Дафна Дю Морье «Монте Верита»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Жили-были два друга, которые очень любили горы. Один по натуре поэт, а другой — просто хороший человек. И вот хороший человек женился на потрясающей девушке Анне, а поэт, разумеется, тут же в нее влюбился. И был бы заурядный любовный треугольник, если бы не горы, которых Анна почему-то сторонится, и не таящаяся в горах древняя обитель. Кто и зачем скрывается там от мира?
Входит в:
— сборник «Птицы», 1952 г.
— сборник «The Treasury of du Maurier Short Stories», 1960 г.
— антологию «Святая ночь», 1991 г.
— антологию «Дафна Дю Морье. Истории без конца. Из сборников Альфреда Хичкока. Истории, леденящие кровь», 1993 г.
- /языки:
- русский (14), украинский (1)
- /тип:
- книги (15)
- /перевод:
- В. Вебер (2), И. Комарова (2), Е. Любимова (1), Н. Михаловська (1), А. Соколов (1), С. Соколова (1), А. Ставиская (7)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 9 июня 2018 г.
В одном из своих мексиканских рассказов Р. Брэдбери нашёл исчерпывающий ответ на вопрос, что является пределом человеческих желаний. Он предельно прост — смерть. В этом плане, как мне кажется, Дю Морье с ним солидарна, только её трактовка несколько более возвышенна — бессмертие души. Повесть «Монте Верита» — произведение замечательное во всех смыслах. Здесь мы находим и продуманную философскую мистику, и яркую историю преданной, драматичной и искренней любви мужчины к женщине, и красочные описания высокогорных красот, поднимающих дух читателя в горние выси. Художественный слог, сама подача материала, как по мне, безупречны и ставят повесть в недосягаемое для подражателей и конкурентов положение. Хотя с мировоззрением автора, с её финальными выводами я согласиться не могу и готов спорить, хотя об этом позже.
История эта растянулась на многие годы, рассказчик — уже пожилой человек, которому есть что вспомнить, о чем задуматься на пороге встречи с вечностью. В молодости он и его друг Виктор были увлеченными альпинистами-любителями, покорившими многие вершины. Их пути разошлись, когда Виктор встретил очаровательную и загадочную Анну, которая вскоре стала его женой. Стремясь приобщить супругу к своему увлечению, Виктор совершает с ней восхождение на Сноуден, а следующей целью должна стать европейская горная вершина Монте-Вериты. Это загадочное место овеяно ореолом таинственных и мрачных легенд о культе языческих жриц, поклоняющихся Луне, обретающих за свою службу счастье и бессмертие. Немало девушек бесследно пропало, откликнувшись на безмолвный зов древнего монастыря, но Виктор не верит предостережениям.
Любовная история представляет собой классический треугольник, развитие чувства, его осознание и принятие для главного героя процесс очень продолжительный и непростой, показанный в длительном развитии. По мере движения сюжета раскрывается не только романтическая линия, автор последовательно нагнетает напряжение, создает ощущение того, что надвигается что-то страшное, неотвратимое, роковое. При этом финал истории одновременно является прологом, мы знаем итог, но менее интересным от этого чтение не становится, автор приготовила еще немало сюрпризов, способных удивить читателя, а желание проникнуть за стены загадочного монастыря, укрытого в скалах почти у самой вершины горы, занимает воображение читателя, не меньше, чем самого рассказчика, в очередной раз проживающего этот мистический фрагмент своей биографии.
В самом начале автор делает оговорку, что при обращении к различным верованиям и религиям нельзя применять критерии хорошего и плохого — всё относительно. При этом её личное отношение к лунному культу безусловно положительное. Вот этот аспект вызывает у меня несогласие. Поведение Анны — стремление к личному спасению, к познанию индивидуальной истины и счастью для себя, как мне кажется, нельзя оправдать. Она безразлично относится к страданиям близкого человека, прекрасно обо всем осведомлена, но ничто не способно изменить её решение, её потребность в духовной жизни в отрыве от мира. Всё это напоминает логику самоубийцы, считающего, что он отправляется в лучший мир, но наплевавшего на те горести и скорби, которые его поступок может принести его родственникам и друзьям. В итоге мы получаем оправдание эгоизма и равнодушия.
Да, в повседневной суете и рутине люди утрачивают мечту о высоких целях, духовно обедняют себя, в этом проявляется наша слишком человеческая сущность. Кроме того, чётко ощущается чисто феминистский подход — главной ценностью объявляется личное счастье женщины, а чувства и страдания мужчины в лучшем случае достойны легкого сочувствия. Было бы естественнее показать, что счастье взаимной любви важнее высоких идеалов, что нужно ценить каждое мгновение жизни, а не стремиться к уединению в высоком замке, пусть даже это и гарантирует вечность. Хотя в философском плане я и не готов принять точку зрения автора, всё равно чтение доставило большое удовольствие, в первую очередь — написано красиво, к тому же заставляет задумываться, вызывает на спор, на дискуссию, а такие произведения, на мой взгляд, ценны вдвойне.
aiva79, 24 октября 2015 г.
Сама я не пишу, в том смысле, что не занимаюсь творчеством, но тем не менее хорошо понимаю, что на создание того или иного произведения писателя должно что-либо или кто-либо вдохновить, откуда-то должна придти идея. Поэтому прочтя эту повесть, я решила, так сказать, навести справки, т.е. прогуглить и найти откуда растут ноги в этой истории.
И вот, что я нашла:
Холм Монте-Верита (Гора Истины) действительно существует и находится в Асконе в Швейцарии. Впервые о Монте-Верита заговорили в начале 20 в, в то время, когда различные общины поселились на горе и холм стал привлекательным для любителей природы (вегетарианская колония, которая практиковала жесткий кодекс морали, строгое вегетарианство и нудизм, обосновалась там в 1905 году). Кроме того, Монте-Верита в те времена стала, одним из «модных» мест, для представителей богемы, которые впечатленные природой и царящим вокруг умиротворением, посещали его, желая вернуться к первозданной чистоте и найти душевное равновесие.
Так что Дафна, по всей видимости, как истинный художник, добавила в возможно произошедшую в действительности историю, немного поэтичности и мистики. В итоге вся история в повести завращалась вокруг странного и древнего культа, с непонятными для непосвященных ритуалами и якобы существующим бессмертием его членов, сообщества в котором одиноково принимают красоту и уродство, в котором нет как такового четкого полового деления и все члены кажутся бесполыми и похожими друг на друга. Кроме того в нем нет символов Веры, нет Спасителя и нет какого-либо Божества, что делает жителей обители на Монте-Верита истинно свободными.
А еще в этой истории есть завораживающее описание гор и описание трагической любви, которую пронесли через всю свою жизнь герои повести. Последний пункт немного нереален, но для тех кому нравится романтика, придется очень даже по душе. Ведь в наше время так часто не хватает веры в чистое, светлое и высокое, а здесь это есть.