Фольклорное произведение «Гульчечек»
Гульчечек бежит от злой ведьмы-убыр. Та гонится за ней, обернувшись волком, и поёт:
— Хвост мой, как сноп ржаной,
Машу я хвостом и рычу:
Бялеши мои отдай —
Не то на куски разорву,
Не то на куски разорву!
Удастся ли молодой женщине спастись?..
Входит в:
— цикл «Сказки народов России» > цикл «Татарские сказки»
— антологию «Гульчечек», 1956 г.
— антологию «Татарские народные сказки», 1957 г.
— антологию «Находчивый джигит», 1964 г.
— антологию «Волга родная», 1986 г.
— антологию «Сказки народов СССР», 1986 г.
— антологию «Татарские народные сказки», 1986 г.
- /языки:
- русский (10)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- Р. Кожевникова (1), Г. Шарипова (8)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glupec, 23 апреля 2015 г.
От подобных сказок, на самом-то деле, взрослому читателю неоднократно станет не по себе. Молодая женщина убегает от свекрови (видимо, потому, что та совсем ей житья не давала). Злая старуха, обернувшись волком (!) преследует Гульчечек — якобы она украла у нее бялеши; похоже, это древний языческий символ — девушка, несущая хлеб через темный лес (теплый, круглый — то есть, символ солнца. Встречается в самых разных сказках — от «Красной Шапочки» до «Колобка»). У татар всегда были жутковатые предания, их фольклор — воистину заповедник для самой оголтелой нечисти (дивы, убыр, шуралэ... ну и т.д.) Есть истории о том, как убыр — то есть упырь, или упыриха — в конце концов таки пожирает бедную женщину. Как бы ни заступались за нее силы природы — озеро встало стеной, вяз помог укрыться в дупле — всё это лишь оттеняет страшную развязку. Потом приходит её (невестки) брат, и играет грустную поминальную песню на кобызе из её косточек.
Правда, для Гульчечек бегство сквозь ночь кончилось куда более счастливо. Так что э т у сказку все-таки можно давать детям. Ведь, как известно, дети не так чувствительны к сказочным жестокостям, они их воспринимают как норму...