другие.

Масштаб событий также не идет ни в какое сравнение с пятикнижием Корвина. Большую часть цикла герой решает собственные проблемы – кто охотится на него лично. Конфликт между Логрусом и Путем, который раскрывается ближе к финалу, выглядит как очередной раунд в борьбе этих сил за сферы влияния, не первый и не последний. В финале появляется намек на то, что Хаос вновь пытался уничтожить Янтарное королевство, но меня не убедило, что это было бы возможно. В цикле для Мерлина и Янтарного королевства нет даже настоящего врага сопоставимого с безумным и могущественным Брэндом.

Желязны населил пятикнижие Мерлина множеством новых действующих лиц. Это жители Амбера, Хаоса, Теневой Земли и других теней. Едва ли кого-то из них можно выделить как действительно яркого героя, кроме, разве что, Мэндора (он прекрасен). А вот принцы и принцессы Янтарного королевства отходят на второй план, а то и становятся эпизодическими персонажами. К сожалению, новые персонажи достойной заменой им не стали. Развития образов героев я тоже не заметил. Автор избегал ставить героев перед непростым моральным выбором – многие проблемы разрешаются самостоятельно.

Но, несмотря на все написанное выше, вторая половина амберского цикла вышла интересной и захватывающей. Многочисленные приключения главного героя не дают заскучать читателю, эпопея держит в напряжении до самого конца. Наконец, именно здесь читатель вслед за Мерлином выходит из королевского дворца и видит саму столицу Янтарного королевства. Герои пятикнижия Корвина стояли на границах Владений Хаоса, но в новом цикле читатель увидит изнутри и это место.

В общем, развития образов героев, глубоких мыслей я здесь не нашел. Но читать было действительно интересно.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пятикнижие Мерлина» меня слегка подразочаровало. Нет уже той прыти и интриги, несомненно сюрпризов и загадок в цикле хватает, но Мерлин далеко не Корвин. Да и язык повествования как-то пресновато стал звучать. Может это конечно уже придирки, но для меня это важно, не продиратся к финалу, а плавно плыть по волнам авторского замысла. Цикл я конечно дочитала, но общее впечатление уже не то. Надо было притормозить на первом пятикнижие.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мерлин сын Корвина,да прибудет с тобой сила.

Второе пятикнижие сильно отличается от первого и воспринимается совсем иначе,как другой мир(ну или миры,теней то немерено).Тут эстафету интриг и борьбы за власть уступила магии и технологиям.Что в корне поменяло ощущения от книг,но не испортила его.От прочтения я получал тот же кайф,если не больше,хотя все было иначе.Вселенную значительно расширили,углубили и насытили чем то новым.И даже пожалуй хорошо что серия не имеет оригинального продолжения,это позволяет вселенной янтаря не затухать в воображении с годами,а только розгорае интерес.Кто хочет сохранить в себе эту сказку как в янтаре рекомендую не читать зарю амбера.

Спасибо за прочтение.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вскоре после всего этого... Мерлин по его словам не знал как дальше поступить ведь он был, можно сказать, джокером среди карт и он попал бы в лубом случае кому то в руки при таких условиях он не смог бы восстановить свою дееспособность и решил на время выйти из игры после этого отец оставил двор Хаоса и отправился по карте к люку чтоб поговорить именно Образом Корвина дабы больше узнать об игре в которую играют Первозданный образ и Хаос. Встретив там же Люка, Ринальдо и Кэрол что заявила что камень правосудия в ее правом глазе приказывает идти за тобой что скоро Мерлину понадобиться сила камня, а камню понадобиться Мерлин. По его словам вставь перед началом образа Мерлин вызвал его поговорить сразу после этого образ начал светиться и мысленно сказал пройти его он так и он кивнул Кэрол и вступил на образ.Уже в центре Образа появился яркий белый свет напоминающий шаровую молнию и он обратился к Мерлину и обьяснил что пока не может ему не чего обьяснить но отправит его в тень под названием «Рашмус». Где вы, наверное, как вы и догадались я родился... Может я когда нибудь вам все и обьясню но не сейчас когда я сам только в себе разобрался.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ок, злоключения или, если угодно, приключения Мерлина.

Сразу оговорюсь — в тот самый первый раз читал все десять романов как одно большое произведение, а не как два отдельных. Объясняется это тем, что цикл читался в серии «Стальная крыса», разбитый на пять книг по два романа.

Первый том про Мерлина. Первые страниц двадцать я все еще думал, что читаю про Корвина, и понять сразу, что речь о его сыне не смог. Две причины. Первая — [URL=http://fantlab.ru/edition484]компоновка романов в книге[/URL]. На половине книги кончается повествование о Корвине, начинается о Мерлине, причем никакого предисловия или авторского введения нет, что и ввело в заблуждение. Вторая причина — о «хрониках» и о структуре всего цикла на тот момент знаний не было.

К сути. Вырываемся из интриг и хитросплетений прошлых книг и возвращаемся к последовательному квесту в описании от одного лица. То есть, опять — информация о делах, творящихся вокруг очень скудна и ограничивается знаниями и предположениями главного героя. У многих, судя по отзывам, начало путешествий Мерлина ассоциируется с таковыми же его отца, то есть возникает чувство Дежа-Вю. У меня такого не было, хотя прием автора в завязке сюжета тот же. Постепенно сплетаются заговоры, которые Мерлин будет распутывать до конца истории.

Видно, что вторые пять романов изначально задуманы не были, поэтому ниточек к первым романам не так много. Как основная — только сын Бренда, и поначалу главный злодей. Все остальные конфликты и герои вполне самостоятельны.

НЕ могу сказать что эти части лучше или хуже предыдущих. Они просто отдельны, со своими удачными и не очень сторонами.

Что понравилось:

Хороший сюжет. Если первое пятикнижие интересно интригами и более них — персонажами, то вторая часть берет только сюжетом. Новые места, новые загадки, новые действующие лица со своими целями, пусть даже притянутыми за уши.

С удовольствием углублялся в историю создания карт, или козырей, в историю самой технологии, в расширение возможностей. То, что в книгах о Корвине было аксиомой, тут подвергается сомнению. Можно сказать, автор решил «капнуть поглубже». Автор доносит мысль, что обитатели Амбера не единственные хозяева мира. Появляются третьи силы, которые определенным образом влияют на расстановку сил.

Понравилось раскрытие персонажа Билла — жителя теневой Земли и друга Корвина. Замечательный герой, своеобразный наставник ,помогающий раскладывать все мысли по полочкам.

Призрачное колесо — суперкомпьютер, созданный Мерлином. Феерично! К сожалению, не до конца раскрыты его возможности, но все же — сама идея прекрасна.

Сцена в баре оп мотивам произведений Кэррола вызвала множество восторга. Получилась эдакая квинтэссенция бреда, что очень импонировало.

Минусов, или скорее «шершавостей» гораздо больше.

Дара, довольно интересная фигура из первых книг, становится абсолютно неинтересной. Персонаж не раскрыт автором, ей уделено маловато места. Её, как фигуру, можно было превратить в ферзя высшей пробы, на деле же — это просто зарвавшаяся пешка с озлобленным характером.

Люк, или Ринальдо. Сначала слепая жажда мести, потом, какое-то внезапное примирение с ситуацией и жажда послужить на благо родины. Отношения с Мерлином невнятные. Дейстивия не всегда поддаются логике.

Хаос — вовсе не хаос. Из описанных жителей хаоса — имеем близнецов Амберчан. Поступки похожи, мотивы подобны, окружение вовсе не хаотично а так же упорядоченно. За что они противостоят с Порядком — не ясно. Можно помириться и жить дружно. Ах, да... равновесие...

Концовка, т.е. события последней части — смято, скомкано, так же скоротечно, как и финал первого пятикнижия. Имеем предугадываемый финал, который не дает читателю чувства завершенност ии целостности картины. Может быть, в дальнейшем автор написал бы продолжение, расставил что-то по своим местам, но этого не случилось (Амберские рассказы и остальные, связанные с циклом работы других авторов не читал).

Ну и самое основное — поступки, действия, мысли самого Мерлина. Они нелогичны (не все, но большинство), необоснованны и иногда откровенно тупы. Главный герой большую часть времени сидит на месте и ждет, пока ему всё приплывет на блюдечке. То есть заметна тенденция — что не герой управляет событиями, а мир вертится вокруг него. Так часто можно было взять все в свой кулак и разрезать узел интриг. Но нет же — мы вспоминаем, что есть какое-нибудь дело не первостепенной важности, идем посмотреть — и тут оказываемся в центре всего. Вялая охота за Люком — после его пленения — нет бы надавить и узнать все нужно, Мерлин опять пускает все на самотек и отпускает его, не узнав ответов на волнующие вопросы.

И подобных несуразиц тут, к сожалению, хватает. Но все это для меня не делает книгу плохой. Её все-равно итнтересно и легко читать. Автор мог бы попытаться сделать из этого замечательное произведение, так сказать, с блэк-джеком и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
шлюхами
Получилось же просто хорошее продолжение.

И, да — постоянно живешь в ожидании появления Корвина — так как все-же сынок, хоть где-то и умнее папаши (магия, создание колеса), но до его уровня дорости не смог. Когда же Корвин наконец появляется — события летят с такой скоростью, что откровенно «не до него», и... предвкушения от столкновения с любимым героем не оправдываются.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно оценить. Безусловно, первое пятикнижие написано блестяще. Многие критики оценивают и второе так же, считая его логичным продолжением прошлого. Мне больше кажется, что эти пять книг были написаны на волне коммерческого успеха. Первые пять книг были захватывающими, сюжет становился сложнее, произошла логичная развязка. Все было уже сказано. Конечно, древняя история Амбера и Хаоса была опущена, но «залатать дыры» могли бы и приквелы, например, «Заря Амбера».

Пятикнижие Мерлина мне кажется сильно «натянутым». Нет той легкости повествования, глубокого сюжета. Возможно, автор порой не знал, что увлекательное еще можно придумать. Истории с Джулией и Алисой вообще кажутся мне бредом. Ну и конечно, нет действительно талантливых и могущественных злодеев, каким был Брэнд. Многие могут говорить, что в первой части много чего не было, а во второй есть, но это не звучит убедительно. Мне кажется, что второе пятикнижие заканчивается куда как более нелепо, чем первое. И если и есть недосказанность, то именно в этих книгах. В общем, сюжет, конечно, неплох, но не идет ни в какое сравнение с пятикнижием Корвина.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх