Ханну Райаниеми «Сервер и дракон»
Сплавляя в своих рассказах несоединимое, Ханну Райаниеми искусно жонглирует мифологией и технологией, воспевая бескрайнюю вселенную, сотканную из битов, которую бороздят темные корабли и драконы. Здесь квантовые стихи-заклинания срываются с губ, превращаясь в быстроногих лосей, человеческая трагедия делает возможным личный разговор с божеством, высятся цифровые соборы, а звезды создаются усилием мысли. Как будет развиваться человеческая природа, если единственным пределом желаний является творчество? Что происходит, когда различие между людьми и богами так же мало, как наномашины, или так же велико, как Вселенная? Вот лишь основные вопросы, которые автор задает себе — и читателю — в этом увлекательном путешествии в глубины внутреннего и внешнего пространства.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Номинации на премии:
номинант |
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2017 // Научно-фантастическая книга (Финляндия/Великобритания; авторский сборник) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 8 января 2023 г.
Сборник рассказов, в полной мере демонстрирующий безграничность фантазии автора и широту используемых жанров. Хотя для меня он в первую очередь остаётся автором «Квантового вора», так что научная фантастика от него наиболее мной ожидаема. И Райаниеми умеет её писать.
Прелесть и ценность этого сборника — вполне логичная возможность собрать под одной обложкой целую россыпь рассказов, микрорассказов и даже одну повесть. Не все они написаны на одном уровне, ну так ожидать иного было бы слишком наивно.
Со своей задачей — познакомить с рассказами и показать разные мотивы в творчестве автора — сборник в полной мере справляется.
Самые понравившиеся рассказы: «Невидимые планеты», «Тихея и муравьи», «Голос его хозяина», «Сервер и дракон», «Элегия о молодом лосе» и «Скафандр с привидениями».
Solonchik, 6 декабря 2023 г.
Главное, что хотелось бы сказать — на самом деле, перед нами 3 сборника в одном.
Первые рассказы (вплоть до Джугаадского собора включительно) — это научный и научно-фантастический конек Ханну Райаниеми: посткиберпанк и попытки изобразить пре- и постсингулярность. В каждом из этих рассказов есть хорошо считываемая идея, есть определенный задор и дерзание. Каждый из них рассказывает историю технологической функции, устремляющейся в бесконечность за бесконечно малое время, чуть иначе, чем другие. Это хороший сборник, пусть даже ни один из рассказов и не производит вау-эффекта.
Второй сборник, прячущийся за одной обложкой с первым, это рассказы, начинающиеся с «Ловца человеков» и заканчивающиеся «Звездным странником» с Земли». Это вялый закос под олдскульную фантастико-новельную традицию. Не всегда даже очевидным образом фантастическую, тут есть вполне себе и фантасмагории с легким оттенком национальной финской мифологии, городских крипипаст и прочего. Безусловное имхо, но эта часть за исключением как раз «Звездного странника» -- полная и абсолютная макулатура. Нет, где-нибудь на страницах глянцевого журнала она бы смотрелась очень даже ничего, чтобы скучающие яппи или модели могли потом поддержать разговор на тему современой литературы. Но в авторском сборнике, как будто бы, половине из них делать нечего.
Удивительно, что как раз в этой части притаился «Звездный странник с Земли», который мог бы быть написан Хайнлайном или Фредериком Полом или Уильямом Тенном. В этой одновременно старомодной и посткиберпанковской вещице вау-идея есть
Кмк, мысль о том, что важно не только, что мы знаем о мире, но и какая эпистемологическая традиция позволила нам эти знания получить, не то чтобы свежа со времен «Против метода» Фейерабенда. Только вот читавших Фейерабенда очевидно меньше, чем тех, кто прочтет Райаниеми (не в укор любознательному финну).
И третий сборник — это откровенные эксперименты ученого-литератора: глубинную идею «Белоснежки» я так и не уловил, а замыкающий сборник набор твитов-микрорассказов, которые Райаниеми когда-то публиковал как литературный медиаэксперимент, — это даже не смешно, если задуматься, что в длительность Хайям вполне мог впихнуть один рубаи. Или Киплинг «Эпитафию эстету». Или Франсуа Вийон -- «Четверостишие, написанное Франсуа Вийоном в ночь накануне смертной казни». В каждом из перечисленных произведений была идея, была ирония, пафос и трагедия (у Хайяма, очевидно, не во всех рубаи именно трагедия, но ирония-то и пафос во всех). А у Райаниеми получился, простите, пуньк-среньк в лужу, которой стал Твиттер.
Поэтому для меня картина такова («и иначе никакова»):
Первая часть — отлично с недочетами.
Вторая часть — удовлетворительно, но весьма посредственно, за единственным исключением.
Третья часть — неудовлетворительно. Вызов был принят и провален.
Не пожалел, что потратил время и дочитал, но впредь Райаниеми -- только по большой рекомендации людей, чьему мнению я доверяю; и никакого больше литературного секса без обязательств с моим мозгом. Спасибо, мне хватило перехода от «Квантовой трилогии» к Некроленину в «Стране вечного лета».
Asylum, 13 февраля 2023 г.
Наверняка многие подмечали, что есть авторы, которым лучше даются романы, а есть мастера рассказов, ровно как и те, кому одинаково хорошо удается и малая и крупная формы. Памятуя об этом, я решил ознакомиться со сборником рассказов «Сервер и дракон», с учетом того насколько противоречивые чувства вызвала у меня трилогия о квантовом воре. На одной чаше весов: куча научных и технологических наворотов, битвы скатывающиеся в порно для любителей ядерной физики, куча отсылок к поп культуре. На другой чаше — неумение подать сюжет, слабая проработка персонажей, красивости ради красивостей (чтобы читатель знакомый с темой или залезший в википедию призадумался и удивился дерзости авторской мысли), абсолютно наплевательское отношение к инженерной составляющей (зачастую всё происходит само собой, технические детали и их осуществимость на практике автора не интересуют от слова совсем).
Приступая к сборнику мне было интересно, может, Ханну в рассказах откроется с совершенно иной стороны? И ответ — нет. Рассказы ещё четче очертили слабые стороны автора, в то время как сильные остались где-то на том же уровне. По-прежнему читать про всякие постсингулярные свисто-перделки очень интересно, но всё остальное выполнено на непростительно плохом уровне. Заметьте, что если взять любое произведение и свести его сюжет к простому предложению не более восьми слов, то мы получаем что-то обыденное и набившее оскомину, но всё мастерство автора как раз таки в умении интересно подать историю и с этой задачей Райаниеми благополучно не справляется, следить за сюжетом в подавляющем большинстве рассказов как минимум не интересно. Диалоги и поведение персонажей вызывают «вьетнамские флешбеки» чтения фанфиков, порой худшие их образцы. С точки зрения работы над диалогами и раскрытием персонажей в романах у Райаниеми было больше возможностей, да и с уровнем написания свыкаешься где-то страниц через 200, а в короткой форме вся картонность персонажей, неестественность бросается в глаза. Вдобавок ко всему часть рассказов не о постсингулярном будущем, а из разряда фэнтези, даже есть попытки в магический реализм, что убирает из них самый весомый плюс и делает сборник едва читабельным.
Хочется особо отметить рассказ «Звёздный странник» с Земли», в котором повествовательная часть способна увлечь на некоторое время (что было даже несколько удивительно на фоне остальных рассказов), но какая-то идиотия происходящая в конце, пропитанная духом голливудских попкорновых блокбастеров наносит такой существенный удар по общему впечатлению, что читая хватаешься за голову: «он это серьезно или это какой-то сверх тонкий стеб?»
Вишенкой же на этой куче являются предваряемые довольно интригующим предисловием твиты (это такие короткие сообщения в социальной сети «Твиттер»). Задача описанная в предисловии вдохновляет и подогревает интерес, ведь это действительно не просто написать что-нибудь интересное, будоражащее сознание имея серьезное ограничение по числу используемых символов. Всё по заветам замаха на рубль, только удар таков, что мне как читателю было стыдно: стыдно за автора, за получившийся результат, стыдно за издателя, который решился это опубликовать и брать за это деньги.
В целом сборник стал неприятным сюрпризом, я рад, что этот сборник позади, но всё же жаль потраченных денег и времени. Ах да, ещё жаль деревья которые пошли на изготовление бумаги использующейся для тиража сборника.
kosseff, 19 марта 2023 г.
Начал знакомство с автором со Страны вечного лета. На этом сборнике и закончу. Не мой автор. Как сказали выше — псевдонаучный набор свистелок-перделок. От коротких историй все-таки хотелось этих самых историй. 3/10
heresyhub, 16 ноября 2022 г.
«У нас было много гаджетов, — сказал Косонен, — но они ничего не могли против чумы. У меня был умный пистолет до этого, но заразился. Я убил его большим камнем и бросил в болото».
В одной группе рассказов Райаниеми дополняет ту же вселенную, которую можно увидеть в «Квантовом воре», т.е. это трансгуманизм и мечты AI, в другой он играет с финским фольклором, порой подмешивая его в киберпанк, третья — эксперименты и безделушки. Киберпанк у Райаниеми почти всегда чувственный, и это сочетание мифа, жизни и синтетики неплохо отражено в названии.
Достойный сборник, хотя и не великолепный. Мои любимцы — «Элегия в честь юного лося», в которой спрятавшийся от цифровой чумы поэт-охотник вынужден пойти в захваченный кибертеррористами город по воле богини, и «Не-любовь в районе Сибуя», где девушка тестирует «тиндер» будущего и за короткое время проживает целую эмуляцию романтической жизни, чтобы потом остаться в кафе в одиночестве. «Элегия» так вообще в моем вкусе, очень красиво. Одинокий герой, чья любовь отправилась покорять кибернебеса, отправляется в осажденную крепость в поисках искупления и поэзии.
В конце Райаниеми упоминает, как Джефф Нун увлекся короткими рассказами в пару фраз в твиттере — и предлагает несколько своих, и эта связка между книгой и твиттер-схватками любимых фантастов меня взбодрила гораздо больше самих приложений.