Ричард Мид «Поход изгоев»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Молодой барон Железных Гор Голт в пьяной дуэли на пиру у короля Сигрита убивает Гюнтера Кирлинга. По законам Империи Серых Стран ему грозит смерть, но король предлагает юному воину искупить свою вину, возглавив отряд из приговоренных к смертной казни преступников, чтобы провести разведывательный рейд в Неизвестную Страну и добыть для короля Сигрита Камень Могущества.
Входит в:
— цикл «Серые земли»
— антологию «Дьявольские миры», 1992 г.
— антологию «Королева ведьм», 1992 г.
— антологию «Конан-варвар», 1993 г.
— антологию «Мечи и магия», 1993 г.
— антологию «Поход изгоев», 1994 г.
- /языки:
- русский (8), английский (1)
- /тип:
- книги (8), самиздат (1)
- /перевод:
- С. Левин (1), Р. Эсторский (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ANTI_VSE, 9 августа 2024 г.
Старое доброе и проверенное временем фэнтези с классическим сюжетом. Пусть без гномов и эльфов, но в остальном всё то же самое.
Герой. Цель. Поход. Трудности похода. Злодей. Сражение героя и злодея. Победа героя.
А чего ещё нужно?
Автор не изобретал велосипеда. Автор сознательно делал велосипед. Очень хороший и качественный велосипед.
А если вы делаете велосипед — зачем пытаться приспособить к нему лыжи? Это уже сани получаются...
Если вы поняли мою аналогию — перед нами очень качественное фэнтези с классическим сюжетом (поход героя для борьбы со злом) без всяких ноу хау, неожиданностей, необычностей и излишеств.
Чего мне на тот момент и хотелось.
Прочитал с удовольствием, а через несколько лет перечитал.
Darth_Veter, 1 февраля 2023 г.
Надо сказать, что роман меня с самого начала «зацепил» не на шутку. Действительно, как можно было не «купиться» на столь увлекательный сюжет, опирающийся на «три кита» интриги — неординарных героев, необычное путешествие и таинственные локации. Тут автор разыграл всё мастерски с совсем невеликими натяжками, которые сможет разглядеть только опытный глаз (я имею в виду надуманность самой дуэли главгероя с оскорбленным мужем и излишнюю строгость королевского закона). Особо волнуют две вещи: 1) что представляют собой неизвестные земли, лежащие на восток от королевства Сигрита, в которых ранее бесследно пропал королевский отряд, возглавляемый опытным воином; 2) как герой сумеет управиться с отрядом смертников, которым чуждо любое проявление чести, долга и человеколюбия? Сообщение о предыстории этого мира, едва оправившегося от Великого Пожара (читай, глобальной ядерной войны), заставляет читателя искать параллели с нашим собственным миром, который деградировал до полного исчезновения цивилизованности: Серые Страны — это, наверное, Дания и Померания, а Страна Света — это Южная Европа, поскольку ее столицей является Новый Рим (Нео-Рома в тексте). Болото Кушна намекает на заболоченные равнины Западной Белоруссии. Так что выходит, что цель похода лежит ... на территории России.
Получив столь исчерпывающую «вводную», читатель начинает самостоятельно домысливать обоснования таинственного исчезновения отряда королевского посланника Барта, рисуя в воображении картины одна другой страшней. Автор сразу настраивает его на нужный лад, вводя в сюжет конфликт между двумя основными персонажами, от которых зависит климат в отряде. Куда качнется «стрелка» настроения убийц и насильников, никто не может предсказать. Наихудшие предположения начинают сбываться уже при первой трудности — пересечении болота Кушна. Мысленно ставя себя на место бывшего барона Железных гор, пытаешься найти правильный алгоритм поведения, позволяющий продолжить поход. Но автор придумывает другой выход, который хоть и является «роялем», но не кажется сильно надуманным. Казалось бы, кульминация ожидает нас впереди, когда отряд Голта окажется в неизведанных землях. В предвкушении ты откладываешь чтение на завтра, чтобы усилить свои ожидания и впечатления. А завтра тебя ждет самое настоящее разочарование: вместо кульминации автор подсовывает тебе набивший оскомину сюжет о человеке, который нарушил свое слово и поменял убеждения. И это всё?? Ты-то ожидал чего-то необычного, нестандартного, загадочного, а получил слегка переделанный шаблон. Некий вариант Сарумана из «Властелина Колец», не сумевшего устоять перед соблазном власти и богатства. Последующие сцены в королевстве Иннисгейл уже не восхищают, а угнетают, ибо автор пытается разнообразить их не действием, а подтасовкой действий. «Рояли» встречаются настолько часто, что от них начинает рябить в глазах. Они настолько неубедительны, что начинаешь чувствовать досаду и раздражение по поводу того, как автор смог загубить такую перспективно-хорошую идею. Правда, немного спасает положение магический артефакт, на поиски которого и был отправлен первый отряд. Тут к автору возвращается способность фантазировать, и интрига на время возвращается обратно. Но только на время. Первый же «рояль» ее убивает повторно: ну не поверю я в то, что ослабленный каторжными работами герой сможет без магии победить равного себе по силе противника, который всё это время ни в чем себе не отказывал!
Словом, в отношении данной истории будет справедливо следующее замечание: «Начало — за здравие, а конец — за упокой». Думаю, что автор не продумал полностью весь сюжет, а просто «на ходу» реализовывал пришедшую ему в голову неплохую идею. И, как это бывает в подобных случаях, реализовал ее неважно. Чего они там так торопятся писать? С голодухи что ли помирают? Казалось бы, чего проще — сначала всё до конца обдумай, а потом уж пиши! Но этой очевидной мудрости, по-видимому, мало кто следует. Поэтому так мало приличных произведений и авторов, способных их написать. Не ведают они, что торопливость необходима только при ловле блох.
------------
РЕЗЮМЕ: история о том, как сотня негодяев спасла от узурпатора Волшебную страну. Замысел толковый, а результат — фиговый. Оттого и оценка компромиссная.
Manowar76, 22 июля 2020 г.
Почему решил прочитать: классическая героика, по какому-то недоразумению пропущенная мною в девяностых
В итоге: прямолинейное постап-фэнтези от автора вестернов.
Новое средневековье спустя века после ядерной войны.
Благородные императоры, мужественные бароны, преданные рыцари, Камень Могущества, соблазнительная королева далёкой страны.
Типичная история, но подано всё жёстко и быстро. Как будто посмотрел «Конана-варвара» на перемотке. Чрезвычайно много динамичного экшна и пафосных слов о любви и верности.
Для семидесятого года очень неплохо.
6(НЕПЛОХО)
Приквелосиквел читать буду.
Нескорений, 25 сентября 2018 г.
С первых же глав «Похода изгоев» становится очевидным, что автор ориентируется на проверенную временем формулу Толкина — путешествие «туда и обратно». Никто не запрещает использовать классические ходы, в противном случае в черный список можно было бы занести львиную долю современного фэнтези, но при этом, будь добр, предложи свои идеи, добавь оригинальности. Казалось, что Р. Мид способен удовлетворить этому критерию — добавить в классическую схему долю темного фэнтези, сделать реверанс в сторону постапокалиптики, заставить читателя искать скрытые аллюзии на реалии современного мира. По итогам вышло, что заявленный потенциал реализован чуть более, чем никак. Постоянно кажется, что автор вот-вот и начнет удивлять, но штамп следует за штампом, а ничего нового на поверку не появляется. В школьные годы роман читался с интересом — здесь есть и брутальный герой, и немного романтики, и столкновение с опасным противником, но зрелого читателя этим не удивишь, всё это было уже много раз.
По сюжету молодой барон Железных Гор по имени Голт, совершивший тяжкое преступление по неосторожности, ставится перед выбором — либо закончить свои дни на плахе, либо отправиться в самоубийственный поход в Неизвестную Страну, причем руководить придется отрядом из законченных мерзавцев и негодяев, которых дозволяется набрать в императорской тюрьме. С одной стороны — избитый квест-путешествие из точки А в точку Б, с другой же интригует возможная подборка участников похода. К сожалению, автор не стал добавлять в роман элементы темного фэнтези, более того вся сотня головорезов Голта — безликая, безымянная масса из которой выделяется только могучий Гомон, отправь автор в путешествие только двоих персонажей, и ровным счетом ничего бы не изменилось. Вот первая упущенная возможность сделать повествование интересным и напряженным, раскрыть массу неоднозначных характеров, добавить элемент возможного предательства, но... изгои здесь только ради красивого названия на обложке.
Мир фэнтезийного средневековья, на первый взгляд, смотрится стандартным. Ойкумена ограничивается Империей Серых Стран, которая напоминает Священную Римскую Империю Германской Нации. Благодаря некоторым намекам в тексте, можно с уверенностью предположить, что действие происходит в далеком будущем Земли, пережившей некую глобальную катастрофу, именуемую Всемирным Пожаром. Добавить в фэнтези элемент постапокалиптики — идея не уникальная, но встречается не особенно часто, от этого появляется дополнительный интерес. И снова — интерес этот будет жить недолго, ожиданиям суждено разбиться о реальность. Дорогу в Неизвестную Страну можно было богато вымостить желтым кирпичом интересных отсылок, разбросав на пути отряда изгоев реликты прежнего мира — остовы некогда великих городов, ставших неотъемлемой частью лесной чащи, давно заброшенные автобаны с каркасами поросших мхом, заржавевших монстров-автомобилей — ничего этого нет и в помине. Скучная смена ландшафта болото-лес-пустошь-лес напоминает плохо скроенное лоскутное одеяло, ощущение расстояния автору передать не удается — приключений по ходу движения отряда минимум.
А что же насчет магии? В Империи чародейским искусством никто не владеет, но слухи ходят разные. Здесь автор снова заигрывает с ожиданиями читателя. Учитывая отсылку к постапокалиптике, начинаешь надеяться, что герои со временем познакомятся с чудесами высокой технологии прежнего мира, но в который раз не сложилось. Автор предпочитает использовать магию в качестве рояля в кустах, а её сущность так и остается неизвестной. Одной из заявленных целей похода значится поиск Камня Могущества, который странствующий чародей Ганон унес в Неизвестную страну после отказа Императора стать владельцем этого мощного артефакта. Эту опасную штуковину можно было бы связать с действием радиации, но автор предпочитает проводить аналогии с Кольцом всевластия Толкина. Вместо привычных орков и эльфов Р. Мид использует генетических мутантов — гибриды людей с волками, лягушками, летучими мышами, даже деревьями — звучит интересно, на деле же получаем таких же статистов как отряд барона Голта.
Кстати, во время чтения отметил, что «Поход изгоев» напоминает «Прежде чем их повесят» Аберкромби, а именно линию с походом Байяза со товарищи на границу Земного круга в поисках мощного артефакта. Понятно, что Аберкромби попутно пародирует наиболее расхожие штампы из классического и героического фэнтези, но такое чувство, что он читал в свое время Р. Мида, тоже был несколько разочарован, и перенес свои впечатления, сдобренные черной иронией, в собственное произведение. Жанровых клише у Мида действительно огромное количество, помимо всего, что упомянуто выше, здесь есть и аналог Гэндальфа — тот самый чародей Ганон (даже имена несколько созвучны), и свой Тёмный властелин, замышляющий коварные планы по порабощению всего свободного мира. По накатанной схеме Толкина Мид добавляет в свой опус элементы романа взросления, но если герой того же «Хоббита» из робкого домоседа превращается в отважного приключенца, то Голту просто некуда расти, изменения здесь минимальны.
Как итог, перед нами до боли стандартное фэнтези, которое выделяется из общей массы только большим количеством нереализованных интересных приемов. Читать было не столько интересно, сколько грустно, т.к. приходилось постоянно отвлекаться на мысли, типа «вот было бы здорово, если б автор здесь сделал вот такой поворот». Если бы Мид довел все свои задумки до ума, то вполне мог бы стать одним из пионеров темного фэнтези, а то глядишь и свой какой гибридный жанр родить получилось, но нет — выдал типичное ремесленническое фэнтези, их сотни. У Говарда есть Хайбория, у Толкина Средиземье, вот и у Мида могли быть свои Серые Земли, увы, не сложилось. После публикации двух первых романов планируемый цикл приказал долго жить. Ну хотя бы история барона Железных Гор выглядит законченной и не намекает на продолжение.
Outlawer, 18 декабря 2013 г.
В детстве я был просто без ума от этой книги. Автор умело использовал в сюжете информацию о величайших диктаторах в истории. Читается легко и с удовольствием.
vitecs, 3 апреля 2012 г.
Добротное, стандартизированное фэнтези про рыцарские ценности в вымышленном мире. Главный герой мужественный, боевитый и умеет сделать правильный выбор. Прекрасная дама прекрасна. Злой дракон коварен и сопротивляется со своими ордами до конца. Читается без отвращения и не представляет из себя ничего выдающегося (видимо поэтому с 1994 на русском языке книга не переиздавалась).
glupec, 28 января 2009 г.
Очень симпатичная приключенческая фэнтези, привлекшая меня, во-первых, тем, что описывается там довольно-таки мрачный мир, в котором происходят довольно-таки острые столкновения характеров (грешен, люблю такие сюжеты... и на таком фоне), во-вторых — книга «не без идеи» (вечная тема
В общем, если вы любите романтику «плаща и шпаги» (пардон — «мечей и магии»), то эта книга — далеко не самый худший её образец, и прочтения достойна. Если же не любите — тогда вы вряд ли что-то в ней найдёте...
p.s.: «перевод Р. Эсторского». Мистификация-пасхалка для читателей? :lol: Хм... :gigi::haha: