FantLab ru

Джеймс Брэнч Кейбелл «Сказание о Мануэле»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.17
Голосов:
36
Моя оценка:
-

подробнее

Сказание о Мануэле

Biography of the Life of Manuel

Цикл

Аннотация:

Во времена Предков герцог Хаоса Тупан сделал все таким, каково оно было. Потом из Идалира появился Кощей Бессмертный, отобрал власть у Тупана и сделал все таким, каково оно сейчас. Впрочем, Кощей уже давно не интересуется делами Земли с должной регулярностью. В начале XIII века ему пришлось, правда, ввести некое исправление в давний проект. Наконец-то умер первый человек, достойный рая и верующий в это (каждый получает по вере своей), и богомольная старушка, явившись на тот свет, потребовала, чтобы посмертие было устроено именно так, как она его представляет. Кощею из вежливости пришлось создавать небеса и преисподнюю, а заодно и Яхве, который отныне существует с начала времен.

А ведь есть еще и некий Горвендил – «эксцентричный демиург, который, импровизируя, творит всё и за всем присматривает, не побуждаемый ничем, кроме собственной эстетической прихоти».

Таков мир, в который явились великие уроженцы страны Пуатем (Пуактесм) – Мануэль Обманщик (он же Мануэль Спаситель) и Юрген, ростовщик-поэт. Их потомки – вплоть до обитателей американского города Личфилд на рубеже XIX-XX веков – разыгрывают Комедию о том, как люди различными дорогами приходят к одному и тому же финалу.

Таков один из самых странных циклов мировой фэнтези – «Биография жизни Мануэля».

Примечание:

Структура «Биографии жизни Мануэля»:

  1. Пролог: эстетическая декларация Кейбелла («После жизни»).

  2. История Мануэля Пуатемского («Земляные фигуры»).

  3. Истории паладинов Мануэля после его смерти («Серебряный Жеребец»).

  4. Дети Мануэля: Эттарра («Ведьма»), Мелицента («Domnei»), Эдуард I Английский и его потомки («Рыцарство»).

  5. История Юргена («Юрген»).

  6. Потомки Мануэля и Юргена в XIII–XIX веках («Линия любви», «Таинственный замок», «Галантность», «Кое-что о Еве»).

  7. Поэты, магически сотворенные Мануэлем и разбросанные во времени и пространстве, вплоть до виргинского города Личфилд («Урочный час»).

  8. Истории обитателей Личфилда – отдаленных потомков Мануэля и Юргена: Роберт Таунсенд («Узы тщеславия»; его перу принадлежат книги «С тайной тропы» и «Торговцы драгоценностями»), Рудольф Масгрейв («Заклепка в дедушкином затылке»), Феликс Кеннастон («Тень орла», «Соль шутки» – в последнем романе сводятся воедино основные сюжетные линии всей эпопеи).

  9. Генеалогия потомков Мануэля («Личфилдское родословие»)

  10. Дополнительные материалы – эссе и рассказы («Погремушки и четки», «Таунсенд из Личфилда»).


Содержание цикла:

8.00 (1)
-
  • We Approach  [= Wherein We Approach All Authors at Their Best] (1919)  
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
-
  • The Candle  [= Which Values the Candle] (1919)  
-
-
-
-
8.00 (1)
-
7.53 (64)
-
4 отз.
7.65 (39)
-
1 отз.
7.35 (20)
-
7.30 (20)
-
7.55 (20)
-
7.29 (17)
-
7.29 (17)
-
7.31 (16)
-
7.25 (16)
-
7.25 (16)
-
7.50 (16)
-
7.25 (16)
-
8.67 (3)
-
8.00 (1)
-
7.43 (28)
-
1 отз.
8.33 (3)
-
7.15 (27)
-
3 отз.
7.76 (25)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
5.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  • The Epilogue. A Son Livret
7.42 (49)
-
3 отз.
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  • Adhelmar at Puysange  [= The Story of Adhelmar; The Episode Called Adhelmar at Puysange] (1904)  
6.00 (1)
-
8.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.09 (11)
-
8.00 (2)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.91 (11)
-
7.00 (1)
-
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
-
-
7.00 (1)
-
-
-
-
8.00 (1)
-
10.00 (1)
-
-
8.00 (1)
-
-
-
7.00 (1)
-
6.53 (45)
-
-
-
-
6.11 (35)
-
-
-
-
-
-
7.15 (27)
-
3 отз.
8.33 (3)
-
  • Taboo  [= The Taboo in Literature; Taboo: A Legend Retold from the Dirghic of Saevius Nicanor, with Prolegomena, Notes, and a Preliminary Memoir] (1920)  
7.00 (1)
-
-
-
-
8.00 (1)
-
-
6.51 (41)
-
-
  • + Appendices
-
-
-
8.00 (1)
-
-
  • The Commentaries
  • The Notes
8.00 (1)
-
-
-
-
6.51 (41)
-
-
9.00 (1)
-
8.00 (1)
-
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Сказание о Мануэле. Том 1
1994 г.
Сказание о Мануэле. Том 2
1994 г.
Таинственный замок
2003 г.
Странствие трех царей
2016 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Jurgen
1919 г.
(английский)
Something About Eve: A Comedy of Fig-Leaves
1927 г.
(английский)
The Young Magicians
1969 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

(инструкция по чтению северо-западного двухтомника)

Первым делом рекомендуется потерять суперобложки и забыть про заявленные комедии (святости, женопочитания, и — особенно — внешнего вида и приличий) — они только путают и настраивают на неверный лад.

Если не удалось достать первый том, не расстраивайтесь: наиболее стильные и интересные вещи как раз во втором томе, а читать можно независимо друг от друга, хотя желательно ознакомиться и с «Юргеном» — вывернутым наизнанку мифом об Орфее и Эвридике — где начинает сказываться авторское своеобразие. Задействовав героя, не самого приятного во всех отношениях, можно приписать ему какие угодно мысли, даже еретические и далёкие от общепринятых норм и морали.

Никакой героики, юмора, никакого Великого Всепожирающего Зла и похождений гномиков или эльфов в компании подвыпивших гоблинов. Мифология! фольклор разных стран и народов! еретические устройства мироздания, наподобие гностицизма! литературная игра, близкая скорее к эпосу или к рыцарским романам, с их воспеванием Прекрасной Дамы и апологией героев и христианства, чем к сказкам или анекдотам! полёт не ограниченного ничем воображения! — пишем про прошлое, подразумевая на деле настоящее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
»...в Филистии создавать литературу и создавать себе неприятности — синонимы, — объяснил жук-навозник. — Я-то это знаю, так как нам в Филистии уже надоедали три таких создателя литературы. Да, был Эдгар, которого я морил голодом и травил до тех пор, пока не устал; затем однажды ночью я загнал его в угол и вышиб из него все мозги. И был Уолт, которого я швырял и кидал с места на место и сделал из него паралитика; и к нему я тоже прикрепил ярлык, указывающий на человека отвратительного, непристойного, похотливого и сладострастного. Несколько позднее был Марк, которого я запугал до того, что он надел клоунский колпак...»

(полагаю, вы без труда угадаете эти имена)

Сарказм и ирония несомненно присутствуют — неудивительно, ведь писал друг Марка Твена, человек схожих взглядов на жизнь и совсем не святоша. Условный фон — страна, напоминающая Францию времен крестовых походов, но на деле это не имеет значения: авторские приёмы могут напоминать шулёрство — действие может начинаться в пещере и продолжаться в преисподней или в расчудесной стране Кокаинь.

«Сказание о Мануэле» — неровный, в чём-то наивный и несовершенный, но вполне любопытный цикл дотолкиеновской фэнтези, предназначенный для взрослого читателя и весьма далёкий от того, что обычно понимается под словом fantasy.

Благодаря переводу С. Хренова, читается легко, иностранное происхождение почти не чувствуется (читая впервые, даже заподозрил отечественную мистификацию наподобие «Мэделайн Симонс» — отчасти из-за неизвестного тогда имени автора, отчасти из-за персонажа русского фольклора в качестве демиурга). Речь персонажей отличается некоторой витиеватостью, свойственной старинным романам; действия как такового почти нет, а вот назиданий и псевдофилософических рассуждений — навалом, поэтому для прочтения нужно выбирать соответственный настрой.

Литературная пара: лангедокский цикл Е. Хаецкой.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Джеймс Кейбелл — один из первых авторов, предвосхитивших в 20 веке появление жанра фэнтези, довольствующийся, увы, скромным положением в тени Роберта Говарда, Джона Толкиена и Клайва Льюиса. Даже лорда Дансени вспоминают сегодня куда чаще, хотя история Мануэля, расказанная Кейбеллом в ряде повестей — куда более яркий образец гибрида сказки, мифологии и фантастики. «Земляные фигуры», «Юрген» и другие повести цикла — выдержаны в одном стиле, крайне логичны для своего времени и непритязательны в плане развития сюжета. В чем-то наивны и однобоки, но притягательны чарующей сказочной атмосферой. Историческая реальность переплетается с реальностью мифологической — по-другому вторую назвать нельзя. События развиваются слишком стремительно, и в этом плане Дансени — куда более успешный рассказчик, чем Кейбелл, но некоторые вещи можно и нужно простить. Тем более, что «Сказание о Мануэле» предвосхитило множество знакомых сюжетов и мотивов, которыми по сей день дышит жанр.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх