FantLab ru

Николай Гоголь «Страшная месть»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.86
Голосов:
1400
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 177
Аннотация:

Женился пан Данило на красавице Катерине, свадьбу сыграли. А вот дружбы с тестем не получилось, да и немудрено, ведь оказался он настоящим колдуном, жестоким, хитрым и беспощадным.

А вот и знакомые строки: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. ... Редкая птица долетит до середины Днепра! ...»

Входит в:

— антологию «Антология ужасов. Том 1», 1991 г.

— антологию «Русская готическая повесть ХIХ века», 2008 г.

— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.

— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.

— антологию «Семья вурдалака», 1993 г.

— антологию «Нежданные гости», 1994 г.

— антологию «Ярмарка колдовства», 1994 г.

— антологию «На сон грядущий (выпуск 2)», 1992 г.

— антологию «Русская фантастическая повесть», 2007 г.

— антологию «La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)», 1975 г.

— антологию «Литературные сказки народов мира. Том III. Сказки писателей России», 2002 г.

— антологию «Русская мистическая проза», 2012 г.

— антологию «Антологія українського жаху», 2000 г.

— антологию «Огняний змій», 2006 г.

— антологию «Страшное гадание», 2011 г.

— антологию «Страхи, ужасы, загадочные истории», 2013 г.

— антологию «Сказки русских писателей XVIII-XIX вв.», 2010 г.

— антологию «Таинственная проза», 2013 г.

— антологию «Страшное гаданье», 2014 г.

«Словесность. Тексты», 2004 г.


Экранизации:

«Страшная месть» 1913, Российская империя, реж: Владислав Старевич



Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1880 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 2
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 2
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 2
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Полное собрание сочинений в четырех томах
1900 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 1-2
1900 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в пяти томах
1902 г.
Иллюстрированное собрание сочинений в трех томах
1902 г.
Николай Васильевич Гоголь
1902 г.
Сочиненiя. Полное собранiе в одномъ томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1911 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в 8 томах. Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки
1912 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Н. В. Гоголь. Повести
1937 г.
Том 1. Ганц Кюхельгартен. Вечера на хуторе близ Диканьки
1940 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1944 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1947 г.
Избранные произведения
1948 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1948 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1950 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах
1951 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1952 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1952 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1952 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1952 г.
Сочинения
1952 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1954 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1956 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения. Том 1
1959 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1959 г.
Собрание художественных произведений в 5 томах. Том 1
1959 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1960 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 1
1960 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1962 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1965 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения в двух томах. Том 1
1965 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 1
1966 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1968 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1968 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1969 г.
Тарас Бульба. Сорочинская ярмарка. Страшная месть
1972 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1973 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1974 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1974 г.
Сочинения в двух томах. Том 1. Повести
1975 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 1
1976 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1978 г.
Избранные сочинения. Том первый
1978 г.
Избранные произведения. В двух томах. Том 1
1979 г.
Повести
1979 г.
…К нам едет ревизор
1979 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1980 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1980 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1981 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1982 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1982 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1984 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1984 г.
Н. В. Гоголь. Повести. Драматические произведения
1984 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
1984 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 1
1984 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1985 г.
Вий
1985 г.
Избранные повести
1985 г.
Избранные произведения
1985 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1985 г.
Избранные сочинения
1985 г.
Избранное
1986 г.
Н. В. Гоголь. Повести
1986 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1987 г.
Повести
1987 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1989 г.
Вечера на хуторе близ диканьки. Миргород
1989 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1990 г.
Антология ужасов. В четырех томах. Том 1
1991 г.
На сон грядущий
1992 г.
Семья вурдалака
1993 г.
Нежданные гости
1994 г.
Ярмарка колдовства
1994 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород
1994 г.
Киевские ведьмы
1996 г.
Избранная проза
1996 г.
Избранная проза
1996 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1996 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1997 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1998 г.
Избранные произведения
1998 г.
Русская готическая проза в 2 томах. Том 1
1999 г.
Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в 2 томах. Том I. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1999 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки. Ранние статьи. 1831 - 1833
1999 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести
2001 г.
Мистические повести (подарочное издание)
2001 г.
Литературные сказки народов мира. Том III. Сказки писателей России
2002 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2002 г.
Сочинения
2002 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2003 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2003 г.
Русская мистическая проза. Том 2
2004 г.
Страшная месть
2004 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2004 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Номерной экземпляр № 23
2004 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Номерной экземпляр № 48
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Мертвые души. Миргород. Вечера на хуторе близ Диканьки
2004 г.
Повести. Пьесы
2004 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2005 г.
Избранные произведения в 2 томах. Том 1
2005 г.
Мертвые души. Ревизор. Повести
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2006 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2006 г.
Вий
2006 г.
Вий
2006 г.
Повести. Мертвые души
2006 г.
Собрание сочинений в 5 книгах и 7 томах. Книга 1. Том 1, 2. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2006 г.
Русская фантастическая повесть
2007 г.
Русская фантастическая повесть
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки (эксклюзивное подарочное издание)
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2007 г.
Миргород. Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Петербургские повести. Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Собрание сочинений. Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Русская готическая повесть ХIХ века
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2008 г.
Вечера на Хуторе близ Диканьки
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести
2008 г.
Собрание сочинений
2008 г.
Сорочинская ярмарка
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба
2009 г.
Вий
2009 г.
Мертвые души. Избранное.
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем в 17 томах. Тома 1, 2
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.

2010 г.
Сказки русских писателей XVIII-XIX вв.
2010 г.
Хрестоматия по литературе. 6 класс
2010 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2010 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2010 г.
Мертвые души
2010 г.
Мертвые души. Повести. Пьесы
2010 г.
Николай Гоголь. Малое собрание сочинений
2010 г.
Ревизор. Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести
2010 г.
Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки и другие повести, комедии, рассказы для любезного читателя
2010 г.
Страшное гадание
2011 г.
Майская ночь, или Утопленница
2011 г.
Мертвые души. Повести
2011 г.
Русская мистическая проза
2012 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2012 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2012 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Вий
2012 г.
Страхи, ужасы, загадочные истории
2013 г.
Заколдованное место
2013 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2013 г.
Вий
2013 г.
Вий
2013 г.
Вий. Повести и рассказы
2013 г.
Страшное гаданье
2014 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2014 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Ревизор
2014 г.
Вий
2014 г.
Вий и другие повести
2014 г.
Вий и другие повести
2014 г.
Вий. Повести
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2015 г.
Мертвые души
2015 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2016 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2016 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2016 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2017 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2017 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2017 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2017 г.
Вий
2017 г.
Сорочинская ярмарка
2017 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Ревизор. Повести
2018 г.
Вий
2018 г.
Полное собрание повестей в одном томе
2019 г.

Аудиокниги:

Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Вий (аудиокнига)
2000 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2003 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2003 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Старосветские помещики. Страшная месть
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2008 г.
Хрестоматия по литературе. 6 класс
2008 г.
Ночь перед Рождеством. Повести (аудиокнига МР3)
2009 г.
Страшная месть
2010 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души и др.
2011 г.
Страшная месть. Записки сумасшедшего
2011 г.

Издания на иностранных языках:

La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)
1975 г.
(французский)
Антологія українського жаху
2000 г.
(украинский)
Вечори на хуторі біля Диканьки. Тарас Бульба. Вій
2004 г.
(украинский)
Les Soirees du hameau
2006 г.
(французский)
Огняний змій
2006 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2011 г.

Первый раз прочитал все в том же сборнике «Избранное», 1986 года, учась в пятом классе. Впечатление было очень сильным, граничащим с потрясением. До сих пор остается самой любимой повестью Гоголя, наравне с «Вием».

Прежде всего – «Страшная месть», пожалуй, самая поэтичная повесть Гоголя: по совершенству языка, по его почти стихотворной ритмике сравниться с ней может разве что «Тарас Бульба», да и то частично. Это даже не столько повесть, сколько поэма – недаром так часто Гоголь считал свои произведения не обычной прозой, а, скорее, лироэпическим явлением вроде «Илиады» или «Одиссеи» Гомера. Музыкальность гоголевского стиля в «Страшной мести» проявилась максимально.

Сначала, в детстве, больше всего напугал эпизод с поднимающимися из-под земли мертвецами – предками колдуна. Но по прошествии лет ужасает другое – как герои этой истории, сильные и молодые люди, становятся заложниками чудовищной, сверхъестественной силы, давней вражды, протянувшейся через века. Именно это и пугает – неизбывность мести, вечность проклятия и безжалостность высших сил к простым людям. Гоголю, как никому другому, удалось показать опасность неумения прощать, опасность мести, преумножающей преступления. В повести эту месть по просьбе человека сотворяет сам Бог – и на свободу вырываются настолько чудовищные силы, что их уже не остановить ни крестом, ни саблей – только свершив предначертанное, уйдут они в небытие, оставив людям напоминание – Ад существует, и он не так далек, как кажется. Ведь весь сценарий ужаса только воплощен Богом – а выдумал его человек, не сумевший простить и готовый сам навсегда застыть оцепеневшим всадником на краю пропасти, вечно обреченный переживать свою ненависть. И это страшнее всего – вечное непрощение.

И отдельно запоминается страшная скачка колдуна наперегонки с судьбой, бездна саморазрушения, распадающаяся личность, которую стуком копыт размазывает по времени и пространству, разрывает изнутри когтями обреченности, увлекая, как в черную дыру, к той сжавшейся в точку вечной ненависти, что породила ее.

Итог: одна из самых страшных и поэтичных вещей Гоголя.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2009 г.

«Страшная месть» — одно из самых таинственных и магических произведений русской литературы. Во многом гоголевская повесть, написанная совсем молодым человеком (Гоголю всего лишь 23 года!), опередила свое время. «Страшная месть» — это не только история братоубийства и возмездия за содеянное преступление, отсылающая читателя к библейской истории Авеля и Каина. Гоголь, едва ли не первым из русских литературов, почувствовал, что «светлое» и «темное», «ангельское» и «демоническое» сосуществуют не только в душе отдельного человека, но и в «коллективной душе» целого народа («История Пугачевского бунта» Пушкина, в которой говорится про то же, будет закончена годом позднее). Два главных героя повести, — Катерина и ее отец-колдун, — являются своеобразными выразителями этих двух противоположных начал. Отец и дочь в «Страшной мести» не просто любят друг друга вполне традиционной «родственной» любовью. Их словно притягивает (иногда — помимо воли) и одновременно отталкивает, растаскивает по противоположным полюсам какая-то неведомая сила. Отец и дочь — это единое, цельное существо, своеобразная модель народной души, соединяющая в себе мужское и женское, старое и молодое, демоническое и ангельское начала. Гоголь увидел (или, скорее всего, интуитивно угадал), что в целом народе, как и в отдельном человеке, существуют совершенно разнонаправленные силы и народ принужден вечно разрываться между ними. В глубинах народной души Гоголь углядел некую загадочную порчу, пугающую двойственность, способную приносить самые диковинные плоды. То, о чем писал молодой автор в 1832 году, позже выкристаллизировалось в известную фразу Дмитрия Карамазова: «Здесь Дьявол с Богом борются, а поле битвы — сердца людей».

Как преодолеть подобные страшные всполохи душевной раздвоенности, «душевного демонизма»? 15 лет спустя Гоголь напишет об этом целую книгу — «Выбранные места из переписки с друзьями». Но это будет уже совсем другая история...

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2008 г.

Видимо, уже в детстве моя душа тянулась к чему-то тайному, мистическому, иррациональному. Иначе как объяснить то, что одно из наиболее сильных впечатлений детства на меня произвело прочтение фантастических произведений Николая Васильевича Гоголя, и, в особенности, повести «Страшная месть».

Гоголь для меня — не просто классик русской литературы. Ведь несколько лет своей жизни он прожил в моём родном городе Нежине и обучался в Гимназии высших наук, которая через сто семьдесят пять лет, будучи уже Нежинским педагогическим институтом, принял в свои аудитории в качестве студента и меня. Надо думать, что эти годы тоже повлияли на формирование личности будущего писателя.

Ночь. Это то самое время, когда лучше всего раскрыть томик Гоголя и погрузиться в мистический, волшебный, захватывающий мир, открывающийся нам. Надо, чтоб вокруг не было ни души и ни звука, кроме тех, ночных, раздающихся непонятно откуда, шорохов и скрипов. Тогда впечатление от чтения многократно усилится. Тоска и печаль, охватившие вас, будут просто вселенскими, а мороз по коже — самый что ни на есть сибирский.

Что же в этой повести так привлекает? С одной стороны — атмосфера полной беспросветности и фатальности. Главные герои словно по накатанному пути идут к печальному концу, и ничто не в силах этому помешать. Ряд ярких образов, созданных фантазией Гоголя, подчёркивают эту атмосферу, язык, живой и яркий ещё и сейчас, делает композицию произведения богатой и разносторонней. Но нельзя не отметить и прекрасных, достойных лучших творений литературы описаний природы, — всем знакомых строк. Итак, здесь есть и чем полюбоваться, можно сполна вкусить красоту художественного слова, словно бы остановить повествование, замереть на миг и представить в своём воображении картину великой реки — нашего Днепра.

Предательство — веры ли, страны или товарища — вот что почитал Гоголь страшнейшим из грехов. Но любой грех не останется безнаказанным, если не на земле, то уж на Высшем суде — непременно. Именно это, как мне кажется, и послужило главной идеей повести. Предательство не принесёт счастья, и может в будущем обернуться многими бедами для виновных и невиновных. Сперва можно не понять, зачем Гоголь обрушивает столько горестей на своих героев, зачем существует такое Зло, и лишь в конце повести, «слушая» песнь старого бандуриста, мы, наконец, всё понимаем. Скажу честно, именно это место в повести производит на меня сильнейшее впечатление, во время его прочтения прямо таки оторопь берёт и мурашки ползут по коже. Да, иногда месть может быть действительно страшной, страшней проступка, следствием которого она стала.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июля 2012 г.

Эпичнейшее произведение! Атмосфера безысходности и напряжения в каждом слове. Очень острые сюжетные ходы, жестокие сцены и психологическое нагнетание. Тут есть элементы и социального романа, и военного, и мистика, и даже элементы хоррора. Все здесь намешано, а финал просто потрясающий и неожиданный. Очень тяжелое и мощное произведение.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2011 г.

Совсем недавно перечитывал... Для меня лично, после «Вия» самая страшная вещь у Гоголя... Я даже описать не могу, но это реально пугает до дрожи. Интересно, захватывающе, страшно. Здесь есть обе вещи, которые я особо ценю в книгах — атмосфера и сюжет. Книга не только о страхе, но и о любви, дружбе, верности, предательстве и о казаках (о них тоже очень люблю читать!) Рекомендую.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2018 г.

Судя по отзывам, большинство людей читает эту повесть в 10 лет и не особо задумываются над содержанием. А получается вот что:

1. Положительный герой — казак Данило Бурульбаш: религиозный православный фанатик, готовый убивать всех неправославных (даже других христиан, например, католиков). Гордится массовым убийством и грабежом турков и поляков. При этом считает, что «ни в одном еще бесчестном деле не был». Готов на все ради денег: «Я сожгу старого колдуна, так что и воронам нечего будет расклевать...Если у него водится золото...»

2. Отрицательный герой — отец Катерины, о котором мы не знаем практически ничего. Кроме того, что он 21 год жил в другой стране. За это заочно объявлен злым колдуном. Хочет жениться на своей дочери. Хм, это как и зачем? Инцест был нормой что-ли в те времена? Ни у кого из героев повести это особого удивления не вызывает.

3. Чрезмерно пафосная речь героев. Все эти постоянные взывания к богу, отчизне, русской и украинской земле, казакам выглядят не настоящими. Словарный запас у полуграмотных казаков — как у выпускников филологического факультета. Лучше бы Гоголь оставил настоящую живую украинскую речь, чем это.

В итоге получаем религиозную притчу о добре и зле, без каких-то понятных мотиваций с обеих сторон. Хотя, события развиваются быстро и читать интересно.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2017 г.

Цельное мощное произведение, абсолютно четко соответствующее названию. Страшнее мести, что суждена «иуде Петро» и его роду вряд ли можно придумать — «хотеть отомстить — и не мочь отомстить», и хотя плоды подлого поступка увенчались материальным благом в его земной жизни, но отвечать пришлось вечными муками.

Произведение — классическое, любой образованный русский человек его прочёл, я например в шесть лет, и запомнилось оно очень хорошо. Быт, реализм, бой, мистика, эмоции и поступки героев воспринимаются абсолютно. Сплав реализма и мистики настолько естественный, что даже участие Бога в качестве персонажа, и даже в советское время не вызывало при чтении резкого неверия и отторжения. Шедевр.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 декабря 2010 г.

Безусловно вещь впечатляющая и, благодаря Гоголевскому слогу, неподражаемая, продолжающая будоражить и быть актуальной, несмотря на почтенный уже возраст. Непередаваемая, масштабная атмосфера произведения, для меня чем-то даже сродни эпосу; замечательные картины природы родной земли: Днепр, Карпаты, ночь...

Концовка? Концовка тоже впечатляющая и масштабная, раскрывающая суть и подоплеку всего произведения. Но вот какая-то она не христианская, не православная — месть прошедшая сквозь века и переложенная на весь род, тогда как христианство учит любви и прощению. Ну и достаточно жестко смотрится сам колдун возжелавший дочь свою, убивши и ее, и дитя ее, своего внука, и мужа ее, а вся вина его получается сводится к проклятию (просто местью я это не назову) наложенному на род, который он замыкает. Но ведь каждый должен отвечать прежде всего за свои поступки, а тут давнее преступление, и страшная месть вызванная им, довлеет над всем родом.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2012 г.

Неправильно как-то писать отзыв на «Страшную месть», состоящий из собственных эмоций, а они присутствуют. В детстве практически каждый ознакомился с данным рассказом и уверен, многим есть что рассказать о собственных ощущениях после прочитанного.

Молодой патрубок женится на дочери (по слухам) — колдуна. Далее, выясняется что колдуну имеет быть место, более того — колдун вредоносен и вред наносит Отчизне и душам добрых христиан.

Написано живо, красочно, самобытно. Вероятно, в последнем и кроется долголетний успех «Страшной мести», да и «Вечеров...» в целом. В самобытности и народных сюжетах, а не притянутыми за уши современных авторов.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2012 г.

Среди источников, из которых Гоголь черпал вдохновение, когда писал повесть «Страшная месть», не только украинский и русский фольклор, не только богатая событиями борьба украинского народа против поляков (о чем написано в любом комментарии к произведению), но и явно... Шекспир (вот об этом влиянии я ничего не встречал в тех же комментариях) — перечитайте сцену сумасшествия Катерины, когда она потеряла мужа и сравните со сценой сумасшествия Офелии в «Гамлете», когда она потеряла отца. Практически тот же бессвязный бред и такие же непонятные песни...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2008 г.

Это произведение — одно из первых серьезных произведений, которые я осмысленно прочитал. Впечатления, появившиеся в подростковом возрасте, живы до сих пор и не изменились после прочтения, когда я уже вырос.

Не особенно восхищает меня «Чудный Днепр» — я родился на берегах великой Невы и трудно поразить меня красотой иных рек. И слова Пушкина о Петербурге мешают мне оценить описания Гоголя.

Но вот страшные подробности, тот факт, что умершие покойники, лежа под землей растут (!! какой ужас!), вся кошмарная обстановка повести, («отец убил обезумевшую дочь свою!»), и ужасная концовка, когда, несмотря на все свое могущество, колдун гибнет — а ведь это не воспринимается, как воздаяние за грехи, а только лишь как Месть!

Сильнейшее впечатление, по-моему не с чем и сравнивать.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2014 г.

Название повести полностью отражает её содержание. Это самая мрачная история в цикле, без намёка на юмор и сентименты. В самом конце мистика перерождается в настоящую эпику, чем раскрывает ещё одну грань таланта Гоголя.

Хотя поначалу ничего такого эпичного не предвидится. По мере развития сюжета напряжение возрастает, интрига вызревает и расцветает в последних абзацах красивой легендой, которая объясняет всё происходящее в повести.

Отдельно стоит отметить красоту «гоголевской» природы. Один только «чуден Днепр при ясной погоде» чего стоит!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 сентября 2007 г.

Самая страшная и суровая повесть из всего цикла о любви и предательстве, о безумной жажде наживы и сжигающей дотла мести и — о неотвратимости возмездия, пусть даже и через много лет и поколений.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2009 г.

Страшный рассказ о страшной мести... Все время прочтения не отпускает чувство высочайшего душевного напряжения.

Как четко и ярко описаны душевные муки матери, как реалистичен плач её по мужу.

Сюжет невероятно волнующий.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 октября 2007 г.

Присоединяюсь к вышевысказанным мнениям — действительно это одно из самых жутких произведений в мировой литературе, куда там Кингу. :)

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх