FantLab ru

Александр Громов «Феодал»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
939
Моя оценка:
-

подробнее

Феодал

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 66
Аннотация:

В странный пустынный мир, называемый «Плоскостью», периодически попадают люди с Земли. Выжить на Плоскости непросто — необычные физические явления и аномалии, засушливый климат заставляют оказавшихся там людей прикладывать неимоверные усилия для того, чтобы просто остаться в живых. Новичок в этом мире обречён, если он не встретит феодала — опытного и наблюдательного человека, умеющего прокладывать маршруты между редкими оазисами в полной опасностями пустыне Плоскости. Возвращение на Землю невозможно, а значит, поселенцам в оазисах остаётся полагаться лишь на собственный труд и на умение феодала находить безопасные места и доставать орудия труда. Но кто тот неизвестный могущественный экспериментатор, по воле которого тысячи людей оказались в этом опасном мир? Феодал Фома решил его найти…

Примечание:

Роман Александра Громова «Феодал» написан на основе повести «Защита и опора».


В произведение входит:

  • Пролог
7.53 (129)
-
4 отз.
  • За все хорошее
  • Богоборец
  • Эпилог

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 327

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2977 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2005 // Лучший роман. 1 место ("Золотой Кадуцей")

лауреат
Сигма-Ф, 2006 // Крупная форма, романы

лауреат
РосКон, 2006 // Роман. 1 место ("Золотой РОСКОН")

лауреат
Интерпресскон, 2006 // Крупная форма (роман)

лауреат
Басткон, 2006 // Премия «Чаша Бастиона». 2 место

лауреат
Филигрань, 2006 // Большая Филигрань

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2006 // Крупная форма

номинант
Бронзовый Икар, 2006 // Лучшее художественное произведение (роман)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книга года

номинант
Бронзовая Улитка, 2006 // Крупная форма

номинант
РосКон, 2008 // Премия премий

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Феодал
2005 г.
Феодал
2006 г.
Феодал
2008 г.
Феодал. Запретный мир
2008 г.
Феодал
2017 г.

Аудиокниги:

Феодал
2006 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая увлекательная книжка, хотя что сюжет, что сеттинг откровенно вторичные. В двухтысячных я её уже читал и, что характерно, полностью забыл, а сейчас только на середине понял, что читаю не впервые. Тут многие ругают концовку, а мне вот она понравилась. Это же сказка, и конец должен быть хороший. Несмотря на элементы «жести» типа аутоауроэктомии и аутолипосакции литература скорее подростковая и определённо развлекательная. А за суровой правдой можно сходить в Град обреченный, например.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Феодал» — характерный представитель целой плеяды романов о замкнутом мире, созданном для исследования человека как мыслящей особи. К нему относятся фармеровские «Мир Реки» и «Многоярусный мир», кинговский «Купол», «Опрокинутый мир» Приста, роман «Рыцари сорока островов» Лукьяненко, а также канадский телесериал «Куб». Добавил ли автор что-то новое в эту последовательность? Увы, не так много, как бы хотелось.

Сначала о хорошем.

Сама идея замкнутого мира (пространства) уже весьма интересна и многообещающа. Причина проста: приключенческий характер сюжета (герои ищут пути выхода, путешествуя по миру, в который они попали), загадка и тайна сил, стоящих за всеми событиями и главная интрига — как же они выберутся оттуда?. Среда, в которой развертываются все события, может быть искусственной (подземный бункер, космический корабль, город под куполом), естественной (планетоид, гравитационная петля, иное измерение), или вообще нематериальной, идеальной (виртуальный мир, сновидение, мысленный эксперимент). За десятки лет фантасты перебрали уже достаточно много вариантов, но подобные сюжеты всё равно интригуют читателя своей экстремальностью и многообразием использованных схем. Громов внес в эту картину свой кусочек мозаики: идеально-плоский мир, заполненный песком, редкими оазисами с чахлой растительностью и многочисленными смертельными аномалиями. Описано всё это достаточно хорошо и подробно. Так же подробно описан и сложившийся на Плоскости общественный уклад, который автор назвал феодализмом. Никто здесь не способен выжить в одиночку, потому как способность ходить по пустыне присуща только избранному типу людей — тем самым феодалам. Один из них — Фома — является главным действующим лицом романа. Его характер и внутренний мир раскрыты также глубоко и детально (даже, чересчур детально). Философская составляющая у Громова всегда естественна и эмоциональна — лучше, чем у Лукьяненко в его титульных романах. Фома — вовсе не супермен, хотя по сюжету пытается противостоять местному Богу-экспериментатору. Он нервничает, ошибается, срывается в депрессию и неверие в свои собственные силы, словом, ведет себя как обычный смертный. Даже его финальный Drang nach Osten — не что иное, как шаг отчаяния, вызванный безрадостной перспективой. Еще одна удачная находка — способность Плоскости материализовывать увиденные во сне предметы. То, что она реализуется не везде, а в т.н. «спальнях», придает задумке сказочные черты Седьмого Королевства. Впрочем, свойства этой аномалии всё же зависят от локации: монахам, живущим на Реке, не обязательно засыпать, чтобы что-то получить, — достаточно просто помолиться. Такие особенности придают миру Плоскости загадочности, а сюжету — остроты. Люди Плоскости — едва ли не главная переменная повествования. все они по разному восприняли свой рок — кто-то покорился своей судьбе и смирился (Юсуф), кто-то не поверил в россказни феодала и погиб в аномалиях (отец Бориса), а кто-то раскинул мозгами и решил использовать ситуацию себе на пользу (двойник Фомы). Кстати, ввести последнего в фабулу было отличным решением: конфликт «блинецов» выглядит интересным и многообещающим (хотя и не реализованным автором в полной мере). Не менее интригующа и сцена достижения «линии горизонта», открывающая нам другую грань этого замкнутого мира. А «кнопка ликвидации Бога», хоть и кажется некой формой сюжетного «рояля», всё же крадет положенную часть нашего внимания. Как «плюс» отмечу и то, что тайна Эксперимента так и не была разрешена до конца — должно же что-то остаться нераскрытым, чтобы читателю было о чем поразмышлять!

Теперь о недостатках.

Самый главный из них — затянутость сюжета, переполненность его философскими размышлениями от третьего лица. Так и подмывало перелистать несколько страниц, чтобы не читать эту тягомотину. Но — увы! — таков фирменный стиль автора. Только истинно великие писатели могут изменять его от романа к роману. Далее. Мне кажется нереальной идея организовать на Плоскости достаточно крупную государственную структуру — царство двойника Игоря. Вряд ли физика искусственного мира будет так благосклонна к подобному начинанию: государство невозможно без устойчивых и крепких связей между регионами, а это на Плоскости проблематично... Не совсем чиста и безупречна технология «высыпания»: одно дело «выспать» мотыгу или горшок, совсем иное — пистолет и атомную ракету. Не думаю, что Фома так уж хорошо разбирался в их устройстве! Как я уже упомянул, не доработан до логичного завершения конфликт Фомы со своим двойником. Формально, он прекратился после неудачной попытки Фомы уничтожить точку выброса в царстве Игоря. Очное рандеву двух персон вообще выглядит недоработанным: Фому уносит таинственный черный смерч, предположительно посланный Экспериментатором. Больше похоже на сюжетный «рояль». Наверно, автор просто не нашел других разумных ходов. Я бы на его месте заставил Игоря гнаться вслед за Фомой до самой Грани, где бы перед читателем разыгралось впечатляющее действо (например, Фома выбрасывает своего противника за Грань, и наблюдает, как тот умирает там). Непонятно мне и изолированное положение монашеского селения. Вряд ли они смогли туда добраться своим ходом. Просто автору понадобилось немного оживить действие и, заодно, спасти героев чужими руками. Подобный прием куда более успешно использовал Альфред Бестер в своем знаменитом романе «Тигр! Тигр!» Не вышли у автора и женские персонажи — только одному из них дано «говорить и творить», но поведение Оксаны, на мой взгляд, не соответствует психотипу 17-летней девушки. Нельзя отнести к удачным решениям и грубо-презрительное отношение к ней самого феодала — его менторский тон даже меня вывел из себя! Я бы лично не стал так себя вести с единственным попутчиком посреди абсолютной Неизвестности. Тут психология просто не позволила бы. Тем более, что по сюжету Фома должен был влюбиться в свою protege. А так это чувство выглядит слишком фальшиво.

Концовка романа, скажем честно, у Громова не вышла совсем. Целая глава отведена какому-то агенству «Рога и Копыта» a la Ильф и Петров. К чему нам знать об этом так подробно, ведь, всё это нужно только для того, чтобы показать прибытие Фомы в реальный мир! Тем более, что астромедицина не оправдала доверия своих создателей и протянула всего лишь десяток лет, не оставив после себя никакого следа. Не стоило также описывать поездку в Ростов и встречу с Оксаной — это должно было остаться за рамками повествования, чтобы сохранить романтическое настроение. Всё равно, ведь, ничего хорошего из этой сцены извлечь не удалось.

---------------

РЕЗЮМЕ: роман о людях, попавших в необычные условия чужого мира и всеми силами ищущих пути выхода из него. В целом неплохо, хотя сюжетная линия явно недоработана, особенно — в самом конце. Похуже «Вычислителя», конечно, но для ознакомления сойдет.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень бодрая книга. Смесь «Cталкера» и «Рыцарей сорока островов». Красочный и опасный мир. На каждом шагу ждут аномалии. Всё очень реалистично и живо описано. Конечно, есть много технических непродуманных моментов. Как засевают поля, как делают муку из зерна, где хранят, на чем готовят. Я так и не понял, откуда берутся дрова для готовки?

Получается, что пищевой рацион в основном состоит из мучных изделий и фруктов. Мяса нет. Мне кажется, тяжеловато будет таскать вещи на горбу, сидя на диете из лепешек сомнительной калорийности.

Герой, постоянно совершая вылазки, берёт мало еды и воды. Нельзя побольше взять? Зачем он постоянно ходит туда сюда в оазисы, так часто? Ведь пока поспеет урожай должно пройти 2-3 месяца. Затарился продуктами, да сиди и жди себе потихоньку следующего урожая. Фома говорит, что его владения — это 1000 квадратных километров, получается примерно квадрат 33 на 33 км. Это огромные расстояния. Как описывает автор: средняя скорость героя — 2 км\ч. Допустим от одного оазиса до другого -10 км, нужно потратить 5 часов пути. Если 15 км, то нужно 8 часов. Очень тяжеловато будет ходить на такой скудной еде, практически невозможно... Ну может, разок, два в месяц. Но не каждый день, как описывает автор, где герой, напевая песенки, скачет от одной точки в другую. Главное зачем?

Последняя глава, где герой, бросился искать или мстить Богу, все же сомнительна. Человек проживший много лет в таком опасном месте, знает, как легко можно умереть в пустыне. А он, бросив все, берёт неподготовленную пубертатную мадам и идёт в неизвестную местность. Ну конечно, еда и вода сверху упадут, что тут думать? Причём воды берут две или три 1.5 литровые бутылки? Получается 4.5 литра. В сутки, идя по жаркой местности, один человек выпьет 5 литров спокойно. Неувязочка в общем.

Ещё такой деликатный момент, мадам то у нас молодая, как герой учел её цикл в своём походе. Средства гигиены тоже высыпал?

Концовка конечно не очень порадовала, слишком уж банально. В целом, очень интересная книга. Мало событий можно придумать, в виду скудности мира. Но автор постарался и вышло хорошо.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из записок путешественника по выдуманным мирам.

«1.Сегодня я прибыл в очередной мир. Пустыня. Аномалии, случайно попавшие сюда люди… Что-то мне все это смутно напоминает. Одновременно как и то место, которое я изучал, работая в Институте, так и один эксперимент инопланетян, где детей заставляли сражаться друг с другом. И еще пару вещей.

Создавая это измерение, демиург как обычно допустил пару огрехов. Нет, это конечно не тот ужас, который я скажем видел у метростроевцев, где логика мира расползается по швам. Но серьезные вопросы к местным реалиям у меня есть. Как, например, в таких условиях местные сталкеры без доступа к хоть какой-либо мясной пище вообще ноги тягают?

Да и скучноват этот мирок. Мелкие оазисы в смертельно опасной пустыне, где люди живут по одиночке, максимум семьей, и все их общество держится лишь на ходящих от одного безопасного клочка к другому сталкерах. Но вот, наконец, на горизонте замаячил антагонист, намечаются значительные изменения в данном мирке. Что ж, задержимся ненадолго, понаблюдаем.

2.Боже, какое разочарование. Конфликт сошел на нет так и на начавшись, все окончилось пшиком, хлопком от промокшей китайской петарды. Спустя годы по местному времени (которые для меня, разумеется пролетели за мгновения) местный герой наконец решил посмотреть, что же творится в землях у того самого антагониста и отправился в опасный поход. Что ж, может на этот раз произойдет что-то интересное.

3.Нет, с местным демиургом явно что-то не так. Вторая китайская хлопушка подряд, такая же неказистая, как и первая. Снова конфликт окончен ничем. Даже герой от такого приуныл и запил. После чего наконец решил разобраться в том, что здесь происходит. Правда, чисто национально-безалаберным способом в стиле «пойду куда глаза глядят, авось на что наткнусь». Видимо, чтобы бродилось не так уныло, ему в комплект выдали рыжую девушку с явно суицидальными склонностями. Что ж, посмотрим куда заведет нашего сталкера его последняя тропа, какие же ответы он в итоге обнаружит.

4.Демиург, ты надо мной издеваешься? Третий (третий!) затхлый пшик всего за одно, при том не слишком продолжительное, посещение твоего мира. Третий раз дорого героя по сути привела его в никуда, а его путь увенчал плоский и слащавый финал. Серьезно? Зачем тогда ты вообще создавал этот мир? Зачем поместил в него своего героя? Что хотел сказать? Хотя мне уже не важно, я иду дальше. А данное измерение явно не стоило того времени, что я затратил на его изучение.»

Оценка: 5
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно глубокий и увлекательный мир.

Конец хороший (здесь суть в эксперименте, а не экспериментаторе) — незатянутый.

Рекомендую

ПС: (для тех кто ставил минусы — напишите свой отзыв, что вас так задело в моем)

1. Не вижу смысла здесь кидать спойлеры (аннотации достаточно)

2. «Достаточно» глубокий мир — аномалии = стенки и люди-проводники; симбиоз-феодализм и королевство для аккумулирования ресурсов; персонажи со своими характерами, способами приспособиться и взглядами на такую жизнь (каторга/размеренная жизнь/обогащение и власть); возможность выспать вещи; использование аномалий в своих целях

3. Остальное — приключения ГГ в описанных условиях. Последовательно, бодро и лаконично. Для более глубокой проработки потребовался бы цикл наподобии STALKER или STIKS, но отсутствие всего техногенного как бы не располагает. Тот же Рай беспощадный смотрится интереснее

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В начале мне казалось, что я случайно наткнулся на подпольный клон Лукьяненко: странный мир, быстрое погружение, много вопросов о смысле бытия, тварь я бродящая или права клею и т.п. Но ближе к середине возникли сомнения по поводу всего тут происходящего. А сможет ли автор сложить пазл так, чтобы не осталось пустых мест?

Ну и кончено, оказалось, что это неполноценная книга, нужно теперь читать следующую, потому что тут вообще ни на что не дают ответов. Автор больше стремился напридумывать постапокалиптических фигней, типичных для любой книги подобного жанра: каннибалы, работорговцы, сектанты... Но ничего нового он так и не смог. Помесь Метро, современных Сталкеров и Заставы, вот только нет напряжения. Герой мучается от беспомощности, но его действия остаются достаточно рутинны и однообразны, чтобы за ними можно было постоянно наблюдать с интересом. Пошел сюда, поговорил, поел, туда пошел, поговорил, там поговорил... у него нет драматической цели, ради которой он всем этим занимается, поэтому получаются немного утомляющие хроники со вторичными, знакомыми образами.

В том же Метро каждая локация была не только достаточно ярко прописана, так и двигала героя по главному квесту. А тут его даже нет. К слову, книга закончилась тем, что герой делал всю книгу! Случайно! Т.е. даже роста и развития нет, можно было все это и не читать.

Лукьяненко не вышел, но все равно посмотрим, что будет дальше. С опаской.

ПС

Написал я, значит, отзыв, а потом вижу — нет второй книги-то! Так а где ж ответы? К чему тогда «все еще только начиналось»???? Ну и ценность этого опуса поэтому снижается.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга читается на одном дыхании. Одно из лучших произведений Громова. Как и всегда у автора — хорошо прописанный мир (хотя, как было отмечено выше, чувствуется влияние Стругацких («Пикник на обочине», «Град обреченный»). Хорошо проработаны, неоднозначны и изменяются с развитием действия характеры героев. Как всегда, автор экспериментирует с социальными моделями, отслеживая их изменение при смене среды обитания. Не обошлось без философии — раскрываются темы борьбы с альтер-эго и противостояния демиургу. Ненавязчивый, фирменный юмор в правильной дозе приятно оттеняет сюжет. В целом, очень понравилось. Рекомендую к прочтению всем любителям социальной НФ.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочел «Феодала» в издательстве Центрополиграф, серия «Новая БПНФ». Правда, первую часть прочел еще когда-то в ж. Если. Произведение заинтересовало, и вот теперь с любопытством и нетерпением взялся за полное издание.

Книга действительно интересная, со своим причудливым, жестким, да что там, просто местами жестоким миром, миром Плоскости, где выжить человеку достаточно архисложно, ибо Плоскость меняет правила жизни «по своему хотению, по своем умению» и человеку это причудливое нагромождение всевозможных ловушек и опасностей, крайне нелогично проявляющихся, несет смертельную опасность. Выжить в таком мире не просто, но человек — существо очень адаптивное, он приспосабливается к жизни и здесь, к жизни скудной, на грани выживания, но если трудится тяжело и много, то выжить можно.... Автор это показал, в общем-то, достаточно убедительно: худо-бедно функционирует «Феодальная«система, где феодал — опытный, наблюдательный, волевой человек, могущий распознавать и увертываться от ловушек, там и сям встречающихся в пустыне Плоскости между небольшими оазисами, в которых и проживают люди. В другом месте зародилась империя, появились ремесла, ирригация, и даже «наука» — статистический учет и т.п. В третьем месте мира Плоскости развилась, если можно так выразиться, монастырская православная диктатура с довольно успешным (по здешним меркам), ведением сельского хозяйства...

Все это автор показывает подробно, убедительно обосновывая текущее положение дел в мире Плоскости. И вроде бы все складывается логично в этом нелогичном мире Плоскости.

Но — бес в ребро подталкивает главного героя повести, он много рассуждает на темы здешнего бытия и жизни вообще (пожалуй, это очень сильные стороны в романе) и в конце концов приходит к выводу, что здешняя Плоскость — всего-навсего некий испытательный полигон, лабиринт, в котором людям предоставлена роль лабораторных крыс. И главный герой, феодал Фома (до появления на Плоскости — Игорь) решает найти этого непонятного Экспериментатора. Посмотреть ему в глаза или дать в морду — там уж как получится... Но — непременно найти его, этого Экспериментатора. Фома отправляется в путь. Чудеса плоскости на этом не кончаются, ибо Фома находит строго прямолинейно текущую реку, попадает в плен к монастырским насельникам и как-то ловко ускользает от них. Здесь уже ощущается, что автор начинает комкать ткань произведения, чувствуется, дело идет к развязке. Наконец Фома и сопровождающая его девица упираются в конец своего мира. Буквально упираются, ибо другой мир начинается... перпендикулярно к миру Плоскости. Прямой угол лабораторного ящика... И вдобавок у наших путешественников кончилась вода, продукты... Финиш.

Да, в самом деле — финал, на этом интрига кончается. Всё. Сознание Фомы сливается с сознание настоящего Фомы (Игоря) живущего на Земле, в нашем с вами мире. Немножко психлечебницы, и вот уже освоившийся вновь на Земле Фома-Игорь отправляется на поиски своей спутницы по пустыне Плоскости... Понятное дело, счастливый конец.

И что в сухом остатке? Тайна не раскрыта, объяснений случившемуся нет, разве что смутные догадки-намеки, что Экспериментатору надоел непоседливый Фома-Игорь и он снова вернул (а может и вышвырнул?) его сознание в мир Земли. Но кто этот чертов Экспериментатор, что за эксперимент он проводил в течение тысячелетий и зачем — осталось «за кадром»

Такая прекрасная выдумка автора завершилась практически ничем.

Впору вспомнить реплику дяди Митяя из кф «Прощайте, голуби»: «Я сон, сон рассказываю». Эх, такая выдумка была занятная...

Только лишь за причудливый, очень выпукло описанный мир Плоскости — ставлю восемь.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», так практически вся более-менее интеллектуальная современная русская фантастика вышла из «Пикника на обочине» АБС. Громов тоже вовсю эксплуатирует и заимствует у Стругацких.

Итак некая зона куда неведомо как попадают люди, и даже не люди а их двойники. Полная нелогичностей и всяческих странных аномалий, изменчивая и неустойчивая. Смертельно опасная для человека и ему же благоволящая, когда ей это заблагорассудится. Место где тяжело жить и легко умереть.

Хороший такой почин для книги о выживании в чуждом человеку мире. Абсолютно сразу же испорченный подчинением его идее фикс, почти с первых страниц озвученной автором, и настойчиво повторяемой периодически — все это просто плод эксперимента некоего Экспериментатора. Эксперимента из которой хочет вырваться главный герой, и Экспериментатора которого он хочет найти.

Подчинение этой идее всего остального в книге может и лишает книгу статуса чисто развлекательной, но «снижает градус» повествования и в конце концов сводит его к весьма убогому, нелогичному, и странному финалу. На то чтобы прорисовать как следует придуманный мир, сделать его целостным Громова не хватило.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не смогу назвать удачным «Феодал» Громова.

Да, роман с интересной идеей, пусть и не столь оригинальной, ведь, провести параллели с тем же «Град Обреченный» за Эксперимент, «Пикник на обочине» из-за аномалий и гаек для их обнаружения, «Хозяин дорог» за суть мира и, в определенном смысле, с «Опрокинутый мир» за бесконечность Плоскости.

Сам мир Плоскости неплохой — бесконечная земля, куда попадают люди (или копируются) с нашей Земли вот уже несколько веков, без всякого шанса на обратное возвращение, зато с возможностью погибнуть тут сразу по прибытии. В мире этой огромной плоской пустыни с немногочисленными оазисами, как показывает нам автор, может действовать лишь система феодальная, иногда гуманная, иногда не очень, хотя то, что она несвободная и несправедливая — это точно. Но покинуть ее можно всегда — просто смыться за пределы оазиса в Плоскость, поджидая верной смерти.

Несколько главных героев, феодал, его ученик, девчонка и старикан в разные моменты книги то бродят по Плоскости и оазисам (половина романа), то обсуждают, в перерывах, философские ее концепции и тайны, личность тайного Экспериментатора, то... Все. Ну да, еще они встретятся с Королевством и Теократической хренью, но это уже второстепенное. Самое главное, что никакого развитие сюжета и разгадок основных вопросов романа «Феодал» в романе же ждать не стоит. Более того, даже концовка — то невпопад. И опять же, из нее что-то стоящее не узнать.

Роман страннику по бриллиантам русской фантастики можно и обойти.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильно, очень сильно... Один из самых запоминающихся, захватывающих и увлекательных романов. Не дотянул до 10 только из-за, на мой взгляд, не правдоподобного конца... Очень уж все сумбурно закончилось, читатель еще не успел просто прийти в себя после всего пережитого в романе. Оставить героев в пустыни пить эфемерную воду с недосказанным концом и возможностью пофантазировать, вот это был бы высший класс. А так из-за банального хэппи-энда смазывается концовка и всеобщее впечатление от произведения. Если бы не конец было бы 10, а так ставлю 9, одно из лучших произведений которые я прочитал, но как парадокс не поставил 10ку :)

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я читал эту книгу очень давно, но до сих пор её помню, и до сих пор советую её своим друзьям. Интересный сюжет, хорошее исполнение, читается запоем. А главное, есть над чем подумать.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Создать новый мир, продумать все детали его функционирования и смоделировать социум, могущий существовать в нем — непросто. Автору это удалось. Положив в основу романа очень необычное фантастическое допущение, базирующееся на необычных физических явлениях придуманного им мира, Александр Громов не просто смог смоделировать поведение отдельных индивидуумов в этом мире, но и спрогнозировать развитие и эволюцию социальных групп вплоть до создания государства. А это требует не только литературного мастерства, но и определенных познаний в области социологии. На этом, так сказать, макроуровне автор показал себя блестяще.

К сожалению, внутренний мир (микроуровень) главного героя столь же удачно автору показать не удалось. Почему вдруг преуспевающий феодал решил свести счеты с экспериментатором и откуда в нем взялась уверенность, что это ему вообще по силам — в романе обосновывается, но как-то неубедительно.

И все же эта книга мне подарила несколько незабываемых интересных часов и оставила после себя впечатление общения с приятным и умным собеседником, коим, я уверен, и является Александр Громов. Большое ему спасибо за великолепный роман!

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, произведение «не фонтан». Да, похоже на «Град», но я бы не отважился рекомендовать «Феодала» тому, кто ищет «что-то вроде Града обреченного». А вот тем, кому понравились «Рыцари сорока островов» — рекомендую.

Затянутость сюжета имеет место быть, но книга хорошо попала под настроение, поэтому поставлю высокую оценку.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом — хорошая книга. Достаточно сложная, достаточно серьезная, чтобы не забыть через 5 минут после того, как дочитал последнюю страницу. Главное мое неудовольствие — я не люблю компиляции, пусть даже и весьма талантливые, а данная книга есть ничто иное как отличная, превосходно развитая, но все же компиляция «Сталкера» и «Града обреченного». Увы. Самое же печальное — что несмотря на то, что автор почти на уровне выдерживал планку, заданную исходными произведениями Стругацких, в конце он, как ни крути, спекся. Ну не лезет сюда слащавый хэппи-энд, никак не лезет. Я не утверждаю, что автор должен был прикончить всех героев, но у меня осталось отчетливое ощущение, что он попросту от них отмахнулся. Не знаю, возможно, издатель со сроком сдачи на него давил, возможно, жена или дочка попросили, чтобы у всех все было хорошо... Но как ни крути, завершение романа смотрится розовым бантиком, повязанным на шею матерому волчаре с обломанным клыком и седой спиной. Или огромный чупа-чупз во рту у белой акулы. Итого — минус три балла.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх