Марк Твен «Школьная горка»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Религиозное (Христианство (Протестантизм ))
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Школа стояла на холме, и добраться до неё по скользкой зимней дорожке было не так уж легко. Поэтому ребята не сразу заметили, что среди них появился новичок — что было для деревни редким событием.
• Впервые на русском языке опубликовано под названием «Школьная горка» в номере 10 (октябрь) журнала «Простор» (Алма-Ата, 1972).
• Первый из трех вариантов повести «Таинственный незнакомец», где Сатана появляется в Ганибале, родном городе Твена, и рядом с ним выведены Том Сойер и Гек Финн.
• Другие редакции: «Таинственный незнакомец», «№ 44, Таинственный незнакомец».
• Перевод Н. Колпакова 1976 г. вдвое короче, чем Л. Биндеман 1989 — сокращены 3–6-я главы.
• Под названием «На школьном холме», рассказ был опубликован в журнале «Пионер», 1976, № 10. Сокращённый перевод с английского. Рисунки Т.Ларионовой.
Входит в:
— антологию «И грянул гром…», 1976 г.
- /языки:
- русский (4)
- /тип:
- книги (3), самиздат (1)
- /перевод:
- Л. Биндеман (3), Н. Колпаков (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кропус, 27 сентября 2019 г.
Впервые читал в детстве, ещё в советское время, в сборнике «И граянул гром». Но то ли там вторая половина, где становится ясно, что новичок сверх естественное существо, была срезана цензурой. То ли был использован какой-то совершенно недописанный автором вариант. Пока не ознакомился с полным текстом, думал, что городок посетил инопланетянин. И этот вариант «Школьной горки» даже сейчас нравится мне больше полного. Впрочем, Марк Твен и сам понял, что Сатану-млачшего лучше явить в другом антураже. Ставлю восемь за срезанный вариант.
Нескорений, 31 августа 2016 г.
Несмотря на то, что М. Твен всю жизнь был убежденным атеистом, и в ряде его произведений прослеживается антирелигиозная сатира, направленная против Церкви и священнослужителей, интерес к неведомому, сверхъестественному был отнюдь не чужд этому признанному классику американской литературы. В этом нет ничего удивительного, просто время было такое, вспомним серьезнейший интерес А. Конан Дойля к документальным свидетельствам о призраках и оккультизму или масонский цикл Р. Киплинга. Своего рода дань моде, обусловленная стремительным развитием технического прогресса — если телефон и телеграф стали реальностью сегодня, то почему бы не предположить, что телепатия станет реальностью завтра. Конечно же, подобные мысли занимали свободные пытливые умы интеллектуалов, освободившихся от косных рамок религиозности.
Цикл повестей и романов, посвященный приключениям Тома Сойера и Гека Финна, несмотря на феерический каскад забавных, а порой и страшных происшествий, в которые оказываются втянуты главные герои, не выходит за рамки реализма. Исключение из этого правила являет собой повесть «Школьная горка», которая с самого начала позволяет зачислить себя в разряд мистических историй. К большому сожалению, ключевые персонажи цикла присутствуют здесь исключительно для галочки — Том появляется лишь в паре эпизодов в качестве второстепенного персонажа, а Гек, тот вообще удостоился лишь косвенного упоминания. Судя по всему, автор и сам быстро понял, что данная история категорически не вписывается в рамки цикла, как по духу и замыслу, так и по атмосфере и своему содержанию, поэтому дальше вступления дело не пошло.
По сюжету в Питтсбурге наступила зима, школьный сезон в самом разгаре, Том в компании Гека и своих одноклассников каждое утро отправляется в учебные классы, минуя по пути крутую школьную горку, с которой при случае можно покататься на санках. В один ничем не примечательный день в компании школяров появляется новенький — странный незнакомец — симпатичный парень, который только улыбается, но не говорит ни слова. Естественно у новичка сразу же возникает конфликт с альфой класса — богатым сынком злого работорговца Генри Баскомом, который играет здесь роль главного отрицательного персонажа. На первом же уроке ребят ждут потрясающие открытия — таланты нового ученика в учебе превосходят возможности любого вундеркинда, но там где одни восхищаются, другие начинают испытывать злобу и жгучую зависть, которые ещё проявят себя.
По объему повесть очень короткая, не тянет даже на рассказ — состоит из шести маленьких глав, причем последняя вообще занимает всего пару строчек. Выясняется, что перед нами просто эскиз, самый первый набросок для романа «№ 44 Таинственный незнакомец», который, для сравнения, состоит из 33 глав и никакого отношения к истории Тома Сойера не имеет. Существует второй более поздний вариант «Школьной горки», который называется «Таинственный незнакомец», там уже действие развивается в Австрии XVI века — на мой взгляд, совершенно оправданная перестановка, учитывая мистическую направленность текста, который, судя по всему будет развиваться в духе фильма «Омен». Вообще, это нетипичное для М. Твена произведение — не чувствуется беззаботности и легкости, юмора практически нет, атмосфера же почти что готическая — это не привычно.
Кстати, предыдущая повесть цикла — «Заговор Тома Сойера» — прекрасно передает ощущения двух первых общеизвестных романов, даже несмотря на срезанную, недописанную концовку — это замечательный подростковый детектив с добрым юмором и элементами социальной сатиры. Вот на «Заговоре» и стоило бы поставить точку, хотя, очень жаль что школьные проделки Тома и Гека автор так и не осветил — простор для выдумки здесь самый богатый. Как я уже говорил, в рамках данного цикла «Школьная горка» вообще не смотрится, это уже песня из другой оперы. В принципе, обычному читателю здесь ловить нечего, для поклонников творчества М. Твена, которые положительно приняли итоговый роман, может и сгодится, в случае если осталось желание освоить всё без остатка и узнать историю создания «Таинственного незнакомца» из литературоведческих побуждений.