FantLab ru

Александр Громов «Феодал»

Феодал

Роман, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 53

 Рейтинг
Средняя оценка:7.72
Голосов:792
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В странный пустынный мир, называемый «Плоскостью», периодически попадают люди с Земли. Выжить на Плоскости непросто — необычные физические явления и аномалии, засушливый климат заставляют оказавшихся там людей прикладывать неимоверные усилия для того, чтобы просто остаться в живых. Новичок в этом мире обречён, если он не встретит феодала — опытного и наблюдательного человека, умеющего прокладывать маршруты между редкими оазисами в полной опасностями пустыне Плоскости. Возвращение на Землю невозможно, а значит, поселенцам в оазисах остаётся полагаться лишь на собственный труд и на умение феодала находить безопасные места и доставать орудия труда. Но кто тот неизвестный могущественный экспериментатор, по воле которого тысячи людей оказались в этом опасном мир? Феодал Фома решил его найти…

Примечание:


Роман Александра Громова «Феодал» написан на основе повести «Защита и опора».

В произведение входит:

  • Пролог
7.51 (111)
-
3 отз.
  • За все хорошее
  • Богоборец
  • Эпилог

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 327

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2970 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2005 // Лучший роман. 1 место ("Золотой Кадуцей")

лауреат
Сигма-Ф, 2006 // Крупная форма, романы

лауреат
РосКон, 2006 // Роман. 1 место ("Золотой РОСКОН")

лауреат
Интерпресскон, 2006 // Крупная форма (роман)

лауреат
Басткон, 2006 // Премия «Чаша Бастиона». 2 место

лауреат
Филигрань, 2006 // Большая Филигрань

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2006 // Крупная форма

номинант
Бронзовый Икар, 2006 // Лучшее художественное произведение (роман)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книга года

номинант
Бронзовая Улитка, 2006 // Крупная форма

номинант
РосКон, 2008 // Премия премий

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Феодал
2005 г.
Феодал
2006 г.
Феодал
2008 г.
Феодал. Запретный мир
2008 г.
Феодал
2017 г.

Аудиокниги:

Феодал
2006 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июня 2010 г.

В целом — хорошая книга. Достаточно сложная, достаточно серьезная, чтобы не забыть через 5 минут после того, как дочитал последнюю страницу. Главное мое неудовольствие — я не люблю компиляции, пусть даже и весьма талантливые, а данная книга есть ничто иное как отличная, превосходно развитая, но все же компиляция «Сталкера» и «Града обреченного». Увы. Самое же печальное — что несмотря на то, что автор почти на уровне выдерживал планку, заданную исходными произведениями Стругацких, в конце он, как ни крути, спекся. Ну не лезет сюда слащавый хэппи-энд, никак не лезет. Я не утверждаю, что автор должен был прикончить всех героев, но у меня осталось отчетливое ощущение, что он попросту от них отмахнулся. Не знаю, возможно, издатель со сроком сдачи на него давил, возможно, жена или дочка попросили, чтобы у всех все было хорошо... Но как ни крути, завершение романа смотрится розовым бантиком, повязанным на шею матерому волчаре с обломанным клыком и седой спиной. Или огромный чупа-чупз во рту у белой акулы. Итого — минус три балла.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 сентября 2014 г.

Книга читается на одном дыхании. Одно из лучших произведений Громова. Как и всегда у автора — хорошо прописанный мир (хотя, как было отмечено выше, чувствуется влияние Стругацких («Пикник на обочине», «Град обреченный»). Хорошо проработаны, неоднозначны и изменяются с развитием действия характеры героев. Как всегда, автор экспериментирует с социальными моделями, отслеживая их изменение при смене среды обитания. Не обошлось без философии — раскрываются темы борьбы с альтер-эго и противостояния демиургу. Ненавязчивый, фирменный юмор в правильной дозе приятно оттеняет сюжет. В целом, очень понравилось. Рекомендую к прочтению всем любителям социальной НФ.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2011 г.

Создать новый мир, продумать все детали его функционирования и смоделировать социум, могущий существовать в нем — непросто. Автору это удалось. Положив в основу романа очень необычное фантастическое допущение, базирующееся на необычных физических явлениях придуманного им мира, Александр Громов не просто смог смоделировать поведение отдельных индивидуумов в этом мире, но и спрогнозировать развитие и эволюцию социальных групп вплоть до создания государства. А это требует не только литературного мастерства, но и определенных познаний в области социологии. На этом, так сказать, макроуровне автор показал себя блестяще.

К сожалению, внутренний мир (микроуровень) главного героя столь же удачно автору показать не удалось. Почему вдруг преуспевающий феодал решил свести счеты с экспериментатором и откуда в нем взялась уверенность, что это ему вообще по силам — в романе обосновывается, но как-то неубедительно.

И все же эта книга мне подарила несколько незабываемых интересных часов и оставила после себя впечатление общения с приятным и умным собеседником, коим, я уверен, и является Александр Громов. Большое ему спасибо за великолепный роман!

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июня 2008 г.

Соглашусь с несколько разочарованными отзывами, спровоцированными «сдутием» конфликтов.

Если в романе и есть какой-то смысловой стержень, то он, увы, в бегстве, которое оказывается рецептом на все случаи жизни.

Герой в ужасе от того, кем мог бы стать (и, очевидно, стал) через несколько лет «взрослой» жизни в недетской стране – бегство в экзотический мир Плоскости (пусть и невольное). Как только появляется возможность наладить какую-то вменяемую жизнь на Плоскости (не без моральных потерь, разумеется), герой опять смывается, бросив тех, кто ему верил. Достучавшись до бога, герой не вспомнит об оставленных им людях, он начинает с того, что бросает работу…

Очень какой-то инфантильный подход к действительности, странный у Громова: бежать, если не устраивает окружающий мир. Писателю великолепно удаются миры, однако, в данном случае он взялся за сюжет, который не получается без авторской позиции, без попытки как-то порешать конфликты. Те же «Рыцари сорока островов» с их весьма тривиальными идеями оказываются как-то честнее что ли.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2017 г.

Задумка вроде была отменная...

Некие таинственные Экспериментаторы снимают с ничего не подозревающих людей абсолютно точные физически и ментально копии и отправляют их биться за выживание в некое непонятное место под названием Плоскость. То ли это параллельный мир, то ли виртуальная реальность, но место жуткое. Сплошные ловушки и смертельно опасные аномалии, но кое-где есть оазисы, где люди могут жить. Верховодят здесь так называемые феодалы, которые умеют относительно безопасно перемещаться между оазисами. Они снабжают их жителей всем необходимым, взамен собирая с них продовольствием оброк. А вот эти всякие полезные ништяки феодалы материализуют из своих снов...

Реализация подкачала. Главный герой Фома всего навсего как персонаж старой немудрящей компьютерной бродилки перемещается по разным локациям. Распределяет всяких юнитов по оазисам. Приносит им всякие лопаты и семена, меняя оные на продовольствие. Уйма текста ушла на описание того, как он спасается от различных ям и вихрей. Время от времени автор подкидывает ему какое-нибудь оружие, от карабина до небольшой ракеты с ядерной боеголовкой...

Потом заводится злодей, которому надо противостоять. Некий прокачанный Фома-2 становится самозваным королем Плоскости и покушается на владения соседей Фомы первоначального. Тут бы случиться чему-то эпическому, какой-нибудь войне, хотя бы отдаленной похожей на то, что творилось в пустынях Арракиса. Но нет. Несколько лет оба Фомы друг друга старательно игнорят, а потом весь конфликт завершается тем,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что они просто друг с другом поговорили...

Далее Фома грозится набить Экспериментатору морду, вот только надо выбраться за пределы Плоскости. Сие ему удастся после очередного весьма похожего на компьютерную бродилку путешествия. Но завершится все опять ничем же, и совершенно справедливо отмечали другие авторы отзывов, что абсолютно не понятен смысл написания сего произведения...

Мне почему-то вспомнился один знакомый моего знакомого, который убивал время при помощи какой-то абсолютно архаичной игры, где даже картинок не было. Строения обозначались линиями, а главный герой был ползающей по экрану буквой. На него нападали буквы-хобгоблины и буквы-тролли. Он убивал полчища всяких букв. Вот во всем этом смысла было столько же, сколько в странствиях феодала Фомы...

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июня 2015 г.

Не смогу назвать удачным «Феодал» Громова.

Да, роман с интересной идеей, пусть и не столь оригинальной, ведь, провести параллели с тем же «Град Обреченный» за Эксперимент, «Пикник на обочине» из-за аномалий и гаек для их обнаружения, «Хозяин дорог» за суть мира и, в определенном смысле, с «Опрокинутый мир» за бесконечность Плоскости.

Сам мир Плоскости неплохой — бесконечная земля, куда попадают люди (или копируются) с нашей Земли вот уже несколько веков, без всякого шанса на обратное возвращение, зато с возможностью погибнуть тут сразу по прибытии. В мире этой огромной плоской пустыни с немногочисленными оазисами, как показывает нам автор, может действовать лишь система феодальная, иногда гуманная, иногда не очень, хотя то, что она несвободная и несправедливая — это точно. Но покинуть ее можно всегда — просто смыться за пределы оазиса в Плоскость, поджидая верной смерти.

Несколько главных героев, феодал, его ученик, девчонка и старикан в разные моменты книги то бродят по Плоскости и оазисам (половина романа), то обсуждают, в перерывах, философские ее концепции и тайны, личность тайного Экспериментатора, то... Все. Ну да, еще они встретятся с Королевством и Теократической хренью, но это уже второстепенное. Самое главное, что никакого развитие сюжета и разгадок основных вопросов романа «Феодал» в романе же ждать не стоит. Более того, даже концовка — то невпопад. И опять же, из нее что-то стоящее не узнать.

Роман страннику по бриллиантам русской фантастики можно и обойти.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2008 г.

Прочитал :) Очень заинтриговала было аннотация. И не смотря на то, что отзывы как-то отпугивали читать эту книгу, всё равно решился :))

В целом доволен, понравилось. По крайней мере роман пробуждал различные мысли и аналогии..

Не разделяю мнения о том, что первая часть хороша, а остальные хуже. Каждая часть мне понравилась по-своему.

Забавно, но когда читал первую часть книги, то казалось, что действительно «феодальный» устрой Плоскости весьма логичен и наверняка распространен повсюду. Во второй части возникновение «королевства» показалось чуть ли не единственным новшеством. А вот ближе к третей части раскрылось то, что на каждом участке законы существования получаются совершенно различными. Взять этого же китайца или православных-раскольников.. Они просто перенесли свои идеи с Земли и видение Плоскости у них было соответствующее.. И «смыслы» жизни или выживания тоже получились разные..

Еще мне постоянно виделись в рассказе параллели с нашей Землей. Мир плоскости хоть часто и казался чем-то таким страшным и ужасным, по сравнению с чем наша Земля действительно кажется раем, но всё же часто и виделись сходства с ней.. с возможностью посмотреть на вещи с другой стороны.. И не зря главный герой, попав на Землю (извините за раскрытие сюжета) задался мыслью о смысле своего нового существования, и порой даже казалось, что на Плоскости, как ни странно, этого смысла было больше :)

Кстати, этот роман мне очень часто идейно напоминал «Град обреченный» Стругацких, скрещенный с идеей ловушек и враждебности «Пикника на обочине» :)

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2008 г.

Апология бессмысленности жизни — таким мне показался этот роман. Да, сюжетные ходы — из «Пикника на обочине» и «Рыцари сорока островов» — но вот смысла в романе я не смогла увидеть, в отличие от произведений Стругацких и Лукьяненко. Почему главный герой считает жизнь в Плоскости бессмысленной, а на Земле — осмысленной , я так и не поняла. Плоскость менее привычна, часто менее комфортна — но и только.

На контакт с Экспериментатором ГГ не вышел, не узнал, зачем это всё нужно... После прочтения возникает вопрос — а для чего это всё было написано?

«Глубокие проблемы не затрагиваются» — никогда не думала, что это может быть достоинством литературного произведения. Зачем оно вообще тогда нужно???

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 апреля 2008 г.

Достаточно неоднозначное впечатление от произведения. Странный, жестокий мир Плоскости описан весьма впечатляюще, хотя подобные идеи и не совсем оригинальны. Роман не произвел впечатление единого целого, а как-то рассыпался на отдельные эпизоды. Главный герой вроде бы достаточно ярок, но при этом не слишком запомнился, прочие же персонажи выглядят достаточно схематичными. Разные варианты жизни на Плоскости описаны довольно интересно, но не слишком понятна авторская позиция в этом вопросе. Приключенческая часть довольно интересна. Концовка романа показалась несколько смазанной. Общий вывод — достаточно среднее произведение, заметно уступающее лучшим романам автора. Видимо, не все задумки удалось реализовать в должной мере.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 сентября 2016 г.

Как вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», так практически вся более-менее интеллектуальная современная русская фантастика вышла из «Пикника на обочине» АБС. Громов тоже вовсю эксплуатирует и заимствует у Стругацких.

Итак некая зона куда неведомо как попадают люди, и даже не люди а их двойники. Полная нелогичностей и всяческих странных аномалий, изменчивая и неустойчивая. Смертельно опасная для человека и ему же благоволящая, когда ей это заблагорассудится. Место где тяжело жить и легко умереть.

Хороший такой почин для книги о выживании в чуждом человеку мире. Абсолютно сразу же испорченный подчинением его идее фикс, почти с первых страниц озвученной автором, и настойчиво повторяемой периодически — все это просто плод эксперимента некоего Экспериментатора. Эксперимента из которой хочет вырваться главный герой, и Экспериментатора которого он хочет найти.

Подчинение этой идее всего остального в книге может и лишает книгу статуса чисто развлекательной, но «снижает градус» повествования и в конце концов сводит его к весьма убогому, нелогичному, и странному финалу. На то чтобы прорисовать как следует придуманный мир, сделать его целостным Громова не хватило.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 февраля 2012 г.

когда прочитал послесловие «ОТ АВТОРА» заржал в голос... минут на пять. После такой книги ткая разрядка... хах... прекрастно. Не шедевр... с провисшей парой глав в середине и недосказанностями (где кубик висит и кто этот экспериментатор), но прочёл и даже очень доволен (хотя искал книгу про магов и магическую академию а наткнулся... не, хорошая книга рад что наткнулся) И хэпиэндик в тему, правда зря наверно я бы его убил в пустыни, а потом бы показал его никчемную жизнь и никчёмную смерть его оригинала на земле. И уже потом бы написал от автора... и в общем такую бы книгу запомнили надолго!

Но на то он и автор))) ладно девятка заслуженная как мне кажется, стиль хороший ляпов не видел, и довольно хорошо затягивает.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2010 г.

Наверное, это неистребимо – искать малейшие ляпы в романах, где этих ляпов нет или они удачно замаскированы. Да, здесь ляпы есть. Но пусть их… оставим в покое.

Пусть этот роман и не вершина оригинальности, пусть здесь легко можно обнаружить «уши» Сталкера и «Града обреченных», но заметьте – сколько отзывов, значит, на него обращают внимание и читают. И есть за что.

Качественное произведение, вполне достойное. А то, что фигура Экспериментатора осталась «за кадром», как мне кажется, даже помогает целостной картине Плоскости. Но меня все-таки немного раздразнил хеппи-энд. Наверное, потому что я люблю мрачные Громовские концовки. Восьмерочка.

Продолжаю ценить этого писателя.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2009 г.

Первая половина читается даже местами интересно , соглашусь со многими здесь очень напоминает Пикник на обочине, такой же сталкер-такие же ловушки. Вторая половина по сути все таки Град Обреченный этот поход по пустыне , это душевные томление по пути. К чему монастырь, а какая была задумка у автора если честно не понятно. Концовка вообще быстро и глупо. По поводу пустыни из цикла «Темная башня» С.Кинга, кроме песка никаких сходств, там была обыкновенная пустыня, день и ночь. Во общем читать тяжеловато, если бы книга была на половину меньше , то наверно была бы более интересна.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2008 г.

Понравилось. И придраться-то по настоящему не к чему. Оригинальный, выписанный до мельчайших подробностей и потому почти реальный мир Плоскости, симпатичный (сильный, умный, порядочный (по меркам плоскости)) главный герой, любопытная страшненькая идея о людях — лабораторных крысах высшего разума, динамичный увлекательный сюжет (в иной момент от книги действительно трудно оторваться) и, даже, любовь... — что еще надо для приятного неторопливого чтения вечерком.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июня 2015 г.

Сильно, очень сильно... Один из самых запоминающихся, захватывающих и увлекательных романов. Не дотянул до 10 только из-за, на мой взгляд, не правдоподобного конца... Очень уж все сумбурно закончилось, читатель еще не успел просто прийти в себя после всего пережитого в романе. Оставить героев в пустыни пить эфемерную воду с недосказанным концом и возможностью пофантазировать, вот это был бы высший класс. А так из-за банального хэппи-энда смазывается концовка и всеобщее впечатление от произведения. Если бы не конец было бы 10, а так ставлю 9, одно из лучших произведений которые я прочитал, но как парадокс не поставил 10ку :)

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу