FantLab ru

Питер Гамильтон «Звезда Пандоры»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Голосов:
791
Моя оценка:
-

подробнее

Звезда Пандоры

Pandora's Star

Роман, год; цикл «Вселенная Содружества»

Аннотация:

2380 год. Начинается четвертое столетие колонизации Галактики человеком. Астрономы обнаруживают за пределами сферы влияния Галактического Содружества удивительный феномен: исчезновение пары звезд, необъяснимое средствами стандартных космологических теорий. В предположении, что светила эти окружены мгновенно сомкнувшимися сферами Дайсона, туда высылают с разведывательной миссией оснащенный по последнему слову техники боевой корабль.

Но окажется ли довольно его мощи, чтобы захлопнуть крышку ящика Пандоры?

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Барри Левина / Barry R. Levin Collectors Award, 2004 // Книга года

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 8-е место

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Звезда Пандоры
2015 г.
Звезда Пандоры
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Pandora's Star
2004 г.
(английский)
Pandora's Star
2004 г.
(английский)
Pandora's Star
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  47  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гамильтон известен своим пристрастием к романам, которые в бумажной версии могут использоваться как орудие убийства не только времени, но и каких-нибудь теплокровных млекопитающих (см. также http://fantlab.ru/work365096#response221940). Справедливости ради, обычно такая протяженность книг сюжетно обусловлена — действие разворачивается на пространствах в сотни кубических светолет и оперирует энергиями, контроль над которыми разве что сфера Дайсона обеспечивает (да, это жирный спойлер). Тем не менее работы Гамильтона вызывают во мне примерно такое же чувство, как в свое время книги Диккенса и Толстого, а позже, когда я с облегчением спихнул классику школьной программы в шреддер, — произведения Мердок и Норфолка. Да, проделана большая работа. Да, создана вселенная с огромным потенциалом, рассчитанная на добрый десяток сюжетных линий, квестобродилок и стратегий, экранизаций (ненужное зачеркнуть). Но тут же вспоминаешь, что почти одновременно со «Звездой Пандоры» вышел «Алгебраист», где во вдвое меньший объем втиснута зверски симпатичная, извергающая релятивистские джеты отменного юмора и посылающая гамма-всплески словотворчества Галактика с миллиардолетней историей, безусловно оригинальная во всех отношениях, сценарно выверенная во «внутреннем кинематографе». И сразу глубоко вторичное творение Гамильтона как-то блекнет, хотя давление томика на полку остается прежним: манипуляция гравитационными характеристиками окружения не достигнута. Супротив лучших космоопер современности «Звезда Пандоры» скорее равнозначна «Теории большого взрыва», и не случайно Шелдон возникает уже в прологе (чтобы задержаться на тысячу триста лет и полдесятка книг: к «Бездне за пределами грез» Найджел уже фактически в императора Галактики превратился).

Впрочем, кишащая воинственными примами Дайсоновская Пара сходу напоминает даже не миры Бэнкса, а систему Мошки из сорокалетней давности шедевра Нивена с Пурнеллом, «Мошки в зенице Господней», исчерпывающего исследования неомальтузианства в космических масштабах. Если бы Кевин Реннер, Салли Фаулер и мошкиты-Посредники не додумались до блокады точки Олдерсона в Глазу Мерчисона, вторжение мошкитов в Империю Человека, вероятно, выглядело бы не менее убедительно, чем атака на Содружество. Со вселенной мошкитского цикла работу Гамильтона роднит и сравнительный дефицит звездных кораблей как таковых: действительно, зачем умножать космические крепости без необходимости, если довольно одного тяжеловооруженного крейсера, чтобы заблокировать проход в червоточину, связующую тот или иной мир с галактической транспортной сетью?

Если не боитесь клиффхангера, спокойно относитесь к перспективам истребления человечества инопланетными захватчиками и способны продраться сквозь одиннадцать сотен страниц убористого текста, эта книжка для вас. Я скоротал с ней довольно неприятное перемещение по поверхности Старой Земли продолжительностью восемнадцать стандартных часов. Однако лучше воспринимать ее в оригинале, поскольку русский перевод от ККФ, судя по ознакомительному отрывку, своеобычно коряв.

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сфера Дайсона-как захватывающее начало!А что потом?!Неубедительные,плоскоописанные миры,неубедительные полицейские,неубедительный судебный процесс,террористический акт,который готовят опереточные террористы и им противодействуют такие же полицейские,супермачо в килтах,атакующие верхом на бронированных конях боевую технику будущего,куча необязательных героев,занимающихся неинтересной бытовой вознёй,но живущих в мире обновлённых бессмертных тел и очень вольных сексуальных отношений,а поэтому беспрестрано трахающихся,как швейные машинки «Зингер».Автор похож на озабоченного мастурбирующего подростка,который свои фантазии переносит на героев и делает на этом главный акцент в произведении.Почти до половины книги тянется этот бред,крепился читая,чтобы узнать всё же, что же там за пресловутой сферой,но попав туда,герои тут же смотались и «Санта-Барбара» распростёрлась далее.Потом крепился,ожидая сцену охоты на ледяных китов,имеющую восторженный отзыв тут выше,но...Там опять ничего захватывающего,зато намного больше внимания уделено обсуждению сексуальных отношений некоторых жителей зимнего лагеря на заледеневшей планете((((

Не выдержал.Бросил.Не Пурнелл это и не Рэйнольдс и не Симмонс далеко,от которых не можешь оторваться и даже не Бэнкс или Джэймс Кори,к которым отношусь с меньшим пиететом.Жалко времени ломать глаза об этот образчик мыльной космооперы.А тут говорят ещё и продолжении ожидается...Оценку не поставил,ведь не осилил.

Оценка: нет
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никакого впечатления. Перечитывать вряд ли стану. По-моему, этот роман — не настоящее и тем более не будущее, а прошлое фантастики. Ничего нового я не узнал ни о людях, ни об их мыслях и планах, ограничениях человеческого ума и тела. Больше всего «бросается в глаза» настойчивое возвращение автора к идее омоложения. Люди будущего помешаны на нем. Возможно, так и будет. Но, надеюсь, недолго. Слишком часто пишет автор об эл-дворецких и т.п. штучках, которые помогут людям ориентироваться, общаться, решать свои проблемы. Как это ново, право! В целом люди почти не изменились по сравнению с нами. Они по-прежнему боятся старости, бедности, безработицы, непривлекательности, одиночества. Особенно непривлекательны женщины в романе. Например, Паула, Джастина, Лиз, Алессандра Барон, Меллани, обе президентши. Вторая — с Высокого Ангела. Охотно верю, что женщины мутируют сильнее, чем мужчины. В будущем они станут ужасными. Надоело видеть в фантастике реверансы в сторону политкорректности.

Праймы показаны столь же примитивными, как и люди. Контроль над территорией, борьба за ресурсы, доминирование. На мой взгляд, примитивность и простота действий и мысли персонажей романа обусловлены ограничениями ума и фантазии, присущими самому автору.

В романе мало поэтичности, музыкальности, романтичности. Нет и надежды на лучший мир. Человечество так и не сумело избавиться от олигархов, силовиков, правящего класса, бандитов и шоуменов, сексуального беспокойства. Возможно, вторжение праймов положит конец всем этим группам и проблемам? Не особенно на это надеюсь, хотя и хотелось бы видеть таким развитие сюжета. Впрочем, читать «Иуду» желания нет.

Оценка: 4
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, последние две прочитанные мною вещи из раздела «жданное-долгожданное» сильно меня разочаровали.

Одной из этих книг и оказалась «Звезда Пандоры» Гамильтона.

С последним отзывом согласен полностью — до восьми не дотягивает. По-этому «семерка» и поставлена мною. Почему?

Я ожидал, конечно, разных сюжетных линий, да, но не настолько же отстоящих и мешающих друг другу, чтобы отталкивать читателя от желания читать дальше и регулярно сбивать с нити сюжета! Основная линия, казалось бы, миссия исследования двух странных звезд, описанная в аннотации на фантлабе, занимает от общего текста в лучшем случае где-то процентов 15-20! То есть, линия, которую позиционируют как главная, из-за которой, думаю, не только я, и ожидал я данный роман, встречается через существенные сегменты текста. Да и цепей повествования слишком много — стоило бы их разбросать по остальным романам цикла, а не запихивать такую кашу под одной обложкой. Может, по-этому и хотели товарищи из «ФКБ» издать «Звезду...» в двух частях.

Слишком много шума вокруг основных событий романа, которые и, видимо, должны начинать основу линии «Иуды» и далее трилогии «Пустоты» (книги эти я читать буду, ибо уже начал... Подсел, так сказать — надо уже узнать, чем все закончиться. Особенно на «Пустоту» поглядеть хочется), которые мешают нормально воспринимать книгу. Пролог, далеко отстоящий от сюжета книги, для меня является чем-то странным — события из него можно было впихнуть в роман как воспоминания главных героев! Ну, смотрится он как-то нелепо в начале произведения о другом...

Тем не менее, были интересны все линии событий. Нет, вру, три из них — о сильфенах, инопланетян из закрытой системы и корабле, их изучающем. Все политические интриги, суматоха вокруг Звездного Странника, пафосный быт неоаристократии периода звездно-червоточной империи... Все это было для меня лишним. Из-за этого чтение становилось неудобаемо; середина прошла еще более-менее, но конец был фактически пролистан. Вообщем, жду, конечно, продолжения, но Гамильтон не смог нормально оформить идеи своего первого романа из цикла о «Содружестве», не дав читателю порадоваться и получить удовольствие от прочтения. Нельзя так писать!

Оценка: 7
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уффф... Ну, наконец-то. Дочитал. Размеры книги, конечно, впечатляют. Но сколько всего в нее вместилось! Тут и детектив, и квест, и освоение космоса, и попытки разгадать космические тайны. Персонажей столько, что Джордж Мартин одобрительно качает головой. Понравилось, что в зависимости от героя меняется и стиль повествования. Например, линия Оззи напомнила мне творчество Клиффорда Саймака (не знаю, может, только показалось). Вообще, прочитав страниц 100, чуть не отложил книгу в сторону — уж очень неспешно идет раскачка, уж очень подробно все описывается. Мелочи, мелочи, мелочи — то, что можно было вместить на страницу, автор растягивает на целую главу (главный минус книги, на мой взгляд), но потом действо набирает обороты — и вот уже не оторваться. Честно говоря, в этом плане (внимание, ИМХО) Гамильтон выигрывает перед тем же Рейнольдсом (у последнего я так и не дождался динамики). Про будущее, описанное в книге. По пунктам: червоточины, искусственный интеллект, омоложение, клонирование, имплантаты, силовые поля, сверхсветовые космические корабли, чужаки. Все работает, все логично взаимосвязано, все введено в текст не просто для экзотики. На этом фоне развивается неслабый сюжет, забитый под завязку интригами и тайнами.

Итак, лучшая НФ, прочитанная мной за последнее время. Книгу настоятельно рекомендую. Перевод ФКК не без огрехов, но весьма и весьма неплох. Жду следующую часть.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения романа возникла такая себе метафорическая аналогия — густой, местами (правда, очень редко) труднопроходимый лес, с большим количеством троп. Иногда они хороши, просторны, по ним легко шагать, глазеть по сторонам и восхищаться красотой природы. Иногда они узки, извилисты, по краям торчат колючие кусты, которые цепляют тебя за неправильно подобранную для таких походов одежду. И вот идешь ты по такому лесу и вдруг выходишь на открытое место, с которого открывается потрясающий вид, и думаешь, как же всё-таки круто, что ты выбрался именно в этот день и менно в этот лес, и что не зря местами продирался, ругаясь, через заросли.

Ну так вот книга представляет из себя такое себе путешествие, для которого нужно оперделенное настроение и готовность периодически продираться через текст, который, по правде говоря, достаточно объемен. На мой взгляд в данном случае объем абсолютно не недостаток. Гамильтон делает отменную попытку увязать между собой различные сюжетные линии, при этом сохраняя динамику повествования. И если все начинается достаточно спокойно и в первой части романа большее внимание уделяется описанию развития человечества до размеров Содружества, его социально-политическому устройству и панорамам освоенных планет, то к концу второй части романа сюжет раскручивается до остросюжетного космического боевика с противостоянием инопланетному агрессору.

Причем лично у меня как раз ко второй части смысловых, читай «белорояльных», вопросов возникло больше, несмотря на то, что чужаки получились весьма правдоподобными.

Упомянутые претензии к некой статичности и отсутствия достаточной психологичности действующих лиц мне кажутся не совсем справедливыми как минимум потому, что большинство их проживают свои далеко не первые жизни и занимают не маленькие должности в своем мире. В действиях персонажей, не обладающих таким опытом откровенных косяков мной не замечено.

Пару слов о переводе. Несмотря на, судя по всему, объективную критику, роман читается очень хорошо. Во всяком случае русским языком переводчик/редактор владеют на уровне. За текст глаза не цеплялись.

Итог: Гамильтон в «Звезде Пандоры» попытался объять необъятное — устройство будущего человечества, многочисленные формы инопланетной жизни, описания колонизированных планет, физиология и поведение агрессивных людям форм жизни, искусственный интеллект и т.д. Исходя из этого объем текста также впечатляет. Другое дело, что эту попытку можно признать крайне удачной, потому что все фрагменты мозаики весьма гармонично складываются в единый рисунок.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный роман для всех любителей космоопер.

Роман рассказывает об очередном варианте будущего человечества, которое вышло в космос не классическим путем, а немного другим и приблизительно половину книги сюжет отсутствует как класс, а автор знакомит читателя со всеми персонажами, многие из которых по началу кажутся совершенно лишними на этом празднике жизни. Вторая же половина произведения настраивает на нужный лад, появляется и сюжет и великая опасность и цели всех героев, но ... первая часть новой серии Гамильтона заканчивается на самом интересном!

Сам автор по предыдущему циклу мне запомнился тем, что пытался совместить несовместимое, а именно мистику и фантастику, здесь у него получается гораздо лучше.

К плюса произведения могу отнести:

+ нестандартный подход к космоопере;

+ в хорошем смысле эпический сюжет;

+ отсутствие разделения героев на черных и белых

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
+ автор не боится убивать своих персонажей

А к минусам на мой взгляд:

- большое количество участников которых довольно трудно запомнить;

- многие из них, при этом, большую часть времени практически ничем не занимаются и к концу произведения у меня появилось стойкое желание пролистать пару страничек...

- первая книга не самостоятельная и заканчивается на самом интересном.

Вывод: в целом просто очень хорошее произведение в жанре фантастики, читать всем любителям космооперы строго обязательно, полотно обширно, эпично и необычно, если бы не пара минусов поставил бы 10 а так: 9 червоточин из 10!

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Будут ли люди будущего жить намного дольше современных? — спрашивают фантастов. Будут! Уверенно отвечают они. А что поменяется в их жизни? Да наверное что-нибудь да поменяется, уже гораздо менее уверенно отвечают фантасты. В романах Ефремова и Стругацких, с которыми предыдущие рецензенты сравнивали Гамильтона, люди живут в разы дольше нас, но на их жизни это практически не отражается. Да — у них больше жизненного опыта, да — у них гораздо дальше горизонт планирования, да — они успевают сменить за жизнь несколько профессий и достичь вершин в каждой. Но это все количественные изменения.

Питер Гамильтон попытался ответить на вопрос — а какими в таком случае могут быть изменения качественные? Какие цели будут у людей которые живут сотню или две лет с перспективой жить бесконечно, по крайней мере с человеческой точки зрения? Какая мотивация у них будет? Что будет считаться мерилом успеха жизни? Какие развлечения они будут предпочитать? Как сложится семейная жизнь у тех, кто только начал жить и у тех, кто проживает уже третью или четвертую жизнь? Какая у долгожителей вообще будет сексуальная жизнь, сколько браков у них будет, и как часто меняются их сексуальные партнеры? По этим вопросам по понятным причинам, Стругацкие и Ефремов хранят гробовое молчание, и только по паре намеков мы понимает, что у Эвды Наль и Веды Конг все же раньше тоже была личная жизнь с неизвестными нам партнерами.

Какая будет преступность в таком мире? И кто с ней будет бороться? Как будут наказывать убийц в мире, где само убийство не является необратимым событием?

На все эти и еще массу других вопросов Питер Гамильтон постарался ответить. С разным успехом, разумеется. В результате этого получилось эпичное полотно про общество будущего, которое втягивается в совершенно беспрецедентный для него кризис, вызванный с одной стороны попыткой исследовать Звезду, которая действительно оказывается Пандорой, и с другой — наличием террористической организации Хранителей, которая отчаянно пытается этому помешать. Причем с Хранителями в конце книги далеко не все так однозначно, как кажется в первой половине романа.

Поскольку продолжение начинается с того же момента, на котором заканчивается сюжет первой книги, говорить о финале нет особого смысла, но ряд героев — Паула, Оззи, Джастина, Марк и Лиз и некоторые другие подводят черту под определенным этапом своей жизни и под своими взглядами, для этого этапа характерными.

Резюме: блестяще, просто блестяще! Твердая десятка. Обязательно этого автора буду читать дальше.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это космическая опера: два десятка мест действия, где строят друг против друга козни детективы, журналисты, гении, злодеи, шпионы и проч. Никто не хорош и не плох, все стараются как-то держаться на плаву и не сильно себя предавать. Персонажи схематичны, и межгалактический «Дом-2» был бы скучным, если б не детально прописанная социально-политико-экономическая обстановка.

Экономика путешествий через черные дыры? Дайте еженедельник! Бессмертие — мучительная и дорогая медицинская процедура. Космос доступен, но тайн там не больше, чем в тоннеле метрополитена. Искусственный интеллект бесит, когда виснет. Медиа, бизнес и политика — всё на своих местах, и рассматривать, как лёг калейдоскоп современного мира, действительно интересно.

Опера космическая, поэтому магистральный сюжет всё-таки про инопланетян. Люди и условно дружественные цивилизации сталкиваются с Нечеловеческим Злом. Продумывая иные миры, автор виртуозно уклоняется от углеродного шовинизма, он, кажется, анонимный антропоцентрист, в завязке с Большого взрыва. Но оказывается, что единственное, что отличает Зло от человека — пустота на месте социального. Ни измен, ни эмпатии, ни самооценки, ни даже опереточного «Я никогда тебя не забуду!». Чистый разум в борьбе за выживание. Ужасное зрелище!

Нет, всё-таки наш дом — мирная борьба за власть, секс и лайки в условиях свободного рынка.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга для эскапистов.

Эпопею можно разделить на 4 части, присущие классическому театру шекспировского «Глобуса»:

1. Завязка, что заканчивается представлением врага.

2. Развлечение протагониста – красивое, забавное и бесполезное.

3. Кульминация — короткая и бессмысленная схватка.

4. Развязка как в дурном голливудском фильме. Есть 4 типа развязки — герой умирает, герой уходит в закат, все женятся и deus ex machina. У Гамильтона они смешаны в сумбурную похлёбку — deus ex machina убивает антигероя, уходит в закат, а все смеются и пьют шампанское.

Рекомендую читать тем, кто любит длинные бессмысленные и ярко описанные миры. После прочтения в голове так же ярко, гулко и долго звенит отупляющая пустота.

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мое отношение к данному произведения можно охарактеризовать вот этим отрывком из него же:

<На лице Оззи отразилось недоверие, затем превратившееся в гримасу неудержимого гнева. Он запрокинул голову вверх к обманчивым звездам. — Да вы издеваетесь надо мной! — закричал он в небеса. >

Все очень субъективно.

Есть книги, которые захватывают читателя с первых страниц, а есть такие, когда приходится себя заставлять читать и не отвлекаться. Вот «Звезда Пандоры» для меня оказалась из категории трудно читаемых. Привлек высокий рейтинг, средняя оценка пользователей сайта часто совпадает с моей.

Начал читать...

На 80% происходящего в книге бомбит максимально, остальные 20 я отдыхаю между приступами бешенства.

Начнем с того что читать особо не интересно где-то до середины, потом появляются проблески интересного развития событий, но учитывая объем книги, общую ситуацию они выправляют слабо. В романе очень много совершенно не интересных и не нужных для истории описаний фонов, природных явлений. Описание полета Джастины на стопицот страниц — полная фигня, потому что дальше это никак не влияет на раскрытие этой женщины, на будущие события. И вот таких описаний достаточно много. Треть книги состоит из подобной графомании. Также достаточно много персонажей, но ни одного из них нельзя назвать интересным, а все потому что они выглядят очень тупыми дубами, не желающими ничего видеть в упор.

Общая идея не особо оригинальная, но вполне достойная, есть за что зацепиться. Местами читать очень интересно, некоторые линии интригуют, однако весьма сомнительное удовольствие читать 7 сотен страниц, когда толковых и по делу их там сотни 4.

Но все это никак не оправдывает отвратительных глупых героев. Тупят постоянно.

Полетели посмотреть в итоге все поломали (типичные люди), увидели своими глазами, что все так себе и ничего толкового не сделали, ни к чему не подготовились практически.

Я последние страницы заглатывал, желая наконец-то закончить с этой эпопеей, в итоге конца края завершенности не видно. Я начал 2 книгу и уже на первых 50 страницах у меня снова зарождается бешенство, потому что они все такие-же тупые. Не знаю дочитаю или нет (надеюсь да), меня очень заинтересовала линия Оззи, а всем приступающим желаю терпения.

Оценка 5.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Питер Гамильтон создал один из самых реалистичных вариантов ближайшего будущего человечества. Наверное, нет таких людей, по крайней мере на сайте Фантлаб, которые бы не задумывались о том, каким будет будущее наших детей и внуков. Автор дает возможность увидеть его вариант, каким он видит дальнейшее развитие цивилизации, причем, подробно обо всем рассказывает и поясняет.

«Звезда Пандоры» — первая половина дилогии «Содружество». Придуманный писателем мир будущего, в котором произошла колонизация нескольких сотен планет, поражает своим размахом и мощью. Все новые и старые планеты образовали новый государственный орган, названный Содружеством. Люди обрели бессмертие и вечную молодость. Забота о природе, экологии, чистых продуктах, стала приоритетной политикой во всем Содружестве. Наконец-то достигнут баланс между потреблением и производством. При желании, легко можно найти себе занятие по душе и наслаждаться вечной жизнью. Конечно, все это доступно тем, кто смог заработать средства и никакого коммунизма в новом мире не построено.

На мой взгляд, это произведение написано сразу в нескольких жанрах. Прежде всего, это настоящая фантастика, причем, самая разнообразная. Научная составляющая позволяет даже самым искушенным читателям напрягать мозг для того, чтобы уследить за техническими элементами и новыми технологиями. Много внимания уделяется приключениям на разных планетах, все описано очень подробно и четко, что дает возможность попасть вместе с героями в сотни мест сразу. Когда доходит дело до боевых столкновений, то и здесь Питер Гамильтон сможет найти чем удивить читателей. Битвы в космосе, на земле, с самыми разными вариантами и по-настоящему разнообразными. В книге присутствует сразу несколько видов разумных инопланетных цивилизаций, которые играют немаловажную роль во всем цикле.

Помимо фантастической линии, автор параллельно развивает детективный сюжет, который не менее важен для понимания происходящего. Питер Гамильтон создал сразу несколько одинаково важных сюжетных линий, все невероятно интересные и таинственные. Вообще, количество тайн и загадок, которые присутствуют в книге, могли бы стать отдельными сюжетами для сразу нескольких книг.

Отдельного упоминания заслуживают персонажи. Во-первых их много, причем, очень много. Во-вторых, это подход писателя к каждому герою. Даже второстепенные участники событий показаны с самых разных сторон, четко описаны и к каждому подобраны особенные черты и характера, и внешности. Обилие действующих лиц, которые динамично развивают сюжет в разных направлениях, постоянно держит в напряжении, не знаешь чего ожидать на следующей странице книги.

«Звезда Пандоры» — великолепный, фантастический коктейль, в котором есть все необходимое для настоящих ценителей жанра. Сложное, многогранное, безумно интересное и увлекательное, это настоящий подарок всем любителям качественной фантастики.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо и детально проработанный сюжет в купе с огромным количеством мелких деталей, благодаря которым читатель может понять, что из себя представляет мир будущего. Довольно интересно описан олигархо-кланово-капиталистический мир Содружества с его «Великими семьями» и «Межзвездными династиями», в противовес им автор вводит в сюжет группы сопротивления их произволу в лице террориста-социалиста, отколовшихся миров с другим социально-экономическим укладом, и таинственных партизан, которые одновременно наносят удары как по экономическому базису Содружества, так и по отдельным личностям.

Некоторым анахронизмом выглядит присутствие в тексте брендов автомобильных компаний. Даже если посмотреть на первое десятилетие 21 века — сколько слияний, разорений и смены брендов пережили главные игроки на рынке, что несколько странно смотрятся бмв и крайслеры в мире далекого будущего.

Отдельного упоминания достоин эпизод с тем, что у Содружества не оказалось армии, пусть даже самой завалящейся и более-менее пригодного космофлота. Для планеты бесконечных войн и локальных конфликтов это выглядит чрезмерно утопически.

Принцип перемещений в пространстве с помощью червоточин очень напоминает «Звездные врата». Лет десять назад смотрел даже сериалы и фильмы по ним. Может быть, и это тоже добавило баллов к моему отзыву.

Но это незначительные минусы. В целом мне понравилось повествование, и я жду перевода следующего текста в данной серии. Моя оценка – 10 баллов за любовь к четко прописанному сюжету и внимание к деталям. Ах да, спасибо автору за Харьков, новую русскую империю и звезды Москвы, может еще были кое-какие моменты, которые я не вспомнил при написание данного отзыва, если да – то за них тоже спасибо. Обычно англоязычные писатели не утруждают себя даже упоминание об одной из самых технологически развитых в плане космических разработок стране при описании будущего человечества в космосе.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пандора, судя по древнеримскому варианту мифа, была той самой первопричиной, которая породила все беды на земле. Этакий античный вариант Евы, любовь которой к запретным фруктам стала причиной того, что живем мы теперь далеко не раю. Вот и Пандора такая — воплощение всех, в основном придуманных мужской частью населения, пороков и штампов: «Волос длинный, ум короток», «Где сатана не сможет, туда бабу пошлет» и, конечно, бессмертное — «Все зло от баб».

Так и приклеилось к бедной Пандоре: что где не случится, какую пакость не задумают или опасную игрушку не изобретут, какую глупость не сотворят — все сразу ее поминают, даже если о женщинах первоначально и речи не идет. Зато понятно — если о Пандоре, то значит, будет об очередном, открытом от неуемного любопытства и зудящей глупости, «ящичке».

Вот читаешь: «чего то там Пандоры», и сразу ясно: кто-то где-то опять сотворит что-то такое, откроет некую емкость, пусть она будет и размером с немаленькую солнечную систему, от чего по свету разлетятся уже знакомые беды в виде войны, болезней, голода и нищеты, и, что вполне естественно для фантастики, беды совершенно новые, высокотехнологические и даже в некоторой части научные. Прочитаешь «Звезда Пандоры» и тут понятно, что речь пойдет о чем-то космическом, вселенском, и ждешь — все будет в масштабе не меньшем, чем Галактика, ярко, как взрыв Сверхновой. А уж если читаешь еще «Питер Гамильтон», то точно знаешь, что вместе с всякими бедами из нашего космического «ящичка» выпорхнули литературные длинноты и долготы, верно убивающие за один том целый лес вполне себе реальных и не в чем неповинных, но зато обладающих необходимыми для производства бумаги свойствами, деревьев.

Приятно уже то, что роман во всем перечисленном оправдывает ожидания на все 100-200-300 процентов. Более того, знатоки жанра не оказываются в роли Кассандры, которая предупреждает — будет длинно, будет много, будет все в точности, как у Пандоры в мифе, а ей никто не верит. Здесь же все изначально готовы к предстоящему испытанию, которое грозит затянуться не на один том, каждый весом не меньше, чем в тонну.

Вот и я приступила к чтению, заранее приготовившись к чему-то невозможно длинному с массой подробностей и целой толпой разнообразных героев. Признаюсь, предыдущую эпопею о Наступающей Тьме я до конца не осилила, пожалев свое время и решив сэкономить энергетические ресурсы, потребляемые моим планшетом, в пользу голодающих Африки, и сохранить деревья в сибирской тайге от беспощадной вырубки для печатанья очередного гамильтоновского труда. В этот раз я собрала волю в кулак, наплевала на африканских голодающих, браконьерские и легальные рубки по всему миру и решила прочитать книгу со столь завлекательным названием, во что бы то ни стало.

Может, сработало безотказное правило: если сразу готовится к худшему, то даже немногое встреченное «хорошее» воспринимается на «Ура», греет душу и западает в память, вытесняя из нее привычное «плохое». Встреченным «хорошим» для меня стал более проработанный, логичный, и от того более реальный мир, остающийся при этом именно фантастически-оригинальным, а не переработкой-повторением ранее виденного, слышанного или читанного, как это было во «Тьме».

Мир, где люди живут веками, проживая одну за другой разные жизни, пробуя разные жизненные роли, строя действительно долгосрочные планы, проработан до деталей, причем с учетом возможных психологических, общественных, культурных, юридических, религиозных изменений. Маленькая, но проработанная деталь — восхищение живущими в первый раз, зависть к их восторгу первооткрывателей, силе и искренности чувств — порой делает для достоверности происходящего больше, чем сотни описательных слов.

Или вполне проработанная картина общества, которое преодолело пространство и время, но по пути уничтожило личный героизм, высокие порывы, жажду открытий и новизны, превратив их в нескончаемую череду коммерческих планов и проектов.

Т.е. я хочу сказать, что в этот раз декорации оказались много лучше действия, которое при таком громадном объеме развивается медленно, с обязательным вовлечением десятков героев, отдельные истории которых еле плетутся по извилистым тропам к торной дороге основного сюжета. Более того, герои эти типичны, узнаваемы, понятны и подобные им уже встречались нам на просторах гамильтоновской Вселенной. Пожалуй, только Оззи остался для меня некоторой загадкой, что стало еще одним неожиданно «хорошим».

В общим и целом, неожиданное «хорошее» вполне уравновесило ожидаемое «плохое». Весы застыли, стрелка указала на «крепкое и профессиональное». Правда, не оставляют меня подозрения насчет названия. Боюсь, что далеко не в переносном смысле помянули Пандору. А вдруг в прямом? Ну, вы понимаете: все зло от..., и таинственным и злобным Звездным Странником окажется... Нет, не могу поверить в такое, маленькая и слабая надежда, как вы знаете, из ящичка не упорхнула и по-прежнему шепчет, что все будет дальше лучше, интересней и закончится, пусть и через много лет и тысячи страниц, хорошо.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Не буди лихо…». Или «не суй свой нос…». Или «Ящик Пандоры».

Я так бы кратко охарактеризовал роман… На самом деле, конечно, не только и не столько..

Автор остается верен своей основательности и «апокалиптичности», как в «Пришествии ночи»…Разве что без религиозности и «ходячих мертвецов», бессмертных…

Это конечно драма… И несмотря ни на какие «обыденности», «радости» жизни на протяжении всей книги нарастает (и это чувствуется) опасность… Стыдно признаться, но … я даже подсмотрел мельком 1-2 абзаца в конце… прежде чем дочитал….

Итак… 2380 год. Как сказано в аннотации «Человечество освоило технологию омоложения и научилось жить вечно»…. Да… Только вот не для всех, а для «заработавших»: 92-летнему астроному Дадли Боузу «необходимо еще 8 лет непрерывной работы хотя бы за скудное университетское жалование, чтобы получить полную страховку «Оживление и омоложение». А это недешево… Да и, надо признаться, «резервные копии» на дисках «сознания» как правило не содержат памяти омоложенных в новом теле… «Обновленные» 18-летние парни (ну не на 5 же лет всего омоложаться!) возвращаются к своим 60-летним женам, и наоборот. Некоторые прибегают к редактированию памяти… «Восстановление» «резервных копий», как уже было отмечено, делают в результате страховки и по желанию «заработавшим», а также бесплатно погибшим при исполнении долга (возможно, и не застрахованным) и подобным…

Не знаю, зачем автору понадобилось описывать прошлое — текущее, «несколько дней из жизни…» героев – участников основных событий, ведь главного героя нет и, надо сказать, несмотря на великолепный слог, логичность, «мудрость», мастерство бытовых описаний, целых 300 первых страниц, да почти всей книги, скажем так, — вялотекущее несколько утомительное описание жизни и работы героев… … Хорошо еще что все повествование проходит не только и не столько на Земле, сколько на терраформированных планетах Содружества (расположенного в почти сферическом пространстве с Землей в центре).

Но Содружество – это не только человеческие расы, или не только в Содружестве живут в согласии. «Люди уже встретились с несколькими расами разумных чужаков, и все они оказались «неопасными»…

Космические пассажирские перелеты на Марс, Меркурий и другие планеты Земной Солнечной системы стали обыденностью. Да что говорить «перелет между мирами», звездными системами, переезд на поезде, да даже ПЕШИЙ переход, в отличие от 2-хмесячного перелета в обычном пространстве на Марс, занимают от минут, часов до нескольких дней благодаря этим самым «червоточинам». Любителям фантастики этот термин давно знаком. Казалось бы, почему не сделать ту же червоточину к Марсу, другим планетами Земной Солнечной системы? Но видимо чрезвычайно дорого «строительство червоточин» или чревато неточностью перемещения…

«Доминирующее влияние правого религиозного крыла в нескольких последних администрациях привело к тому, что США свернули работы по генетике, основанные на исследованиях стволовых клеток…тогда как в Брюсселе продолжили поддержку биогенетических изысканий и добились значительных успехов… Космос и Жизнь – два основных направления жизни «западных групп человечества». Про «восточные» ничего не сказано… Перепрофилирование на клеточном уровне (считалось косметической процедурой для бедных и тщеславных) для изменения внешнего вида (включая вес), в том числе во избежание правосудия…Стандартные общедоступные наборы клеточного перепрофилирования способны не только в короткий срок «высосать» жир, убрать складки кожи, ОС-татуировки, но и, с помощью комплектов глубокого проникновения, уменьшить кости. Клетки дополнительной памяти, системные вставки и прочие имплантаты…

Скорее всего, все люди используют эл-дворецких (неудачный, на мой взгляд, перевод термина имплантированных в виде органических ОС-татуировок персональных компьютеров-коммуникаторов-консультантов с голосовыми обращениями и ответами, выполняющих почти все немеханические действия, задания).

Заросли циномели, темно-лиловая кора деревьев на Гралмонде, «устаревшие» железнодорожные поезда с энергией сверхпроводниковых батарей, термоядерных реакторов и даже дизельных двигателей (для местных перевозок), солнечные батареи, землю на некоторых планетах дают бесплатно (кроме коммерческой на побережьях «для пляжных домиков для богачей», конечно), однако есть и многоквартирные дома, популярные дома из сухих кораллов – растений, впервые обнаруженных на Мечерии, покрывающих или даже формирующих строение весь многолетний срок своей жизни и после…, рабочие и технороботы, манипулятороботы, домашние слуги-роботы, модифицированные насекомые для слежки, активируемая броня силового поля «силовиков», разрешения на использование индивидуальных ионных шоковых пистолетов, редкое использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания – использование автомобилей на сверхпроводниковых батареях. Гиперглайдеры. Полностью автоматизированные (кроме управляющего) отели…с аппаратами автоматической доставки… Полуорганические влагоулавливающие листы, снабжающие водой удаленные от центра дома… Термопакеты (с шампанским!)… Полуорганические пробки бутылок, очищающие набранную … из луж.. воду для питья и охлаждающие ее… Визуальные вставки для инфракрасного видения… Сворачивающиеся (наверное, по голосовому) приказу туристические палатки… Использование утроб-резервуаров для вынашивания детей наряду с естественным…

Несмотря на использование утроб-резервуаров уровень рождаемости на Земле снижается год от года…

Давненько я не читал романов с таким подробным «качественным» описанием гаджетов и прочих goods будущего.., а также космических объектов, природных явлений, разумных и иных существ (животных), растений и предметов инопланетной жизни, автора с такой «научной» фантазией и воображением. Тот же похожий на морского льва или котика инопланетянин Точи,…замечательный персонаж… А райель Кватукс…

Из разговора Адама Элвина с руководителем ячейки Межзвездной социалистической партии следует, что, когда возникает избыток продовольствия… торговцы сырьем теряют прибыль в конкуренции, …и тогда зерно поездами ККТ через нуль-переходы по рельсам в межзвездном пространстве… сбрасывается в космос… «Причем зерно – это лишь ничтожная часть злоупотреблений, происходящих благодаря капиталистической рыночной экономике». В романе вообще много социалистических идей (революция, буржуи, справедливость и равенство)…

Земные доллары по-прежнему принимают без возражений в большинстве миров…

В Токате, столице Велайнеса, некоторые здания «в стиле поздней русской империи» (интересно, что за стиль).

Несколько «старомодным», «архаичным», неестественным выглядит существование в 24 веке – упоминание сегодняшних компаний – марок используемых машин «Тойота», «Форд Саммер», «БМВ Рейнджровер», «Крайслер»…правда оснащенных голосовыми командами, наряду с ручным приводом. Неужто 400 лет все еще будут существовать их производители? Может и реклама… Не стоило бы вообще упоминать торговые марки и модели….Ни к чему это…

Основные планеты, персонажи и организации:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Великие Семейства, Межзвездные Династии, Совет Внешней Защиты Содружества.

Уилсон Кайм – некогда капитан-пилот пассажирских межпланетарных перевозок, в последнее время председатель правления «Фарндейл Инжиниринг», назначенный капитаном «Второго шанса».

Паула Мио – главный следователь Межзвездного управления расследований особо тяжких преступлений (Рафаэль Колумбия, член Совета Внешней Защиты Содружества), участвует, в частности, на протяжении 20 лет (из всего 134 лет) в поимке Адама Элвина.

Найджел Шелдон – представитель одного из богатейших и влиятельнейших семейств, ученый, сконструировавший вместе с Оззи Айзексом генератор червоточин, член Совета Внешней Защиты Содружества. Омолаживался каждые 15 лет. «Возненавидел самонадеянность богатеньких сынков еще со времен учебы в колледже – так же как и политиков». Президент или финансовый директор ККТ.

Оззи Фернандес Айзекс – талантливый (гениальный) ученый, участник конструирования генератора червоточин, некогда чудак, мальчишка-спортсмен с несколько увеличенным самолюбием, мечтатель забраться подальше и увидеть, какие чудеса таит в себе Галактика, мизантроп, гуру альтернативного образа жизни (женщин, наркотики, жизнь в телах льва, орла, дельфина после омоложения и …даже обратил воду в вино..впрочем, много легенд о нем сложилось), участник создания РИ,… нелегитимный участник заседаний Совета Внешней Защиты Содружества.

Дадли Боуз — 92 лет второй жизни ученый, живущий на Гралмонде (окраине Содружества в 240 световых лет от Земли, последней заселенной планеты второй зоны космоса), обнаруживший МГНОВЕННОЕ «окутывание» завесой (непроницаемым полем) звездной системы Альфы и Беты Дайсона, названных в честь Фримена Дайсона, который еще «в 21 веке выдвинул гипотезу, согласно которой артефакты технологически продвинутой цивилизации способны полностью «окутать» свое солнце с целью использования всей его энергии», в дальнейшем напросившийся «на свою голову» участник экспедиции «Второго Шанса»…

Брэдли Йоханссон – руководитель террористической группы Хранителей Личности, «харизматичный безумец», некогда первый директор Института исследования «Марии Селесты».

Адам Элвин – начальник снабжения террористической группы Хранителей Личности, некогда руководитель экстремистской группы Межзвездной социалистической партии, исполком которой отрекся от него и его группы после провала диверсии на Абадане, участником или руководителем которой он являлся, в результате которой погибло четыреста человек…, покупает и поставляет оружие террористической группе Брэдли Йоханссона…

Хранители Личности – 7 кланов, движение, террористическая группа на Дальней, считающая, что Звездный Странник с аварийно приземлившегося, а ныне разрушенного, покинутого и пустого (Хранители думают, что Звездный Странник выжил, был разбужен Брэдли Йохансоном и поработил его, «поджег солнце Дальней», чтобы привлечь доверчивых людей, «странствует среди людей и сеет зло») на Дальней корабля «чужаков» «Мария Селеста» (ну вот как название может быть земным?!) тайно нашептывает в уши власть имущих, раздавая лживые обещания, лоббирует, подкупает (имеет иное влияние) чиновников правительства и (или) руководителей и служащих ККТ, чтобы рано или поздно поработить Землю, состоящая….из членов, совершающих вооруженные нападения, …имеющая покровителей среди обладающих богатством и властью… А вот сильфены не поддались на лживые слова Звездного Странника, а, напротив, «расколдовали» Брэдли Йохансона… В частности, выступали против отправки «Второго шанса» к «Паре Дайсона».

ККТ («Космический Компрессионный Транспорт») – едва ли не единственная, самая большая, влиятельная компания, осваивающая в частности и заселяющая планеты зон космоса, во время событий только начала заселение планет 3-й зоны…Монтирует (создает, строит) «червоточины», оборудование, обслуживает перелеты, переезды через «переходы»… Да, в общем-то, и «правит»…

Высокий Ангел – звездная система, около главной планеты которой Икланайза нашли темный каменный осколок длиной шестьдесят три километра и шириной двадцать километров, оказавшийся огромным космическим кораблем, на котором в куполах (один с названием Звезда Москвы) на 12 каменных стержнях (внутри стержней, в частности лифты), являющихся помещениями для жизни, размещались представителей различных рас, помещенные туда, судя по всему, по доброй воле, с целью изучения… Высочайшие технологии… Надо сказать, представитель Высокого Ангела предстал перед землянами, посетившими Высокий Ангел с целью получения информации о явлении-событии окутывания на «Паре Дайсона» (непонятно, почему люди не спросили Высокий Ангел о существовании Звездного Странника??!, да и у РИ можно было спросить), в человеческом облике…»…почему вы собираете информацию о …различных расах»? « А почему вы тратите так много времени на споры о сексе, политике и религии?»…». «В вашем прошлом я видел народы, возводившие жестоких тиранов в сан святых..».

Августа – планета в системе Регула, расположенная в 70 световых годах от Земли, открытая ККТ, вошедшая в Большую Дюжину, на которую в связи с законодательством об окружающей среде было вывезены все производственные мощности ККТ.

Аншан – планета на самом краю второй зоны космоса (217 световых лет от Земли), база разведывательного подразделения для освоения третьей зоны, место постройки «Второго шанса».

Унисфера (киберсфера) – по всей видимости, термин всемирной (межзвездной) всеобщей информационно-коммуникационной сети.

РИ – Развивающийся Интеллект, искусственный интеллект межзвездного масштаба, «электронный» участник заседаний Совета Внешней Защиты Содружества

СИ – забыл, что такое, но типа личный персональный информатор человека, корабля…

Большая Дюжина Планет (Верона – основная станция-планета 2-й зоны) – индустриальные миры, находящиеся на границе 1-й зоны космоса, удаленные от Солнца приблизительно на 100 световых лет.

Странная могущественная раса сильфенов, развивающаяся без использования машин, в единении с природой, о которых ходят слухи, что они «знают тропы» в другие миры, на другие планеты … без всякого использования червоточин… «Бродячие мистики»… ККТ обнаружила их на Сильверглейде, планете с диаметром, превышающим земной в 3 раза, но с силой тяжестью 89% земной… Изучение озорных сильфенов и местной флоры и фауны выявило десятки различных типов ДНК, «импортированных» из разных миров, существующих в мирном согласии между собой… Сильфенами запрещалось все, что было создано после викторианской эпохи… Двуногие существа, выше, чем люди, с тонкими руками и ногами, странно округлым туловищем и с головами пропорционально больше людских, с плоскими лицами, большими кошачьими глаза над тонким носом… (как Маленькие пушистики Б. Г. Пайпера).

Ну и, наконец, в двух словах, не раскрывая сюжет. На заседании Совет Внешней Защиты Содружества по поводу «окутывания» «Пары Дайсона» в результате острой полемики, ЗАЧЕМ БАРЬЕР (защита существ «Пары Дайсона» от кого-то или возведение кем-то защиты от существ «Пары Дайсона») И ЧТО ДЕЛАТЬ, все-таки принято недешевое решение строить корабль, названный впоследствии «Вторым Шансом», и лететь к «Паре Дайсона». Отрицательный ответ сильфенов на вопрос о явлении на «Паре Дайсона». Полет к «Паре Дайсона»… Страшное открытие, трагедия, возвращение… Учреждение совета защиты, потом флота… Несколько весьма остросюжетных линий криминальных расследований убийств и террористических актов… Будет ли атака праймов, уцелеет ли Содружество, чем закончится одиссея Оззи …читайте с удовольствием…

Не очень понравилась новелла-эпизод с подготовкой и налетом Хранителей Личности на Дальней. Скорее всего, автор плохо относится к шотландцам (килты)… Ну или дружески подшучивает. Уж больно нарочито смешно выглядит войско исключительно из бойцов с такими именами (Макфостеры, Маккратц, Макноваки, Маконна, Макмиксоны и пр.)… что нельзя сказать о результатах налета… Да и атака на шарлеманях (инопланетных существах вида лошадей) в стиле вестерна как-то неуместна… предсказуемо трагична…

Мне понравился диалог Оззи Айзекса с РИ, в котором последний на предложение самому РИ построить корабль сказал: «Мы давно перестали быть вашими слугами… Наши отношения построены на партнерстве и доверии». В разговоре с РИ Оззи сказал, что его знакомый рассказывал еаму о том, как он жил с сильфенами, посещал планеты за сотни световых лет буквально за 1 день, был на берегу планеты, освещаемой ядром Галактики, что тела известных им сильфенов – это всего лишь хризалиды, куколки, а настоящие взрослые особи обитают где-то в Галактике в виде коллекции мыслей, без материальных тел… И что Оззи .. отправится поискать сообщество взрослых сильфенов, чтобы спросить их, что за заварушка произошла на «Паре Дайсона»…

И они пошли по первой найденной тропе и без всяких ориентиров…Мне очень понравилась новелла-эпизод-глава невероятно тяжелого, трудного, драматичного, поэтичного, философского фэнтази-квест-путешествия Оззи с подростком Орионом, потерявшим родителей на тропах сильфенов…

Очень понравилась новелла-сюжет о Ледяной, в частности охота сильфенов на Ледовых китов…

Не понравилось… пусть и немного, но упоминание «звездно-полосатого». «…гениальный продукт технологии, произведенный в Америке. У европейцев уж точно не было ничего, что по уровню сложности хоть отдаленно напоминало бы великолепный генератор «Улисса».

Поэтичен эпизод встречи Казимира Макфостера и Джастины, ну а как же без этого…

Понравилась новелла-эпизод с атакой «Мстителей Аламо», трех суперроботов в стиле автоботов, которые в состоянии разнести планету,… на верфь строительства «Второго шанса»…

С интересом прочитал главу о возникновении и развитии цивилизации (-ий) праймов в звездной системе «Пары Дайсона», хотя и испытывал большую неприязнь, брезгливость, разочарование (не знаю, какие еще негативные чувства, эмоции). Мне кажется это ошибка автора. Не верится (не хочется верить) в неисповедимые пути Создателя или естественность эволюции расы с такими… примитивными «одноклеточными» целями…

Сюжет (-ы) параллельно-последовательные с экскурсами в прошлое… Несколько интимных сцен-эпизодов и… высказываний 18+…

Путь Оззи на Ледяную планету напомнил Симмонса «Террор»…

Железнодорожные и пешие «переходы» червоточин немного напомнили «Звездные врата»…

Некоторые мысли и страницы ассоциировались с «Засеянными звездами» Блиша…

Любителям жанра читать однозначно.

Да. Совсем забыл.. Роман явно не окончен. Во всяком случае, меня очень интересует, куда свалился Оззи, и как-то оборван сюжет с праймами – что-же будет дальше. Очень интригует. Поэтому продолжение однозначно покупать и читать.

Все-таки для меня на 8 не дотягивает, уж очень много описаний, разговоров, политических интриг и мало экшена – всего последние 70 страниц. 7,9…

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх