FantLab ru

Андрей Кокоулин «Сирна и бог»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.91
Голосов:
75
Моя оценка:
-

подробнее

Сирна и бог

Рассказ, год; цикл «фантЛабораторная работа 8+»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Это история о любви в то далекое время, когда люди уже почти не люди, да и боги совсем не те, но любовь по-прежнему правит миром…

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
ФантЛабораторная работа, 8-я фантЛабораторная работа // Третье место (Бронза)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)


Периодика:

Меридиан №4 (28) июль - август 2014
2014 г.
Фантастика и детективы № 9, 2014
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На удивление, хорошо, что еще можно удивляться, вполне хороший рассказ в стиле добротной классической научной фантастики с большим мелодраматическим элементом и неплохой психологической составляющей. Прекрасная идея: новый мир механических людей, но с человеческими чувствами. Жаль, что мир прописан мало, но в этом тоже есть своя прелесть, вот здесь хочется фантазировать самому. Сюжет почти списан с любовного романа, но это ни в коей мере не умаляет его достоинств, чувства человеческие они всегда останутся, даже если мы их не понимаем или не принимаем. Они останутся и в том далеком будущем, где и людей-то уже не будет. Одним словом именно этот рассказ, в отличие от других, сможет жить самостоятельно, ибо он читабелен и понятен.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, совершенно не мой. Да и несовременный какой-то, похож на фантастику 1980-х. Впрочем, это не дефект.

Начинается с мешанины псевдо-слов каких-то. Но не успел напрячься, как автор, каким-то непонятным мне маневром, увел внимание от всей этой антуражной мишуры к основной линии. Мишура мешать перестала.

С линией тоже довольно интересно. Стойкое ощущение «ну понятно, чем все кончится», оказывается обманутым; что тоже очень приятно.

Не люблю морализаторство, но здесь мораль как-то не напрягает. Тоже хорошо.

Эмоционального отклика у меня рассказ не вызвал, но, подозреваю, что может вызвать у кого-то другого.

Мелочи какие-то стоит наверное подчистить. Некоторые фразы с первого раза воспринять трудновато было. Но это действительно мелочи.

Субъективная оценка была бы невысокой (не моя тема), но объективно (тоже ИМХО, естественно) рассказ весьма хорош.

PS: Добавлено после «зрелого раздумья». А не хотел ли автор показать, что зашкаливающий материнский инстинкт тоже до добра не доводит? Жизненная такая ситуация (впрочем, в жизни обычно все не так жертвенно и драматично). В какой-то степени это ему удалось.

К9

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательным рассказ был ровно до появления в нем странной «с потолка» взятой идеи Сирны под названием «он же как ребенок». Согласна, что есть у многих девушек склонность к сантиментам по отношению к маленьким и беспомощным созданиям, но чтобы Сирна вдруг отнеслась к безэмоциональному и никак себя не проявляющему в поведении боргу, как к собственному ребенку, — поверить не могу. Если же она железка, а не человек — откуда у нее материнский инстинкт, не понятно.

Понимаю, что рассказ, скорее всего, предполагал осуществление идеи о неумении таких, как Сирна задумываться о последствиях своих поступков, рождающихся в тот момент, когда люди идут на поводу у сиюминутных сантиментов. Но она слабо выражена, на мой взгляд, или как-то затерта в тексте, к тому же по ходу истории полно других идей, которые сбивают с толку и не дают воспринимать историю цельно (помимо вышеназванной идеи, это «люди сами создали себе богов»; «мы все таки люди»; идея о материнском инстинкте и т.д.). Поэтому, на мой вкус, — получилась каша.

Более того, рассказ, написанный так проникновенно и трогательно, но одновременно пропитанный негативным междустрочием оставляет неприятный осадок после прочтения и становится, на мой взгляд, вредным для восприятия (Например, из текста: «Жизнь невидимыми лучами жгла участки местности» или «убить себя у Юржика так и не получилось», «часть меня попадёт на небо, я буду жить там, где он, а то здесь... трудно.»)

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тема: Тут обе. И гость, поменявший планы Юржика, да и Сирны тоже, и последний человек в некотором смысле тоже. Зачёт.

Идея: Хорошая идея, мощная: у женщины, даже железной, изначально нет ума, и она готова пожертвовать собой, даже железной, ради жестокого чада. Присосался бы только покрепче, тут-то мозги и отшибает. Зачту, хотя и считаю женщину, даже железную, человеком.

Язык: Написано хорошо. Прорваться бы сначала сквозь первые абзацы. Я прорвался и не жалею. Но справедливости ради приведу свои недоумения:

«пришлось закладывать крюк к самой границе Стеклянных полей, которые дышали жаром, будто Плимп после «кислой» батареи. Там, на границе,»

Повторы.

«Там, на границе, было полно всяких оврагов, ложбинок и осыпавшихся воронок с того времени, как боги воевали на земле. Скользнув тогда в одну из них, кривую, иззубренную,»

Это овраг иззубренный и кривой? Тогда почему окончание женского рода? Или воронка? Тогда почему она кривая?

«пока не запищала сигналка о разряде основных аккумуляторов.»

Неуклюже.

«На всякий случай, вдобавок к плите, он растянул над пятачком несколько метров отражающей ткани, пряча его от всевидящих небесных глаз, и потом ещё несколько раз наведывался, проверяя, не погибли ли цветы.»

Пряча ткань от всевидящих глаз? Несколько метров?

½ то есть.

Увлекательность: Выше всяких похвал.

Личное: Рассказ оставляет тяжёлое впечатление. Про идею я уже упомянул, однако, и с логикой определенные неурядицы:

«В Сирне из органики были: полоска кожи на щеке, палец-мизинец на руке и один глаз.»

Не верю.

Эти ошмётки должна питать кровь. Сосуды и собственно кислородосодержащая жидкость. Разве может жить отдельный палец или отдельный глаз? Или даже отдельный кусок эпителия без сопутствующего? А ведь сопутствующего не заявлено… То есть я понимаю, что это метафора. Но ведь заявлен посттехнологический научный сеттинг. Надо соответствовать. Но эмоционально текст действует, этого не отнять.1/2.

Итого: 8/10.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написано очень хорошо, не оторваться, но каков смысл этого самопожертвования? Проявление человечности последнего человека на земле? Так они все человечны по самое небалуй, эти механические люди, и думают по-человечески. Сюжет провисает немного, к остальному не придраться. Один из лучших рассказов.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир, где люди вынуждены ставить себе запчасти из металла, и у некоторых заменено вообще всё тело. И больше людей не делают. Но те, что есть, всё равно дружат, любят, восхищаются красотой, пересказывают слухи о том, что творится вокруг и почему.

Жутковато и затягивающе. В то же время драматически и непонятно. Потому что получается, что вся трагедия произошла из-за неправильного произношения слова «борг». Бог — это небо, полёт, романтика, (все)могущество, это всё красиво, манит и зовёт. А борг – зловещая машина, от которой надо бежать.

Так почему же старый мудрый Туоль позволил юным коверкать смыслы, почему дал распространиться опасной идее?

Нет ответа.

Ещё хотелось бы понять, считала ли Сирна, что на земле трудно, или борг, начавший захват её тела, первым делом внушил ей эти мысли. Потому что от этого кардинально меняется отношение к случившемуся. Если Сирне хотелось в небо, а Юржик это не разглядел или не внушил ей доверия, чтобы она поделилась с ним мечтой – тогда тут одна история, и можно даже сказать, что для Сирны она закончилась сбычей мечты. Если же борг быстренько сделал её послушной, тогда история другая и очень трагичная, и опять вопрос к Туолю.

А так, изящно выдуманная и выверенная вещь. И чувствуется, и верится.

Тема неожиданного гостя и немного последних людей есть.

Надеюсь увидеть рассказ в финале, и довольно высоко.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень жёсткая и одновременно трогательная история.

Мир описан так, что картинка перед глазами складывается сразу, выглядит очень ярко и убедительно. Герои живые, несмотря на металл и электронные платы. Даже ошибки, которые они совершают, это не компьютерные сбои, а именно ошибки – основанные на инстинктах и эмоциональных порывах неверные действия. Которые кажутся им единственно возможными…

Несмотря на то, что для Юржика всё заканчивается плохо, общее впечатление от истории светлое.

Потому что если в мире есть место для живых чувств и для жалости, у мира есть надежда. И никакие боги не смогут помешать его возрождению…

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что важнее : чувства добрые пробуждать лирой или построить крутой сюжет ?

Если творчество-это полет души автора , когда он пишет , и души читателя, когда читает, то могу сказать честно, с этим рассказом не полетаешь.

Авторский эпатаж в смеси с цинизмом добрых чувств не пробудил.

Очень жаль, потому что пишет автор хорошо.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Легко-читаемое произведение, в действия героев которого веришь и сопереживаешь им. Композиция, кульминация, финал — всё порадовало. Единственное, остался вопрос к действиям Сирны — жалость, о которой говорится в конце произведения? материнский инстинкт? жертвенность? зачем? Но в целом впечатления очень положительны.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв из группы:

Тема — гость. И планы героев этот гость изменил поистине кардинально.

В рассказе представлен очень странный мир. Людьми считаются электромеханические существа, в составе которых органики либо нет вообще, либо присутствие ее минимально. Только такие существа и могут выжить на Земле, в небесных пространствах над которой уже бог знает сколько времени идут битвы богов. Видимо, давно продолжаются эти битвы, раз успело появиться поколение машин-людей, забывших, что Боги — это биотические организмы, а Жизнь, которой боги зачищают Землю, — жесткое излучение.

Непонятно, каким образом электромеханические люди смогли сохранить человеческие чувства, потребность в любви, тягу к прекрасному живому, готовность жертвовать собой. Но, в конце концов, это не важно. Люди стали такими, но остались людьми. Поэтому вся история получилась трогательной и волнующей.

- Мы люди, — говорит старый механический человек Туоль, — в нас слишком много жалости.

Но Сирну убила вовсе не жалость, а пробудившийся инстинкт материнства. Компактный биотический организм она приняла как ребенка, и ради спасения больного ребенка позволила убить себя. Вопрос выбора даже не стоял, как не стоит он в аналогичной ситуацией пред живой женщиной.

При этом автор сумел избежать сентиментальности. Никаких попыток разжалобить читателя. Краткий, строгий трагический финал. Безупречное чувство меры и стиля.

Из этой истории следует, что механизация тела не может сопровождаться сохранением человеческой эмоциональности; механическое тело требует другой души; иначе тупик, саморазрушение. Машина, даже глубоко чувствующая, не может оставаться человеком. Она должна стать кем-то другим, сформировать свою собственную сферу чувств, соответствующую физической оболочке.

В мире рассказа что-то пошло не так. Биотические организмы, которые должны были бы быть ближе к живым людям, стали разрушителями и паразитами. А механические создания оказались людьми. Живое и неживое поменялось местами. Поэтому и наступило время, когда «людей уже не делают. Кончились люди». А новая форма существования чувствующего разума в полной мере не развилась. Тупиковая ветвь эволюции. погибающий мир.

Замечательный рассказ. Яркий, запоминающийся, достойной победы. Спасибо автору.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В общем, правильная вешь о жизни, людях и особенно женщинах. Хотя почему-то подзабылась уже, пришлось освежить память для отзыва. Наверное потому, что неприятно это всё как-то, как и в жизни. Но в группе лучше-то ничего и не было.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, а я один увидел в рассказе достаточно сильный антирелигиозный пафос (в хорошем смысле этого слова)? Неужели все увидели только игру слов «борг» — «бог»?

Вот все говорят «материнский инстинкт, материнский инстинкт». Но разве «маленький» — это основная характеристика «бога»? По-моему, его основная характеристика в том, что, в отличие от людей, он живет на небе, где, в отличие от земли, хорошо.

«Он опять попадёт на небо, и часть меня попадёт на небо, я буду жить там, где он, а то здесь... трудно».

Никто не обращает внимания на то, что Сирна любит его не совсем бескорыстно. Она хочет попасть на небо. А чтобы попасть на небо, как известно, надо любить бога. Потому что больше всего на свете боги любят, когда их любят – ну, прямо, как маленькие…

Вот и получается: сначала люди создали богов, а потом еще и стали их жалеть: как же они, бедняжки, будут жить-то без нашей любви? Люди-то в ответе за тех, кого создали. Ибо жалости в них много.

По сути, рассказ является иллюстрацией слегка перефразированной мысли Ницше (популярный автор на этом конкурсе): «На земле и так мало любви, чтобы тратить ее еще и на тех, кто на небе».

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Умный рассказ, но сдЕланный, причем из запчастей ВАЛЛИ, мне так показалось. Что не понравилось: отсутствие конкретики: кто-то решит что, сирна — дура, кто-то что люди дураки, кто-то вдруг растрогается :она же потенциальная мать, потому и человек. В чем же собственно дело? Для меня, конечно, в том, что неадекватная жалость — это лишнее. А для других? Или вам Автор все равно, какие из вашего рассказа люди сделают выводы? Не понравилась реализация: Бог пьет Сирну, простите, совсем ни как ребенок, а если все же провести аналогию с ребенком, то тогда встает образ: им лишь бы из мамаш все соки выдуть. Все это читается неприятно. Хотя и понимаешь мозгами, что это механизм и все такое. Ассоциативность ощущений никто не отменял. И это скверные ассоциации. И с чего вдруг Сирна так отнеслась к богу? Какое у них вообще к богам отношение? Все это как-то неглубоко копано. И Вообще: цветы вытоптали, сирна — туда же, юржик разбит, злобные боги — форевер. Цинизм в общем рулит. Мда...

Бесконечно затрудняюсь с оценкой: как техническое ремесленное произведение(сделанное, построенное, скроенное, оценила бы выше, как произведение искусства — по ощущениям — ниже. Наверное все таки выберу — искусство...

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв из группы:

Начало напрягло обилием странных имен и названий. Память пошла в перегрев. Оказалось – зря. Дальше все пошло понятнее и не напряжно для памяти. Ощущения – не могу однозначно сказать, что восторженные. Но эмоции всколыхнулись. Прочитав, призадумался. Ну да, понятно, что Сирна и есть последний человек на Земле. Это по автору. Я бы и Туоля добавил, да и Юржика. У них остались человеческие переживания. И это странно, ведь от био там ни фига не осталось, мозги искусственные. Но нет отторжения, что эти переживания пришиты автором к этим уродцам. Они естественны, и не понятно, как автору удалось это передать. Хотя, уверен, не все с этим согласятся.

Сирна, конечно, отдельная история. Материнство обнаружилось в этом неизвестно кем и как сооруженном искусственном организме. И это сразу перевело ее в группу живых существ, которых на планете, похоже, больше не осталось. Не удивлюсь, если какая-нибудь зайчиха тоже может полностью пожертвовать собой ради детишек. Материнство – не признак исключительно человеческий. Но вкупе с переживаниями получилось сильно. Если даже в таком мире это возможно?!

Можно докопаться по теме: человек, если остался, то не один. Но не хочется. Тему считаю раскрытой. Тем более, что автор подстраховался: бога, наверное, можно рассматривать как неожиданного гостя.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта работа мне понравилась. Опять же: одна из очень-очень немногих, которые запомнились. По мне, так безусловный финалист, и соглашусь — если призёр.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх