Терри Доулинг «Ликвидаторы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Австралия и Океания )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Земляне ведут борьбу с инопланетными захватчиками. На переднем крае борьбы команды «ликвидаторов». Но настолько ли всё просто и прямолинейно в их борьбе?..
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Лучшее за год 2005: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк», 2004 г.
— сборник «Amberjack: Tales of Fear and Wonder», 2010 г.
- /языки:
- русский (2), английский (4)
- /тип:
- книги (5), аудиокниги (1)
- /перевод:
- К. Васильев (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
astnik82, 19 апреля 2020 г.
«Война миров» Уэллса, «Солярис» Лема и «Пикник на обочине» Стругацких, скорее всего, будут для любителей фантастики вечными объектами для сравнения в области контакта и «вторжения» инопланетян. Более или менее явные аналогии с этими произведениями можно усмотреть, например, в «Истории твоей жизни» Теда Чана. Но я в упор не понимаю, почему творение Чана (безусловно по-своему гениальное!) так не запомидорили, как этот рассказ. Хотя как раз у Чана, если уж так разбираться, вообще бред бредовский (славяне же не начинают мыслить категориями совершенного и длительного времени только оттого, что хорошо освоили английский) — однако же даже премию дали и кино сняли. В общем, как мне кажется, «Ликвидаторы» оказались сильно недооценёнными — и совершенно незаслуженно. Потому хотя бы, что Гарднер Дозуа, хоть и не может угодить каждому на 100% (ха! а кто-то вообще может?!), но не стал бы включать в свою антологию лучшего голимый трэш (разве что была бы антология голимого трэша, но это была бы совсем другая история).
Упомянутые выше именитые произведения отличаются, прежде всего, большей или меньшей нелогичностью поведения или проявления инопланетного разума с точки зрения людей. Да что там говорить про инопланетный разум, разные культуры в пределах нашей планеты порой смотрят на одинаковые вещи совершенно иначе! («Точно!», мотают головой болгары.) Поэтому с точки зрения фантастов вполне логично: с чего бы это существам, развившимся в совершенно иных условиях, нежели мы на Земле, действовать согласно нашей, земной логике? Собственно, как мыслящий океан и марсиане известно откуда. В «Ликвидаторах» такой странности в общем-то не меньше. Только путём наблюдения, проб и ошибок люди смогли научиться худо-бедно «работать» с Площадками, по сути приспосабливаясь к их природе, но не меняя её сути. Собственно, как сталкеры известно откуда. Атмосфера мрачная, давящая, депрессивная, на грани безнадёжности, но делать что-то надо, ведь если не мы, то кто? Этот же аспект присутствует и в рассказе Теда Чана, хотя и не так явно и не в таком количестве, ибо главный упор сделан несколько на другое.
Видимо, большинству читателей просто не понравилось, что героям приходится решать проблему вагонетки в масштабах не пяти к одному, а сотен к тысячам. А ведь так хотелось «счастья всем даром и пусть никто не окажется обиженным»... Хотелось счастливого хэппи-энда, а получили горькую пилюлю, которую ещё и запивать прошлогодним выдохшимся пивом... Так и хочется сказать «зыс из лайф, пипл!» Под обложкой фантастики нам показывают нашу же жизнь, поскольку, чтобы там ни говорили конспирологи, реальных инопланетян мы увидим, похоже, ещё очень и очень не скоро. Столкновение с новым и непонятным — это часть жизни всего человечества. Постоянно встают новые вызовы, и порой только решительность наших действий, готовность принять неизбежность жертв, взять на себя смелость и ответственность, пойти наперекор тому, что называют моральными принципами, могут помочь в борьбе за благо тех, кто в итоге будет жить дальше. Если всё это кажется таким банальным, то почему до сих пор не изжили себя все верования, основанные на жертвенности? Почему есть волонтёрские организации, хосписы? Почему настоящий врач — это призвание, а не работа, ибо только могильщик может спокойно работать, помня о кладбище у себя за спиной? То-то же.
Единственные, на мой взгляд, слабости рассказа — самое общее раскрытие обстановки в мире, в котором всё это происходит, не совсем понятная география площадок, и столь же странное описание их «принципа действия» (впрочем, учитывая странность восприятия нами инопланетных «фишек», тут всё норм; в «Пикнике» ведь тоже люди не смогли найти внятного научного объяснения тому, что нашли в Зонах).
P.S. Так уж совпало, что прослушал я этот выпуск МДС именно сейчас, когда из-за истерии по поводу известно чего почти все страны позакрывались во всех смыслах, и вижу очень явные параллели (точнее, АНТИ-параллели) в плане решительности действий...
Carex, 14 сентября 2015 г.
Рассказ просто ужасен.
Приведу цитату:
«На его щеках горели огненные насечки в виде маленьких серпов. Такие насечки назывались «дивами» в честь божественных певиц, и каждая такая дива означала чью-то смерть.»
У меня как у читателя сразу возникает масса вопросов:
почему на щеках?
почему насечки?
почему огненные и как их делали?
почему в виде маленьких серпов?
почему «дивы»?
почему божественные певицы?
А ответов нет. И по ходу чтения вопросы копятся как снежный ком. И в конце с раздражением спрашиваешь, да что же это такое тут происходит?
Общая фабула понятна. Но в деталях весь рассказ рассыпается, как фигура из песка.
Я так и не смог понять, что такое этот Парусник? чем конкретно занимались ликвидаторы? что там за энергию они использовали и как? Невероятно мутная вещь.
Особенно меня поразили диалоги. Они вымученные и корявые. Так люди не говорят.
Атмосфера зоны никак не передана. Ее просто нет в рассказе.
Вывод у меня такой — у автора напрочь отсутствует литературное мастерство.
Helleformer, 21 мая 2015 г.
Что можно сказать хорошего — история сама по себе оригинальна, проблема, с которой борются герои, довольно не похожа на всё, что мы видели. Видно, что фантазия автора не спит, и он не стесняется пускать ее в постоянную работу, создавая странные и немного непонятные, однако проработанные образы. Однако к минусам. Кроме самого фантазма этого нового зла, этих платформ-внедренцев в рассказе в общем-то мало всего остального, события смазаны, характеры тусклые, совершенно не описываются личности, жесты, не запоминаются имена. Серые куклы отыгрывают свои скромные роли для ознакомления читателя с проблемой. Сам характер действия настраивает, что рассказ будет все же экшеном, а не драмой, но в итоге не происходит ни того, ни другого.
azgaar, 15 сентября 2012 г.
Мне понравилась атмосфера рассказа: мрачная пустошь вокруг героев, пришельцы с необъяснимыми логикой и целями. А вот сюжет так себе, ничего особенного.
god54, 1 апреля 2011 г.
Столь длинный, трудно читаемый текст, равно как малопонятный сюжет, не имеющий никакого логического обоснования и все это ради довольно сомнительного вывода: на войне жертвуют сотнями ради сотен тысяч. Даже двойное прочтение не принесло удовлетворения и не дало возможности проникнуть в замыслы автора.
Yazewa, 7 марта 2010 г.
Полупонятный мутный сюжет. Зоны (простите, Площадки) по всему свету, Ликвидаторы с сомнительной моралью... Все весьма вторично, неглубоко, неатмосферно. Слишком «накрученная» система воздействия на людей, равно как и система ответной борьбы. И непонятно, для чего это все накручено, потому что не удалось автору создать эффектный антураж и эффект присутствия, а также элементарной динамики.
seregaS, 25 марта 2008 г.
Честно говоря не увидел в этом рассказе ничего положительного. Мутноватый сюжет, странный мир, странные герои. Небольшие сюжетные ассоциации с «Пикником на обочине», но лучше бы их не было совсем. В финале попытка выжать слезу из читателей на тему пожертвовать малым, чтобы спасти большое. В общем и целом не рекомендую это произведение никому.
Vendorf, 23 декабря 2008 г.
Дух сталкеризма видимо не умрет никогда не только в наших авторах, но и в западных. У кого-то лучше получается, у кого-то меньше...
gafiator, 28 июня 2008 г.
Рассказ попросту неправдоподобен во всем.Невозможно поверить, что инопланетный разум( подчеркиваю — разум) будет устраивать для землян столь идиотские и напыщенные театрализованные представления.Совершенно неясными остались методы борьбы с захватчиками, организованные на каком-то кустарном и примитивном уровне.Что там произошло в прошлом,тоже не просматривается.
Pupsjara, 7 января 2008 г.
Не все так просто в отряде ликвидаторов, как выяснилось в конце рассказа. Средний космический боевичок, без претензий на что-то большее.
Nog, 13 июня 2008 г.
Рассказ похож на описание компьютерной игры. Просто очень похож — идеальная находка для какой-нибудь тактической стратегии типа UFO: действуют ограниченные группы бойцов, выполняют задания, их бросают то на одну, то на другую «Площадку». Но именно как рассказ он слабоват, довольно тривиальный боевик, и не более того.
Claviceps P., 19 января 2008 г.
Весьма посредственно. Сам по себе, среди себе подобных, этот боевичок смотрелся бы и получше наверное.
А так, для серии YBSF он не очень подходит конечно. Один раз прочитать можно, но перечитывать — не думаю...
olvegg, 8 января 2008 г.
Полный бред. Мутировавший в непонятном направлении «Пикник на обочине».
mastino, 7 января 2008 г.
Ни чем ни примечательный рассказ. Читается без особого интереса, и даже неплохая концовка не спасает положение. Даже удивляет его включение в антологию «Лучшее...». На средний уровень, рассказ вытягивает, но не более.