Йен Макдональд «Слеза»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Становление/взросление героя | Контакт | Звёздный ковчег/замкнутый мир | Спасение мира
- Линейность сюжета: Дискретный
- Возраст читателя: Для взрослых
Восемьсот двадцать шесть колоний Анприн прибыли в систему Тей ещё до того, как Птей узнал имена восьми своих личностей. Уже тогда было ясно, что судьба его народа не будет прежней. И некоторых перемены затронут особенно сильно.
Входит в:
— цикл «Некровиль»
— антологию «Galactic Empires», 2008 г.
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика», 2009 г.
— антологию «The Hugo Award Showcase: 2010», 2010 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction & Fantasy 2009», 2010 г.
— антологию «Space Opera», 2014 г.
— сборник «The Best of Ian McDonald», 2016 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2009 // Повесть | |
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2009 // Лучшее произведение малой формы. 3-е место | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2009 // Повесть | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
- /языки:
- русский (2), английский (7)
- /тип:
- книги (9)
- /перевод:
- Е. Зайцев (1), Н. Осояну (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 26 марта 2024 г.
История поначалу локальна и долго запрягает, но, выйдя на оперативный космический простор, ускоряется и реабилитируется.
От мира, где нормой являются шизофренические восемь личностей в одном теле, до цивилизаций наночастиц, людей живущих в замедленном времени и до создания новой Вселенной. Чем-то перекликается с другими повестями цикла, но есть и много уникальных находок.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Главное продраться через первую главу.
NIKItoS1989, 12 сентября 2024 г.
Похоже на идею рассказа «Убежище». Но тут всё построено по-другому — ни неразрывные пары людей, а люди с несколькими личностями (аспектами) в головах.
История мальчика, который взрослеет и обретает новые аспекты. Причём дело происходит на планете, где технологическое развитие находится на не очень высоком уровне.
Но эта цивилизация встречается с другой веткой человечества — постбиологической цивилизацией Анприн, которая состояло из роя разумных наноботов, объединённого общим разумом.
Ещё одна попытка показать инаковость разных типов человечества, включая постбиологическую форму. Тема раскрывается на мой взгляд не до конца, как-то обрывочно… но в целом весьма любопытно. Ну и любопытен политический детектив, который вплетён в этот сюжет.
ensign, 1 июня 2022 г.
Да чепуха какая-то. Вот никогда такого не замечал, но тут просто полезло в глаза.
Планета, на которой добывается какое-то невнятное количество нефти, очевидно только, что очень большое, обитатели которой спокойно рассуждают о «квантовой пене», но слепить какое-нибудь термоядерное солнышко, дабы не жить в атмосфере, где зимой замерзает углекислота, они не могут.
Множественные разумы в одном теле — вообще непонятно к чему. И зачем так много? И вообще, чьи это разумы?
Анприн — «кегельные шары» из «Почти как люди».
Гонки на околосветовых звездолетах — «Этика безумия» — Нивен.
Подорванная в ходе боевых действий звезда — Андерсон — мичман Фландри, там замысел даже коварнее.
Опять гонки на звездолетах с маневрами у точечных масс — Нивен — Защитник.
Удивительно дурацкий корабль поколений. Люди там значит замедленны дабы долететь на маленькой скорости до места, а что, на происходящее вокруг они тоже будут с замедлением реагировать? Может проще всех спать отправить, кроме дежурных, уж корабли со сменяющимся экипажем давно известны.
И фееричный конец, в общем поскольку автору так хочется. Библиотека от прошлой вселенной выглядит куда как реальнее.
И очень много умных слов.
Lilian, 11 июля 2020 г.
Завораживающая своей красотой повесть, наполненная печалью и надеждой. История, в которой разнообразие цивилизаций, яркие особенности их культуры и истории идут рука об руку с удивительными технологиями. Очень личная история, так как это история конкретного индивида, начинающаяся на его родной планете (очень не похожей на нашу) и продолжающаяся в глубинах космоса. Но это и история целых цивилизаций, их красоты, их величия, их ошибок и гибели. Есть здесь место настоящей космической братоубийственной войне, в которой главным оружием являются точные расчеты и безжалостные физические законы. И в то же время есть место вечному стремлению вперед, к выживанию и надежде.
Повесть, в которой гармонично соединились психологичность, размах авторской фантазии и красиво закольцованная история.
На мой взгляд самая сильная повесть в этом условном подцикле — вплоть до того, что все предыдущие работы были лишь чем-то вроде разминки. И все самые удачные идеи и приемы наконец соединились в единую историю.
melnick, 22 января 2022 г.
Мне эта повесть показалась чересчур сложной. Весьма оригинальная завязка и поражающая своим масштабом концовка. А вот между ними как-то все очень странно, мутно, перенасыщено и... скучно. Ну и эпизоды ниже пояса — это как-то пошло для такого жанра.
ash945, 22 июня 2021 г.
C уверенностью можно сказать только одно — таланта у автора не отнять.
Перед глазами словно наяву встает яркая, живая картина чужого мира. Читаешь и ясно представляешь себе все завораживающее великолепие и пугающую чужеродность мира, живущего на страницах повести. И в который раз дивишься фантазии человека, способного придумать такое. Это из объективного...
Относительно субъективного... Мне показалось немного скучновато. Ну вот, несмотря на все вышесказанное, красиво, завораживающе, но скучновато... И дело даже не в недостатке экшена, а в некоторой неубедительности некоторых сюжетных ходов и определенной сложности восприятия.
jansson, 4 января 2016 г.
В тот вечер, когда Птей отправился в путешествие, разбившее его душу, по небу плыли восемьсот звезд. ©
Единственное более-менее связное, что я могу выдать, так это что Макдональд – настоящий виртуоз разворачивания вселенных. Вот передо мной Птей, со страхом и томлением ожидающий Разделения, после которого уже не будет Птея, а будет восемь сущностей под названием Аспекты. И у меня крыша едет от этой формы шизофрении, которую даже сверхразвитые пришельцы не могут уразуметь – а ведь это железно объяснимо с точки зрения логики, и терзай нашу планету чуть более мощные приливы и отливы, наше сознание ответило бы похожим эволюционным скачком. Пока в голове потихоньку укладывается мысль об Аспектах и о том, как примирить в себе восемь совершенно разных сущностей, на первый план выступает Контакт и знакомство с целой инопланетной цивилизацией, одним прекрасным днем обосновавшейся рядом с планетой Птея. Кто, зачем, откуда они прибыли и что принесут с собой – непонятно и страшно. И когда уже думаешь, что Макдональд достиг небывалых высот в построении перехода от тревог обычного пацана до масштабной катастрофы, грозящей гибелью всей планете, и тихо кусаешь локти, он берет и обманывает тебя, выкручивая сюжет новой спиралью, расширяя пространственные и временные рамки, пока само понятие рамок не перестает существовать. Damn.
Seidhe, 5 декабря 2014 г.
Не знаю, почему на ФантЛабе произведения Макдональда, повествующие о далёком будущем человечества, распространившегося по Галактике в форме так называемой Клады, до сих пор не объединят хотя бы в условный цикл? Ведь перед нами очередная вариация истории, уже знакомой по рассказам «Убежище» и «Кольцо Верданди». При этом повесть от этого ничего не теряет, скорее наоборот. Но фантазия автора в очередной раз просто завораживает. На этот раз перед нами предстаёт мир, в котором внутри каждого человека помещается восемь личностей, называемых Аспектами, и контакт этого мира с одной из цивилизаций Клады, называемой Анприн, построенной на основе нанотехнологий. А дальше начинается нечто невообразимое...
Калейдоскоп цивилизаций и «локаций», если можно так выразиться, буквально завораживает. Чего не отнять у Макдональда, так это умения в нескольких предложениях нарисовать по-настоящему визионерские картины. Плавучие Дома Разделения, с их минаретами, башнями и шпилями, заслоняющими небеса; падающий вверх колоссальный водопад, на который можно любоваться, сидя на деревьях, растущих сверху вниз: раса парящих пауков, огромных, словно скалы, и хрупких, точно медовые соты, общающихся при помощи инфразвуковых волн, и способных менять климат — вот лишь малая часть созданных фантазией автора миров. При этом, повесть полна множеством тем и идей, которые придутся по душе и поклонникам альтернативных научных гипотез, и любителям рассуждений о будущем разума и человечества. Единственное, что испортило впечатление лично для меня — чересчур сложный для восприятия финал, требующий определённых знаний в современной астрономии и физике, чем я, к сожалению, похвастаться не могу. Но повесть всё равно замечательная.
Рекомендовать можно любителям Стерлинга времён «Шейперов/Механистов» и «Вакуумных цветов» Суэнвика. А ещё, не знаю почему, повесть чем-то неуловимо напомнило «Paradox» Дж.Мини, который русскоязычным читателям известен как «Фактор жизни».
P.S. Очень жаль, что так мало малой прозы Йена Макдональда переведено на русский...
moonwalker72, 7 октября 2018 г.
Редкая среди авторов НФ попытка научно написать о внутреннем космосе человека. Чудесные, волшебные технологии тем не менее не избавляют его от бремени собственного эго, которое не исчезает вместе с достигнутым отвязыванием от плоти — т.е. бессмертием. Концепция Аспектов хотя и выглядит впечатляюще и все же не настолько революционно, чтобы (лично меня) поразить: это похоже на попытку создать постчеловека, как улей сознаний , в пределе — огромный народ, тем не менее ментально остающийся единым целым. О множественных личностях есть и у Питера Гамильтона в серии о Бездне, но там это конечно нарисовано картонно и вообще без объяснений. Но и здесь — в мире Асприн и всех прочих, ульев не вышло — люди всё те же, влюбляющиеся и ненавидящие, они всё так же эфемерны в своей сущности. Именно это мне показалось некоторой концептуальной дыркой в сюжете — «мне надоело чувствовать себя богом» говорит один из персонажей, это звучит немного из сказки или очень старой НФ вроде кларковского «Города и звёзды». А всё остальное — картины миров и технологии, хоть и (разумеется) поверхностно, но всё же блестяще нарисованы.