Михаил Успенский «Время Оно»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Мифологическое )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое | С использованием мифологии (Русской/Славянской )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Не зря слово «кабак» читается и пишется в обе стороны одинаково: попасть туда несложно, а выйти нелегко. Богатырь Жихарь вернулся в родное Многоборье, когда собирают урожай, ставят медовуху и учиняют свадьбы. Далеко впереди него бежала грозная слава победителя, разорителя и полководца. Но заглянул герой мимоходом в кабак — и пропил все свое достояние, включая и грозную славу. Приходится ему отправляться в новое странствие, чтобы опять пошла по земле молва о его великих подвигах и сногсшибательных приключениях.
Входит в:
— цикл «Там, где нас нет»
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Время Оно», 1997 г.
— сборник «Приключения Жихаря», 2001 г.
— сборник «Время Оно», 2003 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 175
Активный словарный запас: высокий (3122 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
just_kidding, 22 мая 2009 г.
Чудесный эпос.
Первую книгу я не читал, «Время Оно» слушал в Модели для сборки. Влад Копп, думаю, немало привнёс в положительное впечатлени, которое оставил роман.
Но и без него книга достойна всех возможных похвал. Самые разные мифы — от славянских до библейских — щедро приправлены хорошим юмором. Главный герой очень симпатичный парень, переделки, в которые он попадает постоянно вызывают желание выказать автору громадный респект.
Что приятно, такую книгу мог бы написать только наш, российский писатель :)
evridik, 28 апреля 2014 г.
Помните такой роман – «Там, где нас нет»? В нём ещё о приключениях богатыря Жихаря речь ведётся и о том, как братался он время от времени по пути следования с разными занимательными лицами. Так вот, «Время оно» – как раз продолжение этого замечательного романа, а раз продолжение, то и встреча с полюбившимися героями неизбежна.
Неизбежна – как бы не так! Лихо остаётся во «Время Оно» Жихарь один – без друзей, без родного города, без прошлого, даже без славы. Всё переворачивается с ног на голову и приходится богатырю славу себе заново завоёвывать, прошлое своё другим доказывать. Начало этого романа щедро полито брагой и другим алкоголем Столенграда, родины Жихаря; появляется там также девица, на которой бы и жениться, да славы-то нет (поворот со славой Жихаря – вообще очень занимательная вещь, не без последствий: читаешь, и аж материшься, когда в очередной раз богатыря кто-то не признаёт, ну, переживаешь в смысле). А ещё там, в начале, как-то потихоньку выясняется, что не такой уж наш герой и безголовый.
Весь роман – один большой квест, как и «Там, где нас нет». Только если в первом произведении цикла поход совершали несколько друзей, то тут Жихарю не с кем делить дорогу. Может быть, именно поэтому роман выглядит менее ироничным, чем его предшественник, хотя лично я прочла «Время Оно» с неснижаемым интересом. Да, в середине романа много внимания уделено тому, как Жихарь чтит природу, и это несколько снижает темп повествования, однако стоит отойти подальше от бора и занять себя новым заданием, как тут же вся живость и возвращается. Добыть новую славу или вернуть старую? Да легко! Было бы указано, куда идти да чем обороняться, а богатыри из Многоборья вмиг управятся!.. В смысле богатырь. Один.
Нет, ближе к концу у Жихаря появляются компаньоны, но, к сожалению, не те, встречи с которыми он (и читатель) так жаждет, не его побратимы. Впрочем, и эти хороши. Тут автор как следует прошёлся по современности, потоптался по костям власть предержащих и заценил тюремный базар. Впрочем, сам язык повествования не изменился: он всё так же разухабист, так же лишает пошлости любое пошлое занятие, так же изобличает добродушие главного героя и широту его души. А уж когда он-таки встречает друзей-побратимов из прошлого похода, то тут вообще хоть в пляс иди (одни диалоги чего стоят!), жаль, что мало времени этой радости уделено. Быстрая концовка – едва ли не единственный минус романа «Время Оно».
Рекомендую сразу после «Там, где нас нет».
+9
kkk72, 2 января 2008 г.
Продолжение читается чуть иначе, чем первая часть. С одной стороны, такой безумной концентрации юмора, как в первой части, уже нет. Если вся первая часть — сплошной невероятно смешной прикол, то во второй веселье уходит на второй план. Шуток по-прежнему немало, но сюжет выглядит более связным. Успенский пытается писать более серьезно и затрагивать более серьезные темы. Очень понравилось начало. Богатырь может победить или погибнуть в бою, но спиться!? Такое способен написать только Успенский. В итоге Жихарю приходится вести самую трудную борьбу — борьбу с собой, и он героически выигрывает ее. По-прежнему хороши герои. Особенно понравился Колобок, «Обнаглевшее хлебобулочное», и Водяной. Так что прочесть книгу, безусловно стоит.
Yazewa, 17 декабря 2008 г.
Первую книгу цикла, к сожалению, еще не читала, а начала со второй.
Написанное понравилось мне, даже очень понравилось. Самое главное здесь — очень качественный стиль, отличный юмор и вполне удачный сюжет. Автору удается не скатываться ни в вульгарность и пошлость, ни в заигрывание с читателем. Читается роман очень легко и с удовольствием. Впечатление вполне цельное, а картинка яркая. Не сомневаюсь, что у автора должно быть много поклонников. Впочем, и «нелюбителей», наверное, тоже, ведь с чувством юмора, как и с чувством слова, у всех дело обстоит по-разному!
tankist, 11 июня 2007 г.
С начала не понравилось. Казалось очередной стеб на тему русских сказок. Так и вышло, но КАКОЙ стеб получился. Просто класс.
tevas, 28 октября 2005 г.
Второй роман уже послабее, но все равно читается на одном дыхании. Количество шуток не иссякает, герои отрываются по полной:super:
Stirliz77, 3 июля 2011 г.
Автору удалось не войти в одну реку дважды и он, сочиняя продолжение похождений богатыря-раздолбая, сумел по-новому расставить акценты и подать саму историю.
Все герои, совершив отмеренную судьбой порцию подвигов, стремятся домой. Но авторы, уделив много внимания описанию этих благородных (ну или не очень) деяний, как правило о возвращении домой упоминают несколько вскользь. А ведь тут тоже случается множество интересностей. Ещё бы, ведь герой, прошедший огонь и воду, теперь должен пройти и медные трубы, то есть испытание славой. А это испытание, как показывает опыт, оказывается куда как сложнее, чем первые два вместе взятые. Вот и Жихарю пришлось на своей шкуре испытать тяжкое бремя славы и всеобщей популярности. Да, культяпый Мироед был посрамлен, да, князь-собака получил по заслугам, да, супруга его изгнана из княжества. Но... княжить то Жихаря никто не учил, а других претендентов на престол видно пока не было. Видно эта проблема не сильно занимала голову чудо-богатыря, так как, руководствуясь старым как мир правилом, что большая работа начинается с большого перекура, он правление своё решил начать с грандиозной попойки. А что! Надо же возвращение отметить!!! И пил он так не один день и даже не один месяц, пропивая небогатую государственную казну, даже влез в долг у трактирщика. Неизвестно сколько бы ещё продолжался этот «пир на весь мир», если бы виновник торжества не был злодейски отравлен. Жихарь, говоря современным языком, впал в кому, из которой «выпал» много времени спустя благодаря стараниям новоиспеченной княжны, посаженной на трон уставшими от безвластия Многоборчанами. Не утратив за время беспамятства ни грамма своей бесшабашности и наглости, он тут же отправляется свататься к княжне. Вот только княжна, как оказывается, не горит желанием отдавать себя в его руки, да и давешний кредитор — Невзор-кабатчик настойчиво напоминает, что долг платежом красен. Денег нет и несостоявшаяся невеста в судебном порядке обязует Жихаря отработать весь немалый долг до последнего медяка, тем более, что Невзор, как заемщик крупной суммы денег под гарантии казны, стал практически вторым человеком в княжестве. Побатрачив какое-то время, Жихарь, надоумленный непонятно откуда взявшимся нищим, решает выкупиться у Нездора, предложив в залог свою славу, как добрую, так и худую. Если бы горе-богатырь знал к каким последствиям приведет это действие, он бы лучше согласился ещё многие годы батрачить, чем так выкупать долги.
На мой взгляд продолжение у Успенского получилось удачнее начала, произведение приобрело цельность, которой так не хватало первой части, и перестало напоминать сборник литературных анекдотов. Если в первом томе автор черпал вдохновение в основном в книжных сюжетах, то базисом для второго стали древнеславянские верования и русские сказки, которые очень органично вписались в картину Многоборья. Роман имеет несколько необычную структуру: основное действие начинается в нём где-то после первой трети текста. Зато начавшись, уже не прекращается. Жихарю предстоят встречи со старыми знакомыми: Беломором, Яр-Туром, Бедным Монахом Лю Седьмым, — а так же многими новыми персонажами, чего только стоят Семь Семионов да целый ряд библейских героев, ведь Жихарю придется попасть во «время Оно» и предотвратить постройку вавилонской башни, возводимой в древнем шумерском царстве по наущению Мироеда. В целом же, хотя количество шуток на единицу текста и не увеличилось, но они стали качественней и поводов улыбнуться стало больше. К тому же под слоем веселого зубоскальства автор замаскировал множество далеко не глупых мыслей и интересных жизненных наблюдений.
Итог: в кинематографе сиквел, зачастую, бывает хуже, чем первый фильм. В литературе же такая тенденция выражена намного меньше и «Время Оно» тому показательный пример. В продолжении автор «расписался», поймал ту единственно верную в данном случае интонацию, что помогло ему в пустоении качественного текста. Это по прежнему легкая юмористическая фэнтези на одно прочтение, но теперь оно не вызывает привкус дешевого балагана, что несомненно радует. Надеюсь эта тенденция сохранится и далее — буду читать третью часть.
senneka, 14 декабря 2011 г.
Мне вторая книга понравилась больше первой части цикла. Большей связностью и цельностью сюжета, меньшей лоскутностью описываемого мира. Это уже почти в чистом виде старая добрая сказка, но на новый лад.
Главный герой, оставаясь все столь же беспутным шалопаем как и раньше, вызвал у меня гораздо больше симпатии и сопереживания в силу своей меньшей героичности и большей человечности.
Шутки также стал менее разудалыми и ухарскими, по большей части это юмор, а не сатира. И концентрация их более оптимальна. Шутить все время тяжкий труд для писателя, но не менее тяжкий труд для читателя воспринимать шутки сыплющиеся одна за другой.
И еще. Незадолго до этого прочитал «Черновик» Лукьяненко. Так вот это «Черновик» от Успенского, ибо сюжетообразующая идея там и там: некая сверхсила отобрала у человека его самого, его судьбу и биографию, и он будучи вычеркнутым из жизни, возвращает свою судьбу и свое места в мире назло всем врагам.
тихий омут, 19 апреля 2009 г.
Мне лично показалось слабее первой части. И по юмору и по смыслу. Непонятно, толи это сатира, толи пародия. Но тем не менее, есть несколько удачных замечаний и шуток и читается довольно легко.
PS весьма интересный взгляд на Библейские истории:biggrin:
astronavt, 9 октября 2007 г.
Все также смешно и захватывает, но сюжет стал более цельным в отличие от первой книги.
Nog, 29 октября 2005 г.
Куда удачнее, чем «Там, где нас нет». Индийские пословицы — это супер; да и, скажем, посиделки в бане-фуроси вышли замечательные...
mitra, 9 октября 2007 г.
Вторая книга цикла, в отличие от первой, более скромна по объему. А учитывая, что фирменный юмор автора остался на высоте — весьма достойная книга.
Cancel, 11 апреля 2007 г.
Чуть менее смешная, чем первая книга серии, но всё же весьма и весьма. Как верно заметили, ничего приципиально нового в книге нет.
Бывший, 29 августа 2007 г.
Как то чаще перчитываю первую и третью части, хотя вторую в первый раз воспринял просто восторженно.
ivanov, 3 ноября 2006 г.
Если смотреть объективно, книга ничем не хуже первой, может даже слегка получше. Но воспринимается хуже, так как ничего нового в ней, кроме новых шуток и загадок, нет, а этого для романа, на мой взгляд, маловато.