fantlab ru

Дэн Симмонс «Песнь Кали»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Оценок:
1123
Моя оценка:
-

подробнее

Песнь Кали

Song of Kali

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 108
Аннотация:

Журналист и поэт Роберт Лузак получил от редакции своего журнала задание отправиться в Индию, где должен получить для публикации в Америке рукопись поэмы М. Даса, известного индийского поэта, одного из учеников самого Рабиндраната Тагора и продолжателя основанной им литературной традиции. В эту поездку Роберту пришлось взять с собой жену Амриту, которая родилась в Индии и будет его переводчиком и маленькую, шестимесячную дочку Викторию. Лузак человек образованный, предрассудки и суеверия ему чужды. Но первый же день, проведённый в Калькутте полностью выбил его из колеи... А дальше события вокруг рукописи и личности самого Даса, который кстати без вести пропал восемь лет назад принимают очень и очень пугающий и жуткий оборот. Потрясённый всеми увиденными в Калькутте ужасами и мерзостями, Бобби очень отчетливо понимает: этот грязный, зачумлённый город просто не имеет права на существование. Калькутта, по мнению Бобби не что иное, как гигантское вместилище зла. А первопричина и источник этого зла — надменная и жестокая богиня Кали. Богиня, самому имени которой этот древний город обязан своим названием...

Награды и премии:


лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1986 // Роман

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Премия им. Уильяма Кроуфорда / Crawford Award, 1987

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

Песнь Кали
2000 г.
Песнь Кали
2005 г.
Песнь Кали
2008 г.
Песнь Кали
2009 г.
Песнь Кали
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Song of Kali
1985 г.
(английский)
Song of Kali
1987 г.
(английский)
Song of Kali
2005 г.
(английский)
Song of Kali
2005 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне душно и жарко, хоть за окном холодная промозглая погода. После прочтения именно таким предложением хочется охарактеризовать неумолимо затягивающую в свои адские пучины атмосферу первого произведения крупной формы от Дэна Симмонса. Нужно сразу отметить, что уже в дебютном романе автор демонстрирует широкую эрудированность, постоянно упоминая в тексте множество исторических личностей, событий, местных богов и обычаях индийцев. Но в данном случае Симмонс лишь подстрекает читателя, ведь если и вправду поближе ознакомиться с материалом, то это сделает роман еще более глубоким для понимания. И даже, если Вам будет лень «гуглить» в Интернете, подача книги такова, что Вы и не заметите как перелистнете последнюю страницу. И уж точно разорвете на мелкие клочки «недавно купленный билет на рейс в Колкату» (возможно, ирония здесь и излишня, так как роман писался в те времена, когда Калькутта была совсем иной).

«Песнь Кали» – это совершенно чуждый мир, исковерканная нищетой и безумием реальность Калькутты, или же, перефразируя размышления жены главного героя – «это другая Геометрия, в которой мы будто бы совсем лишние фигуры, не вписывающиеся в общую структуру этого пугающего города». К слову, где-то на подсознательном уровне Калькутта ассоциируется с недавно дочитанной трилогией о Нью-Кробюзоне Мьевиля.

Здесь, в болотистых низинах Бенгалии, сквозь шум и гам неумолкающего города просто сочиться саспенс. Взять лишь момент, когда Лузак при свете дня заходит в комнату отеля и видит свою дочку на руках у другой женщины. Скажете, безобидная ситуация, но здесь за каждым шорохом, мимолетным взглядом на заполненные мусором улицы, после очередного загадочного диалога с местными жителями, читатель, поставивший себя на место главного героя, просто обязан ощутить удушающее головокружение. Тем более что повествование ведется от первого лица.

А еще – это не просто хоррор. Симмонс, подобно известному культурологу Мирче Элиаде, долго изучавшему культуру и традиции индийского народа, словно продолжает философские исследования румына о столкновении разных цивилизаций, глубокой духовной составляющей индийцев. Этот вопрос блестяще раскрывается в дискуссии Лузака и Чаттерджи, как и постоянная цикличность развития самого человечества. Не удаваясь к многословности, просто хочется заметить – к примеру, где была Британия, когда в Индии уже вовсю процветало земледелие и ГДЕ они обе сейчас… Но всё-таки мне кажется, что главную мысль автор высказал сам – в самом окончании книги, мысль, которая постоянно занимает умы всех эзотериков планеты. В своем романе Симмонс сделал ее почти аксиомой, не забыв приправить мрачными размышлениями о будущем человечества. И, смотря на мир спустя десятилетия после написания произведения, робко понимаешь – возможно, автор был прав.

Итог – блистательный дебют и очень многослойный роман, давший старт карьере великолепного писателя, умеющего успешно работать, казалось бы, в совершенно несопоставимых жанрах.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дебют Симмонса, принесший ему Всемирную премию фэнтези. «Гиперион» Симмонса — это один из лучших текстов в фантастике, наполненный поэзией. Читая «Кали», сразу понимаешь, откуда взялась последующая мощь.

Молодой поэт/журналист Лузак узнает, что пропавший 8 лет назад и считавшийся мертвым индийский поэт Дас снова проявился в Калькутте и написал новую поэму. Его отправляют забрать рукопись и встретиться с самим Дасом. Лузак берет с собой семью, хотя его и отговаривают. Приехав, он погружается в мир жестокий, мистический и ему непонятный, а эгоизм не позволяет ему пройти по кромке — и ведет в самую глубину, ведь Калькутта — место, где расположен Калигхат, здесь живут служители богини Кали, у которых свои отношения со смертью.

«Песнь Кали» это не банальный триллер, поэтому все ожидания будут выполнены, но не так. Симмонс специально создает демонический образ старой Калькутты, выбрав мрачный исторический период, и она выходит устрашающей, нищей, жаркой, непредсказуемой, запутывающей, жестокой. — и невероятно зримой. Все герои меркнут перед этим образом. Симмонс использует в том числе и эпиграфы, где даже фигуры поэтов вносят лепту в ощущение. Скажем, Тушар Рой, называющий Калькутту шлюхой, мочащейся фресками, — вполне бодлеровская фигура. Он играл на переполненных улицах города, идя спиной вперед в попытке суицида, но умер от цирроза и перебора с опием. Такое обрамление усиливает чувства — Лузак попадает в мир, управляемый другими импульсами. Мне «Песнь Кали» напоминает «Территорию тьмы» Найпола.

Симмонс не был бы самим собой, если бы не разговаривал с каким-нибудь великим поэтом, и здесь это Тагор и его «Гитанджали». Собственно, вопрос, чья песнь («Гитанджали» = песнопения) сильнее, его и занимает. Тагор предоставляет близкое к суфийскому, пусть и более мягкое, опьянение жизнью, Дас — лишение иллюзий, разрушение, безжалостную механику смерти. Это обыгрывается — музей Тагора местный называет храмом, ведь любой памятник в Индии, по его словам, рано или поздно превращается в храм. «Храм» Тагора оказывается пустышкой перед силой смерти и теней, сентиментальный поэт Дас становится глашатаем Кали, а идеалы Лузака плохо выдерживают испытания страхом. Однако песнь радости позволяет ему опять возродиться к жизни и принять бессмыслицу потери. В чем истина, решать читателю. Хорошая штука

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любое насилие – это попытка осуществить власть. ©

Песнь Кали с нами. Она с нами уже очень долго. Ее хор становится все громче, громче, громче.©

Симмонс в своём репертуаре. Отличная книга, триллер, ужасы, мистика, называйте как хотите.

По уровню погружения в книгу — на уровне «Террора «.

Читал до пяти утра.

10/10

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Имя Дэна Симмонса уже давно известно всем поклонникам увлекательной фантастической литературы. Лично я ценю этого писателя за действительно классные хоррор-романы «Лето ночи» и «Террор», последний из которых не так давно вышел в по-настоящему шикарном оформлении от «Азбуки».

Поэтому когда на горизонте замаячило еще одно переиздание автора — его дебютная работа, получившая название «Песнь Кали» — я не мог просто пройти мимо него.

Итак, сюжет книги вращается вокруг бывшего редактора Роберта Лузака, к которому обращается один уважаемый журнал с предложением съездить в Индию и забрать оттуда свежую рукопись местного поэта М. Даса, который, в свою очередь, считался уже давно покинувшим этот свет. По случайному совпадению жена Роберта — урожденная индианка и поэтому он решает взять ее с собой в качестве переводчика (попутно прихватив в поездку их дочь-младенца).

Калькутта встречает туристов не самым гостеприимным образом и буквально сразу же выбивает их из колеи царящими вокруг бедностью, шумом и грязью. Однако Роберт с Амритой уверены, что их миссия не займет много времени, а посему готовы потерпеть все выпавшие на их долю неудобства, не подозревая, что М. Дас — фигура крайне неоднозначная и что за его внезапным появлением после восьмилетнего молчания стоит кровожадная сила, лежащая в основе всего индуизма. Сила, с которой ни один смертный не захочет встретиться лицом к лицу.

Даже если бы я не знал, что «Песнь Кали — это первое крупное произведение Симмонса, то в процессе чтения наверняка бы об этом догадался. В романе хватает шероховатостей как по части развития истории, так и по части раскрытия характеров персонажей. Но на деле это мелочи, которые можно легко списать на неопытность Дэна и более не придавать им особого значения.

А вот на что закрыть глаза никак не получается — так это на однобокий взгляд на Калькутту, которая весьма быстро становится адом для прибывших в нее американцев. Я совсем не против, когда автор для атмосферы сгущает краски и выставляет окружение героев в тревожном и неприглядном свете. Но, по-моему, Симмонс перестарался и вместо огромного индийского города, у которого, как и у любого другого мегаполиса, есть свои плюсы и минусы, сделал из Калькутты филиал чистилища на Земле, где нет абсолютно ничего хорошего, светлого и доброго. И где правит лишь нищета, разруха и убогость во всем.

Конечно, я не эксперт и допускаю, что в 1977-м году (когда происходят события книги) второй по площади город Индии мог быть не самым приятным местом на планете. Но, елки-палки, не настолько же ужасным! Такое чувство, что Дэн затаил какую-то личную обиду на жителей Калькутты и поэтому решил выплеснуть весь негатив в отношении них на страницы собственного романа. Правда, почему мы должны по десять раз «пережевывать» этот поток злобного красноречия, мне не очень понятно.

В целом же «Песнь Кали» тянет на удобоваримый, хоть и непритязательный, триллер, основанный на страхе человека, попавшего в скверную ситуацию в чужой стране. Не сказал бы, что это обязательное чтение для всех фанатов Симмонса, но если вам интересно посмотреть на его первые шаги в мире большой литературы, то с книгой вполне можно ознакомиться.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный роман Дэна Симмонса «Песнь Кали» — яркий пример того, как автор показывает яркие задатки будущего литературного таланта, но явно не раскрывает всего потенциала, который можно было бы реализовать и в этом произведении.

В путешествии журналиста, его жены и маленькой дочери в Индию ради материалов об исчезнувшем поэте есть очень много сильных элементов. В первую очередь Симмонс роскошно передал весь низкий антураж Калькутты — её грязные вонючие улочки, смрад, влажную губительную духоту, невероятную бедность населения, остатки колониальной красоты и необычные нравы населения. Есть в «Песне Кали» и напористый психологизм, и правдоподобный главный герой и какая-то интрига.

Но ощущение оккультного ужаса, глубины, динамики тут очень вялое. А главное у романа нет ощущения целостности, он выглядит как некрепко сшитый набор ситуаций и изложения фактов, нарочитая претенциозность и тайны из ничего и не для чего.

Для дебюта — достойная работа, но в целом годится только для любителей жанра и тех, кто очень уж любит Симмонса и хочет изучить истоки его творчества.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это не моя книга.

Хотя «Гиперион» я очень люблю. Со всеми продолжениями, разумеется.

Полез читать ее по горячим следам «Гипериона» и обжегся.

Написано мастерски. Куда лучше, чем «Илион» и его продожения. Правильный, недобрый, держащий тебя в напряжении и омерзении ужастик.

Просто не мое.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный роман будущего автора хорроров и фантастики.

Это была первая книга в сознательном возрасте, которую я бросил, но через два года вернулся и перечитал заново, так как ничего не помнил с последнего раза.

Понравилась ли она мне? Скорее нет, чем да. Почему? Постараюсь объяснить дальше, но тапками прошу не бить.

Ну, во-первых, мне не очень нравится то, что всё происходит в Индии. Мне никогда не нравилась эта страна своими культурой, богами, фанатичными уверованиями в этих самих богов. Роман местами вызывает омерзение, ну и, конечно же, напряжение.

А теперь во-вторых: как я сказал выше, действия самого романа происходят в городе Калькутта, на востоке Индии. Американский журналист и поэт Роберт Лузак получает задание от своего журнала, что он должен отправиться на другой край света для получения рукописи поэмы известного индийского поэта М. Даса, который являлся учеником некоего Рабиндраната Тагора и по совместительству продолжателя основанной его учителем литературной традиции.

К собственному несчастью, Роберту пришлось взять с собой жену Амриту, индианку по происхождению в качестве переводчика, и их общую маленькую, полугодовалую кроху-дочку Викторию. Почему к несчастью? Да потому что очень зря образованный человек (хоть и справедливо с другой стороны) не верит в предрассудки и суеверия.

С первого дня пребывания в Калькутте, у него нарушается привычное течение жизни. Дальше – только хуже: вокруг этого самого М. Даса, который считается пропавшим без вести восемь лет назад, и его рукописи, всё принимает самый жуткий и пугающий оборот. Увидев всё это, поэт-журналист потрясён до глубины души, но отнюдь не приятными, а только самыми негативными, которые только могут посетить мысли образованного человека, эмоциями.

Как никогда он понимает, что этот город не имеет права на существование, по той простой причине, что всё это вокруг него — нереальных размеров вместилище зла, источник которого является беспощадная и жестокая богиня Кали, в честь которой и назвали этот древний город...

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще никакого впечатления не произвела книга, идея осталась неясна, события какие-то мутные — как были с самого начала, так и после прочтения ничего не прояснилось. Бегал мужик, бегал и никуда не прибежал, в итоге еще и потерял. А ради чего??

Что хотел автор сказать? Как плохо живется в Индии, какой бред-сумбур там творится, какие кругом нищие? С точки зрения западного человека. Ну ок, хотя вроде это не основная мысль, да и клюквой отдает немного. И зачем надо было придумывать невнятных монстров в тенях и старинные ритуалы, если они на что не влияют. Пугал, пугал, а не деле обычный бандитизм получился. Бессмысленная книга, вроде бы автор и сказал все, что хотел, но что-то я не чувствую законченность.

Какой-то тупица с женой и ГРУДНЫМ ребенком поехал туда, где трупы на улицах валяются, и людей режут в открытую (по утверждению автора). И чего он там хотел? Поэму найти... парочку долбаных листочков со стишками, даже не зная про что... Нашел?! Ну что за кретин! Его даже не жалко.

И свести все к тому, что вот люди сами-то неплохие, но вот древние боги и духи превращают их в дерьмо. Да и поэтому можно не бороться и не меняться, за собой не следить. Во всем же боги виноваты, а мы так, сбоку-припеку, ни за что не отвечаем, ни на что не влияем.

Напомнило «Ночное кино», только у здешнего героя нет мотивации толком, и история оказалась гораздо хуже и без конца. Хотя в «кино» тоже полно несообразностей и намеков.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После великолепных — «Друда», «Террора» и «Лета ночи» Дэна Симмонса, которые одна за другой были прочитаны осенью прошлого года, у меня не было сомнений: от «Песни Кали» я останусь в восторге (на счастье этот роман переиздало «АСТ», в серии не с самым лучшим оформление, но всё же это лучше, чем совсем нечего, тем более дебютный роман Симмонс давненько не переиздавался).

К сожалению, восторг оказался более чем умеренным.

Чувствуется — роман дебютный и по сравнению с выше озвученными работами — небо и земля. Задумка-то хорошая. И место действия выбрано удачно. Но тогда, судя по всему, автор не был готов к созданию книги страниц этак на 600-800.

У меня нет претензий к стилю изложения — Симмонс превосходный рассказчик; его талант увлекать своим рассказом — огромен. В этом они очень похожи с горячо любимым и уважаемым десятками тысяч читателей, Стивеном Кингом. Чего только стоят описания Калькутты, куда от-оправляется главный герой Роберт Лузак с супругой и дочерью. Отвратительно и страшно, потому что всё правда!

И сюжет неплох. Но с его развертыванием Симмонс явно подкачал. Мистическую составляющую он должным образом не проработал. А ведь ему было где развернуться! Один эпизод со статуей Кали великолепен! Но почему он был только один? Этого роману катастрофически не хватило.

И финал…

Не могу сказать, что развязка была ожидаемой. Нет. Автор удивил. Частично. Но нужный аккорд так и не прозвучал.

Итог: 8 из 10.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скучная книга, но поклонникам автора понравится фирменная недосказанность и смелость суждений.

300 страницы картонного мистического детектива и пара любопытных тезисов. Для меня книгу оправдал финал, но в нем нет ничего неожиданного, я прочитал в нем «свое» и остался доволен. Жаль, Симмонс не уместил эти мысли в рассказ, пришлось читать роман.

Не ищите в «Кали» хоррор, его тут не больше чем в «Храме судьбы» Индианы.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда начала читать « Песнь Кали « надеялась, что это ужастик, но ужаса там очень мало. Описание жизни людей , их поведение и поступки — вот что вызывает страх. Как будто сама в Индии побывала. Хочется надеяться, что в этом городе, Калькутте, не всё так плохо и безнадёжно, как описано в книге.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крайне интересное описание Индии. Вернее — бедной и худшей её части: грязь, смрад, опасность и чуждые европейскому человеку нравы. Это как интересный путеводитель.

Всё, что вокруг, значительно слабее: невнятный детектив, сомнительные поступки главного героя, слабая развязка.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман Симмонса прочитал, на мой взгляд, не в то время. Роман первый, потому и читать его желательно в начале пути знакомства с работами писателя. После более поздних работ, которые мне очень понравились, «Песнь Кали» выглядит слабо.

При общем посыле о том, что «песнь звучит все громче», все события романа я так и не смог связать для себя в какую-то одну картину. Ощущение, что местами то или иное повествование бросалось, так как непонятно было, что с ним дальше делать.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это странная книга. Мне не удалось вполне прочувствовать атмосферу ужаса. Всё казалось нереальным. Будучи искренним поклонником Тетралогии о Гиперионе и Эндемионе, Мышалет ждал чего-то в том духе. Но был не готов принять другого Симмонса. Возможно, это моя читательская ошибка. Но я реально не понимаю, для чего написан этот хоррор.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман Симмонса, заставивший говорить о нем критиков и читателей. Мистический ужастик. Книга поразительная по мастерству и умелому нагнетанию саспенса. Хотя с первых страниц начинаешь подозревать, что ничем хорошим поездка главного героя не кончится.Действие происходит в Калькутте 70-х гг., которая описана еще более чудовищно, чем Румыния в романе «Дети ночи». Даже если сделать поправку на «западное», так сказать, чистоплюйское восприятие, Калькутта выглядит совершенным кошмаром. Вообще говоря, от бывавших там близких мне людей ничего хорошего об этом городе не слышал. И не стоит валить все, как многие тут пишут, на нищету, бедность и классовое неравенство. Индия очень разноликая и очень разная — от города к городу. А Калькутта — некое средоточие того, что цивилизованным (не нашел лучшего слова) кажется отвратительным. В конце концов, Индмя спутники и АМС запускает, а заставить людей посещать общественные туалеты (которых тоже не хватает) и не испражняться на улице не может. Культура у них такая, видите ли. Что-то в других азиатских странах, не так чтобы особо богатых, такого не наблюдается. Конечно, в книге есть прорехи, но где их нет? Весьма рекомендую читать, но лишь тем, у кого достаточно крепкие нервы.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх