FantLab ru

Уильям Хоуп Ходжсон «Дом в порубежье»

Дом в порубежье

The House on the Borderland

Другие названия: Дом на краю

Роман, год

Перевод на русский: Ю.Р. Соколов (Дом в Порубежье), 2010 — 3 изд.
В. Кулагина-Ярцева (Дом на краю), 2010 — 1 изд.
Жанрово-тематический классификатор:
Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Голосов:
155
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:


Два английских джентльмена решили поудить рыбу вдали от городского шума и суеты. Безымянная речушка привела их далеко на запад Ирландии к руинам старинного дома, гордо возвышавшегося над бездонной пропастью. Восхищенные такой красотой беспечные любители тишины и не подозревали, что дом этот стоит на границе миров, а в развалинах его обитают демоны...

Примечание:


Первое издание — London: Chapman and Hall, 1908, 300 стр.

Второй опубликованный роман Ходжсона, и вероятно второй по счету, написанный им — в 1904 году. Раннее рабочее название, упоминаемое автором в переписке — «The House of Mysteries».

Роман имеет подзаголовок, или скорее примечание на титуле, воспроизводимое в большинстве переизданий — «From the Manuscript, discovered in 1877 by Messrs. Tonnison and Berreggnog, in the Ruins that lie to the South of the Village of Kraighten, in the West of Ireland. Set out here, with Notes».

В 2000 году вышла комикс-адаптация романа — «The House on the Borderland» (DC Comics), автор текста — Саймон Ревелстрок, художник — Ричард Корбен, автор предисловия — Алан Мур. Комикс номинировался на International Horror Guild Award как лучший графический роман года.

В 2009 году проходила информация, что проданы права на экранизацию романа, и снимать фильм по книге собирается режиссер Стюарт Гордон. Однако по всей видимости этот проект не получил дальнейшего хода и ныне заморожен.

«Дом в порубежье» — первый русский перевод данного романа, сделанный Юрием Соколовым, какое-то время продавался в сети в качестве электронного текста. В 2010 году вышел в издательстве Вече. Другой перевод («Дом на краю») вышел в том же году в издательстве Энигма.

В произведение входит:

-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Хоррор (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Дом в Порубежье
2010 г.
Дом на краю ночи
2010 г.
Дом в порубежье
2017 г.
Дом в порубежье
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The House on the Borderland
1908 г.
(английский)
The House on the Borderland
1921 г.
(английский)
The House on the Borderland and Other Novels
1946 г.
(английский)
The House on the Borderland
1962 г.
(английский)
The House on the Borderland
1969 г.
(английский)
La Maison au bord du monde
1971 г.
(французский)
The House on the Borderland
1972 г.
(английский)
The House on the Borderland
1974 г.
(английский)
The House on the Borderland
1976 г.
(английский)
The House on the Borderland
1977 г.
(английский)
The House on the Borderland
1980 г.
(английский)
The House on the Borderland
1983 г.
(английский)
The House on the Borderland
1990 г.
(английский)
The House on the Borderland
1996 г.
(английский)
The House on the Borderland
1996 г.
(английский)
The House on the Borderland
2001 г.
(английский)
The House on the Borderland and Other Novels
2002 г.
(английский)
The House on the Borderland
2003 г.
(английский)
The House on the Borderland and Other Mysterious Places: The Collected Fiction of William Hope Hodgson vol. 2
2004 г.
(английский)
The House on the Borderland
2005 г.
(английский)
The House on the Borderland
2005 г.
(английский)
Bordercrossings: The Fantasy Novels of William Hope Hodgson
2009 г.
(английский)
William Hope Hodgson: Masters of the Weird Tale
2011 г.
(английский)
William Hope Hodgson
2014 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 ноября 2010 г.

Впечатления сумбурные. Но попробую разобраться.

С одной стороны, у нас имеется завязка, самым приятным образом напоминающая комп. игры в жанре «survival horror», а вот что нас ждет дальше...

Как сообщается в самом-самом начале, этот роман — манускрипт, найденный на развалинах того самого дома; здесь автор прибегает к мистификации (уж не знаю, насколько серьезно он ее затевал). И этот манускрипт оказывается немного подпорчен ровно посередине — там, где книга оказалась раскрыта в мгновение катастрофы, разрушившей дом. Это место в романе, конечно же, отмечено «затертостями» и утраченными страницами. Но пропущенные буковки будто превращаются в какое-то временно-пространственное искажение, и героя вместе с читателем зашвыривает в... черти-куда, в общем — сами прочтете :wink: Те, кто думает, что действие будет развиваться в доме и его окресностях, будут здорово удивлены. Как и я.

Путешествия героя за грани привычного восприятия наталкивают на размышления: не попробовал ли моряк чего-то экзотического в далеких странах? не был ли он законспирированным членом какого-то эзотерического ордена? :biggrin: В любом случае, визии те еще. Возникло ощущение, что Ходжсон экспериментировал так, как только мог, делал, что душе угодно, следовал подсказкам воображения...

В результате получился вдохновляющий увлеченностью самого автора, очень странный роман. Как и в случае «Ночной земли», Ходжон создает мир, который завораживает его самого. Возможно, дело в моей фантазии, но мне кажется, что и в этой книге сквозит эта необычайная нежность, деликатность и любовь. Поэтому, если говорить об образе автора, Ходжсон представляется мне исключительно приятным человеком.

И, все же, роман не без корявостей. Иногда раздражают все те же повторения, иногда — резкий скачек от одной темы к другой, к развитию персонажей Ходжсон интереса не проявляет... Но это все чепуха — первопроходцам такие ошибки не засчитываются :wink:

Но чего бы мне все же хотелось, так это чуть более обширной концовки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почитать размышления на тему того, что же это были за Свинорылы, каким образом тварь с Арены переместилась в нашу реальность, что это была за огромная Яма под Домом, какую функцию исполнял он сам, почему присутствовал на разных планетах (в разных измерениях?), описания Моря Снов, напоминающего Субстанцию из «Трилогии Искусства» Баркера...
И, все же, эти недомолвки — тоже часть привлекательности романа — читатель или додумает сам, или так и оставит эти вопросы без ответа, покрытыми тайной.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 мая 2011 г.

Вот уж не знаю, что подстегивало воображение Ходжсона, однако роман «Дом на краю» — впечатляющая фантасмагория подчас увлекательных, подчас пугающих образов, которое венчает эпическое путешествие сквозь время.

Рукопись старика завораживает, отвратительные свиньеподобные существа здесь соседствуют с богами смерти, невероятное путешествие в будущее, где герой видит эпичную картина конца света перемежаются удивительными в своем лиризме моментами с морем снов.

Подчас роман динамичен, напоминая современный зомби-экшен, в которой герой оказывается на крыше дома, штурмуемого отвратительными монстрами, и отстреливает их из винтовки; подчас роман невероятно атмосферен — одна картина ускорящегося времени, рассыпающейся в прах мебели чего стоит? А дом на арене с склонившимися над ним богами смерти, такими как Кали, Сет и другие? Образы этого романа не просто пугают, они завораживают своей мрачной красотой. Невероятная эстетика темного непознанного, которому автор так и не дает объяснений. Читатель так и не узнает секретов таинственного дома, природы видений героя и существ, которым он противостоит. Таким образом мы не сможем оторваться от героя, посмотреть на ситуацию сверху, получить ответы, которых нет у него. Тайна остается тайной, сверхъестественное остается сверхъестественным.

Очень атмосферный роман, мне понравилось. Буду читать Ходжсона дальше.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2013 г.

Выбирая книгу для прочтения, после долгих раздумий остановилась на «Доме в порубежье». Аннотация заинтриговала, рейтинг у книги высокий, отзывов хоть и немного, но они положительные. Потому была дико удивлена тем, что увидела под обложкой...

Все это месиво из букв могу охарактеризовать всего тремя словами — поток больного сознания. Такое ощущение, что автор находился под воздействием чего-то сильнодействующего, вспоминал все мало-мальские страшилки и литературные ходы, которые знал, и хаотично записывал их на бумагу. А чтобы весь этот бред мог зацепить, решил приправить блюдо кучей сильных второсортных слов и выражений — ужасно страшный, внутри все содрогалось от ужаса, кошмарный, звероподобный, свиноподобный и т.д. Вся книга — это сплошные «мрак» и «ужас», непрерывно вводившие главного героя в оцепенение и заставляющие его постоянно трястись от страха и непонимания, что же с ним происходит. Всего этого было так много, что в какой-то момент (причем даже не с середины, а намного раньше) начало откровенно воротить от этой ненужной, бездумной, искусственно нагнетаемой обстановки.

На протяжении романа с героем произошло три истории, одна нелепее и абсурднее другой, при этом они никак не взаимосвязаны, хоть автор и предпринимал попытку собрать их воедино

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(то главный герой просыпается, то собачка его будит, то еще что-то несуразное в том же духе.)
Понять, что же автор хотел донести до читателя с помощью аллюзий, метафор и пр.-пр. (назовем весь этот полет воображения стилистическими приемами.. а вдруг?) мой мозг не смог.

В заключение отмечу, что аннотация не совсем точно отражает суть романа.

Оценка: 1
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2014 г.

Очень и очень похоже на Лавкрафта. Включая даже злополучные «лавкрафтовские» фразы, типа: «О как мне было страшно! Такого ужаса я никогда в жизни не испытывал!» При том первая часть сходна на его «чудовищные» рассказы, а вторая крайне близка к сомнамбулическнму циклу фантасмагорий.

«Дом в порубежье» отличается крайне величественными и образными описаниями космических фантазий. Тут монстры не совсем удачны, но картины космического ада, умирания солнечной системы и погибающей земли впечатляют.

Одако сюжет крайне размытый: так до конца и не ясно, что же увидел ГГ — персонифицированный ад, гибель вселенной, конец света или что-ещё более непонятное. Сражение же со свиноподобными существами настолько долго описывается, что от тоски голова может закружиться и «поросята» из глаз полезут...

Всё же трудно сказать, почему сие творение считается лучшим в копилке данного автора. Может быть за смысл? Но для меня этот смысл так и остался скрытым за тройной вуалью.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2012 г.

Роман оставил странное впечатление. Он состоит из трёх кусков «Долина безмолвия», «Битва со свинорылами», «Полёт в будущее». Логической связи между кусками попросту нет. Она сшиты в один тектс на живую нитку. Но главное активную роль герой играет только в «Битве» в первом и третьем куске от него абсолютно ничего не зависит. Загадочные силы просто устраивают ему экскурсии то в другие миры, то в будущее. Зачем — не ясно. Воображение у Ходжосона конечно не слабое, но составить цельный сюжет из придуманных им образов, он не смог.

И похоже автор не обратил внимание на логический парадокс: если герой видел разрушение дома только в далёком будущем, то как он оказался разрушен уже в настоящем, на момент написания романа, времени. Герой видел альтернативную реальность? Дом потом востановили? Первое кажется тогда вообще не придумали. Увы ответа нет, как нет и ответа ни на одну другую загадку. Конечно некоторым книгам недоговорённость идёт только на пользу. Но тут на мой взгляд явно не тот случай. Недоговорённостей здесь слишком много.

Вызывает сомнение и мотивация героя остаться в доме не смотря на угрозу погубить душу: только там он может общаться с духом возлюбленной. Но позвольте: реальность жизни после смерти после случившегося для него несомненна, а значит он воссоедениться с ней рано или поздно на той стороне. Напротив если дом погубит его душу, то он несомненно попадёт, скажем так в другое место. Так стоит рисковать совместной жизнью в вечности ради коротких встреч. А ведь он не только собой, но и сестрой рискует. [Кстати о сестре. Был там момент, когда я решил, что силы зла её подменили, но он не во что не вылился. То ли автор передумал и не стал развивать эту линию, то ли он вставил фрагмент о её странном поведении в эпизоте о свинорылых неизвестно зачем.]

В общем «Ночная земля» не смотря на её затянутость понравилась мне гораздо больше.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 ноября 2017 г.

Свинорылов, к доске!

Даже если бы не было По и Лавкрафта, назвать это произведение Ходжсона иначе как невероятно скучным не повернётся язык.

Из уважения к автору можно, пересиливая себя, дочитать роман до конца, можно простить даже нелепейших Свинорылов (хотя вряд ли удастся придумать «монстра» менее убедительного), но давайте честно признаемся, что если бы подобный поток сознания вышел из-под пера современного писателя, он не заслужил бы ни малейшего внимания. И, конечно, тут дело не в том, что тот же Говард Филлипс подарил нам миры и ужасы более яркие и пугающие — нет, у «Дома в порубежье» интересный сюжет и некоторые моменты (вроде путешествия через космический эфир) вышли действительно запоминающимися и интересными, но... Пожалуй, главная проблема этого романа в том, что Ходжсон здесь слишком торопится, словно пытаясь как можно скорее изложить все свои накопившиеся идеи, отчего события в произведении накладываются одно на другое и не успевает затихнуть один шорох, как тут же где-то начинает кто-то скрестись (и, уж будьте уверены, за «кем-то» обязательно скрывается свинорыл). И вот это бесконечное «вдруг» — главный враг романа, поскольку калейдоскоп фантасмагорий начинает утомлять уже к 30й странице и нам так часто напоминают о том, до чего же все страшно, что самого страха нет и в помине.

В общем, читать это стоит только в случае, если у вас имеется стойкое желание познакомиться с «классикой», в противном же случае это ничего кроме скуки извлечь не удастся.

Р — разочарование.

Оценка: 1
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2017 г.

Хочется ругать и себя, и фантлаб за то, что я вновь купился на излишнее внимание, хайп и благие отзывы на это произведение.

Давно я не читал такой скуки, унылости и нереально затянутой тягомотины (даже прибегаю к тавтологии).

По тыще раз на страницу называть вещи мрачными, кошмарными и ужасными — это такая себе атмосферка.

Длинные абзацы, сухой пересказ, тяжелый язык и слишком витиеватые предложения, чтобы можно было спокойно погрузиться.

А восхвалять произведение только за то, что это РОДОНАЧАЛЬНИК жанра, я не собираюсь.

Это очень посредственно. Брррр.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2014 г.

Роман оставляет странное впечатление потока сознания, не имеющего ничего общего с реальными событиями. Как будто автор дневника грезил о том и о сем, принимая свои грезы за действительность, и переносил все это на бумагу. При этом отдельные части этих грез связаны друг с другом очень слабо.

Не самое лучшее произведение автора, как по мне, хотя считается, что это она из наиболее сильных его вещей

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2018 г.

Роман очень странный и напоминает одновременно рассказы Уэллса и Лавкрафта.

Разбит на 3 части с общим главным героем, путешествующим из своего дома-портала по мирам будущего.

Первая часть — «Долина безмолвия»: мрачная мистика про вымершее в сверхдалеком будущем человечество и оставшихся не у дел богов, которых человечество и придумало.

Вторая часть — «Битва со свинорылами»: словно сценарий фильма ужасов про битву с монстриками (по сюжету похоже, что свинорылы — одичавшие потомки людей в будущем).

Третья часть «Полёт в будущее» — загадочная экскурсия, в которой правдоподобно и подробно (в стиле даже не Уэллса/Стэплдона, а астрономических фантазий Камиля Фламмариона!) описана гибель Земли вместе с Солнцем после попадания в центр Галактики (по мысли автора, все звезды упадут на центральную мега-звезду, или как бы сейчас сказали — центральную черную дыру).

Логические странности романа компенсируются эффектом изумления от прочитанного. Космогоническая фантастика примерно в стиле «Создателя Звезд» — вот похожее сравнение.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 апреля 2018 г.

Мне понравилось. Хотя всё, что сказано о занудстве и затянутости — признаю. Просто Ходжсон — это автор все еще XIX века, чуть-чуть заглянувшего в XX. Для меня этот роман интересен именно как попытка человека из прошлого увидеть будущее — ведь то же самое происходит и в его «Ночной Земле». Ходжсон устаревшим, многословным языком описывает вещи, для которых в его столетии (и предшествующих ему) нет наименований — а ведь человек, познавая мир, дает вещам имена и обозначения. А ведь удачное обозначение может очень сильно облегчить развитие знания в своей сфере. Я бы скорее назвал все, описанное в найденном дневнике как метафоры кошмарных видений — тот случай, когда нельзя сказать «как было на самом деле» и были ли все видения, включая Свинорылых, реальностью или сном.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2016 г.

Единственный минус этого прекрасного, поэтичного, новаторского для своего времени и впечатляющего до сих пор романа ужасов — отсылки к известной мифологии и чуть ли не к христианской мистике, на манер Клайва С. Льюиса. Если бы Ходжсон удержался от таких поверностных аналогий, остался бы действительно в «порубежье», то роман был бы безупречен.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2016 г.

«Дом на краю», небольшой роман, который поражает воображение. Из этого произведения очень отчетливо видны рассказы Лавкрафта — диалогия «Серебряного ключа», отголоски в Мифах Ктулху. Не удивительно. Лавкрафт был приверженцем, что инопланетное не вписывается в смелые фантазии человека потому что чуждое, совершенно чуждое. И человеку невозможно познать истоки происходящего, логику тварей и их целей. И человек настолько мал, что просто теряется в космосе. Однако и люди не так просты, как кажется. Все это отражено в «Доме на краю».

Главный герой, отшельник сталкивается с рядом событий. Противостоит угрозе из вне и становится свидетелем космических событий. И множество вопросов, что задаст читатель

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
такие как, что это за тварь на Арене, каким образом она проникает в наш мир. Каким образом дом, или даже замок, отшельника связан с замком на Арене? Цель этой связи? Почему герой путешествует по космосу, когда как его сестру события почти не затрагивают? Почему он был выбран увидеть конец Солнечной системы? Что там в пропасти под домом? Мир Снов?

Все это подчеркивает, что человеку в короткий срок его жизни просто не реально ответить на все эти вопросы. Да и сама Земля всего лишь песчинка в многообразии бесконечного космоса вне времени и пространства. Что уж тут говорить про людей. Роман это подчеркивает не навязчиво. Перед глазами проносятся яркие образы и картины. В какой-то момент ловишь себя, что читаешь чистую психоделику. Сразу же замечаешь как меняется тон и по строкам разливается лирика. Мгновение и видишь красивейшие космические картины, нарисованные ярко и смело, мгновение и ты погружаешься в чистейший хоррор с пугающей, гнетущей атмосферой потустороннего и это действительно пугает, еще чуть-чуть и это уже боевик и ты ему радуешься ибо перед этим испугался и нужно перевести дух. При этом стоит отметить, что хоррор возвращается под финал, чтобы закончить как это в будущем полюбит Лавкрафт со своими последователями.

Сюжет не предсказуем из-за мотивов психоделики. Персонажи особо не раскрываются перед читателем. Но ведь никто не будет писать в своем дневнике раскрывая себя, а будет описывать события. Роман так же построен по принципу рассказ в рассказе рассказа. Три ступени. Можно поспорить о третьей, но Ходжсон ее водит предисловием и комментариями. Интересная деталь приятно дополняющая историю.

«Дом на краю» удивительная вещь. Пропитанная чем-то таким, которое невозможно описать и выразить.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх