Владимир Высоцкий «Про дикого вепря»
Фонограммы авторского исполнения: первая — октябрь 1966, последняя — 1972.
Опубликована под названием «Чудо-Юдо (В государстве, где все тихо и складно)» в журнале «Ами», № 2, 1971 г., Иерусалим, Израиль.
Входит в:
— антологию «Песни русских бардов. Серия II», 1977 г.
— антологию «МетрОполь», 1979 г.
— антологию «Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актёр», 1989 г.
— сборник «Сочинения в двух томах», 1990 г.
— антологию «Песни XX столетия», 2001 г.
— антологию «Классика бардовской песни», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vovan21IV, 13 октября 2024 г.
В основе песни лежит фольклорный сюжет, известный по сборникам сказок братьев Гримм их переложении Н. М. Языкова в поэме «Сказка о пастухе и диком вепре» (1835)
Жил-был король; предание забыло
Об имени и прозвище его;
Имел он дочь. Владение же было
Лесистое у короля того.
Король был человек миролюбивый,
И долго жил в своей глуши лесной
И весело, и тихо, и счастливо,
И был доволен этакой судьбой;
Но вот беда: неведомо откуда
Вдруг проявился дикий вепрь, и стал
Шалить в лесах, и много делал худа;
Проезжих и прохожих пожирал,
[...]
И наконец встревожил он ужасно
Всe королевство; даже в городах,
На площадях, на улицах опасно;
Повсюду плач, уныние и страх.
Вот, чтоб окончить вепревы проказы
И чтоб людей осмелить на него,
Король послал окружные указы
Во все места владенья своего
И объявил: что, кто вепря погубит,
Тому счастливцу даст он дочь свою
В замужество — королевну Илию,
Кто б ни был он, а зятя сам полюбит,
Как сына...
То ли бык... — Высоцкий обыгрывает сразу два из 12 подвигов Геракла: укрощение Эриманфского вепря и укрощение Критского быка.
И король тот час издал три декрета... — Каждый советский школьник слышал о первых трех декретах Советской власти: «О мире», «О земле», «О власти».
Бывший лучший королевский стрелок — возможным литературным прототипом образа может быть Илья Муромец из былины «Ссора Ильи муромца и князя Владимира» и написанное на её основе баллада А. К. Толстого «Илья Муромец» (1871).
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживешь?
Двор мне, княже, твой не диво,
Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
Но обнес меня ты чарой
В очередь мою —
Так шагай же, мой чубарый,
Уноси Илью!
А стрелок: «Да это что за награда?! <...> Мол, принцессу мне и даром не надо... — Любопытно сравнить с заключительным куплетом из песни «Урожайная» из кинофильма «Кубанские казаки» (1950), в которой утверждается совершенно противоположная позиция:
Не награды нас прельстили,
Это скажет вам любой.
Мы хлеба свои растили
Ради чести трудовой.
Если же к этому награда
Будет нам присуждена,
Мы не скажем: Нет, не надо!
Мы ответим, что нужна.
ffr, 15 января 2019 г.
Это было совсем недавно. Всего 47 лет назад мой друг дал послушать мне магнитофонную запись. Первая же услышанная песня была настолько отлична от того, что я слышал ранее, что я тут же перемотал плёнку и слушал, пока не выучил её наизусть. Даже услышанная ранее «Can't buy a love» не потрясла больше. Это была песня Высоцкого про опального стрельца. Некоторые слова из-за низкого качества записи были трудно различимы. Но всё удалось понять. Потом были новые записи, фильмы с ним, двойной диск Алисы в Стране Чудес, спектакль «Гамлет», олимпийская Москва и похороны. Но эта песня так и осталась ПЕРВОЙ.
mputnik, 15 января 2019 г.
У любого российского застолья есть три четко выраженных стадии. При этом оные стадии — абсолютно универсальны, и — никоим образом не зависят от размеров материального достатка участников, поскольку определяются — только значением параметра «готовности», измеряемого в «лигрылах» (литры умноженные на градусы и делённые на число, пардон, рыл, то бишь — участников застолья).
Стадия первая — интеллигентная. Тут поют нечто тонкое, душевное, типа «Изгиб гитары желтой...». Стадия третья и последняя — это когда переходы от братания к выяснению отношению уже практически мгновенны, совершенно спонтанны и абсолютно неуправляемы. Тут поют — «Ой, то не вечер...», «Ой, мороз, мороз...» и иже с ними. Короче — уже «ой».
А вот вторая, самая шикарная стадия — это когда все ещё более-менее культурно, но уже очень весело, как и хотелось. Вот эта стадия — почти традиционно начинается с вот этой авторской песни. При этом особо старательно выговаривается на распев «... то ли — буйвол, то ли — бык, то ли — тур...», порыкивая в конце — «туррр». А уж когда доходит до последнего куплета, то фраза «Делать нечего — портвейн он отспорил...» исполняется по крики «ура», аки оправдательный вердикт.
Это а-бал-ден-но душевная песня. И знать её наизусть — слово в слово — это святая обязанность каждого россиянина, уважаемый потенциальный читатель
vam-1970, 21 февраля 2020 г.
Одна из самых известных и популярных песен автора.Сказка, но очень не ложится в русло традиционных сюжетов . Вот такой и был ВС — ломал стереотипы поведения , мышления.