Ален Доремье «Вана»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено | Европа )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ваны — существа с планеты в созвездии Ориона, внешне удивительно похожие на земных женщин, но с разумом животных. Словик купил себе вану и... влюбился в неё.
Произведение было опубликовано в журнале «Студенческий меридиан», № 9, 1991 г.
Входит в:
— антологию «Fiction spécial n° 1 : La première anthologie de la science-fiction française», 1959 г.
— антологию «13 French Science-Fiction Stories», 1965 г.
— сборник «Mondes interdits», 1967 г.
— антологию «O Sexo na Moderna Ficção Científica», 1976 г.
— антологию «Sex in the 21st Century», 1979 г.
— антологию «Les Mosaïques du temps», 1990 г.
— антологию «Причуды любви», 1992 г.
— антологию «Фата-Моргана 3», 1992 г.
- /период:
- 1950-е (1), 1960-е (2), 1970-е (3), 1980-е (1), 1990-е (3)
- /языки:
- русский (2), английский (3), немецкий (1), французский (3), португальский (1)
- /перевод:
- И. Горачин (1), А. Григорьев (1)
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (10 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 29 ноября 2025 г.
Повествование, использующее образ болезненного влечения — такого же опасного и пагубного чувства, особенно если ты полностью контролируешь объект желания и можешь делать с ним все, что хочешь. Автор описывает общество глубоко одиноких людей, искусственно загоняемых в общающиеся «стада», при этом индивидуализм и затворничество являются преступлениями, но никто не следит за тем, что человек выгорает и становится пустым изнутри. Компенсаторными являются Дома Женщин и Дома Игр, но это все — индустрия развлечений, а вот создание семьи перенесено в будущее за тридцать, чтобы окончательно сформировать личность, не связанную душевными нитями с окружающими его объектами.
Отсюда и любовь героя к внешне человеческому существу, не способному ни к какому виду разивития кроме животной привязанности. Персонаж погружается в так желаемые им чувства настолько, что даже страх смерти перестает для него быть важным. Трудно сказать, насколько описания секса могли повлиять на читательское восприятие, ибо рассказ употреблялся в урезанном «Фата-Моргана»-вском варианте, но самих намеков и подтекста вполне хватает для ощущения нужных ключевых точек изменения сознания и поступков героя.
Классическая история одиночества внутри огромного социума, когда какая-нибудь собачка или кошечка тебе становятся дороже всех людей на свете. Тем более если ты флегматик со склонностью к постоянной саморефлексии.
bvelvet, 25 марта 2014 г.
Рассказ очень хороший — может, излишне откровенный. Очень французский, по-моему; любовь воспринимается исключительно как плотское чувство, но подается это чувство так, что при описании близости разных видов не возникает неловкости или отвращения. И сама инопланетянка очень эффектно описана. Конечно, ничего особенного, но запоминается. В антологии «Фата Моргана» пуритане-издатели текст немыслимо урезали, в «либеральном» СтудМеридиане (рядом с сочинениями про технику секса) текст полный. Рекомендую поэтому опубликованный в журнале вариант.
god54, 31 марта 2011 г.
Удивительно мягкий и трагический рассказ об одиночестве человека в обществе, где превыше всего ценится комфорт, с которым и ассоциируется слово счастье. Как трудно приобрести друга и как легко потерять его... Жаль, что манера письма довольно своеобразная и скорее напоминает рассказ третьего лица о каких-то событиях без прямого вживания в действие. В целом очень неповторимый сюжет, который с самого начала тебя захватывает и не отпускает до самого конца. Жаль, правда, что концовка несколько смазана.
Darth_Veter, 5 октября 2021 г.
Ох, уж эти французы... Любят же они рассказы про свободную любовь! Собственно, фантастика нужна здесь для того, чтобы показать эту самую любовь в необычных условиях — в тесных каютах космического корабля, на фоне первозданного пейзажа чужой планеты ... или же с представителями иного вида. В данном рассказе речь даже идет не о разумном существе, а о животном, как две капли воды похожем на человеческую женщину — эдакая ожившая резиновая Барби со всеми необходимыми атрибутами. Она весьма удобна для любовных утех, ибо не требует от мужчины никаких обязательств, а контакт с ней не приводит к нежелательным последствиям. Впрочем... Последствия всё же есть — их автор приберег на самый конец. Финал остается открытым, чтобы читатель сам осмыслил произошедшее и «примерил» его к самому себе: а как бы ты сам поступил на месте Словика?
Типичный пример эротической фантастики, в которой фантастики — с гулькин нос, зато эротики — полные закрома! Французы в своем амплуа: если китайцы едят всё, что шевелится, то представители этой европейской нации сношаются со всем, что движется и шевелится. Инопланетное существо — вана — отличается от лошади только тем, что ПОХОЖЕ на женщину. Но по сути, половой акт с ней — это типичное скотоложество, а вовсе не романтическая история о новой Эмманюэль, как кажется автору. Не вижу в этой истории ничего прекрасного и возвышенного, а только извращенное чувство ненасытной похоти к совершенно неразумному существу. В СССР за такое «творчество» сажали как маньяков, ибо такие рассказы превращали человека в такое же бездумное животное, как и сам оригинал. Отсюда недалеко и до настоящего преступления. Почему этот рассказ попал в сборник «Флокса», понятно — старые моральные законы уже ушли в небытие, а новых еще не появилось. Вот и появилась в литературе своеобразная «пена».
---------------
РЕЗЮМЕ: излишне откровенное изложение о любовной связи человека и животного. Настоятельно НЕ рекомендуется к чтению молодыми людьми моложе 45 лет: только новых Чикатилл нам еще не хватало...