FantLab ru

Вячеслав Бакулин, Никита Аверин «Призраки и пулемёты»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.89
Голосов:
58
Моя оценка:
-

подробнее

,

Призраки и пулемёты

Антология, год

Аннотация:

Холодный туман с Темзы смешивается с чадом фабричных труб, скрывая силуэты и глуша звуки.

Полная луна озаряет вересковые пустоши и древние замки, над которыми кричат проклятые столетия назад души.

Стальные рыбы скользят в толще вод или небесной выси, а их создатели в неслыханной дерзости своей бросают вызов Творцу.

Неуловима, как тень, неудержима, как пар, сопровождаемая лаем пулеметов Гатлинга, яростным ревом турбин и лязгом зубчатых колес, шествует новая эпоха.

Эфирно! Эффектно! Элементарно!

И все же, об этом никогда не напишут в «Таймс»…

В произведение входит:

  • Эра Мориарти. Хрящи и жемчуга  [= Хрящи и жемчуга или Второе Нашествие Марсиан (последние годы второго десятилетия царствования Георга V)] (2014) // Автор: Максим Тихомиров  
6.09 (74)
-
5 отз.
  • Чуждое (2014) // Авторы: Виктор Глумов, Андрей Левицкий  
6.72 (62)
-
3 отз.
5.75 (79)
-
1 отз.
6.09 (51)
-
2 отз.
5.70 (61)
-
6.41 (54)
-
6.36 (70)
-
2 отз.
6.62 (56)
-
2 отз.
6.74 (65)
-
2 отз.
7.40 (85)
-
7.21 (94)
-
2 отз.
6.92 (54)
-
1 отз.
7.38 (86)
-
7 отз.
6.27 (45)
-
1 отз.
  • Deum Machina (2014) // Автор: Андрей Гребенщиков  
5.79 (44)
-
5.98 (61)
-
2 отз.
7.04 (52)
-
1 отз.
4.91 (59)
-
3 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Призраки и пулемёты
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Среди десятков антологий, вышедших за последние годы, оказалось не так уж много серийных, посвященных одной тематике. Условная серия стимпанковых антологий, собранных Бакулиным и его коллегами, открывалась книгой «Призраки и пулеметы», которая получила оригинальное оформление и собрала под обложкой немало интересных авторов.

Составители, Аверин и Бакулин, отобрали как рассказы ярких и неформатных звезд, например, представителей «цветной волны» — Врочека, Шаинян или же конкурсных завсегдатаев — К.А.Терину и Давыдову, так и произведения постоянных «проектных» авторов — Силлова, Гребенщикова, Вардунаса, Левицкого. Возможно, таким образом они собирались охватить максимально широкую аудиторию, привлечь фанатов «Метро» и «Сталкера» знакомыми именами, однако уровень их текстов оказался ниже среднего по антологии, что значительно подпортило впечатление. Впрочем, всему свой черед.

Вынесенная в заголовок фраза — «призраки и пулеметы» — довольно точно определяет основополагающий мотив, который объединяет и связывает весьма пеструю подборку рассказов. Призраки против или вместе с пулеметами. Мистика то вступает в схватку с материализмом, то действует на равных, а то и вовсе заменяет собой. Потусторонние завывания добавляют грохочущему паропанку некоторую толику загадочности и легендарности.

В некоторых произведениях авторы пошли наиболее легким путем, делая акцент на антураже — автоматонах, паромобилях и пневмопочте. Сами по себе литературной ценности такие рассказы не представляют. Ни «Deum Machina» Гребенщикова — история бесконечно инфантильного и наивного механика, рассказанная школьным языком, ни «Чуждое» Левицкого и Глумова — пафосная история с банальнейшей фабулой, где погрязшее в мракобесии и косности быдло восстает против существования механического человека, механоида.

Многие же участники антологии решили сделать ставку на заимствование известных литературных персонажей. Так, Шерлок Холмс фигурирует аж в четырех рассказах — в четырех, Ватсон! — еще в двух действующими лицами становятся Дракула и капитан Немо. Теоретически в умелых руках любимые фигуры могут облачиться в одеяния постмодернизма или же сыграть новую партию на старый лад. На практике, в лучшем случае образы Холмса и Ватсона служат дополнением к пестрому миру — как у Тихомирова с Тулиной в «Эра Мориарти. Хрящи и жемчуга», где марсиане Уэллса соседствуют с атомными котлами, а беспроводной микротелеграф с бэббиджевым калькулятором. Или как с Удовиченко — дополнением к черному юмору. У прочих же авторов — Силлова, Вардунаса, Свержина — вся история держится на знаменитых именах и воспоминаниях о любимых книгах. Уберите капитана Немо из «Хозяина морей» или Холмса из «Нераскрытого дела» и останется невыразительное, пресное, бессодержательное чтиво.

Между тем есть в книге и весьма приятные, занимательные и чудесные рассказы. Например, «Ыттыгыргын» неоднократной победительницы «Грелки» К.А.Терины, в котором смешались космологические мотивы северного фольклора, устаревшие научные теории об эфире и флогистоне, механические изобретения и мистические способности. Помимо экзотического антуража восприятие затрудняется подачей важной информации через флэшбеки и выдержки из новостей и документов, поэтому читатель должен собирать общую картину по фрагменту, чтобы понять, что такое на самом деле черный лед и чем отличаются луораветланы от британцев.

Весьма удачна детективная история Уланова «Шкатулка с сюрпризом», где полковник Кард устремляет взор на провинциальный замок, в котором по упорным слухам водятся призрак и уже произошло несколько смертей. Несмотря на то, что рассказ является скорее дополнением к роману «Никакой магии», повествуя о прошлом главных героев, он вполне самостоятелен в плане интриги и сюжета. Разве что совмещение классических фэнтезийных рас — эльфов, гномов, орков — и викторианского антуража может смутить иного читателя. Напротив, в детективном рассказе Раткевич «Убийце требуется сыщик» декорации предельно скромные и традиционные. Частный сыщик, ирландец Шенахан, упрямый материалист и практик, получает задание — найти вампира. Далее начинается классическое расследование с тщательным сбором улик и сужением круга подозреваемых. Стимпанк в истории отсутствует даже в следовых количествах, но увлекательный слог и умело закрученная детективная линия исправляют положение.

Если говорить о сплаве мистики и механизмов, то таковыми являются истории Гуровой, Давыдовой и Шаинян. В «Подкрадывающемся танке» оживает тень страшной Войны, расколовшей некогда единую страну. Каждую ночь боевая машина зловеще приближается к деревне, и никто не знает, что приводит механизм в действие и куда стремится ржавая громада. В рассказе же «Ниточки и марионетки» на фоне респектабельной электростатики и механики скрыто творится алхимическая ворожба. В красочной же и напряженной «Руке полковника» вивисекция и механические импланты внезапно оказываются чем-то большим, давая власть над душами людей.

В завершение обзора, нельзя не упомянуть отлично стилизованный под приключенческий палп «Прожигатель» Бачило. Лондонское дно, экспедиция воровского короля на застрявший на мели механический остров, неожиданные повороты сюжета и скелеты в шкафу прилагаются. Еще бы ударный финал... Соавторский рассказ Врочека и Давыдовой «Огонь под железным небом» написан в привычном для них стиле яркой головоломки, требующей пристального внимания, но стоит ли того финальный фейерверк смыслов? Что же до «Права третьей петли» Бакулина, то это прекрасная стилизация по исполнению и содержанию под ирландские легенды и поверья. Мятежные графы и война с англичанами, горячие страсти и горская гордость, суровые порядки и маленький народец.

Оглядываясь, хочется отметить, что чисто стимпанковой антология не является. Это именно подборка мистических, детективных и паропанковых историй, которые разнесены вдоль всей шкалы материализм-мистика, от полюса до полюса. Большая часть произведений публиковалась впервые, что несомненно выгодно отличает ее, поскольку далеко не все любят в третий-пятый-десятый раз получать одни и те же, пусть и хорошие, рассказы. Как показало время, серия достаточно успешна, чтобы вышла уже третья антология — «Бомбы и бумеранги». Что же, посмотрим и на нее.

Итог: разнородная, пестрая подборка, в которой перемешано потустороннее и паропанк.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не стал серьезно относиться к прочтению данной антологии.Хотя идея просто великолепна.И может благодаря этому со мной случилось небольшое чудо.Мне вновь стало 12 лет.Я вспомнил тот трепет с каким я брал в руки книги Уэллса,Конан Дойла,Хаггарда и др.Я зачитывался потеряв счет времени.И я верил что в воздухе разлит эфир и что пар всему голова.Спасибо всем кто участвовал в создании этой книги.Не буду разбирать какой рассказ лучше или хуже.Главное я почувствовал атмосферу эпохи пара и мне понравилось.

Оценка: 8
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее в сборнике – название. Как маркетинговый ход – пять с плюсом. При одном «но». Если бы книга не предназначалась поклонникам фантастики, которые, минимум, на 90 процентов на такие «рекламные ролики» уже не покупаются.

Считать, сколько в томике призраков и сколько пулеметов, право, не стоит. Есть и те, и другие, хотя на мой вкус, да и по принципу – назвался груздем, полезай в кузов, можно было бы и побольше))).

Мой безусловный фаворит – Бачило. Великосветская стимпанковая авантюра в альтернативной Европе с тройным предательством, поданная от лица маргинала. (Кстати, пулеметы в тексте мелькают, а вот призраки, увы))).

Хороша Удовиченко – сильнее всех в антологии сыгравшая на ниве Шерлокианы, убедительно объединив детектив со стимпанком, и усилив стандартный для сборника коктейль нетривиальной концовкой.

Хороша Зарубина – сентиментальной «инверсией» всем известных событий вокруг графа Дракулы, происходящей на фоне стимпанково-вампирского Лондона.

Хороши Уланов и Свержин, но их рассказы относятся к уже известным циклам, со своими продуманными мирами и будут более чем приемлемы в любом печатно-электронном виде, а не только в этом сборнике.

Остальные новеллы, увы, если и хороши, то в чем-то одном: Гурова в умилительной простоте, Шакилов – в красивой фэнтезийной правде жизни, Раткевич – в показательной дедукции, К. А. Терина – в попытке миротворчества, Бакулин – в ирландофилии)))… Но «чего-то одного» для короткой прозы катастрофически мало. Отсюда и мои оценки рассказам – две тройки, пять четверок, столько же пятерок…

В общем, продукт вышел довольно традиционным для антологий русскоязычной фантастики. Опыты начинающих (да и не очень) авторов, безусловно, любопытны. Но осанну подавляющему большинству сборников спеть невозможно. Впрочем, свое дело их авторы-составители делают, и за это – большое спасибо. «Призраки…», более-менее выдержавшие заявленную тематику, далеко не худшие на общем фоне и большого отвращения у поклонников жанра – как стимпанка, так и SF&F в целом – не вызовут, даже учитывая не столь большое среди них число любителей малой прозы.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх