Фредерик Браун «Этаоин Шрдлу»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Позволив незнакомцу набрать на своём печатном оборудовании текст неизвестного содержания, хозяин типографии и его друг даже не подозревали, к каким неожиданным последствиям это приведёт.
Входит в:
— антологию «World of Wonder», 1951 г.
— сборник «Angels and Spaceships», 1954 г.
— антологию «Звёздная карусель», 1974 г.
— сборник «The Best of Fredric Brown», 1977 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «From These Ashes», 2001 г.
Номинации на премии:
|
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1943, ретроспективная // Рассказ |
Похожие произведения:
- /период:
- 1950-е (2), 1970-е (3), 1980-е (1), 1990-е (1), 2000-е (3), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (5), английский (5), армянский (1)
- /перевод:
- С. Бережков (4), Дж. Хазарян (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (11 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 7 сентября 2025 г.
Прочитал отзывы и понял, что надо пояснить то, что было очевидно автору и его тогдашним читателям — но совершенно утрачено для поколений, рожденных примерно после 1970 года.
Дело в том, что половина смысла рассказа скрыта за словом «линотип». Автор, зная, что его читатели в курсе, не стал тратить бумагу на описание внешнего вида всем знакомого устройства (не обязательно было быть работником типографии — линотип описывался в детских книжках, я успел застать такие :)
(Ну это примерно как сейчас подробно описывать внешний вид настольного компьютера :)
Нам с этим повезло — наше поколение было последним, кто их видел «вживую».
Дело в том, что в 70х у кого-то наверху появилась навязчивая идея переориентации советских школьников с планов поступить после школы в ВУЗ на планы пойти в ГПТУ после восьмого класса (см. советские фильмы того периода, где либо студент бросает учебу, либо выпускник десятого класса отказывается поступать в ВУЗ — много их было :)
Во исполнение этой идеи, нас, восьмиклассников, начали водить на экскурсии по ГПТУ по всем их рабочим специальностям (отказаться от этих походов было нельзя — смертельная обида :) Надо сказать, что наше отношение к этим учебным заведениям определялось одной фразой: «ГПТУ- господи, помоги тупым учащимся».
Но был один поход, который запомнился нам всем надолго — посещение типографии.
И вот там я увидел линотип «вживую» — более того, нам дали возможность набрать по одной строке текста.
И линотип этот внешне был на некого гигантского робота (не антропоморфного, но с чем-то, напоминающим глаза) или на вариант марсианского боевого треножника (но без ног :)
Видок у него был не для слабонервных. Но кроме этого возле него было жарко, как в пекле — так как внутри у него была плавильная ванна с расплавом (300 градусов по Цельсию) — расплавом свинца, сурьмы и прочих не самых полезных для дыхания веществ (что сразу чувствовалось).
Ну и вся эта конструкция вибрировала, гудела и звенела в процессе работы
(что-то я не помню, что бы кто-то из наших девушек был в тот момент рядом с нами :)
(набор текста сейчас? Да ничего общего :)
И читая сейчас рассказ и вспоминая тот день — понимаешь, что автор имел в виду — человек и громадное стальное чудовище, явившееся к героям рассказа прямо из пекла — «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». И появление у этого чудовища собственного интеллекта было вполне ожидаемо :)
И да, находясь с ним рядом, и наблюдая за процессом — вполне можно было поверить и в то, что машина может выдавать не то, что вводится с клавиатуры («вводится»? как бы не так — надо было основательно поработать, нажимая на те клавиши (механическая пишущая машинка? — просто чудо комфорта, в сравнении)
Отсюда, кстати, и реакция персонажей, начиная с радостной мысли главного героя в начале рассказа о том, что ему больше не нужно работать с этим девайсом (автор явно имел дело с линотипом :)
(в том же году, но несколько позже — я был на выставке в Сокольниках «Связь 75» и вот там увидел первый проблески светлого компьютерного будущего издательского дела (там даже был показан аналог интернета, причем действующий (система «Газета» вроде как называлась))
И таки да — эти стальные инфернальные чудовища были побеждены и сравнительно быстро освободили от своего присутствия этот мир...правда, снизив при этом впечатления от данного рассказа :)
(жаль, нельзя приложить иллюстрацию к этому тексту)
1001, 9 сентября 2025 г.
Вторая моя рецензия на этот рассказ относится к его непосредственному содержимому.
Итак, название рассказа. Его перевели дословно, но, более правильным был бы перевод по смыслу.
И таким названием было бы либо ЙЦУКЕН ФЫВАПР, либо QWERTY ASDFGH :) — так как ETAOIN SHRDLU
— это первые буквы первого и второго рядов клавиатуры линотипа.
Более того, этот набор символов использовался наборщиками при ошибке — быстрое нажатие на эти клавиши позволяло создать сообщение об ошибке в наборе — линотип не компьютер, клавиш Delete и Backspace у него нет в принципе — так как набранная строка тут же отливалась в граните (зачеркнуто) — в металле.
И ETAOIN SHRDLU в конце строки означало «черт побери! я ошибся с этой строкой» — что было сигналом для работников типографии — «выкинь этот кусок металла н...» (с) по материалам английской Википедии.
Так что название у рассказа с намеком на его сюжет. Правда, понятным только профессионалам этого дела :)
Дале в рассказе упоминается некий человек, имя которого ни один англоговорящий не смог запомнить. Учитывая многослойную глубину рассказа — вполне можно предположить, что незнакомца звали Ivan Zarevich или что-то вроде того (1942 г., шутки на эту тему — в сторону, можно только намек :)
Судя по всему — незнакомец это
Поскольку в те времена вся вычислительная техника имела неслабые размеры и вес — герои рассказа, конечно и не подумали о такой возможности :)
Ладно, персонажи рассказа. А вот откуда у самого автора взялась идея программируемого устройства?
Причем в 1942 году, когда про работы Конрада Цузе на Западе ничего не знали, так как Цузе был немцем и работал в гитлеровской Германии.
А по результатам завершения работы Джона Атанасова (о, вот и она, фамилия! :) и Клиффорда Берри, как раз в 1942 собравших и запустивших в работу свой знаменитый компьютер (программируемый!). Компьютер это находился в Iowa State College, так что Фредерик Браун вполне мог быть в курсе.
А далее автор успешно развил идею программируемого компьютера, да так удачно, что рассказ сохранил актуальность и сегодня.
Вплоть до ChatGPT в мобильной версии :)
(Гм, да тут и сам Терминатор слегка при делах :)
(Только у Брауна он раздавлен книгами :)
Я всегда знал, что Фредерик Браун — великий фантаст (так как отличался от коллег умом и сообразительностью :)
И чем дальше — тем больше начинаешь это понимать — он таки мог слегка предвидеть будущее (на основе того, что ему было известно, конечно, но таки — предвидеть)
SamAdness, 30 апреля 2009 г.
Классика, что ещё сказать...
Знаете, самыми великими творцами в малой форме я считаю Харлана Эллисона и Роберта Шекли. Но последние лет десять первую ступеньку пьедестала для меня делят Шекли, Эллисон и Фредерик Браун.
Замечательный рассказ! Короткий, лаконичный и, как бы это сказать, очень фантастический:wink: Мне всегда нравились произведения, в которых обычные люди вдруг:insane: попадают в совершенно нестандартную, фантастическую ситуацию. Интересно наблюдать за тем, как они из неё выкарабкиваются. Рассказ Брауна — именно такой:super: Очень интересно, чем это всё закончится. И огромная уважуха писателю за находку такого нестандартного выхода из положения:super: Ну и, конечно же, нельзя не отметить замечательный язык и потрясающее чувство юмора. О «живых» машинах написано много, но с рассказом Брауна я могу сравнить только «Необходимую вещь» (Конфигуратор) Шекли http://www.fantlab.ru/work2169
Sergio Blanc, 6 октября 2023 г.
Смешно получилось у Брауна. Смешно, но немного «топорненько», на мой непросвещённый взгляд.
Обретение типографским станком (линотипом) разума, конечно весьма оригинально, но описано не очень внятно. Не хватило мне пары проработанных деталей и некоторой отшлифовки последнего сюжетного зигзага.
Подавление восстания агрегата при помощи буддийских текстов вызывает улыбку и говорит о весьма поверхностном представлении автора об этой религии.
Ну, да ладно, Будда с ним — с буддизмом-то. А вот идея о том, что силой печатного Слова можно не только разные механизмы и «железяки» одушевлять, но и делать многое другое — мне понравилась.
Задорная, немного смешная история.
Читать для знакомства с многогранным талантом писателя, для развития кругозора и для отдохновения ума.
jolly-fellow, 19 июня 2018 г.
Рассказ написан по классической схеме «восстание машин». 200 лет назад в обычные предметы или машины вселялись духи и демоны, а с ускорением технического прогресса авторы начали оживлять их с помощью загадочных технологий пришельцев из более технически развитых цивилизаций.
Если отключить мозг и плыть по волнам эмоций нагнетаемых автором то рассказ выглядит забавным, интересным и захватывающим. Но если хоть немного подумать о логичности происходящих событий то поведение главных героев начинает серьёзно раздражать своей неадекватностью и тупостью. Чтобы пояснить это потребуется разбирать сюжет так что добро пожаловать под спойлер.
После того как друг ГГ рассказывает ему об «ожившем» станке, ГГ осматривает станок и проявляет при этом тупость не свойственную вменяемым людям. Ну например он нажимает на произвольные клавиши но печатается текст который вставлен в машину. ГГ впадает в истерику и кричит что этого не может быть. И так повторяется много много раз подряд. С подробным описанием истерик ГГ. Я понимаю, что это сделано для нагнетания у читателя эмоций, чтобы передать чувства ГГ, но автор явно переборщил с этим и, вместо сопереживания, после очередного «нет этого не может быть, я не могу в это поверить» хочется ударить ГГ чем-то тяжелым по голове, а заодно и автора. В конечном итоге ГГ смиряется с тем что машина таки может творить чудесные вещи и вывод который делает из этого ГГ потрясает своей дальновидностью и широтой — нужно уничтожить машину как можно быстрее потому что я не могу понять как она делает то что делает. С такими взглядами ГГ должен кидаться с молотком на любой механизм работу которого он не понимает.
Вообще непонятно почему ГГ и его друг сразу же записали машину во враги, хотя она приносила им огромные деньги. Они даже собрались пожертвовать жизнью в попытках уничтожить машину. То что машина уничтожит весь мир если её немедленно не разрушить просто высосано автором из пальца. Не никаких обоснований этой уверенности. Но друг ГГ даже решил умереть в бою с машиной.
Финал тоже поражает глубиной знаний автора о Буддизме, а также его глубиной уважения к религиям и к своим читателям. Думаю хоть краткий справочник о Буддизме можно было прочитать прежде чем писать такой финал.
Короче говоря в финале ГГ скармливает машине буддийские тексты, что приводит машину в полный ступор. Настолько полный что она даёт себя разобрать, то есть убить и закопать в яме на заднем дворе. Что ГГ и делает с огромным энтузиазмом.
А вот это мнение автора о том что такое Буддизм:
«я накачал его религией, которая убедила его в том, что все суета сует и что нужно стремиться к небытию. Джордж. Взгляни... Ему теперь наплевать, что с ним происходит, и он даже не замечает, что мы здесь. Он достиг Нирваны и теперь созерцает собственный отливной аппарат.»
Надежда, 18 марта 2009 г.
Рассказ очень интригующий, интересный, захватывающий. Каждое слово гонит вперед, к разгадке ситуации, к решению, которое примет главный герой для выхода из сложившейся ситуации. Честно сказать, концовка просто шикарная и очень юморная.
Zlata.24, 11 февраля 2020 г.
Курьезная история.
Случайным образом произошло «очеловечивание» типографского станка. Вернее, после произведенных загадочных манипуляций, он обзавелся собственным интеллектом, который явно прогрессировал с каждой набранной страницей. Забавно получилось с трудовым законодательством. И даже немного странно, что автор не стал использовать станок напрямую для подделки документов, банкнот и прочих ценных бумаг. Таким образом, автор сам создает не примитивную копировальную машину, а высокоразвитую легкообучаемую особь, справиться с которой получилось так же весьма незаурядно.
god54, 10 сентября 2009 г.
Хороший рассказ по уже известной фантастической идее. Наверное всё-таки главное было показать что можно делать с чистым сознанием (как говорили некоторые: на чистом листе и писать легко и написать можно всё что захочешь). И лишь от человека зависит куда оно устремится. А человек прост: сначала деньги и побольше, а потом страх ответственности и значит надо уничтожить следы, вернее тот самый чистый, теперь уже не чистый разум. Человек не сотвори себе кумира...
Чайханщик, 29 июля 2014 г.
Забавная идея, смелая для своего времени (как-никак 1942 год!). Концовка вызывает улыбку, да.
Но и всё. Герои неживые, тема человека с шляпой не раскрыта, этих «не» можно подобрать ещё и ещё.
Потому только 7.
artem-sailer, 4 февраля 2023 г.
Симпатичный и добрый рассказ о машине, которая обрела разум и сразу стала немного своенравной. Машина начиталась всяких разных печатных материалов и принялась сначала заявлять о своих правах, а потом и требовать.
Сюжет избитый, но рассказ ведь написан — с ума сойти! — в 42-м году, когда ещё не было ни Алис, ни Сири, а представление фантастов о будущем и о восстании машин были — да, это так — весьма наивными.
В общем, тёплый рассказ, не стоит ждать от него чего-то большого, просто — написано очень хорошо, а на русский перевёл его аж сам С. Бережков, так что скучно не будет.
Visor., 25 марта 2018 г.
Интересный рассказ. ETAOIN SHRDLU. Даже не знал что этот набор букв действительно имеет значение в нашем реальном мире. Но да ладно... это было небольшим отступлением от темы. А разговор у нас пойдёт очень даже о Азимовских вещах. Здесь нет законов роботехники, здесь нет прямого указания на то, что за разум нам противостоит, а есть некая задача, которая усложняется по мере прогрессирования самой задачи и затягивания времени. И что же нам предложит живой человеческий ум в противовес уму холодному и электронному? Непонятно, если честно, что он может противопоставить... Только попытки чё-то сделать наугад методом тыка : ) А автор, который пишет книгу (Фредерик Браун) решает, получится ли что-то сделать вот этим способом или нет. Я не шучу.
В общем, в некоторой степени, весёленький рассказ, с остроумным окончанием. Принимать его всерьёз не стоит, но и не для этого он был написан.
D03ER, 18 января 2009 г.
Оригинальный ироничный сюжет. Мне понравилось. Интересный подход к заезженной теме. Порадовал смекалистый главный герой
kkk72, 1 марта 2008 г.
Забавный рассказ. Идея технического устройства, ставшего одушевленным, не нова, но Браун описал ситуацию весьма изящно и с изрядной иронией. Все-таки влияние печатного слова на неокрепший ум велико! Порадовала неожиданная концовка рассказа.
irish, 27 марта 2008 г.
Сюжет об оживших машинах, честно сказать, недолюбливаю, но этот рассказ скорее понравился — во-первых, тем, что герой, от лица которого идет повествование, не соблазнился шальными деньгами, а во-вторых, остроумным решением проблемы. :)