Марк Твен «Таинственный незнакомец»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Социальное | Религиозное (Христианство ) | Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа ) | Азия (Южная Азия ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
В разгар охоты на ведьм в австрийской деревне появляется Таинственный незнакомец. Он обладает сверхъестественными возможностями: может вдохнуть жизнь или прервать её, вмешаться в линию судьбы и изменить её, осчастливить или покарать. Три друга, его доверенные лица, становятся свидетелями библейских событий и происшествий в других странах. А также наблюдают за жителями собственной деревни и последствиями вмешательства незнакомца в их жизнь.
• Творческая история повести довольно сложна. Известны по крайней мере три варианта «Таинственного незнакомца» в разных стадиях незавершённости.
• Эта версия, где действие происходит в Австрии шестнадцатого века, наиболее распространена. Печаталась в переводе Абеля Старцева.
• Другие редакции: «Школьная горка», «№ 44, Таинственный незнакомец».
• Биографы писателя рассказывают, что поводом для его написания явилась найденная Твеном в 1867 г. в одной из нью-йоркских библиотек «любопытная книжка» — апокрифы Нового завета издания 1621 г. В апокрифах шла речь о различных чудесах, творимых Христом. События, описываемые в этой книге, были воскрешены в «Таинственном незнакомце», но главным действующим лицом стал не Христос, а его антипод Сатана, существо «протестующее». Место действия было перенесено в австрийскую деревню Эзельдорф, а все события — во времена средневековья.
© Ф. И. Гаркавенко. Из комментариев к изданию «Письма с Земли» (Гослитиздат, 1963 г.).
• Повесть публиковалась в литературно-художественном альманахе издательства «Шиповник», Кн. 26, Петроград, 1917 г. в переводе З. Н. Журавской.
Входит в:
— антологию «Шиповник. Книга 26», 1917 г.
— антологию «Таинственный незнакомец», 1993 г.
Экранизации:
— «Филипп Траум» 1989, СССР, реж: Игорь Масленников
- /языки:
- русский (17), английский (2), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (20), самиздат (1)
- /перевод:
- З. Журавская (1), Е. Крижевич (1), А. Старцев (11), Т. Трушковская (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
asakuro, 21 ноября 2017 г.
Очень спорное произведение. В том виде, в котором оно опубликовано, возможно, не стоило его печатать. Задумки Твена изменены, перевернуты и уже лишены смысла. Почему то в одной деревне сжигают на костре за колдовство и одновременно самым влиятельным человеком является астролог. Причем астрологу верят больше, чем служителю церкви. И это в конце 16 века. Понятно, что у Твена такого не было. В итоге антирелигиозное произведение стало сказкой в стиле Диккенса с явлением ангела.
Anastasia2012, 20 февраля 2012 г.
Теодор, от лица которго ведётся рассказ, показался мне не менее таинственным, чем незнакомец. Он и его два друга (может и в меньшей степени и только в силу их дружбы) стали доверенными Сатаны (хоть и не того самого). Всё это напомнило разговор с зеркалом: идеи и их воплощение, вопросы и ответы на них, поступки и их оценка. Такие огромные возможности сокрыты (и не только в таинственном и сверхъестественном), но люди не использут их. А направляют таланты на разрушения, предательства, страх. Жизнь — это чудо, но человечество не способно оценить этого. Разве только у Филиппа Траума это может вызвать сарказм? Не важно, какое время: охота на ведьм, насильственное крещение, вооружение и его использование — цивилизации гибнут. Где же свет в конце тоннеля?
Жаль, что автор не оставил окончательного варианта. Последняя глава — такой ли он её видел?
Slonoedov, 18 июня 2009 г.
На первый взгляд лёгкого и незатейливого произведения, но на самом деле очень глубоко, искреннего, мистического и очень содержательного философского писания М.Твена, кое в полной мере можно назвать откровением автора, гениальным озарением. Прочитав всю книгу до конца, последние слова которой как удары молота по наковальне отзывались в голове, я оказался в необыкновенной прострации, будто бы в это время всё, абсолютно всё обрело чёткость, подобно тому, как туманный мрак рассеевается лучами света. Вот эти последние слова.
Теперь ты видишь, что такое возможно только во сне. Теперь тебе ясно, что это всего лишь нелепость, порождение незрелой и вздорной фантазии, неспособной даже осознать свою вздорность; что это только сон, который тебе приснился, и не может быть ничем иным, кроме сна. Как ты не видел этого раньше?
Все, что я тебе говорю — это правда! Нет бога, нет вселенной, нет жизни, нет человечества, нет рая, нет ада. Все это только сон, замысловатый дурацкий сон. Нет ничего, кроме тебя. А ты только мысль, блуждающая мысль, бесцельная мысль, бездомная мысль, потерявшаяся в вечном пространстве.
Он(прим. Сатана) исчез и оставил меня в смятении, потому что я знал, знал наверное: все, что он мне сказал, было правдой
И только скажите, что подобная мысль никогда не приходила вам в голову. Повесть-озарение, рекомендую всем и вся.
lubar, 12 марта 2010 г.
Начал читать по наводке читательницы, у которой Таинственный незнакомец ассоциируется с Воландом. У меня как-то такого мнения не сложилось. Меня тоже коробит средневековая охота на ведьм. Но это уже вторая книга Твена, из прочитанных мной, в которой критикуется средневековье. Правда наезд на современную цивилизацию все-таки есть. И даже предсказание первой и второй мировой войны. Хотя роль религий в них немного преувеличенно.
Сатана же весьма красиво доказывает абсурдность и человеческого существования и каких-либо жестких религий с адами, раями и ведьмами. И хотя подвох где-то есть фиг его поймаешь ;)
Ратша, 14 ноября 2008 г.
Очень понравилось, напоминает китайскую пословицу «Бойтесь своих желаний — они могут исполниться».