fantlab ru

Хорхе Луис Борхес «Зеркало и маска»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
126
Моя оценка:
-

подробнее

Зеркало и маска

El espejo y la máscara

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Эта новелла повествует об ирландском короле и великом поэте, подданном короля, однажды создавшем Прекрасное…

Входит в:

— сборник «Книга песка», 1975 г.

— сборник «Obras completas. 1975-1985», 1989 г.


Похожие произведения:

 

 


Весь свет'90
1990 г.
Коллекция
1992 г.
Том 2
1994 г.
Том 2
1997 г.
Том 1. Вымыслы
2001 г.
Том 3. История ночи
2001 г.
Стихотворения. Новеллы. Эссе
2003 г.
Том III
2005 г.
Вымыслы
2009 г.
Том III
2011 г.
Зеркало и маска
2014 г.
Зеркало и маска
2016 г.
Зеркала
2016 г.
Книга Песка
2022 г.
Сад расходящихся тропок. Алеф. Полное собрание рассказов
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Obras completas. 1975-1985
1989 г.
(испанский)
Книга Піску. Пам’ять Шекспіра
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как бы ни казалось, но новелла ни об ирландском короле, ни о гениальном поэте — новелла о Слове. Это о том потерянном Тогда:

« ...тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города...»

- это уже строки расстрелянного Поэта, убитого за попытку сорвать покровы с сокровенной тайны Слова.... Расстрелять кавалера двух орденов Святого Георгия это же так просто...

И ирландский король (ирл. Ard Rí), и его придворный скальд — романтический антураж, гениальная декорация для бенефиса самого Слова. Золотой век скандинавской литературы — невероятно реальной прозы и, задолго предвосхитившей самую невероятную барочную поэзию, поэзии скальдов. От рифмы к прозе? — попытка за попыткой, или же поиск единственного саморифмующегося Слова? (вспомним не забывающийся «Ундр», того же Борхеса).

Зеркало, маска, кинжал.... Без вариантов, сказочный прием «на раз-два-три» — за тройкой просто начиналось чудо, а, перешагни в «четыре», не въявленное чудо, а тот, вовсе никогда уж недостижимый сюр: достаточно припомнить казалось бы бесхитростную «Репку» — «дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку («три» — чуда-то не произошло и дальше... сюр), Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку.... Это та мышка, мышка-титан — из самой главной и волшебной сказки: «Репки», сказки о тотальном неверии в любое чудо: эка, яйцо-то золотое? — а мы его об дуб стола — не-ве-рим в ваше чудо... и мышка (на третий-третий раз!), хлоп — и всмятку.... Доневерились.

Любую реальность, да, можно отразить: картинкой плоской, и вроде, дословно достоверной — на глади зеркала; в причудливых изгибах, правдиво искаженных — срывающих банальные покровы — на полированной поверхности злащенной маски; единственно правдивой искоркой, на гребне в ничто заточенного лезвия разящего кинжала.

И то, что в последнем абзаце новеллы Борхеса, каким-то чудесным образом поместился Весь Шекспир, возводит Самого Шекспира на высоты совсем недостижимые!

Наверное, что лучше не было и сказано о тайне слова, взрослеющего в Слово.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх