FantLab ru

Юхан Теорин «Мёртвая зыбь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Голосов:
86
Моя оценка:
-

подробнее

Мёртвая зыбь

Skumtimmen

Роман, год; цикл «Эланд»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

Много лет назад на Эланде без вести пропал маленький мальчик. Местные жители убеждены: ребёнка увёл призрак злодея, когда-то терроризировавшего округу. Но если это дело рук призрака, то кто прислал дедушке детскую сандалию по почте?

Примечание:

«Золотой кинжал» за лучший дебют 2009 CWA John Creasey (New Blood) Dagger.


Входит в:

— цикл «Эланд»


Экранизации:

«Мертвая зыбь» / «Skumtimmen» 2013, Швеция, реж: Даниэль Альфредсон




Мертвая зыбь
2009 г.
Мертвая зыбь
2015 г.
Мертвая зыбь
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Echoes From The Dead
2008 г.
(английский)
Skumtimmen
2008 г.
(шведский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2010 г.

Когда я читала «Мёртвую зыбь», у меня мурашки бежали по коже от страха: настолько хорошо удалось Юхану Теорину передать страх человека, оказавшегося в доме с привидениями. Это первый роман писателя, принесший ему мировую славу и ряд престижных литературных премий. События развиваются на острове Эланд, при этом действие перемещается из прошлого в настоящее, и безумно интересно читать историю местного злодея, державшего в страхе всю округу, после смерти которого люди долго еще продолжали видеть его призрак. Но у Теорина живой злодей всегда страшнее любого привидения, и убийцей является тот, кого ты меньше всего подозреваешь — твой сосед, коллега, друг...

Превосходная работа в жанре мистического триллера с особой скандинавской аурой, создать которую могут только жители холодного безлюдного севера.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2015 г.

Истинно скандинавский детектив. События излагаются скрупулезно и неспешно, повествование замедленное, сдобренное лирическими отступлениями, описанием природы Эланда, переживаний, метаний и размышлений героев, воспоминаниями. В романе две сюжетно-временные линии: настоящее — история Джулии — и прошлое — история жизни Нильса Канта. Они пересекаются и переплетаются, и история Нильса неотрывно связано с собвременными событиями. Такова особенность композиции. Особенность атмосферы же в ее мрачности, какой-то витающей в воздухе предопределенности, гнетущей безысходности. Всему этому вторит место действия — остров Эланд, соединенный с материком узким мостом. Остров суровых ветров, скал, шума волн и крика чаек, остров северной молчаливой природы и густых туманов, холодный и неприветливый, остров, на котором жизнь кипит лишь летом, а с они замирает. Именно здесь двадцать пять лет назад в жизни главной героини случилась страшная трагедия — пропал ее шестилетний сын. И нет для матери ничего страшнее, чем безвестность. Хуже всего — не знать, где твой ребенок, жив ли он, счастлив ли, сыт ли, одет, плачет... И горе женщины автор передает очень жизненно и достоверно. Она не плачет и не рвет на себе волосы, но весь ее облик говорит нам о перенесенной утрате. И спустя столько лет, в Джулии вновь загорается надежда если не обрести сына, то хотя бы узнать, что случилось тем туманным утром 1972 года.

С истинно шведской неторопливой степенностью автор плавно вводит читателя в курс событий, обрисовывая каждого героя, его жизнь и характер, его привычки и особенности. Порой недоумеваешь, зачем вся эта детализация нужна, но по мере чтения все глубже и глубже погружаешься в мир сурового Эланда, в его историю и его атмосферу. Герои романа не мелькают и не мельтешат, она все вплетены в сюжет, они выполняют свои функции, здесь нет лишних персонажей. Есть ощущение четкой математической точности и выверенности в построении сюжета и шахматного порядка расстановки фигур на доске.

Финал предугадать сложно. Только часто кажется, что отец Джулии — Йорлоф — знал все наперед, словно не по мере расследования складывал паззл, а наперед догадался, кто же виноват и есть ли здесь злой умысел, а может, лишь цепь трагических случайностей. Несомненно одно — Джулия и ее отец узнали правду и обрели покой в этом знании, снова стали семьей. Интересно то, что нет здесь явно хороших и плохих персонажей, есть просто люди — со своими достоинствами и недостатками, пороками, чертами характера, вызванными издержками воспитания или являющимися врожденными. Именно поэтому история злодея Нильса показана нам с самого первого момента, изменившего его жизнь, а может, и предопределившего его судьбу. Для понимания дальнейших событий важно знать его жизненный путь.

Теорин удивительно тонко описывает людские характеры через их связь с природой родных мест: любовь Йорлофа к морю и скалам, ностальгия Нильса по пустошам и лесам Эланда, его страдания в Южной Америке от зноя и песка, воспоминания Джулии о детстве в деревне, нежелание Эрнста переезжать из каменоломни. Люди прирастают корнями к земле. Земля питает их. Описываемые пейзажи, погода, время года вторят сюжету, происходящим событиям, отражают эмоции героев. И это единение с природой создает удивительную атмосферу.

Порой забываешь, что это детектив и читаешь семейную сагу, историю некогда процветающего острова или мемуары старика. Но тем не менее детективная составляющая здесь сильна. Просто Теорин умело сочетает разные приемы в повествовании, использует тонкий психологизм, чтобы не просто нагнетать таинственность или впустую растягивать сюжет, но вызвать у читателя интерес к героям и событиям, сочувствие, заставить сопереживать и понимать персонажей. А потому эта книга не может оставить равнодушным.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2012 г.

Юхан Теорин — еще одно замечательное открытие для меня. Не соглашусь, что он чем то лучше Стига Ларссона. По-моему их не нужно сравнивать, т.к. стиль написания совсем разный. У Теорина потрясающее умение создать атмосферу единения историй и судеб героев с природой, местом, где произошла трагедия. Повествование совершенно неспешное, но ведь и история, на которую нет ответа, длится и не дает покоя много лет. Но когда все таки ответы найдены и в деле вроде бы поставлена точка — это не принесет героям облегчения и успокоения и не может принести, т.к. истина поражает своей пугающей банальностью. Очень правдоподобная история.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2012 г.

Детективная завязка этой книги схожа с романом Ларссона «Девушка с тату дракона». На шведском острове, давным-давно пропадает ребенок. Его много лет ищут, но не находят никаких следов. И уже в наше время расследование продолжается и приводит к результатам.

Но если в романе Ларссона поиски ведет талантливый журналист и молодая девушка хакер, то у Теорина — это трое 80-летних пенсионеров, на которых нападает то склероз, то паралич и 45 летняя женщина алкоголичка. Собственно, и повествование плетется так же как и дряхлые пенсионеры — ни шатко ни валко, останавливается на абсолютно не нужных вещах, тормозит и провисает. Какие-либо осмысленные действия начинаются ближе к концу книги. Читается все это скучно и неинтересно.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2012 г.

Если вы любитель экшена в котором действие закручивается настолько, что теряется полностью смысл происходящего — не читайте Теорина ни в коем случае.

Швеция. Остров Эланд. Лето.

Маленький мальчик выходит за забор летнего дома и попадает на окутанную туманом пустошь. На ней он встречает Нильса Канта — на острове у него дурная репутация. Он убийца. Мальчик после встречи с Кантом пропадает. И вот, прошло неполных двадцать лет. Дедушка мальчика, пишет безутешной матери письмо с просьбой приехать на остров и всколыхнуть память о произошедшем. дело в ом, что кто-то прислал ему по почте сандалию, принадлежавшую мальчику. А сам Нильс Кант почил давно в могиле — она на краю кладбища. Кроме того, кто ходит в заброшенном доме его матери?

Повествование мягко, текуче и плавно. Герои, пейзажи Эланда прекрасно описаны.

Прекрасный образец шведского триллера. ИМХО — на порядок выше Стига Ларссона.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2016 г.

За что люблю скандинавские детективы — так это за совершенно особый дух, познакомленный и полюбленный ещё со времён увлечения романами Пера Валё и Май Шеваль, и за умение закрутить сюжет так, что ни одна лента Мёбиуса так не извернётся. И ещё за совершенно особый неспешный стиль повествования, за какую-то особенную стать, за лёгкую северную флегму и за то, что совершенно не заметно стремление гнаться за модными трендами и популистскими приёмами.

Ну вот взять хоть эту книгу — автор буквально пошагово ведёт читателя по поверхности рассказа, не скрывая ни имён-фамилий, ни обстоятельств и прочих примет и признаков участия и виновности. И кажется, что всё понятно и нужно только вместе с героями романа и с автором во главе прийти в ту точку, где перекрещиваются все пути и сходятся все нити. Ан нет! Действие постоянно выводит на всё новые потаённости и скрытости, узнаются новые имена/фамилии и обнаруживаются другие сопричастности, отчего напряжение (мы ведь всё-таки во власти триллера!) постепенно нарастает, а нетерпение гонит всё дальше. Пока не приводит всех участников событий к финалу совершенно неожиданному. Так что присмотритесь к почтальону, ребята. Или к садовнику...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2012 г.

Для меня непреложная истина: бросает в дрожь не само ужасное событие, а его продолжительное, растянутое во времени, томительное ожидание. Вот где-то на таких человеческих чувствах и построен роман. Причем в классическом смысле его не отнесёшь ни к триллеру, ни к детективу, ни к семейной саге. Хотя признаки каждого из жанров в нем легко можно отыскать. И смесь эта, скомпонованная в одно произведение, помноженная на северную атмосферность, скандинавскую суровость и неторопливость, делают это блюдо вкусным и притягательным. Вроде бы ничего особенного, а оторваться невозможно. К тому же порадовало, что главного злодея не угадал до самых последних страниц. Значит и как любимый мною жанр детектива роман состоялся.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2016 г.

Юхан Теорин

Мёртвая зыбь

Странная вещь «Мёртвая зыбь» — в начале романа автор закручивает интригу словно пружину и...начинает лить воду, переливая персонажей, действия, экскурсы в прошлое...И так раз за разом, словно решая показать одни и те же события глазами разных людей. Мне нравится такой приём, но здесь он не сработал, воспоминания 80 летних стариков ничем не отличаются друг от друга, хотя мать потерявшегося мальчика пытается из этого воссоздать цельную картину происходящего....и тут, на последних страницах пружина-разгадка раскручивается тем, кто в самон начале мог спокойно всё рассказать и не морочить куче народу голову.

Самая неровная и слабая книга из цикла...

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 мая 2014 г.

Что сказать? В каждом из отзывов много правды. Я искал книгу, действие которой происходит на острове зимой. По аннотации вроде бы самое оно. Неторопливая атмосферная история. Однако не все так просто. Атмосфера является сильной стороной этой книги, но именно она является и ее проблемой. Эланд слишком эксклюзивен. Все эти Кальмары, хускварны, туманы. Очень неуютно. Но, с другой стороны, «неуютность» — это уже атмосфера и автор ее очень хорошо передал. Сырость, озноб, старая тайна. Умом я понимаю, что неприятие этой атмосферы связано с тем, что я очень уж привык к стандартам американских романов. Кинг, «Дьюма-ки» и т.д. И отличная от них картина не всегда хорошо усваивается. Очень уж много необычности. Скажем, главные герои: женщина-алкоголичка с психическим расстройством, 80-ти летний старик со сложным характером и неудачник-садист, погубивший свою жизнь. Поначалу это раздражает. Теорин очень точно создал образ этих людей. Очень жизненно. Я бы сказал, что в этом он сильнее Кинга. Но беда в том, что в жизни с такими персонажами общаться нелегко и также нелегко про них читать. Все это вместе помноженное на неторопливую манеру повествования привело к тому, что роман этот я читал очень и очень долго. Иногда было скучно, иногда интересно. Но мастерство автора все же налицо, пусть и интерес к книге не подпитывается в каждом предложении. Зато просто отличной получилась концовка. Она очень «киношная», поэтому нет ничего удивительного, что фильм не заставил себя долго ждать. Именно эта «киношность» и подсказывала что же произошло, хотя надо отдать автору должное, он умело скрывал все до последней главы.

Закончив читать, я посмотрел карту Швеции, изучил места, о которых пишет Теорин. Не нравятся они мне. Но, думаю, что все же стоит ознакомиться со вторым романом цикла.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2018 г.

Совершенно прекрасная атмосфера мест, четко передан менталитет главных героев, грамотно выстроенный сюжет.

Визит Юлии в заброшенный дом — действительно нечто кинговское.

Концовка набирает мощность тяжелого триллера со скоростью локомотива.

Развязка неожиданная, жизненная и от этого даже обидная.

Просто отлично. Особенно с учетом того, что роман дебютный.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 августа 2016 г.

«Мертвая зыбь» — это не столько детектив и триллер, сколько экзистенциальный — роман. Дурацкое стечение обстоятельств разрушает жизнь многих людей: кто — то застрелен, кому то размозжили голову лопатой и у него происходит инсульт, кого — то насмерть сбивает машина, кто — то всю жизнь живет в страхе быть пойманным и разоблаченным. Роман о том как неплохих в принципе людей «среда заела» и они совершают глупые, необдуманные поступки, в результате которых у них разрушается жизнь. А так — книга очень скучная, экшена нет, персонажи неприятные, им не сопереживаешь. Очень средний роман.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх