Михаил Лермонтов «Смерть поэта («Погиб поэт! — невольник чести...»)»
Величайшее из произведений, написанных Лермонтовым. Пушкин умер, но русская поэзия жива.
Впервые опубликовано (под заглавием «На смерть Пушкина») в 1858 г. в «Полярной звезде на 1856 г.» (кн. 2, с. 33 — 35)
Входит в:
— антологию «Венок Пушкину»
— антологию «Альбом памяти А.С. Пушкина», 1899 г.
— антологию «Русская поэзия. В двух томах», 1902 г.
— журнал «Костёр, 1937'2 февраль», 1937 г.
— антологию «Светлое имя Пушкин», 1988 г.
— антологию «Я связь миров», 1989 г.
— антологию «Фольклор. Древнерусская литература. Русская литература XVIII века. М. Ю. Лермонтов», 2003 г.
— антологию «Золотой век русской поэзии», 2025 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1890-е (2), 1930-е (3), 1940-е (4), 1950-е (6), 1960-е (8), 1970-е (19), 1980-е (26), 1990-е (4), 2000-е (23), 2010-е (49), 2020-е (12)
- /языки:
- русский (155), украинский (1)
- /перевод:
- И. Цитович (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (156 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 10 октября 2025 г.
«Поэт в России, больше чем поэт». Эти строки Евгения Евтушенко, спустя много лет непроизвольно вошли в резонанс со строками данного известнейшего стихотворения Лермонтова. Безусловно поэт благодаря своей возвышенной натуре идеализируется при жизни, тем паче и после своей смерти, тем более трагической. Лермонтов на мой взгляд здесь так и поступил, максимально идеализировав своего знаменитого современника, буквально отобразив его «больше, чем поэтом». Объективно ли это, ведь прямо скажем Александру Сергеевичу не чуждо было все человеческое. Лично я считаю, что Михаил Юрьевич имел на это полное право по причине гениальности своего собрата по перу, а к гению подход совершенно иной, чем к обычному человеку.
В самом начале стихотворения Лермонтов называет Пушкина невольником чести и эти слова мне как-то запали. Быть в неволе у собственной чести по моему мнению означает быть настоящим Человеком, именно с большой буквы. Это когда моральные принципы, и в творчестве, и в жизни, формируют настолько мощное ядро, что преступить чрез них немыслимо. Лермонтов здесь полностью относит такие качества к Пушкину, я же беру такое понятие гораздо шире, применяя его к людям буквально живущими принципами чести. Тогда и Поэт становится больше, чем поэт и Человек, больше, чем обычный человек. И ведь Лермонтов здесь не случайно противопоставляет погибшего Пушкина современному обществу, обличая подлый и лицемерный свет, убивающий всех, живущих не по его законам. Этот контраст между гениальной личностью и бездушною толпою и составляет смысловую основу стихотворения. Так один гений воспел другого, оставив в веках один из самых известных посмертных панегириков.