fantlab ru

Кордвайнер Смит «Психологическая война»

Рейтинг
Средняя оценка:
0
Оценок:
0
Моя оценка:
-

Психологическая война

Psychological Warfare

Произведение (прочее), год


Психологическая война
1962 г.
Психологическая война. Теория и практика обработки массового сознания
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Psychological Warfare
1972 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

М.:Воениздат 1962, перевод со второго издания 1954 года, (первое 1948г.), 5500 экз., 18.04 печатного листа. В квадратных скобках — реплики из зала.

По предисловию автор — «известный американский специалист по организации и ведению подрывной пропаганды».

Вероятная причина публикации в том, что вашингтонской зимой 1947-48 годов правительственные лица содрогались, заслышав словосочетание «психологическая война» (ПВ). Соответствующее Управление хотели разогнать. Видимо, ради самоспасения усилено муссируются научность применяемых методов, значение и польза профессионализма, сложность оценки эффекта даже после победы, гуманность психологического оружия, важность непрерывного анализа источников, рассказы о том, как трудно организовывать в спешке и т.п. и т.д. «Мы должны обладать способностью не только угадывать, что произойдет с русскими физически, но и уметь оценить и понять их внутренние психологические процессы». [ну, раз «должны», пусть попробует]

Содержание принадлежит эпохе до воцарения ТВ. Вынесите автомобильный приемник к озеру, он будет принимать так же хорошо, как комнатный. Агитационные снаряды и бомбы, громкоговорители, радиотанки...

Книга говорит на два голоса: с автором полемизирует А.Н. Ратников, который то цепляется к оговоркам, вроде Германия = Пруссия, то высказывается толково и по делу.

В самом деле, трудно верить в то, что «войны ведутся с целью изменить психологию противника». Что нельзя вызвать острую тоску по дому, если в в/ч отлично работает почтовая связь. Лайнбаджер ничего не говорит о создании положительного имиджа, признавая только подрывные действия. Практически игнорирует экономику, из религий принимает всерьез одно христианство. Определения не строги, автор путает военную хитрость и пропагандистский трюк, «Свободную Германию» и Совинформбюро.

Фантаст не пророк, а пропагандист — не прогнозист. «За исключением особо острых моментов, великие державы, по всей вероятности, и впредь будут проявлять терпимость и позволять своему населению слушать иностранные передачи». Какой толк вести пропаганду на Гаити и на Кубе, если они дружат с США. 1954 год...

Историю Второй мировой излагает под политическим углом. Пишет добрые слова о достижениях в этой области СССР. [Конкурентами пугает?]

Много места посвящено структурной организации служб, бюрократическим нюансам и схемам, профилю общественного мнения. Иллюстрировано коллекцией материалов пропаганды от Нового Времени до Второй мировой включительно. Часть с переводом, часть аннотирована.

Отказывается давать оценку эффективности своих действий в Корее.

Дальше выдержки. Так как книга имеет просветительский характер, прошу не считать спойлером... но предупреждаю. Последовательность изложения не соблюдается ради вящего эффекта.

[История пропаганды до хх века]

Ни война, ни психология не являются чем-то новым. Китайцы, Токугава, ветхозаветные штучки Гидеона, талант Чингисхана, успех маньчжур, испанская инквизиция.

Настоящая ПВ велась с большим успехом во время Войны за независимость США. Политическая аргументация, экономические доводы, предположения о ходе войны и рассказы о жестокостях врага. Давление патриотов на издателей, отклонявшихся от линии. Творение Тома Пейна — заслуживший мировое признание памфлет. Английские же газеты распространялись только в английских же крепостях. У британцев скверно от короля до офицера, а личность Вашингтона оказалась неуязвима для критики (которой можно было бы подвергнуть членов конгресса).

Мексиканскую войну как ПВ, США наоборот, проиграли. Под Мехико артиллеристы открыли огонь по своим [полагаю, это про ирландцев-католиков, отреагировавших на осквернение соборов и монастырей англоговорящими].

Вообще, ПВ вести необходимо в любом случае. Англия нападала на Бирму и буров. Бирма не вела ПВ. И никто не пришел на ей помощь, им даже не предложили сдаться. Буры, потерпев поражение, выторговали немало именно благодаря ПВ.

[в Первую мировую.]

Кайзеровская ПВ никуда не годилась. Бюрократия и дилетантизм. Военные считали ее грязным делом. «Гуннами» назвал свои войска сам Вильгельм, были и другие подарочки. После войны националисты любых мастей валили свое поражение на английскую пропаганду (тогда речи против высших слоев общества не являлись монополией коммунистов).

Силой ПВ США была киноиндустрия. Швейцарским кинотеатрам угрожали бойкотом, если те не будут показывать пропагандистские ленты. Миссии объехали весь мир, Норвегию, Россию [?], Китай — кроме Японии, обрабатывать которую не сочли нужным.

Общая ошибка: забыли сообщить, что после войны мир будет так же по-своему мрачен и труден, как война. Образ американского солдата Первой мировой, оставшегося без семьи и работы, активно использовался Третьим рейхом. Англичане, обещавшие Палестину арабам и евреям одновременно, получили 30 лет неприятностей и т.п.

[во Вторую мировую]

Германия извлекла урок, Гитлер обратил на ПВ очень большое внимание. Некоторое время казалось, что нацисты нашли какой-то универсальный рецепт. После войны выяснилось, что их анализ настроений населения основывался, в т.ч., на блестящих догадках. И что они проиграли ПВ за население оккупированных районов СССР. В основном их успехи объясняются тремя факторами: 1.Убедили мир, что нет выбора между фашизмом и коммунизмом; 2. Каждую жертву изображали последней; 3.Мастера запугивания.

Самое важное, новое в ведении войны немцами, заключалось в согласовании времени политических, военных и пропагандистских усилий. Не эксперты вели фюрера, фюрер вел экспертов. Такая координация возможна только в условиях тоталитарного государства. Даже для предвоенной Японии ведение войны такими методами было бы чересчур диктаторским (подготовку к Перл-Харбору их адмиралы прятали не только от американцев). В США невозможно — стоит только создать такой план ПВ, как законники начнут задавать вопросы о морали, сотрудники издадут мемуары, выступят публично и организатора поднимут насмех.

Явной удачей русских была галерея образов перешедших на их сторону генералов, цитаты Бисмарка, утверждение, что война направлена против нацистов, а не против немцев. Выбор союзниками персоной врага всего «Третьего Рейха» не настолько хорош.

Противники Соединенных Штатов были более фанатичными, чем американцы. В результате американцы располагали большими возможностями использовать психологическое оружие. Они не должны были приноравливаться к всевозможным мифам, созданным вокруг императора, принципам фюрера, заветам вождя народов или к какой-либо другой косной и фанатичной философии. Иностранной пропаганде трудно привлечь внимание аудитории, если в стране передается бесчисленное множество высококвалифицированных коммерческих обращений. Политическому пропагандисту нужно будет вклиниться в разноголосый хор сообщений, рекламирующих мыло, безалкогольные напитки, стиральные порошки и т. п. США оказались неуязвимы для вражеской пропаганды [сомнительно, ибо написано до бума «восточных» религий и социальных сетей].

Три главных вывода из уроков Второй мировой: 1. ПВ является функцией командования. 2. Пропаганда жестокости рождает жестокость. 3. Личный состав для ведения ПВ надо готовить заранее.

[Пропаганда и ПВ.]

Психологическая война ведется до, во время и после войны. Пропаганда — организованное убеждение без насильственных мер. Часто спрашивают, как отличить в сообщениях правду от пропаганды. Отвечаю так: если нравится — правда. Если нет — пропаганда. Именно цель делает материал пропагандой, а не его правдивость, или неправдивость. Голый факт не значит ничего.

Чтобы определить все мотивы, скрывающиеся за одним заявлением, надо быть Марселем Прустом, но и он, в конце концов, почувствовал бы себя как Джеймс Джойс, Гертруда Стайн или Франц Кафка.

Пропагандисты стараются снабдить противника информацией, в которой он заинтересован, подавая ее так, чтобы она понижала моральный дух, усиливала неуверенность в политике своей стороны, вызывала борьбу группировок.

За общей линией необходимо следить. Официальный перечень указаний США по директивам военной пропаганды был готов за три недели до капитуляции Японии. Это принесло много вреда — каждый офицер обещал что хотел где мог, а местные лидеры сравнивали обещания и не понимали: их пытается обмануть часть американцев, или они все лжецы?

Цель вашей борьбы — изменить их взгляды. Иногда индивидуумы не поддаются убеждению. В таком случае их надо уничтожать или нейтрализовать другими, чисто физическими способами, как, например, изоляцией или тюремным заключением. Но такова уж природа человека, что в большинстве случаев он прекращает сопротивление только накануне гибели. Этот момент наступает либо, когда побежденные потеряют чувство организованности, не придя к единому мнению в отношении выбора руководителей и методов и оказавшись не в состоянии продолжать борьбу единым коллективом. Либо, когда побежденный народ сумеет сохранить чувство организованности и, используя свою политическую организацию, сумеет войти в контакт с противником.

То, что думает человек, имеет значение только в связи с тем, что он делает. В практической жизни важно только тогда, когда является частью мнения определенной группы людей. Задача определить специфические обиды, конфликты между группами, виды и формы проявления недовольства. Очень хорошо было бы послать отважного коллаборациониста провести опрос по методу Гэллапа (от американцев, выбравшихся из Японии, не было никакого толку, хотя те были готовы ответить на любой вопрос... кроме того, зачем отправились в Токио). На допросах не следует спрашивать, что пленный думает о боге, руководстве, стране. Что пишет жена? Как работает почта? Отпуск достаточен? Не боится ли, что его место займут, пока он воюет? Он член профсоюза?

Хотите пустить пыль в глаза? Выведите среднее число, повесьте на стену и назовите «индексом общего морального состояния противника». Пусть поломают голову, откуда что взялось. Значение имеют только процентные соотношения в графах опросного листа. Говорить о «мнении противника» нельзя.

Воздействовать надо на тех, до кого пропаганда доходит. Все американское вещание на Японию могло приниматься лишь очень узким кругом лиц, у которых, в силу высокого общественного положения, не забрали коротковолновые приемники. А у них иммунитет. Очень незначительно ослаб дух немецкого солдата, благодаря прекрасной работе служб обеспечения. В высших же сферах царил упадок. Бессмысленно обращаться к среднестатистическому китайцу. Надо обращаться к интеллигентному слою, на шестерых представителей которого приходится одна газета. Практически везде информация для американских войск воспринималась лучше, чем содержание передач, ориентированных на местное население.

Так как организации состоят из людей с присущими им человеческими поступками, изменение должно произойти в умах именно тех лиц, которые входят в существующее правительство, или в умах достаточно большой группы людей, способных свергнуть это правительство.

Новости. Большинство людей неравнодушны к плохой вести, искренне желают распространить ее. Плохие вести приводят человека в состояние напряженности, обостряют его чувство осознания важности вещей. Хорошие расслабляют. Нацистское радио во время норвежской кампании вещало о мнимых успехах английских войск, чтобы было больше отчаяния, когда англичане объявят свою официальную информацию.

Хорошая листовка: 1.Точно определяет противника. 2.Обращается к «лучшим людям». 3.Выражает симпатию к простому народу. 4.Выступает в защиту закона. 5. Подчеркивает силу и высокую мораль обращающегося. 6.Призывает к единству. 7.Обращается к религии.

Мало пользы в пропаганде на наступающие войска. Части, в которых имеются авторитетные офицеры, нельзя склонить к мятежу. Нужно заронить в сознание солдата мысль, что, если он окажется в ловушке, придется сдаться. Никаких прямых вызовов преданности, но, при первой возможности, объяснять, что положение безвыходное. Ведь «чтобы сознательно сдаться в плен, надо иметь крепкие нервы».

Анализ пропаганды имеет дело с теми средствами, с помощью которых людей пытаются заставить думать. Война ведется не против пропагандистского аппарата противника, а за аудиторию. Известно, что возможность дать ответ противнику доставляет большое удовлетворение. А зря. Большая ошибка опровергать пункт за пунктом утверждения противника, вместо изложения своей позиции. Ловкий пропагандист приписывает своему противнику массу глупых, забавных и острых цитат. Увлекшиеся глумлением не станут проверять источник. Хороший психолог обращается к подсознательным чувствам человека. Плохой стремиться влезть в любую борьбу и может нарваться на реакцию: «Какая борьба?». Внутри и снаружи вызывают недовольство разные лозунги. Этим можно воспользоваться. Типичный пример — забота о пленных и высказывания в адрес солдат противника, безумных дегенератов.

Еще хуже — поливать грязью, ругать и угрожать. Карикатуры, клички и высмеивания укрепляют волю к сопротивлению, озлобляют.

Ничто не может так повредить пропаганде, как ведение ее людьми ради назидания от собственного имени. Эта бесплодная забава может привести к полному провалу пропаганды как таковой. Большая часть средств воздействия как в мирное время, так и в военное время, используется для удовольствия тех, кто к ним прибегает, независимо от впечатления, производимого на объект.

На контрпропаганду не реагировать, но слушать, вылавливая ляпы. Китайцам не понравились приводимые японцами высказывания американцев по адресу немцев, которые сотрудничают с «обезьяноподобными». Немцы вцепились в высказывание министра США, мол, после войны Германия будет аграрной страной. Би-Би-Си использовало разницу в нацистской пропаганде для Восточной Европы, с указанием антикапиталистической сущности национал-социализма и вещания на Западную Европу, с упором на антибольшевизм (Союз с СССР, государством с однопартийной системой, подавляющим предпринимательство, ограничивал пропагандистов).

Обращаться надо так, чтобы заставить слушателя слушать, а читателя перечитывать. Если пропагандист не уверен в качестве своей передачи, пусть лучше поставит хорошую музыку, или даст простой урок языка, расскажет что-нибудь из элементарной школьной истории. Помнить, что не все слушают регулярно и новости им важнее любых шуток. Обращаться следует так, словно Вы и Ваш слушатель единственные умные люди на планете. Сочувствие должно быть искренним. Слушатель на вашей стороне, а заблуждаются его хозяева. Нужно говорить то, о чем он согласится или окажется не в состоянии опровергнуть.

Чем больше люди узнают о пропаганде, тем лучше они могут ей противостоять.

[Пропагандисты.]

Пропаганду можно вести, руководствуясь эмпирическим методом. Но только гений, благодаря интуиции, добьется при этом хорошего эффекта. Человек не может обладать всем комплексом необходимых знаний из всех сфер. Подразделение — может. За годы войны Штаты узнали о Японии больше, чем за 20 лет до нее.

Засекречивать только абсолютно необходимое. Если секретить всё, важнейшие планы лежат в столах стенографисток и т.п. Если доступ к секретной информации имеет только малая часть подразделения, неминуемо разглашение — либо от похвальбы, либо от острого любопытства. Пропагандистским учреждениям вообще не следует давать секретные сведения, благодаря их профессиональной шизофрении. Пусть на консультации ходят.

Цензор должен заниматься только цензурой. Не редактированием.

Профессиональные радио и печать выполняют обычную работу по сбору информации лучше, чем наемные дилетанты правительственных учреждений.

Человек, которому каждый день твердят, что делать и как, не может быть хорошим исполнителем ПВ. Органы пропаганды не должны быть пристанищем авторов плохих рассказов или неудавшихся радиокомментаторов.

О языке. Легче вызвать доверие к противнику, чем к предателю. Поэтому лучше говорить с иностранным акцентом и делать ошибки, чем дать микрофон тому, кому заведомо не поверят. Талантливые исключения, вроде «лорда Хау-Хау», вызывали особую ненависть. Невозможно вызвать доверие, выдавая себя за своего и пользуясь устаревшим жаргоном. Уж лучше книжная речь при понимании быта.

Оценить эффективность пропаганды нельзя. Пропагандисты являются специалистами в подаче располагающих материалов и должны быть людьми необыкновенными, чтобы не суметь дать превосходный отчет о своей деятельности. Честный человек понимает, что в каждый момент он не знает, как далеко он находится от начала, и насколько близок к цели.

[любопытные мелочи.]

Тон пропаганды XVII века похож на XX век, особенно в выражениях, которые используют деятели американского легиона в адрес коммунистов. Словно лютеране про квакеров.

Великий английский поэт Джон Мильтон совершил все самые большие ошибки пропагандиста.

Гитлерюгендовцы коллекционировали листовки англичан, которые их, как самых надежных, посылали собирать. Обменивались, подбирали по серийным номерам и составляли альбомы. На этого читателя никто не рассчитывал.

Известный реформатор Китая Ван Ман в 25 г.н.э. приказал выпустить из императорского зверинца тигров, носорогов и слонов — пугать войско мятежников. Звери вызвали такую панику среди его собственных войск, что Ван Ман ушел в запой.

Английское Управление Информации во время Первой мировой возглавлял полковник Джон Бьюкен, писавший первоклассные детективные романы. После войны стал пэром, лордом и генерал-губернатором Канады.

Летом 1940 года в Чунцине гитлеровский агент Вольф Шенке устроил для «китайских лидеров» закрытый просмотр пропагандистских лент, запугивающий мощью и жестокостью. Мнение китайцев: «Хороший фильм... Мы такое еще во времена династии Цинь делали».

Германское радио вело свою пропаганду аж до 23 мая 1945 года, из-за попустительства союзников («правительство Деница»).

На Европу и Средиземноморье командование Эйзенхауэра сбросило от 6 до 8 млрд. листовок, по четыре на тогдашнего жителя Земли. На Тихом океане за один вылет «распространялось» до 2 млн. экземпляров газеты «Раккасан ниюсу».

Японцы сбрасывали листовки с голыми женщинами, чтобы американцы обезумели и сдавались. Солдаты листовки аккуратно прятали и издевались над придумавшими.

Американские газеты публиковали во время войны больше официальных сообщений японского правительства, передаваемых азбукой Морзе, чем до — предлагаемых на английском бесплатно.

Во время войны со Францией немцы бесплатно раздавали парижанкам траурные платья [?].

Ни один человек не осмелился взять на себя задачу пробраться с радиопередатчиком в Шаньдун, к китайским партизанам, чтобы вести оттуда вещание на Японию.

Люди, родившиеся до 1920 года, воспринимают пропаганду как нечто грязное и отвратительное. Следующие поколения терпимей.

На Японию сбрасывали листовки с советом покинуть указанные города. Их будут бомбить. На других, выполненных в виде брошюр, была сделана надпись, типа: «Это американский пропагандистский материал. Не храните его у себя. Отнесите в полицейский участок.» Текст внутри предназначался полицейским.

Нацистское радио вело передачи на США от лица изоляционистов Среднего Запада. Что стало «поцелуем смерти».

Во время Первой мировой все страны вели пропаганду более менее соответствующую их довоенному положению. Исключение — Советская Россия.

Любимый объект черной пропаганды — симулянты.

Японские пропагандисты игнорировали проблемы чернокожих в войсках США.

О профессиональном долголетии: только один американский офицер наблюдал за эффективностью пропаганды в боевых условиях двух мировых войн.

Из 11 видов германской пропаганды на радио, от правительственных сообщений до таинственных голосов, вклинивающихся в передачи, самым эффективным был №1 — коммюнике ОВК.

Китайские коммунисты оставляли японцам пакеты подарков во время отступлений (никаких мин-ловушек) предлагая потом ответить на несколько вопросов, подключались к телефонным линиям и вели остроумные веселые разговоры с военными телефонистами на политические темы, кормили японских пленных лучше, чем своих рядовых.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх