fantlab ru

Элджернон Блэквуд «Он ждёт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Оценок:
101
Моя оценка:
-

подробнее

Он ждёт

The Listener

Другие названия: Mystery and Imagination

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

Не слишком состоятельный джентльмен — журналист и писатель, находит себе выгодное и недорогое жилье, которое его полностью устраивает. Через несколько дней после своего переезда в арендованные меблированные комнаты, в голову ему начинают приходить более чем странные, а иногда пугающие мысли, а вокруг него происходят не менее таинственные события.

Входит в:



Вендиго
2005 г.

Самиздат и фэнзины:

Пустой дом
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Listener
1907 г.
(английский)
The Listener
1914 г.
(английский)
The Listener
1917 г.
(английский)
The Tales of Algernon Blackwood
1938 г.
(английский)
Selected Short Stories of Algernon Blackwood
1945 г.
(английский)
Selected Tales of Algernon Blackwood
1964 г.
(английский)
Tales of Terror and the Unknown
1965 г.
(английский)
The Insanity of Jones and Other Tales
1966 г.
(английский)
Best Ghost Stories of Algernon Blackwood
1974 г.
(английский)
Ghost Movies II: More Classics of the Supernatural
1996 г.
(английский)
Three Supernatural Classics
2008 г.
(английский)
The Best Ghost, Supernatural & Mystic Tales
2012 г.
(английский)
The Empty House and Other Ghost Stories, The Listener and Other Stories
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ страшный. И страшный не описанием каких-то жестокостей, а тем, как постепенно нагнетается ощущение тревоги и ожидания чего-то жуткого. Тревога здесь разлита в самой обстановке старого дома, где поселился главный герой, в ветре, шумящем за окнами, в странном поведении хозяйки дома, в шуме по ночам, во взглядах случайных прохожих — всё это соединяется в общую давящую атмосферу, постепенно сводя героя рассказа с ума (как ему кажется). А что из его видений и страхов существовало на самом деле, а что нет — рассказ окончательного ответа не даёт, даже несмотря на финал, где кое-что разъясняется.

По атмосфере и сюжету очень напомнило фильм «Жилец» Романа Полански, снятый по одноименному роману Ролана Топора. Не удивлюсь, если Топор при создании своего романа вдохновлялся жутким «Слушателем» Блэквуда.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Построенный в виде дневника, рассказ не только держит в напряжении, но и погружает в реальность, придает достоверность происходящему, преломляет действительность через призму восприятия героя.

Неторопливо развивающееся действие плавно разрушает ткань повседневности, мистическая составляющая подвергает реальность коррозии. Ее ростки, в начале рассказа такие незначительные, постепенно, но уверенно набирают силу, прорастают ствол повседневновности, разветвляются, как лианы душат вещественность — и в итоге расцветают пышным цветком. И в то же время, каждое проявление мистической составляющей находит логическое объяснение, особенно в свете имеющегося и постепенно уточняющегося заболевания героя.

Лишь финальный аккорд вызывает легкий диссонанс. Но в этом нет вины автора (мир действительно боялся этой болезни — свидетельством тому средневековые колокольчики, да и Джек Лондон писал о страдающих этим недугом), а есть не совсем корректное мнение британских ученых-медиков (вот откуда ноги у мема растут!) о недуге.

Тем не менее, рассказ заслуживает внимания. Ну, у меня такое впечатление сложилось после прочтения.

И да, странные события в жизни каждого человека случаются. И, при желании, все можно объяснить с точки зрения материализма. С той или иной степенью убедительности. Особенно с помощью специалистов по душевным болезням.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ великолепен — классика жанра, но, кроме того, это и:

Рассказ-калька: та «гоголевская шинель» из которой вырос Лавкрафт, считавший Блэквуда своим учителем, — классическая диспозиция «страшной» новеллы:

1. «нечто» присущее уединенному старому дому (чётко декларированная зона), развалиться которому мешает только привычка, — «зона злокозненных чудес», медленно всасывающая попавших в неё, как в воронку-паутину...

2. глухой тупик в котором этот дом обосновался, «кромешность» — тупик и весь остальной мир, кроме этого тупика (за которым обрывается даже пространство — в «Музыке Эриха Зана» у Лавкрафта), два совершенно разных и рознящихся пространства: вне тупика -обыденные законы рутинной жизни, в тупике — царит закон «кромешный», с безраздельной властью опричников «не от мира сего»...

3. страшная ночная тишина, таящая пока неслышные звуки и голоса, который, дай только срок, прорежутся и возопят, как трубы Иерихона (совсем не по Ходосевичу, у которого тишина сложена, как мозаика, из «местных» криков поездов, дальнего неозабоченного лая собак и прочего «мирового» привычного шума)...

4. странная хозяйка и её домочадцы (словно списанные с кошмарных лекал Кафки), и запуганная прислуга, и инфернальная живность, снующая ли, стерегущая ли: кошки-мышки....

5. всплывшее, разрывая зловонный пузырь, как труп со дна, сакральное табу, тема умолчания — предыдущий жилец (вернее уж, нежилец), с леденящей тайной биографии его трупа, и «сам» он...

6. психическая неуравновешенность и причуды героя, с подробной «медицинской картой» упадка и неуклонной деградации...

7. и случай, — друг-спасатель, — и процесс эвакуации героя из «зоны бедствия», к несчастью не всегда удачный....

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх