fantlab ru

Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов «Механизм Времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Оценок:
613
Моя оценка:
-

подробнее

,

Механизм Времени

Роман, год; роман-эпопея «Алюмен»

Аннотация:

Это было время Фарадея, Ома, Эрстеда и Вольта – мужей науки, еще не ставших единицами измерения. Это было время Калиостро, Сен-Жермена, Юнга-Молчаливого и Элифаса Леви – магов и шарлатанов, прославленных и безвестных. Ракеты Конгрева падали на Копенгаген, Европа помнила железную руку Наполеона, прятался в тени запрещенный орден иллюминатов; в Китае назревала Опиумная война. В далеком будущем тихо булькал лабиринт-лаборатория, решая судьбу человечества: от троглодитов до метаморфов. И крутились шестеренки Механизма Времени – двойной спирали веков. Мистика против науки – кто кого?

© Ozon.ru

В произведение входит:


  • Увертюра
  • Штурм Эльсинора
7.99 (192)
-
7 отз.
  • Механизм Времени

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— роман-эпопею «Алюмен»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 345

Активный словарный запас: невероятно высокий (3675 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Странник, 2009 // Блистательная стилистика

номинант
Странник, 2009 // Образ Будущего


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Алюмен. Книга 1. Механизм Времени
2009 г.
Алюмен
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что тандем в этот раз выбрал для литературного эксперимента очень «вкусный» период времени. Основное действие развивается в 1832 году, часто обращаясь к воспоминаниям, дневникам, рабочим заметкам и т.п. более ранних лет. География событий невероятно протяженна — от королевства Датского, до островов Рюкю и Окинава. Под пристальным вниманием — ученые, толкающие науку и общество к прогрессу. Круговерть имен, знакомых еще со школьной скамьи — и Кювье, и Фурье, и Лавуазье... Робко заглядывает нескладный поэт Ханс Христиан, прислушивается к звукам песенки «Ах, мой милый Андерсен» и отзвукам боев на парижских баррикадах. Загадочно и печально улыбается из тени человек-вне-времени, зато с множеством имен — Филон, Эминент, барон фон Книгге, второй человек у братьев алюмбрадов. Как, вы не знаете, кто такие алюмбрады? Это же набившие оскомину иллюминаты, тайный орден, ветвь масонства... Причем здесь это? Может и не причем, только кто-то зачем-то устраняет выдающихся ученых, способных вывести науку на качественно новый уровень. Кто-то нападает на туристскую достопримечательность Дании, замок Эльсинор. Да-да, на тот самый. А калейдоскоп кружит все быстрее, герои переживают «осколки жизни» совершенно незнакомых людей, порой трудно понять, что же происходит. Авторы выписывают картину щедрыми и сочными мазками, начиная с разных углов холста; где-то они лишь намечают цвет, а где-то прорабатывают мельчайшие элементы. «Механизм Времени» оставил впечатление чего-то огромного, масштабного и детального, словно работы Леонардо, Тициана, Ренуара и Делакруа свели вместе на гобелене королевы Матильды. По композиционному построению роман напоминает «Ойкумену», тот же размах, та же неторопливость.

Что характерно, в романе нет четко выраженного антагониста. Есть неприятные личности, есть, напротив, — очень приятные, но четкой биполярностью тут и не пахнет. Для работ Олди вообще характерен такой подход — есть разные люди с разными устремлениями, ценностями и намерениями. Когда эти устремления сталкиваются, возникает конфликт, но для его улаживания не нужно сравнивать с землей Черный замок. Можно договориться, могут измениться обстоятельства, то есть нет схематичности, присущей многими и многим фэнтези-фантастическим произведениям. БОльшая выриативность придает бОльшую жизненность.

Отличает же «АЛЮМЕН» обилие интриг и острота сюжета. Бои сменяются погонями, схватки на ножах — светскими приемами, лаборатории — аллеями кладбища Монпарнас, хижина в лесах острова Утина — кухней Александра Дюма... Никогда не догадаешься, что же ждет героев в следующий миг.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

(отзыв написан для Литреса и чуть дополнен)

Странный отзывы все же пишут некоторые люди ... Или мы читали разные книги? Кто-то говорит о «спутанном потоке сознания» – я же вижу четкое акцентированное повествование в духе «Олы» или «Дезертира», украшенное отступлениями для придания большей плотности и весомости. Кто-то говорит о тяжеловесности – я же вижу яркий, насыщенный, небанальный стиль, в котором авторы узнаются по первой строчке. А еще я вижу второе, третье и n-ное перечитывании, каждое их которых раскроет что-то новое в книге. И сама нитка сюжета уже будет не так важна – главным будет КАК и о ЧЕМ написано.

Возвращаясь же конкретно к «Алюмену» – умная и красивая книга. Книга про науку и чудеса, про химеру «материалистичекого мировоззрения» и безумие фанатизма. Книга про историю и те чудеса, что творит с ней жизнь. Да просто хорошая книга про наш с вами мир, который не так прост, как хотелось бы, но и не так уж сложен, как порой кажется.

Но главное – это лишь первая треть романа, так что «ждем продолжения» :) Благо «Механизм пространства» уже написан и вроде отредактирован, а «Механизм жизни» написан, но только ждет горнила редактуры от своих трех придирчивых авторов.

PS. Насчет же «сплагиачено» — такие утверждения говорят лишь об ограниченности «книгозора» автора высказывания, не в обиду кому-либо будет сказано, уж извините. Не Бушков первый придумал этот прием — «криптоистория». До, помимо и кроме и него, и Олдей, и Валентинова достаточно писателей (как в наших палестинах (с ходу вспоминается «секретный агент» ;) Гумилев от Лазарчука и Успенского), так и за рубежом — тот же Стивенсон или Киз) использующих подобные приемы вольного обращения с историей. И следуют они по большому счету принципу, сформулированному еще Александром Дюма (хотя и не он скорее всего был первым) — «История – это гвоздь, на который я вешаю свои романы. С ней можно позволить любые вольности при условии, что сделаешь ей ребёнка.» Но это всего лишь прием, а вот ради чего и как он используется — это уже другой вопрос. И именно исходя из ответа на него я читаю и люблю Олдей и Валентинова, а не Бушкова :)

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недавно побывала на концерте органной музыки, и мне сразу пришло в голову, что именно она идеально подходит для описания данного произведения. В органной музыке нет основной темы, она как кружева сплетает звуки, оставаясь неуловимой и невоспроизводимой. Так и с романом «Механизм времени»: идет повествование, но так трудно уловить суть, а тем более пересказать, о чем читаешь. Нет, конечно, тут есть совершенно внятная история, рассказанная нам без всяких секретов — история азиатской телохранительницы, но это лишь одна нить во множестве других, которые остаются загадочными и как бы недораскрытыми. Однако это нисколько не портит романа, скорее, придают ему своеобразие. Иногда задаешь себе вопрос: повторяются ли когда-нибудь Олди? В каждом романе необычные идеи, нигде не читанные и не виданные. В каждом совершенно необычное построение сюжета. В каждом бездна интеллекта, когда понимаешь, что тебе есть куда расти и что изучать. А здесь еще и столько известных имен, многие из которых стали героями книги, хотя и второстепенными. И столько музыки! Наверно, нет ни одного отрывка, где не звучала бы какая-нибудь песня или мелодия. И это в романе о научных открытиях. Такое удивительное переплетение удивляет и восхищает. Проникаешься, мыслью авторов, что наука — это тоже музыка, только написанная формулами, надо только уметь услышать. В целом книга, конечно, не для легкого развлекательного чтения. Но яркие характеры, интересные приключения, острые повороты не позволяют отнести ее и к исключительно интеллектуальной литературе. Сами авторы устами одного из героев сказали: «Люди хотят развлечений». Видимо, они уже очень хорошо изучили читателей и умеют сочетать развлечение и просвещение. Здорово, что такие авторы есть, а много таких, наверно, и не может быть.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если сравнивать Алюмен с музыкой, то получается классическая опера-буфф, с ее интригами, юмором и способностью героев выпутываться из любых ситуаций. Наличие таинственных незнакомцев, еще более таинственных свойств у главных героев лишь усиливают сравнение.

Что особенно понравилось в данной книге — наличие огромного количества известных исторических персонажей: братья Эрстед, Андерсен, Дюма, Гаусс, французские революционеры и роялисты, которые мастерски вписаны в искрящийся, как фейерверк сюжет.

Описать это невозможно — это можно только прочесть самому и восхититься гением соавторов.

PS: отдельное спасибо авторам за практически готовый саундтрек в исполнении князя Волмонтовича.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не увидел собственно фантастики! Да и к чему она тут? Прекрасный исторический авантюризм! Просто приключенческий роман. Конечно, не в духе родного нашего соцреализма. Скучного и неинтересного. Да и как иначе можно писать про то время? По-моему только так! Молодцы авторы! Все есть, и приключения, и реалии, и мистика, и наука... А кто тогда их разделял? И как здорово окунуться с головой в то время когда, действительно, Эрстед еще не был «единицей напряженности магнитного поля«! Отдельное спасибо авторам за Галуа и Андерсена! Да и все остальные персонажи так живо «выписаны«! Отличная книга!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я безумно люблю Олди, я очень уважаю Валентинова, может быть поэтому необъективна.Хотя какая может быть объективность в литературе))).Читая книги этих авторов, я испытываю наслаждение почти физическое.Все в вышей мере превосходно!!!!!!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Присоединяюсь к положительным отзывам! Признаться, когда читал интервью Валентинова и Олдей о планах в отношении «Алюмена», сильно сомневался, что авторам удастся воплотить все в реальности, но первая книга внушает оптимизм. К ней претензий нет, поэтому десятка. Ждем вторую и третью!!!

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давным-давно, в 19 веке, когда не было еще электрического освещения и телевидения, самолетов и автомобилей, а самым удивительным средством передвижения был воздушный шар, жил знаменитый физик Ханс Христиан Эрстед. Жил и работал во имя прогресса науки и человечества, внося свой вклад, чтобы все эти технические новшества появились и сделали человеческую жизнь лучше.

Давным-давно, в 19 веке, когда не было еще концлагерей и атомных бомб, электрических стульев и газовых камер, а самым страшным орудием была гильотина, жил мистик Адольф фон Книгге, он же Филон, он же Эминент. Жил вопреки всему и боролся за то, чтобы газовые камеры и электрические стулья никогда не появились в истории человечества.

Давным-давно, в 19 веке, когда еще не было ни научного коммунизма, ни национал-социализма, ни даже идей чучхе, когда еще не родились Махатма Ганди и Че Гевара. а самым прогрессивным мыслителем был Сен Симон, жил и боролся по мере сил за счастье человечества и за свободу Огюст Шевалье.

Так можно было бы начать эту историю — историю борьбы науки и магии, историю, полную тайн, приключений и чудес.

Эта книга похожа на некую загадочную игру, доской для которой служит весь земной шар — от Европы до Китая. Авторы уверенно выставляют на это поле фигуры и пешки, и те начинают действовать, перемещаться по причудливым траекториям, помогать друг другу и убирать друг друга с доски. Замысел, действительно, масштабнейший. Хитросплетения сюжета запутаны донельзя и книга выглядит очень увлекательной.

Роман требует от читателя немало терпения, внимательности и даже некой подготовки. В числе действующих лиц — десятки реальных политиков, ученых, писателей; литературные персонажи других авторов. Чтобы разобраться кто есть кто, вам придется приложить немало усилий. С другой стороны, такое узнавание иной раз несколько мешает всерьез сопереживать главным героям. И мне, например, больше запомнился Огюст Шевалье. С другой стороны, очень хороши эпизодические персонажи — от короля Дании до простого солдата-ветерана.

Фирменный стиль авторов хорошо узнаваем: «ни слова в простоте». И льется, льется, льется бесконечный поток, предложения сплетаются в хитрые и затейливые узоры, текст насыщен стихами. Иной раз это оказывается к месту и производит просто-таки завораживающее действие на читателя, иной раз авторы, на мой взгляд, перегибают палку и красивыми словесами сбивают читателя с настроя.

Сюжет романа действительно увлекателен и насыщен событиями. Предсказать его дальнейшие повороты очень непросто. Хотя есть и в нем определенные изъяны. Так, штурм замка Эльсинор, при всей красоте и образности его описания, выглядит просто по-дурацки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пара десятков нанятых молодчиков справилась бы с этой задачей куда лучше, чем толпа мертвецов

И все же роман производит сильное впечатление. Олди в последнее время, кажется, решили доказать, что им под силу создавать шедевры в любом жанре — от космооперы до конспирологического триллера. И, на мой взгляд, у них получается. Буду с нетерпением ждать продолжения этого увлекательного произведения.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценка высокая. Во-первых, авторы здорово потрудились над историческими реалиями (воображаю, сколько нужно было перелопатить материала!) и мир получился живым и убедительным. Во-вторых, я даже не ожидал, что кто-то может написать хорошую фантастику с участием Галуа и Ко. Я думал, почти никто его и не помнит. Молодцы! В-третьих, образ князя Волмонтовича (І штандар з «Пагоняй» кліча ў паход) — это ОООО!!! Только за это я повысил бы балл, если б оно было нужно. Есть и еще плюсы: великолепный язык, интересные факты, энциклопедические знания, интригующий сюжет... А как смачно Дюма прописан! А какой жуткий пес-призрак!! А какой замечательный в Дании король!!! Гениально.

А какую проблему авторы подняли! Из разряда вечных вопросов: научная этика, пути развития цивилизации. Кстати, некоторые детали книги натолкнули на мысль о том, что описываемый мир — альтернативен нашему, причем точка расхождения — как раз описываемое время. Почитаю остальные две книги — буду знать точнее.

Есть у книги и минусы. Это и неровное повествование (соавторство сказывается; я точно так же «Рубеж» с трудом читал — уж очень манера письма там разнилась, приходилось перестраиваться), и объем — ведь это все ж часть романа, а не самостоятельное произведение. Впрочем, возможно, не все то минусы, что мне кажется. Прочитал с удовольствием и обязательно буду читать и оставшиеся две книги.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

К концу книги становится ясно, что частей будет три :) Авторы понасобирали образов и идей и теперь будут их переносить на бумагу. Жду с нетерпением.

Также совершенно ясно, что, прежде чем начать писать, авторы продумали сюжет с начала до конца, и нам не грозит тянучка из лишних сюжетных поворотов. Собственно, это стиль Олдей, они сами об этом когда-то писали: не начинаем роман, пока не знаем, чем он закончится. Искренне надеюсь, что финал не будет таким спутанным и непонятным, как в «Тирмене», и таким банальным, как в «Ойкумене».

Не бросайте читать, если первые главы покажутся скучными — дальше будет лучше, это авторы «ручку расписывали». А уж главы, где присутствует часть повести, «написанная самим Дюма» — чудо техники подражания! Вообще, язык книги достаточно неровный. Кто не привык к виражам наших мэтров — того может стошнить.

Не ждите от книги философских откровений, это опять книга об исключительных людях и силе их характеров.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Олди в очередной раз показали класс. Как всегда присутствует прекрасный русский литературный язык, а за кажущейся легкостью и ироничностью повествования скрывается серьезное произведение, поднимающее весьма непростые темы. Может ли кто-то брать на себя смелость решать своевременно то или иное открытие? Допустимо ли при помощи малой жертвы избежать жертв бОльших?

Прекрасно прописана вставная история китайской девушки, по стилю чем-то напомнившая блестящие новеллы Акутагавы. Месть – оружие коварное и может хорошенько приложить тебя самого. Не плюй в колодец, вылетит — не поймаешь. А печальная судьба Исэ Набунаги – пример того, что пустое чванство и болезненное самолюбие до добра не доводят, особенно если в помощники ты призовешь силы, суть и природу которых ты не понимаешь.

«Парижскую» часть явно писал Валентинов. Уши «Дезертира» явно проглядывают. Лично я, читая последнюю треть книги вспомнил о нем моментально. Тот же стиль, та же манера, тот же Париж, если хотите.

А еще в некоторых моментах возникает легкий флер АБС. Что-то (или кто-то), с неведомой нам целью тормозящее научный прогресс, рукопись с отсутствующими страницами, где повествование начинается и обрывается на полуслове. Но это слегка.

А в целом — замечательная книга. Рекомендую всем, кому нравится неглупая фантастика, написанная хорошим языком. Тем, кому нравится глупая, рекомендую тоже, надо же когда-то развиваться?

Чисто личное — там где речь идет о Волмонтовиче — стоит перед глазами Г.Олдмен в образе молодого Дракулы. Возникло сразу же.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждую новую книгу давно любимых авторов берешь с радостным предвкушением и... небольшими опасениями — не исписались ли, продолжают ли также выского держать поднятую планку качества?

В случае с «Механизмом времени» опасения оказались излишни. Читая книгу, я ловил себя на том, что по ощущениям она напоминает мне «Ойкумену». Нет и жанр, и сюжет, время и место действия у этих трилогий совершенно различные... и, все же, есть у них что-то неуловимо общее...«флюиды», что ли.

Поначалу у меня возникли некоторые претензии к аннотации, ее размытости. Но чуть позже я понял, что в противном случае, спойлеров избежать не удалось, а это только бы испортило удовольствие от постепенного «раскрытия глаз» на происходящее.

Похоже, мода на исторические детективы с конспирологическим уклоном не минула и Олди с Валентиновым. Писатели решили дать мастер-класс на ниве этого жанра. «Алюмен» — это авантюрно-приключенчески роман, действие которого происходит в первой половине 19 века. Тайные общества, интриги, сражения, погони, научные исследования и мистика, а также столь любимые Валентиновым криптоисторические «фишки». Прибавляем сюда обширную географию — Дания, Франция, Китай. (И как мне кажется это не предел, и в следующих книгах обязательно будет, как минимум, либо Россия, либо Польша.) Дополнительный плюс романа — колоритные, детально выписанные персонажи «второго плана». Андерсен, Дюма, король Дании — каждый достоен какого-нибудь книжного «Оскара» «лучшему герою второго плана», если бы таковой вручался.

В общем, все вышесказанное сделать вывод, что «замах» трилогии вышел на «полновесный рубль». Как и положено первой книге трилогии, сюжет «Механизма времени» содержит больше загадок, чем ответов и загадки эти, ой как интересны. Жду продолжения.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читалось медленно и тяжело: текст настолько насыщен информацией, что приходилось делать перерывы на осмысление и усвоение прочитанного. Но оно того стоило. Стиль, язык, сюжет, детали — об этом уже было сказано, не буду повторяться. Как всегда у этих авторов — на высоте. Однако, как ни неожиданны всегда Олди — такого я всё же не ожидала.

Пока очень много вопросов без ответов. Что ж — будем ждать продолжения в надежде, что все ниточки свяжутся.

Пока впечатления сумбурные — требуется перечитывать, и не один раз.

Но одно ясно — это вещь!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классная книга, читал с удовольствием. Если честно, ранее не сталкивался с подобным направлением в жанре фантастики, может, где-то было похожее, если нет, то задумка здоровская! Сплетение реальных исторических персонажей с событиями прошлого, которых на самом деле не было (может быть :wink:), приправленное мистикой — это смотрится. Очень порадовало, что есть две противоборствующие стороны, которые не воюют в привычном понимании этого слова, и их противостояние происходит в другой плоскости. Что касается изложения, то мне кажется, что его необычность, когда повествование прыгает из одного времени в другое — иногда не сразу понимаешь, что читаешь о событиях до описываемых, — наоборот, придает своей изюминки роману. В общем, вперед на следующие книги!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дуэт Олди является одними из моих самых любимых авторов, творящих в жанре фентези и фантастики. Допускаю, что не всем их своеобразный стиль по душе. Тем не менее авторов отличает настоящий живой литературный язык, а не набор существительных, прилагательных и глаголов, которым отличается множество современных писателей. Да в книгах Олди герои не бегают за чужими с бластерами наперевес и не сокрушают галактики. Главное в их книгах — философская составляющая, облекаемая в форму фантастического допущения. Впечатляет, как и в других книгах Олди, потрясающе прописанный мир с множеством ярких деталей и с поистине энциклопедическими знаниями о сути описываемой проблемы или эпохи. Некоторые части книги несколько сложней для восприятия остальных, я думаю, из-за того, что она писалась в сооавторстве с Валентиновым. Интересно время и места действия в романе. Не избежал сравнения с «Ртутью» Нила Стивенсона, через которую так продраться и не смог, хотя в обоих произведениях описываются близкие по времени исторические отрезки и процесс становления науки. Очень умело авторы смогли вписать в произведение мистическую составляющую. При этом не улавливаешь в какой момент авторы от истории переходят к вымыслу. В «Механизме времени» очень много интересных персонажей. Некоторые главы читал постоянно обращаясь за справками в «Википедию». В общем книга не оставила равнодушным и откровенно заинтересовала. Прочитал на одном дыхании. Вообще идея романа — борьба старого и нового, магии и науки, прогресса и традиций, их взаимопроникновения авторам очень удалась. Не обошли Олди и стороной тему влияния конкретного человека на ход всеобщей мировой истории. В итоге я убедился, что не зрял ждал выхода всех частей романа, чтобы не отвлекаясь насладится всеми ими в совокупности. Авторы, БРАВО!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх