Джемма Файлс «Экспериментальный фильм»
- Жанры/поджанры: Мистика | Триллер
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Русской/Славянской ) | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Сновидения, формы изменения сознания | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Преподавательница Луиз Кернс растит сына-аутиста и подрабатывает кинокритиком, пытаясь связать концы с концами. Однажды на закрытом показе она находит странную пленку с обрывком немого фильма и связывает ее с личностью миссис Айрис Данлопп Уиткомб, светской дивы и собирательницы фольклора, которая таинственным образом исчезла из закрытого купе поезда в 1918 году.
Надеясь упрочить свою академическую карьеру, Луиз решает доказать, что Уиткомб была первой женщиной в Канаде, ставшей кинорежиссером. Но чем глубже она погружается в исследование, тем больше понимает, что с историей экспериментального фильма тесно переплетена странная легенда о Госпоже Полудня, демоне или призраке, который всегда получает свое. И вскоре Луиз осознает, что некоторые сказки ужасающе реальны, а от зла не скрыться даже на ярком солнце, и теперь ей стоит бояться не только за себя, но и за тех, кто ей близок.
Награды и премии:
лауреат |
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2015 // Роман | |
лауреат |
Премия «Солнечная вспышка» / Sunburst Award, 2016 // Для взрослых |
Номинации на премии:
номинант |
Премия «Это — хоррор» / This Is Horror Awards, 2016 // Роман года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 28 декабря 2024 г.
«Экспериментальный фильм» Джеммы Файлс не совсем типичный роман для серии «Мастера ужасов». Как будто даже и не подходящий. Ведь чтобы добраться до ужасов (коих будет очень мало) читателю предстоит продраться через лекции главной героини об истории кинематографа, а также через её трудности в воспитании сына-аутиста. Само собой, интересным это покажется далеко не всем, хотя именно из этого большая часть книги и состоит.
Луиз Кернс – женщина за сорок, у которой случилось что-то вроде кризиса среднего возраста. Всю свою карьеру она была кинокритиком и читала лекции по истории кино, но вот сейчас, оставшись без постоянной работы, Луиз поняла, что хотела бы оставить какой-то след, создать что-то своё, а не только обсуждать что-то чужое. Проблемы с самореализацией усугубляются ещё и проблемами в семье. У Луиз сын с расстройством аутистического спектра, с которым, конечно же, тяжело. Ладно хоть муж ей достался любящий и заботливый, благодаря чему женщина находит время на проведения собственных почти научных изысканий. Которые довольно интересны.
Луиз узнаёт о фильмах некой миссис Уиткомб, которая, похоже, была первой в Канаде женщиной-режиссёром. Еë фильмы по-разному раскрывают один тот же сюжет, позаимствованный из славянской мифологии, а именно: встречу с Госпожой Полудня, она же Полуденница, и последствия этой встречи. О фильмах Уиткомб мало кто слышал, всё-таки женщина снимала в начале двадцатого века и в основном для себя. Но вопросы здесь возникают не только касательно содержания этих лент, но и судьбы миссис Уиткомб, которая исчезла из поезда при загадочных обстоятельствах. Луиз начинает копаться в секретах прошлого и это кардинально меняет её жизнь. И, конечно, не в лучшую сторону.
Что мы имеем на деле: мистику с сильным уклоном в социально-семейную сферу. Образ Полуденницы раскрыт интересно, хотя в последнее время эта нечисть встречается мне всё чаще на страницах книг (например, недавняя «ССК 2025» могла похвастаться рассказом в тему). Но я уловил параллель, которую закладывала автор между восприятием мира ребёнка-аутиста и восприятием мира древнего языческого духа, и это показалось мне любопытным. Вообще, в плане изображения чудовища и взаимодействия с ним, роман очень похож на «Сувенир» Пола Хьюсона. Так что, если в «Экспериментальном фильме» вам не хватило именно хоррора, то рекомендую попробовать роман Хьюсона, там с этим полный порядок. У Джеммы Файлс же получилась скорее драма о жизни женщины с вкраплениями мистических событий. Драма неплохо написана, но вы должны интересоваться историей кино и проблемами семей, воспитывающих ребёнка-инвалида, в противном случае вполне вероятно, что книга покажется вам скучной, если не сказать занудной.
Среди персонажей хорошо прописана только главная героиня. Все остальные довольно картонные, а основной враг и соперник Луиз вообще почти карикатурный.
Но мне книга скорее понравилась, чем нет. Ожидал другого, но в целом читать было интересно. Возвращаться к этой истории, правда, я вряд ли буду.