FantLab ru

М. С. Парфёнов «Тёмные»

Тёмные

Антология, год

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Голосов:
68
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:


«Самая страшная книга» представляет.

Добро пожаловать в царство тьмы.

В этих краях под масками героев скрывают уродливые лица коварные злодеи, здесь обитают черные маги и кровожадные демоны, и любой, даже очень осторожный шаг таит смертельную опасность.

Добро пожаловать в царство тьмы. Антология «Темные» — это собрание мрачных и жутких историй в жанрах dark fantasy, городского фэнтези, магреализма и хоррора, которые заставят ваше сердце трепетать.

Добро пожаловать в царство тьмы. Антология «Темные» — это произведения от авторов, получивших известность благодаря проекту «Самая страшная книга», и от составителя Парфенова М. С., создателя бестселлеров «13 маньяков» и «Хеллоуин».

Добро пожаловать в царство тьмы. Здесь тебя встретят, как своего...

Примечание:

В произведение входит:

7.10 (53)
-
  • Темная традиция
5.35 (94)
-
5 отз.
6.96 (86)
-
3 отз.
5.67 (89)
-
5 отз.
7.05 (91)
-
3 отз.
7.27 (83)
-
4 отз.
7.35 (81)
-
5 отз.
7.48 (86)
-
5 отз.
  • Жнец (2016) // Автор: Виктория Колыхалова  
6.71 (71)
-
2 отз.
7.26 (88)
-
4 отз.
  • Темнее темного
6.57 (94)
-
4 отз.
6.32 (69)
-
1 отз.
  • Гроах (2016) // Автор: Сергей Юдин  
5.93 (65)
-
4 отз.
  • Упырь (2016) // Автор: Максим Кабир  
7.16 (93)
-
2 отз.
6.42 (82)
-
2 отз.
  • Мёд (2016), написано в 2014 // Автор: Владислав Женевский  
7.19 (162)
-
4 отз.
  • Дюнан (2016) // Авторы: Дмитрий Костюкевич, Алексей Жарков  
7.43 (69)
-
2 отз.
7.12 (80)
-
4 отз.
  • Куш (2016) // Автор: Ринат Газизов  
6.72 (82)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучшая антология

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Тёмные
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2016 г.

Со свежей антологией «Темные» все одновременно и сложно, и просто. Сложно потому, что стартует сборник в новой серии «темного фэнтези» и, по идее, он же её локомотивом и является. При этом прокрустово ложе «темного фэнтези» — одно из самых узких и коротких, а его усредненный читатель в целом хорошо себе представляет, что хочет получить от вещи с таким маркером. И здесь прячется главная проблема: «Темные» — не есть сборник «темного фэнтези» как таковой. По сути, это сборник темной прозы, в которой в примерно равной пропорции присутствуют и фэнтези, и хоррор, и магреализм. И если кто-то вдруг изготовился окунуться исключительно в мир гримдарка, бессмертных рыжих колдунов, черных отрядов и прочих вторых апокалипсисов, то ему стоит слегка сбавить обороты: повторюсь, жанры в этом сборнике представлены максимально широко, со всеми отсюда вытекающими.

Ну а просто все потому, что несмотря на сложности с классификацией, присутствие этой самой «темноты» в сборнике, несомненно, есть, а значит, заявленная составителем задача выполнена.

Антология «Темные» разделена на две примерно равные части. Первая, «Темные традиции», собирает все оттенки фэнтези, от героического до городского. «Кровь твоего сердца» М. С. Парфенова — олдскульная история «меча и магии», что органично смотрелась бы и в хайборийском цикле Говарда, и в цикле К. Э. Вагнера о Кейне. «Завтрак для Джека» Владимира Кузнецова — рассказ о сделке простой женщины с дьяволом (ну, почти), что проживает в трущобах псевдовикторианского Лондона и зовется Рипперджеком. Дмитрий Тихонов поведает о том, как человек сходит с ума где-то «На краю света» (любителям котиков приготовиться). «Свет исходящий» Андрея Кокоулина по-настоящему темен и сумеречен: а как иначе? — ведь любое доброе слово в описанных им местах карается мучительной смертью. Алексей Провоторов расскажет об «Эффекте деффекта» — крепкую историю, в которой точно есть бруха, стимпанковские примочки и двое полицейских, блуждающих в глухом подземелье. Единственное, чего не хватает, — так это варп-камней (если вы понимаете, о чём я). «Псы Господни» Юлии Ткачевой рассуждают о главном вопросе «темного фэнтези»: могут ли плохие создания служить хорошим делам? В роли плохих созданий адские гончие. «Саранча, скопец, палач» Майка Гелприна пересказывает на новый лад историю Шамаханской царицы (петушок с Додоном также имеются), причем делает это под рейтингом R. Приготовтесь: будет очень много секса и очень много насилия. Виктория Колыхалова и её «Жнец» — самые миролюбивые из представленных авторов и произведений: в рассказе минимум худого и страшного, а история коматозной девочки по итогу вызывает исключительно умиление. Олег Кожин с «Памяткой юной бродяжки» закрывают первую часть книги. Это приятная, но совсем не пугающая работа, в которой нашлось место и современным улицам, и криповатым морам, и Гаммельнскому Крысолову. Городское фэнтези как оно есть.

Вторая часть сборника зовется «Темнее темного», обещая читателю тьму безраздельную и беспросветную. Первым здесь выступает Александр Подольский. Его «И пришел дракон» — история, выписанная в суровых экзотических декорациях, с кошмарным кунштюком в финале. «Сир Моргрив» М. С. Парфёнова рассказывает о том, как средневековый лорд поедал своих (и не только) детей, и чем это для него обернулось. «Гроах» Сергея Юдина повествует об одной хвостатой твари, прижившейся в квартире на Фрунзенской, и год от года становящейся все крупнее да опаснее. «Упырь» Максима Кабира отправляет читателя во времена Гражданской войны, предлагая пронаблюдать за охотой на банду некоего Юдина, который, как говорят, и не человек вовсе. Дмитрий Гужвенко и его «Человек из храма Белой Цапли» поведают легенду о драконе и воине, одолевшем чудище, и о том, что с человеком потом сталось. Владислав Женевский в «Мёде» вроде как рассказывает очередную историю о повороте не туда, но как он это делает! Изящный, легкий, образный слог автора делает эту работу настоящей жемчужиной сборника. «Дюнан» соавторов Д. Костюкевича и А. Жаркова расскажет историю Жана Анри Дюнана, основателя организации Красного Креста. Это длинная дорога от войны к войне, от ужаса к ужасу. Мария Шурыгина и её «Легкий пар» — классический образчик хоррора о плохом месте, украшенный удмуртским колоритом. Завершает сборник «Куш» Рината Газизова, слегка психоделичный рассказ о птицах, костюмах птиц и, конечно же, о безумии. Без оного теперь никуда.

Как итог, ровный и весьма разноплановый сборник темной прозы. В первую очередь именно её, а уж потом всего остального, в том числе и «темного фэнтези». Не перепутайте.

Оценка: 7
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2016 г.

Приобретал этот сборник с определенной долей скепсиса: не мой это жанр, «dark fantasy», да и опыт знакомства с российскими авторами пока скорее негативный, нежели позитивный. Но подкупили надписи на обложке («Самая страшная книга» рекомендует) и фамилии авторов рассказов, которые отлично зарекомендовали себя в жанре ужасов. Поэтому приобрел на свой страх и риск и не пожалел. Это очень разноплановый сборник, который балансирует на грани мистики, дарка, ужасов и просто странной прозы. Историй здесь 18, и почти все из них пришлись мне по душе. Редкий случай, но из 18 рассказов всего 3 я оценил на шесть баллов. Все остальные получили семерки, восьмерки, а один рассказ – даже девять баллов (что для меня случай довольно редкий). Итак, давайте поговорим подробнее о тех историях, что я оценил на семь баллов:

• «На краю света», Д. Тихонов. Довольно мрачная психоделичная мистика. Артем живет один «у черта на куличиках». Временами его преследуют непонятные видения. Как определить, сходишь ты с ума или нечистая сила затеяла с тобой жуткую игру, если рядом с тобой только одна живая душа, да и та – всего лишь кот? Рассказ написан в форме сценария и местами созвучен с творчеством Кинга и Паланика.

• «Свет исходящий», А. Кокоулин. Любопытная фантасмагория, краеугольной идеей которой является влияние слов на человека. Здесь от комплиментов и признаний в любви люди светятся, а от ругани и проклятий чувствуют себя плохо и могут умереть. Рассказ неплохой, но какой-то обрубленный и бедный в плане сюжета. Антуражем напомнил «Хризалидов» Джона Уиндема.

• «Эффект дефекта», А. Провоторов. Интересный полицейский триллер. Двое детективов или, как их тут называют, дознаватель и наказатель, расследуют исчезновение своего шефа. Приправлено это дело довольно мрачной атмосферой и необычной идеей чудо-таблеток, благодаря которым можно на некоторое время обрести способности человека, чья кровь применялась при изготовлении препарата. От таблеток певца сможешь талантливо петь, от таблеток боксера – драться, и так далее. В общем, идея хороша, но ей не хватило места, чтобы развернуться во всей красе, а жаль.

• «Псы господни», Ю. Ткачёва. Необычный рассказ, написанный от лица адской гончей. И хотя сама история довольно банальная, нетривиальный рассказчик оставляет очень приятное впечатление.

• «Жнец», В. Колыхалова. Как будто добротная история о девочке, попавшей в… я даже не знаю, как описать это без спойлеров. Ладно, пусть будет посмертие, хотя частично все происходящее напоминает наркоманский трип. И я не знаю, чего не хватает этой истории, то ли живости персонажей, то ли глубины сюжета, но не цепляет. Хотя идея неплохая.

• «Гроах», С. Юдин. Рассказ следует известной фабуле «мы в ответе за тех, кого приручили». Увы, но в этом плане, Юдин ничего нового не рассказывает, и история получилась довольно банальной. Однако рассказ выделяется по части языка и манеры повествования, которые стилизованы, кажется, под русскую литературу первой половины ХХ века.

• «Человек из храма Белой Цапли», Д. Гужвенко. Коротенькая притча, написанная на манер восточных сказаний. В далекий храм забредает человек с темными мыслями и натыкается там на отшельника. В рассказе нет ничего жуткого и мрачного, зато есть медитативность и спокойствие, свойственные восточной прозе.

• «Мёд», В. Женевский. Этот рассказ примечателен своим исполнением. Идея и сюжет довольно стандартны для ужастиков: человек заблудился в лесу и нашел там то, что совсем не хотел находить. Но то, как это описано, вся эта атмосфера и т.д. – очень впечатляет и точно заслуживает внимания.

• «Лёгкий пар», М. Шурыгина. Добротный ужастик, который не может похвастаться оригинальностью сюжета, зато отличается хорошим языком и достаточно необычным монстром. 17 лет назад Виктор потерял сестру: злой дух, обитающий в заброшенной бане, убил девочку, в то время как ее брат бежал оттуда со всех ног. Сейчас Виктор вновь пришел к этой бане, чтобы выяснить для себя все до конца.

• «Куш», Р. Газизов. Хороший рассказ в духе «Американских богов» Н. Геймана. Студент подрабатывал тем, что ходил по людным местам в костюме птицы, изображавшем символ местного оператора связи. Однажды замки костюма заело, и парень не смог из него выбраться. У С. Кинга в этот момент началось бы все самое мерзкое: страдания от жары, голода и жажды и т.п., но у Р. Газизова история развивается совсем в другом направлении (хотя кинговские мотивы тоже проскальзывают). Получилось достаточно интересно, но мало и почти ничего толком не объяснено.

Теперь те рассказы, что я оценил на 8 баллов:

• «Завтрак для Джека», В. Кузнецов. Интересная история с кулинарным уклоном. Нейдж в беде: ее муж проиграл их дочь в карты. Выкупить девочку нет никакой возможности, и Нейдж решается на сделку с жутким существом по имени Рипперджек. Но сможет ли она заплатить Джеку назначенную им цену? Рецепт приготовления рассказа достаточно прост, но эффектен: берем образ самого известного маньяка, воплощаем его в мантикору, помещаем в сказочный сюжет про сделку с нечистой силой, слегка перемешиваем, но не взбалтываем.

• «Саранча, скопец, палач», Майк Гелприн. Думаю многие из нас, если не все, помнят «Сказку о Золотом петушке» А.С. Пушкина. Так вот, М. Гелприн предлагает свое виденье истории. Рассказ можно смело поставить на полку рядом с переосмыслениями сказок Сапковского и рекомендовать к прочтению всем любителям подобной литературной игры.

• «Дюнан», Д. Костюкевич, А. Жарков. В этом рассказе минимум мистики и сверхъестественного. Это история Жана Анри Дюнана, основателя Международного комитета Красного Креста, наполненная под завязку ужасами войны, отчаянием раненных и умирающих солдат, а также пронзительной печалью и почти безысходностью самого Дюнана, ставшего свидетелем всего этого. Рассказ написан очень правдоподобно, авторы умело обращаются с историческими фактами и потому произведение производит очень сильное впечатление.

Ну и рассказ, оцененный мной на 9 баллов:

• «Памятка юного бродяжки», О. Кожин. Изнанка мира, юные бродяжки, ищущие свой путь, таинственные проводники и жуткие моры. Рассказ написан отличным языком и местами напоминает «Дом, в котором…» М. Петросян. Теперь испытываю острую потребность ознакомиться с «Охотой на удачу», входящей в тот же цикл, что и данный рассказ.

Рекомендую эту книгу всем любителям необычных и мрачных историй. Хочу сказать спасибо всем причастным к изданию данного сборника и надеюсь, что в дальнейшем планка качества будет только подниматься.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2016 г.

У моей бабушки есть старинная брошь.

Выглядит она очень странно.

Центральную часть её занимает огромный черный агат. Рядом с загадочным агатом сидят достаточно крупные фианиты. Своим количеством они компенсируют мрачный камень. Веселые камушки, красный, желтый, зеленый... в общем, все цвета радуги, радостно искрятся и создают какой-то неправдоподобный контраст с агатом. Обрамляет всю композицию темная отделка из латуни с выступами, похожими на шарики и овалы. Создаётся впечатление, что пройдет время и из них проклюнутся различные полудрагоценные камни. В отполированном гладком агате можно увидеть крысиную морду Гроах, если посмотреть под нужным углом на свет. Фианиты, расположением своим, напоминают птицу и словно кричат о своей расцветке: «Смотри на меня! Смотри!». А если подсветить их с обратной стороны фонариком, то птица вспыхивает фениксом и вовсе напоминает светодиодный рекламный лэйбл на витрине какого-либо магазина.

Вот мистика, не правда ли?

Так напоминает этот сборник бабушкину брошь.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 марта 2016 г.

Сборник «Темные» — первая ласточка, новой серии темного фэнтези от «АСТ». 18 историй, где нашлось место фэнтези, хоррору и магическому реализму. На мой взгляд сборник получился довольно ровным, без каких либо откровений, но довольно крепкий в литературном плане.

Описывать каждый из рассказов нет смысла, так как это уже талантливо сделали мои предшественники. Поэтому по-быстрому и вскользь пробегусь по тому что понравилось — не понравилось.

Понравились «Завтрак для Джека» Кузнецова, «Псы Господни» Ткачевой, «Саранча, скопец, палач» Гелприна, «Памятка юного бродяжки» Кожина, «Упырь» Кабира, «Мед» Женевского, «Легкий пар» Шурыгиной, «Человек из храма Белой цапли» Гужвенко.

Не понравились «Жнец» Колыхаловой, «Дюнан» Костюкевича и Жаркова, «Гроах» Юдина.

«Жнец» не понравился образом девочки, которая видимо должна была вызывать умиление, но лично у меня вызывала раздражение.

«Дюнан» — история о основателе «Красного Креста». Больше для любителей исторической прозы. Мистики там крохи.

«Гроах». При питомца — гигантскую крысу. Метровая тварь не вызвала особой к себе любви. Основная идея рассказа — « Мы в ответе за тех, кого приручили».

Сборник , как зачинатель серии, вышел очень даже неплохим. Было интересно посмотреть и другие грани талантов авторов«ССК», не связанных напрямую с ужасами.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2016 г.

Сборник «Темные», от создателей и авторов «Самой страшной книги» — явление неоднозначное. Призванный стать паровозом новой серии темного фэнтези, он уже породил больше споров, чем любая из книг серии ССК. Можно ли считать эти рассказы фэнтези? А если можно, до достаточно ли оно темное? Есть ли вообще темное фентези в наших краях? Пройдемся по рассказам, и попробуем разобраться, что к чему.

Михаил Парфенов, не только составитель сборника, но и один из авторов, выступил сразу с двумя рассказами. Оба однозначно относятся к фэнтези. «Кровь твоего сердца» — типичное фэнтези, можно даже сказать Конаничная, хе-хе. 6 баллов, неплохо, но ничего нового. «Сир Моргрив» тоже вполне укладывается в рамки жанра. Насколько рассказы темные? Ну, начнем с того, что в обоих присутствует каннибализм. Сир Моргрив вообще ел собственных детей (и это не спойлер!). Жаль, но на мой взгляд автор не выжал весь потенциал из Моргрива. По моим ощущениям рассказ тянул на 8 баллов, но не дотянул, остановился на 7.

Из конкретного, я бы сказал «чистого» дарк фэнтези отмечу следующие рассказы: Владимир Кузнецов и его «Завтрак для Джека», для любителей викторианского Лондона, и человеческой грязи с городского дна. Порадовала атмосфера, хотя финальный финт угадываем, 9 баллов. «Саранча, скопец, палач» — средневековая жестятина от Гелприна, профессионально и всласть попрыгавшего на костях сказки о Золотом Петушке. 8 баллов. Столько же получили от меня и «Псы господни», Юлии Ткачевой. Святая церковь привлекает на службу адских гончих. А что лучше всего умеет делать адская гончая? Праааавильно! Вопросы веры поднимает и Андрей Кокоулин в «Свете исходящем». Написано складно и даже здорово, но концовка автором слита, на мой взгляд. Да к тому же не дает покоя сходство с известными «Словесниками», потому только 7 баллов.

С остальным немного сложнее. Крутой «Эффект дефекта» Провоторова условно можно отнести к этакому стимпанку, что ли? Но по атмосфере вполне себе дарк. Да и фентезийно вполне. Ведьмы всякие, алхимия, таблетки из кротов и прочие лоси с сигаретами. Очень понравилось, хотя концовку раскусил быстро — 8 баллов.

Подольский в «И пришел дракон» и Гужвенко в «Человеке из храма белой цапли» эксплуатируют Восток, средневековый и не очень. Оба довольно успешно, на 7 баллов. Вполне себе фэнтези, достаточно темного оттенка. Виктория Колыхалова и ее «Жнец» — тоже фэнтези, но уже городское, чистой воды. Мне зашло на 6 баллов. Да простит меня автор, но героиня, которая должна умилять, всю дорогу меня раздражала. Гоша положение спасал, как умел, но, блин, он же Гоша!

Кабир в «Упыре» и соавторы Жарков/Костюкевич и их «Дюнан», оседлали исторические эпохи и сделали это довольно умело. В первом случае нам откроют неизвестные страницы противостояния красной кавалерии и потустороннего ужаса. Во втором, расскажут о демонах основателя «Красного креста». В обоих рассказах чувствуется серьезный подход к материалу, что у меня всегда вызывает приступы неконтролируемой зависти и восхищения. «Упырь» от щедрот получил мои 10 баллов, «Дюнан» — 8 (несмотря на масштабные батальные полотна показался немного затянутым).

Далее пройдемся по вирду — ему здесь нашлось место. Дмитрий Тихонов и его «На краю света» понравились своим безумием и оторванностью от реальности. 8 баллов за то, что я чуть не сошел с ума вместе с героем. Еще круче тему безумия завернул Ринат Газизов. Его «Куш» понравился мне во время первой «Чертовой дюжины», и я чертовски рад, что рассказ увидел свет в бумаге. 9 баллов. Сюда же, пожалуй, засунем и «Мёд», покойного Влада Женевского, земля ему пухом. Тоже читал на ЧД, тоже рад за выход рассказа на бумаге. 10 баллов.

«Гроах» Сергея Юдина оставил в недоумении «вот что это сейчас было». Написано вроде неплохо, но автора кидает то в хахашечку (неужели нельзя было подобрать героям нормальные фамилии?), то в кровавую резню, то в слезную дружбу между теткой и гигантской крысой. Что-то я не проникся, и потому 6 баллов.

Отдельно поставлю «Легкий пар» Марии Шурыгиной — шикарный образчик этнохоррора. Немудреная, казалось бы, история о возвращении в плохое место, о детских страхах, зашла мне на 8 баллов. Очень надеюсь прочесть что-нибудь еще от этого автора.

Осталось сказать только пару слов о своей «Памятке юного бродяжки». Я написал его, проникшись стихотворением Даны Сидерос «Дети уходят из города». Стихи, кстати, использовал в тексте с разрешения автора. Получился этакий фанфик на это стихотворение, не знаю даже, бывает ли такое? При этом рассказ продолжает мир романа «Охота на удачу». Оценивать рассказ не мое дело, но писать его мне понравилось.

В целом по сборнику — хороший, ничем не хуже ежегодных антологий «Самой страшной книги» и остальных книг серии (типа Хеллоуина и 13 маньяков). Знакомые авторы, хорошие рассказы, но для дальнейшего развития серии, однозначно нужно что-то более дарк, и более фэнтези. Я бы не отказался почитать сборники (или даже романы!) Кузнецова и Провоторова, например. В общем, больше серий, хороших и разных. И больше хороших книг.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2016 г.

«Тёмные» — сборник рассказов, который открывает новую серию тёмного фэнтези. Составители и авторы ранее были причастны к сборникам «Самая Страшная Книга», «Пазл» и «Тёмная сторона сети». Получилось ли у них сделать сильную антологию? Однозначно – да.

Само понятие «dark fantasy» представлено здесь максимально широко. Это и сказание «меча и магии», и городское фэнтези, и стимпанк, и историческая проза, и даже «weird fiction». Нашлось место и традиционному хоррору, правда, на скамейке запасных. В этот раз поле занято другими игроками.

И первый из них – Владимир Кузнецов с «Завтраком для Джека». Кузнецов – мастер исторической прозы, этакий «Акунин от хоррора», но более интересный. Вместе с его героями мы отправлялись и на передовицы Второй Мировой, и на венецианский карнавал, а теперь посетим псевдовикторианский Олднон. В его грязных подворотнях таится существо по имени Джек, у которого особые пищевые предпочтения. И вот к этому существу обращается Нейдж, кухарка. В этом рассказе замечателен и детально выписанный мир, и сгущающаяся атмосфера страха, которая не отпускает до самой развязки.

«Свет исходящий» Андрея Кокоулина – перепев «Словесников» Лукина на «тёмный» лад. Только в отличие от именитого коллеги, в мир Кокоулина хочется окунуться ещё раз, только глубже, задержав дыхание. Необычна и деревня, в которой людям, забитым жизнью, запрещается произносить слова тёплые, «светлые», да и центральный персонаж, Ференц, под конец оказывается не так прост. Финал обрывается там, где у приличных авторов заканчивался бы пролог к роману. Но как знать, вдруг мы встретим новый жанр – лингвистическое «dark fantasy»?

Не менее оригинален мир рассказа «И пришёл Дракон» Александра Подольского, где причудливо переплелись реалии Индии, хищные растения и туманная фигура Дракона, которая незримо маячит на протяжении всего повествования. Впрочем, необычному антуражу находится объяснение, но какое, нельзя поведать, не заспойлерив сюжет.

Перепрыгнем в мир стимпанка. Правда, «Эффект дефекта» Алексея Провоторова тяготеет больше к «Стеклянным книгам пожирателей снов», нежели к «Машине различий». Паровые машины здесь удостоились разве пары-тройки упоминаний, а на первый план выходит алхимия, разгадать тайны которой предстоит двум сыщикам. Провоторов смешивает ингредиенты в нужных пропорциях, обращает свинец слов в литературное золото… но не перерождает историю в более крупную ипостась, и зря. Кощунственно сковывать малой формой такие сюжеты.

Олег Кожин поступил мудрее – сначала опубликовал роман «Охота на удачу», а теперь представил и своеобразное его продолжение. В «Памятке юного бродяжки» мы вновь встретим Лилю Ирландию. Она помогает Гале, девушке, которая недавно ушла из дома и не может найти своё место в жизни. Кожин не повторяется, а ведёт читателя в новую городскую среду, где жуткими экспонатами проносятся мимо Баба-Яга, Гамельнский крысолов, моры… Все они далеко не безобидны, и бродяжка-новобранка скоро понимает это. Финал прячет ухмылку за мрачной маской: проказник-автор оставил крючок, который тянет к неизбежному продолжению.

В «Куше» Рината Газизова юмор, ужас и абсурд не просто связаны, они проистекают друг из друга. Судите сами: рассказчик, вынужденный работать аниматором, обнаруживает, что не может снять костюм. Питерская жара сводит с ума, а тут ещё и конкуренты объявились… Постепенно перспектива смещается, и начинается такое, за что на автора так и хочется налепить ярлык русского «Кафки», «Джо Хилла» или, чем чёрт не шутит, «Мьевиля». Не будем этого делать, лишь признаем, что подобной литературы у нас пока не хватает.

Увы, скончался главный идеолог «weird fiction», Владислав Женевский. В сборнике представлен «Мёд», один из последних рассказов писателя. Традиционный «поворот не туда» оборачивается воистину пугающими событиями и метаморфозами, а приводит к такому финалу, который и представить-то было невозможно. Автор сгущает краски и делает это стилистически безупречно. Воистину, «Мёд» — самый красивый рассказ сборника. Жаль, что такой потрясающей прозы больше не будет.

«Псы господни» Юлии Ткачёвой запомнятся многим за выбор главных героев – огромных чёрных собак, изрыгающих пламя. По иронии судьбы эти создания начинают служить интересам Церкви. Что из этого получится, не угадает никто. Создания, которые словно выползли из недр преисподней, органично вписываются в средневековый антураж. Ткачёвой удалось рассказать историю и при этом не превратить её в театр абсурда, что свидетельствует об изрядном мастерстве.

Майк Гелприн переосмысливает сюжет о Шамаханской царице, преобразив его в помесь тёмного фэнтези и сплаттерпанка. На глазах у рассказчицы захватчики зверски пытают и убивают её семью. Как не сойти с ума от кошмарных воспоминаний? Рецепт прост: предаваться утехам плоти и, в буквальном смысле, умерщвлять плоть. Приправить это красочными описаниями пыток и смертями младенцев. Мясо с клубничкой — блюдо не на всякий вкус, но ценители найдутся.

Сразу с двумя рассказами выступил М.С. Парфёнов. Если «Кровь твоего сердца» — незамысловатая история, призванная настроить читателя на нужный лад, то «Сир Могрив» — жуткая байка о жизни властолюбивого людоеда, которому уготована незавидная участь. Открытый финал предлагает читателю разгадать самому головоломку, подкинутую автором, а простой и выразительный язык не скрывает жестокость за завесой метафор.

Писатели Алексей Жарков и Дмитрий Костюкевич объединили усилия, чтобы описать несколько эпизодов из жизни Жана Анри Дюнана — основателя «Красного креста». Авторы проделали огромную работу, чтобы живописать битву при Сольферино — непрекращающийся парад безумия, который срывает с войны благородные покровы и являет её во всём кошмарном обличьи. Авторы уделили внимание мельчайшим деталям быта того времени, дабы погрузить читателя в описываемую эпоху. «Дюнан», скорее, историческая проза, нежели «dark fantasy», но присутствует здесь и мистическая фигура пса, который неотступно преследует Жана Анри.

Максим Кабир тоже обращается к истории, но к нашей. Его комбриг Остенберг — красноармеец до мозга костей: и мракобесия не терпит, и в чёрта не верит. Но встреча с необъяснимой фигурой бандита Юдина, которого в народе кличут Упырём, заставляет комбрига усомниться в своих взглядах, как на жизнь, так и на то, что ждёт после неё. Кабир комфортно чувствует себя в любой реальности, рисуя её метко и броско, и этот рассказ не стал исключением.

«Гроах» Сергея Юдина выписан так витиевато, что поначалу кажется, будто и в нём речь пойдёт о временах минувших. Но не обманывайтесь: изящное словоблудие преследует только одну цель — на всякий лад подтрунивать и над читателем, и над жанром. Смешного здесь в разы больше, чем страшного, что не играет на руку рассказу. И всё же, здесь есть одна тошнотворная сцена – лучше, чем ничего.

Ещё в меньшей степени «ужасное» начало представлено в «Жнеце» Виктории Колыхаловой. Сам рассказ, если бы не имена героев, мог бы лечь в основу аниме с философским подтекстом. Этому способствует Гоша – таинственный молодой человек с косой в руках и неясными целями. Да и само действие очень кинематографично. «Жнец» — тёмная сказка со счастливым концом, луч света среди мрака и кошмара.

К слову о кошмарах: три рассказа, о которых осталось написать, тяготеют к классическому хоррору. Действие «Человека из храма Белой Цапли» Дмитрия Гужвенко происходит в древнем Китае. Что-то неуловимо общее есть у этого рассказа с историей Подольского: и экзотические декорации, и финальный твист, и некая трансформация, которую претерпевает один из героев.

В рассказе «На краю света» Дмитрия Тихонова весьма необычна форма: реплики предваряются именем того, кто их произносит, за счёт чего остальной текст выглядит чередой внешних ремарок. Форма здесь занятнее действия, которое развивается вяло, словно бы нехотя. Однако, в чём Тихонову не откажешь, так это в безупречном слоге, который скрашивает повествование.

Остался «Лёгкий пар» Марии Шурыгиной, и это совсем не фэнтези, разве что читателю предлагают немного удмуртской экзотики. Пусть сюжет местами и предсказуем, гораздо больший интерес представляет само зло, что затаилось между брёвнами зловещей бани. Одни посчитают финал хэппи-эндом, другие – наоборот. Спорить о концовке всегда увлекательно, но сдаётся, читатели будут толковать о других историях.

Страшно подумать, но ещё каких-то лет пять назад о русском хорроре знали лишь некоторые посвящённые. Теперь ужасы отечественного производства растут и осваивают новые территории. И хотя «Тёмные» — первопроходец в жанре «dark fantasy», он оставит заметный след, по которому, надеюсь, пойдут и другие.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2016 г.

Продолжаю знакомиться с современным русскоязычным хоррором. Новая серия, в которой по замыслу составителей, должны быть исключительно мрачные и жесткие истории в жанре фэнтези. Этот сборник, по всей видимости, должен стать своеобразным рекламным проспектом, призванный донести до читателей нынешние возможности писателей в этой жанровой нише.

Сразу хочу отметить, что мне сборник понравился. Рассказы есть на любой вкус: мрачные городские легенды, средневековые кошмары с разными вариантами концовок, героические в духе раннего Конана, психологические, основанные на реальных событиях. То есть, составители смогли собрать максимум возможного и постарались удовлетворить все вкусы читателей.

Конечно, оценить реальные возможности в написании полноценных романов или циклов по коротким историям, наверное, дело очень сложное. Но потенциал есть однозначно и есть за кем следить на книжном рынке.

Специально не буду кого-то выделять отдельно, так как сразу несколько авторов смогли написать по-настоящему необычные рассказы, которые легко могли бы быть трансформированы в нечто большее.

На мой взгляд, задача поставленная составителями этого сборника выполнена полностью. Читатель узнал, что существует такой жанр и есть люди, которые могут писать в нем. Хорошее начинание, хотелось бы продолжения в виде постоянной серии, так как эта ниша рынка, пока никем не занята, а поклонников этого направления довольно много.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2017 г.

Странный сборник получился. При неплохой первой части, полностью провальная вторая (кроме рассказа Легкий пар, очень страшного!) даже не знаю, может и лучше, что серия закрылась, едва начавшись?

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июня 2018 г.

Ставлю высокую оценку потому что на мой взгляд антололгия несомненно удалась. Её очень интересно и нескучно читать. Я не любитель темной литературы. Читаю её редко и поэтому не являюсь особым знатоком. Но я увлекся этой книгой и прочел её за один присест. Произведения абсолютно разноплановые. Они отличаются и по стилю и по жанру и по манере повествования. Прочитав одно ты не имеешь никакого представления о том что будет дальше. Только одно -будет темно...

Наверное стоит мне обратить более пристальное внимание на на «темную» литературу. В последнее время мне часто попадаются интересные вещи. И у меня уже возникло ощущение что я что-то упускаю.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2016 г.

Вот и прочитана мною антология «Тёмные». Восемнадцать рассказов в жанре dark fantasy. Точнее, не все они в этом жанре. Я почему то думал, что весь сборник будет состоять из историй, похожих на произведения Г. Кука, Д. Аберкромби, С. Кинга. Т. е. действия будет происходить в специфическом мире тёмного фэнтези. Но нет! Антология очень разноплановая. Здесь есть и рассказы ужасов и мистика. Есть много исторических произведений, элементы стимпанка, городского и героического фэнтези. В общем — каждый читатель найдёт здесь историю себе по вкусу.

Я не очень интересуюсь темным фэнтези. Мне больше по нраву героическое. Поэтому, я думал, что этот сборник мне не понравится. Но, я прочитал его за пару дней и с большим удовольствием! И оценил довольно высоко.

Откровенно слабых рассказов я вообще в нем не нашёл. Больше всего понравились: «На краю света» Д. Тихонова, «Свет исходящий» А. Кокулина и «Лёгкий пар» М. Шурыгиной. Но и рассказы остальных авторов совсем недурны.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх