FantLab ru

Лидия Обухова «Лилит»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Голосов:
97
Моя оценка:
-

подробнее

Лилит

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На Земле доисторических времён встречаются Лилит — дочь каменного века — и космический пришелец могущественной сверхцивилизации. Их родные миры разделяет невообразимо огромное расстояние, они принадлежат совершенно разным историческим эпохам, но, несмотря на это, они оказываются способны понять друг друга...

© Till
Примечание:

Отрывок из повести публиковался в «Литературной газете», 1965, 20 марта под названием «Нельзя привыкнуть к чудесам».


Входит в:

— сборник «Диалог с лунным человеком», 1977 г.

— сборник «Избранное», 1983 г.

— антологию «Звёздные корабли», 2017 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 101

Активный словарный запас: высокий (3170 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 78 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 8% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


 Альманах научной фантастики. Выпуск  4
1966 г.
Лилит
1966 г.
Диалог с лунным человеком
1977 г.
Лидия Обухова. Избранное
1983 г.

Самиздат и фэнзины:

Звездные корабли
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Lilita
1967 г.
(латышский)
Daughter of Night
1974 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я в десять лет (почти полвека назад!) раскопал «Лилит» в книжном магазине и приобрёл по очень доступной цене (17 копеек). С большим любопытством и удовольствием прочёл. Фантастику я обожал, а тут ещё и лёгкий эротический уклон, который ещё больше увеличивали замечательные иллюстрации Юрия Макарова. Чего ещё пацану желать7 :) Кстати, книжечку я сохранип. Недавно перелистал, перечёл полсотни страниц — по-прежнему отлично читается!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть показалась мне в чём-то очень похожей на «Туманность Андромеды» и «Сердце Змеи» Ивана Ефремова. Возможно в те времена (пятидесятые — шестидесятые) люди находились под впечатлением от колоссального достижения — запуска искусственного спутника Земли и полёта Гагарина. Это достижение было невиданным — человек впервые смог преодолеть земное притяжение и оказаться в космосе. Казалось тогда, что самый тяжёлый шаг сделан и дальше человечество сможет достичь не только других планет Солнечной системы, но и выйдет за её границы. Это достижение нужно было осознать с моральной, этической и философской точек зрения. Зачем мы вышли в космос? Что мы будем нести на другие планеты? Зачем вообще существуют люди? Именно этими мыслями и питается повесть.

Но чем крупнее становятся достижения, тем обыденнее они кажутся. Со временем человек перестаёт придавать значение простым знаниям, которые можно получить из личного опыта. Так, в этой повести, инопланетяне никогда не чувствовали непосредственно жар огня. Высокоразвитая цивилизация знает об огне только в терминах температуры и протекающих реакций. Подобный образ мысли, некий инфантилизм, можно наблюдать уже и сейчас — громче всех призывают к войне те люди, которые её никогда не видели. С другой стороны, если развитой цивилизации удаётся избежать инфантилизма, её жизнь становится всё более упорядоченной, регламентированной. Получается что технический прогресс не только не освобождает, но и сковывает. В высокорегламентированной жизни нет места чувствам, что и видно на примере взаимоотношений главного героя-инопланетянина с его женой. Со второй женой инопланетянин узнаёт, что добро можно нести не только из чувства долга, но и ради удовольствия, просто потому что это приятно. Его сородичи же всегда поступают сугубо рационально.

В итоге банальный, но от того не менее верный, вывод — технический прогресс вытесняет романтику, душу. Развивая технический прогресс стоит придерживаться разумного баланса и не бросаться в него с головой.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В отроческом возрасте был этой повестью просто ошарашен, читал её в Альманахе НФ, том самом, где был также роман Фреда Хойла. Как-то так наложилось, но представлял тогда Лилит в облике Рэкел Уэлч, сыгравшей главную роль в фильме «Миллион лет до нашей эры». И ещё очень грустил над всей этой историей — над тем, что Лилит рассталась и с инопланетчиком, и с Одамом. И Одама тоже было жалко... Сейчас перечитал, больше чем 40 лет спустя. Уж не знаю, насколько всё это соответствует нынешним представлениям о жизни первобытных людей, истории распространения, расселения человека по планете и т.д., но понимаю, что для середины 60х это было смело, очень смело! И лиризм очень сильный. Опять стало всех жалко...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала была Лилит, и только после нее появились Адам и Ева. Любовь между землянкой и пришельцем была уже сама по себе новым сюжетным явлением в нашей фантастике. Обычно земляне активно любили инопланетянок/марсианок/венерианок/альтаирок. А здесь — лирический, грустный и красивый сюжет. Прочел повесть в отдельном издании, с иллюстрациями Ю. Макарова, которого до сих пор считаю одним из лучших иллюстраторов отечественной фантастики. Книжку до сих пор храню в личной библиотеке.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда впервые прочитал книгу (1966г.) не имел понятия о Библии. Повесть мне очень понравилась своей лиричность и необычным сюжетом. Не сразу понял, что это «женская проза», т.к. мало сталкивался с творчеством женщин, ведь читал в основном фантастику и приключения.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вытаскивая книгу с полки «фантастика» в книжном магазине случайно выпала и эта книжка которую я даже не заметил что там была, сдавленая между. Первым делом мне кинулись в глаза замечательные иллюстрации, в стиле советской эпохи которые я очень люблю. (наподобие рисунков А.Леонова и журнала «Tехника Молодёжи», в этих картинах есть душа, видение светлого, доброго будущего и романтический полёт мечты). Я очень удивился когда увидел год выпуска — 1966 и больших надежд не особо питал , мол «что уже можно написать в том году чтоб это заинтересовало меня в этом», и был приятно удивлён после прочтения этой книги . Лидия Обухова написала просто замечательную и интересную повесть где присудствует всё что нужно для фантастики, там есть и любовь между людьми и инопланетянами, тяга к приключениям и познанию мира, про жизненные ценности которые как оказались одинаковы и на земле и в космосе, в общем я просто был поглощён этой маленькой книжкой хотя рождён был на 20 лет позже. Эту книгу на мой взгляд можно свободно ввести в учебную программу школ по предмету «литература будущего».

Поставил 9 потому что всё там (в прошлом) так же как и у нас сейчас (в настоящем),ИМХО —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на улице полно девушек как ГГ Лилит с шаблоной мышления «выйти замуж за иностранца и уехать отсюда в неизвестность», нет уважения к своему Роду, Вере, Институту Семьи, Языку. Из за этого Одаму естественно больше подошла такая девушка как Гева , которая в итоге оказалась лучше чем Лилит. Да и Звёздные Странники достойны уважения , после таких соблазнительных миров и путешествий всё равно не бросили свои истинные цели , поиск новый планеты для своей рассы

Всем кто будет читать этот маленький шедевр, обязательно читать издание 1966 года («Чёрная книжка с девушкой»), мало встречается такая гармония между словами и рисунками (иллюстрациями)

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть произведения, которые нужно прочитать в определённом возрасте. Это ни в коем случае не значит, что с годами они становятся хуже, или теряют свою актуальность, просто воспринимаются они — по-другому. К сожалению, я не познакомился с творчеством Лидии Обуховой лет в 12-15, а то наверняка на всю жизнь бы запомнил её «Лилит». А сейчас как меня удивишь историей о палеоконтакте, замешанной на апокрифичном мифе о первой жене Адама? =)))

Если же говорить серьёзно, повесть оставляет приятное впечатление. Хотя она и пронизана грустью, это какая-то светлая, добрая грусть, даже несмотря на то, что в книге присутствуют мотивы кровосмешения и нарушения табу. В предыдущих отзывах не раз упомянуто, что для советской фантастики того времени повесть была весьма необычной, поэтому остаётся лишь согласиться с этим. В любом случае, знакомство с творчеством Лидии Обуховой состоялось и обязательно будет продолжено. Балл снизил за несколько наивные представления о первобытном обществе, в котором лучшие куски отдают детям и старикам (дословная цитата: «И люди уже тогда создали общество, которое представляется нам теперь примитивным и промелькнувшим так быстро, как искра в серой предрассветной мгле, а на самом деле оно обнимало эпоху в истории самую длительную. Ведь человечество, едва родившись, сделало свой первый шаг именно в коммунизм»), и слишком уж фэнтезийные какие-то описания природы: «Цепкие стебли плюща и лиан образовали узорные стены между стволами. На зелёном мху загорались солнечные искры. Каждое упавшее дерево давало приют бесчисленным племенам насекомых; снуя по поверхности мёртвой коры, они взблескивали металлическими панцирями, стрекотали и жужжали в ненасытном желании быстрее прожить свою короткую жизнь. Бледные гроздья хищных цветов раскрывали липкие зевы...» Ну и история пришельцев, чего там греха таить, показалась несколько нудноватой. Хотя в целом — приятная история.

P.S. Каждый из нас неоднократно сталкивался с дискуссиями о пиратстве и выкладывании книг в свободный доступ. Могу согласиться со многими аргументами тех, кто считает это недопустимым, но лишь тогда, когда дело касается новинок или раскрученных авторов. Ведь не будь пиратов, не факт, что смог бы я сейчас где-то найти то самое издание 1966 года, о котором трогательно вспоминает Lartis, и познакомиться не только с текстом, но и с иллюстрациями. Так что спасибо безвестным выложившим.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая повесть, очень-очень понравилась. Учитывая год написания (1966!!!!), можно смело утверждать, что произведение инновационное для тех времен. Впрочем, и для наших тоже. Данная повесть — это литература на все времена.

Лирическая история, оригинальная трактовка библейского сюжета

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(к слову сказать, не слышал о том, что у Адама до Евы была другая жена, просветился),
тонко выведенные образы героев — Автор просто молодец, современным такое и не снилось.

Больше понравилась первая часть, описание быта и взаимоотношений в первобытном племени, любовь первых людей. Показалась немного заунывной история космических странников, на мой взгляд несколько сложновато и нелогично получилось.

Повесть резко контрастирует с первым произведением, помещенным в сборник 66-го года (зеленая обложка, http://fantlab.ru/edition25437), с «Черным облаком» Хойла, где научная составляющая доминирует над сюжетом и абсолютно безликими картонными героями (отзыв на этот роман тут: http://fantlab.ru/work64469).

На мой взгляд литературное произведение должно делать акцент именно на людей, на их внутренний мир, на взаимоотношения, а не на описание научных концепций, даже если речь идет о научной фантастике. И это у Лидии Алексеевны получилось на славу.

Буду искать другие произведения Автора и в своем творчестве стараться хоть чуточку походить на нее.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это странная повесть. Я знаю её с детства. И она мне никогда особенно не нравилась. Но запомнилась накрепко. И льщу себе надеждой, что не только обнажённой девушкой на иллюстрациях Макарова в издании 1966 года (иллюстрации, кстати, хороши и безотносительно девушки).

Это, конечно, не научная фантастика, и вообще не фантастика, а скорее фантазия на тему «первобытные времена». — которых, в таком виде, скорее всего, никогда и не было. Всё, связанное с доисторической линией, очень атмосферно: у меня осталось ощущение, что я чувствую запахи диких лесов и слышу звуки африканских саванн. А вот пришельцы на этом фоне показались мне немного лишними — как будто прилетели они сюда из какого-то другого произведения. И вообще, тема романтических отношений прекрасной дикарки и высоколобого интеллектуала меня как-то не очень тронула.

Как известно, левое полушарие мозга у большинства людей занимается логическим анализом, а правое — восприятием непосредственных, нечленимых на части ощущений: образов, звуков, вкусов, запахов. И «Лилит» — это произведение для правого полушария, логический анализ этой вещи противопоказан. То есть это книга на любителя. Мои полушария во мнениях сильно расходятся, но в среднем выведу ей оценку 7.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало повести довольно многообещающее: племенной быт древних людей рассказан поэтическим языком. Но со временем поэтичность языка стирается, а описания быта все больше напоминают детский науч-поп с четко звучащим авторским «я», смотрящим с высоты современного дня и знания. Говорить о сюжете как таковом не приходится вовсе. Причем это касается как линии древних землян, так и линии инопланетных прогрессоров. Одни медленно «развиваются», другие «угасают» и ищут пути передачи своих знаний другим разумным формам жизни во Вселенной.

Думаю, что в моем восприятии виновато время, «состарившее» это произведение: темы уже много раз пережеваны и совсем не впечатляют. Но все же осталось некое послевкусие, некий сухой остаток. «Лилит» сейчас смотрится отражением своей эпохи, шестидесятнической, наполненной верой в человека, в светлое будущее (без слова «коммунизм» в тексте не обошлось! и он по-своему органичен и искренен). Как реликт своей эпохи повесть, наверное, по-своему хороша: поэтическо-романтический взгляд в прошлое и будущее (а между строк или даже прямым текстом — хвала настоящему).

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лирическое и романтическое произведение. Не хочется с высоты нашего 21 вака ругать столь милодраматичное произведение пронизанное человекопониманием двух далёких, как по расстоянию, так и по развитию, культур. Весьма чётко ощущается явное влияние на автора повести творчества И.Ефремова, но это и нормально. В те далёкие 60 — е годы 20 века, когда Золотой век фантастики мало по — малу пролаживал себе дорогу, было мало мастеров и корефеев и каждое произведение и имя истинного мастера становилось вехой, и не просто опознавательным знаком, а ориентиром. Тогда многое было не известно и в диковинку, потому и стоило равняться на них. Чесно говоря на сегодняшний день повесть весьма слабовата и уже не имеет той актуальности, которую могла предложить в 1966 году. Ну да, за основу взят Библейский миф о первой женщине, приправлено всё эпиграфами М.Волошина. Плюс, прописка некоего общественного строя достигшего определённых технологических и социальных высот и достижений. Однозначно, просматривается сквозь покрывало текста утопическая идея И. Ефремова о развитии цивилизации и общих во вселенной законов разума. Читать можно, но на мой взгляд, с пафосностью и потетикой к благоденствию и дружбе разумов, приправленной лирикой и своеобразням благородством, становится скучновато, затянуто. Не блещет динамикой и большим реализмом. Чувствуется, что писала девушка желающая видить мир в весьма розовом цвете единения и дружбы всех людей мира. Да, идея хороша, но....

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх