Филип Фармер «Растиньяк-дьявол»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эта длинная повесть напрямую связана с романом «Грех межзвездный» («Любовники»), поскольку ее герой Жан-Жак Растиньяк — это будущий отец Жанетты, той самой несчастной «лэйлиты», которая гибнет от любви к землянину Ярроу. Здесь речь идет о наследовании внешнего облика, что достигается благодаря «покровам», живым организмам, которых добровольно носят на себе жители планеты Новая Галлия. Именно «покровы» сводят жителей друг с другом и наказывают строптивых за плохое поведение буквальными «угрызениями».
Повесть богата по мысли, в ней, в противовес теории Ганди, философски оправдывается насилие, направленное на преодоление психологической обусловленности, ведущей к порабощению людей «покровами». Но вездесущее чувство юмора, которое у Фармера проклевывается даже в самых серьезных пассажах, в Растиньяке-Дьяволе подставляет автору ножку. Повесть вырождается в сатирический фарс: «древний секрет» неумеренности в возлияниях надежно защищает людей от «покровов», очевидным образом пародируется детектив-оккультист Жюль де Гранден, дитя пера Сибьюри Куинна, причем священник отец Жюль то и дело поминает нечистую силу, — и серьезное прочтение повести становится невозможным.
Входит в:
— цикл «Церкводарство»
— журнал «Fantastic Universe, May 1954», 1954 г.
— сборник «The Celestial Blueprint and Other Stories», 1962 г.
— сборник «The Cache», 1981 г.
— антологию «Strangers No More», 2017 г.
- /языки:
- русский (2), английский (6)
- /тип:
- книги (6), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- И. Зивьева (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 17 сентября 2021 г.
Идея повести и описанные элементы очень интересны и оригинальны, а философские идеи мирустройства вызывают даже восхищение. Однако текст и сюжет оставляют желать лучшего: нудно, медленно, повествовательно, без огонька интриг и приключений, без дискуссий и споров, столкновения идей и поступков... Только ради имени автора для знакомства со всеми элементами его творчества.
MINISTER X, 17 апреля 2015 г.
Маленькая повесть о противоборстве существ суши и моря, вовлеченных в борьбу за выживание на планете, по описаним похожей на Землю, но, тем не менее, земляне там гости. Сложная система кражи и подмены новорожденных разными видами этих существ-аборигенов и землян, чужда людям. Но как фантастический элемент очень даже оригинальна. А наличие/отсутствие у каждого существа собственной Кожи (а я уже на второй странице прочитал «...у Растинька не было Кожи...») вообще замечательна как показатель влияния на желания и страхи «человека» извне...
Не понравилось какое-то очень навязчивое прославление Церкви как института (при этом вопрос веры вообще никак не поднят). Не понравилось уж слишком стремительное развитие событий (шайка шайкой, но как-то уж слишком быстро и ловко, трах-бах — госпереворот со всеми вытекающими, кровавой резней, предательствами и прочими незатейливыми атрибутами. И это притом, что его сделали мимоходом, имея по сути совсем другие задачи)
А в общем, повесть про нас (людей, в смысле). И актуальна она до сих пор, как это ни грустно...
GBV, 26 февраля 2013 г.
Повесть не так уж и сильно связана с этим условным циклом, в ней лишь показана теоретическая возможность для незаурядного героя, Жан-Жака Растиньяка, отправиться на Оздву и стать предком главной женской героини (хм, делает ли родственниками различных существ простое наследование внешнего вида?), в остальном полностью самостоятельное произведение, со своими идеями и тематикой.
И уж идейной начинки автор не жалел, читателя поджидает множество смелых и оригинальных идей, так характерных для раннего творчества Фармера (чего стоит роль священников в описанном социуме, или легализированные подполье и побеги из тюрьмы). Любовь автора к необычным организмам и биосферам и здесь проявляется: несколько разумных видов на одной планете, уживающиеся вместе при помощи довольно экзотических методов; биологическая цивилизация; Кожи, предотвращающие проявления насилия у носящих их и объединённые во всепланетные сети, которые ещё и конкурируют между собой. Конечно, буйство фантазии в этой слишком ранней и небольшой работе Фармера не сказывается положительно на целостности повествования, и тем более на глубину проработки идей, по моему, достойно раскрыта лишь роль насилия в развитии человеческой (и не только) цивилизации. И не очень понравилось, как завёрнута концовка, почему автор не захотел поставить точку в этом этапе жизненного пути Растиньяка?
Если отвлечься от наличия сюжетного винегрета и общей незавершённости — интересное, пожалуй даже экспериментальное произведение от тогда ещё неизвестного писателя, ставшего позже одним из наиболее оригинальных и дерзких писателей-фантастов.