FantLab ru

Николай Гоголь «Страшная месть»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.85
Голосов:
1513
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 191
Аннотация:

Женился пан Данило на красавице Катерине, свадьбу сыграли. А вот дружбы с тестем не получилось, да и немудрено, ведь оказался он настоящим колдуном, жестоким, хитрым и беспощадным.

А вот и знакомые строки: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. ... Редкая птица долетит до середины Днепра! ...»

Входит в:

— антологию «La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)», 1975 г.

— антологию «Антология ужасов. Том 1», 1991 г.

— антологию «На сон грядущий (выпуск 2)», 1992 г.

— антологию «Семья вурдалака», 1993 г.

— антологию «Нежданные гости», 1994 г.

— антологию «Ярмарка колдовства», 1994 г.

— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.

— антологию «Антологія українського жаху», 2000 г.

— антологию «Литературные сказки народов мира. Том III. Сказки писателей России», 2002 г.

— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.

«Словесность. Тексты», 2004 г.

— антологию «Огняний змій», 2006 г.

— антологию «Русская фантастическая повесть», 2007 г.

— антологию «Русская готическая повесть ХIХ века», 2008 г.

— антологию «Сказки русских писателей XVIII-XIX вв.», 2010 г.

— антологию «Страшное гадание», 2011 г.

— антологию «Русская мистическая проза», 2012 г.

— антологию «Страхи, ужасы, загадочные истории», 2013 г.

— антологию «Таинственная проза», 2013 г.

— антологию «Страшное гаданье», 2014 г.

— антологию «Упырь», 2020 г.


Экранизации:

«Страшная месть» 1913, Российская империя, реж: Владислав Старевич



Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1880 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 2
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 2
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 2
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Полное собрание сочинений в четырех томах
1900 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 1-2
1900 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в пяти томах
1902 г.
Иллюстрированное собрание сочинений в трех томах
1902 г.
Николай Васильевич Гоголь
1902 г.
Сочиненiя. Полное собранiе в одномъ томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1911 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в 8 томах. Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки
1912 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Н. В. Гоголь. Повести
1937 г.
Том 1. Ганц Кюхельгартен. Вечера на хуторе близ Диканьки
1940 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1944 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1947 г.
Избранные произведения
1948 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1948 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1950 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах
1951 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1952 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1952 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1952 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1952 г.
Сочинения
1952 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1954 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1956 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения. Том 1
1959 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1959 г.
Собрание художественных произведений в 5 томах. Том 1
1959 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1960 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 1
1960 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1962 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1965 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения в двух томах. Том 1
1965 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 1
1966 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1968 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1968 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1969 г.
Тарас Бульба. Сорочинская ярмарка. Страшная месть
1972 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1973 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1974 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1974 г.
Сочинения в двух томах. Том 1. Повести
1975 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 1
1976 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1978 г.
Избранные сочинения. Том первый
1978 г.
Избранные произведения. В двух томах. Том 1
1979 г.
Повести
1979 г.
…К нам едет ревизор
1979 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1980 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1980 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1981 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1982 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1982 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1984 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1984 г.
Повести. Драматические произведения
1984 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
1984 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 1
1984 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1985 г.
Вий
1985 г.
Избранные повести
1985 г.
Избранные произведения
1985 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1985 г.
Избранные сочинения
1985 г.
Избранное
1986 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1987 г.
Повести
1987 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1989 г.
Вечера на хуторе близ диканьки. Миргород
1989 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1990 г.
Антология ужасов. В четырех томах. Том 1
1991 г.
На сон грядущий
1992 г.
Семья вурдалака
1993 г.
Нежданные гости
1994 г.
Ярмарка колдовства
1994 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород
1994 г.
Киевские ведьмы
1996 г.
Избранная проза
1996 г.
Избранная проза
1996 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1996 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1997 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1998 г.
Избранные произведения
1998 г.
Русская готическая проза в 2 томах. Том 1
1999 г.
Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в 2 томах. Том I. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1999 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки. Ранние статьи. 1831 - 1833
1999 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести
2001 г.
Мистические повести (подарочное издание)
2001 г.
Литературные сказки народов мира. Том III. Сказки писателей России
2002 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2002 г.
Сочинения
2002 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2003 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2003 г.
Русская мистическая проза. Том 2
2004 г.
Страшная месть
2004 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2004 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Номерной экземпляр № 23
2004 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Номерной экземпляр № 48
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Мертвые души. Миргород. Вечера на хуторе близ Диканьки
2004 г.
Повести. Пьесы
2004 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2005 г.
Избранные произведения в 2 томах. Том 1
2005 г.
Мертвые души. Ревизор. Повести
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2006 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2006 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2006 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2006 г.
Вий
2006 г.
Вий
2006 г.
Повести. Мертвые души
2006 г.
Собрание сочинений в 5 книгах и 7 томах. Книга 1. Том 1, 2. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2006 г.
Русская фантастическая повесть
2007 г.
Русская фантастическая повесть
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки (эксклюзивное подарочное издание)
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2007 г.
Миргород. Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Петербургские повести. Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Собрание сочинений. Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Русская готическая повесть ХIХ века
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести
2008 г.
Собрание сочинений
2008 г.
Сорочинская ярмарка
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба
2009 г.
Вий
2009 г.
Мертвые души. Избранное.
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем в 17 томах. Тома 1, 2
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2009 г.

2010 г.
Хрестоматия по литературе. 6 класс
2010 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2010 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2010 г.
Мертвые души
2010 г.
Мертвые души. Повести. Пьесы
2010 г.
Ревизор. Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести
2010 г.
Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки и другие повести, комедии, рассказы для любезного читателя
2010 г.
Сказки русских писателей XVIII-XIX вв.
2010 г.
Николай Гоголь. Малое собрание сочинений
2010 г.
Страшное гадание
2011 г.
Майская ночь, или Утопленница
2011 г.
Мертвые души. Повести
2011 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2012 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Вий
2012 г.
Русская мистическая проза
2012 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2012 г.
Страхи, ужасы, загадочные истории
2013 г.
Заколдованное место
2013 г.
Вий. Повести и рассказы
2013 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2013 г.
Вий
2013 г.
Вий
2013 г.
Вий
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Вий и другие повести
2014 г.
Вий. Повести
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2014 г.
Вий и другие повести
2014 г.
Страшное гаданье
2014 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Ревизор
2014 г.
Вий
2014 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2015 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2015 г.
Мертвые души
2015 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2016 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2016 г.
Мертвые души
2016 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2016 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2016 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2017 г.
Сорочинская ярмарка
2017 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2017 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2017 г.
Вий
2017 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2017 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Ревизор. Повести
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вий
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2019 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2019 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2019 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий
2019 г.
Полное собрание повестей в одном томе
2019 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2019 г.
Упырь. Русская классика хоррора
2020 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2020 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2020 г.

Аудиокниги:

Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Вий (аудиокнига)
2000 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2003 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2003 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Старосветские помещики. Страшная месть
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2008 г.
Хрестоматия по литературе. 6 класс
2008 г.
Ночь перед Рождеством. Повести (аудиокнига МР3)
2009 г.
Страшная месть
2010 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души и др.
2011 г.
Страшная месть. Записки сумасшедшего
2011 г.

Издания на иностранных языках:

La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)
1975 г.
(французский)
Антологія українського жаху
2000 г.
(украинский)
Вечори на хуторі біля Диканьки. Тарас Бульба. Вій
2004 г.
(украинский)
Les Soirees du hameau
2006 г.
(французский)
Огняний змій
2006 г.
(украинский)
Українські повісті
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз прочитал все в том же сборнике «Избранное», 1986 года, учась в пятом классе. Впечатление было очень сильным, граничащим с потрясением. До сих пор остается самой любимой повестью Гоголя, наравне с «Вием».

Прежде всего – «Страшная месть», пожалуй, самая поэтичная повесть Гоголя: по совершенству языка, по его почти стихотворной ритмике сравниться с ней может разве что «Тарас Бульба», да и то частично. Это даже не столько повесть, сколько поэма – недаром так часто Гоголь считал свои произведения не обычной прозой, а, скорее, лироэпическим явлением вроде «Илиады» или «Одиссеи» Гомера. Музыкальность гоголевского стиля в «Страшной мести» проявилась максимально.

Сначала, в детстве, больше всего напугал эпизод с поднимающимися из-под земли мертвецами – предками колдуна. Но по прошествии лет ужасает другое – как герои этой истории, сильные и молодые люди, становятся заложниками чудовищной, сверхъестественной силы, давней вражды, протянувшейся через века. Именно это и пугает – неизбывность мести, вечность проклятия и безжалостность высших сил к простым людям. Гоголю, как никому другому, удалось показать опасность неумения прощать, опасность мести, преумножающей преступления. В повести эту месть по просьбе человека сотворяет сам Бог – и на свободу вырываются настолько чудовищные силы, что их уже не остановить ни крестом, ни саблей – только свершив предначертанное, уйдут они в небытие, оставив людям напоминание – Ад существует, и он не так далек, как кажется. Ведь весь сценарий ужаса только воплощен Богом – а выдумал его человек, не сумевший простить и готовый сам навсегда застыть оцепеневшим всадником на краю пропасти, вечно обреченный переживать свою ненависть. И это страшнее всего – вечное непрощение.

И отдельно запоминается страшная скачка колдуна наперегонки с судьбой, бездна саморазрушения, распадающаяся личность, которую стуком копыт размазывает по времени и пространству, разрывает изнутри когтями обреченности, увлекая, как в черную дыру, к той сжавшейся в точку вечной ненависти, что породила ее.

Итог: одна из самых страшных и поэтичных вещей Гоголя.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Страшная месть» — одно из самых таинственных и магических произведений русской литературы. Во многом гоголевская повесть, написанная совсем молодым человеком (Гоголю всего лишь 23 года!), опередила свое время. «Страшная месть» — это не только история братоубийства и возмездия за содеянное преступление, отсылающая читателя к библейской истории Авеля и Каина. Гоголь, едва ли не первым из русских литературов, почувствовал, что «светлое» и «темное», «ангельское» и «демоническое» сосуществуют не только в душе отдельного человека, но и в «коллективной душе» целого народа («История Пугачевского бунта» Пушкина, в которой говорится про то же, будет закончена годом позднее). Два главных героя повести, — Катерина и ее отец-колдун, — являются своеобразными выразителями этих двух противоположных начал. Отец и дочь в «Страшной мести» не просто любят друг друга вполне традиционной «родственной» любовью. Их словно притягивает (иногда — помимо воли) и одновременно отталкивает, растаскивает по противоположным полюсам какая-то неведомая сила. Отец и дочь — это единое, цельное существо, своеобразная модель народной души, соединяющая в себе мужское и женское, старое и молодое, демоническое и ангельское начала. Гоголь увидел (или, скорее всего, интуитивно угадал), что в целом народе, как и в отдельном человеке, существуют совершенно разнонаправленные силы и народ принужден вечно разрываться между ними. В глубинах народной души Гоголь углядел некую загадочную порчу, пугающую двойственность, способную приносить самые диковинные плоды. То, о чем писал молодой автор в 1832 году, позже выкристаллизировалось в известную фразу Дмитрия Карамазова: «Здесь Дьявол с Богом борются, а поле битвы — сердца людей».

Как преодолеть подобные страшные всполохи душевной раздвоенности, «душевного демонизма»? 15 лет спустя Гоголь напишет об этом целую книгу — «Выбранные места из переписки с друзьями». Но это будет уже совсем другая история...

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Видимо, уже в детстве моя душа тянулась к чему-то тайному, мистическому, иррациональному. Иначе как объяснить то, что одно из наиболее сильных впечатлений детства на меня произвело прочтение фантастических произведений Николая Васильевича Гоголя, и, в особенности, повести «Страшная месть».

Гоголь для меня — не просто классик русской литературы. Ведь несколько лет своей жизни он прожил в моём родном городе Нежине и обучался в Гимназии высших наук, которая через сто семьдесят пять лет, будучи уже Нежинским педагогическим институтом, принял в свои аудитории в качестве студента и меня. Надо думать, что эти годы тоже повлияли на формирование личности будущего писателя.

Ночь. Это то самое время, когда лучше всего раскрыть томик Гоголя и погрузиться в мистический, волшебный, захватывающий мир, открывающийся нам. Надо, чтоб вокруг не было ни души и ни звука, кроме тех, ночных, раздающихся непонятно откуда, шорохов и скрипов. Тогда впечатление от чтения многократно усилится. Тоска и печаль, охватившие вас, будут просто вселенскими, а мороз по коже — самый что ни на есть сибирский.

Что же в этой повести так привлекает? С одной стороны — атмосфера полной беспросветности и фатальности. Главные герои словно по накатанному пути идут к печальному концу, и ничто не в силах этому помешать. Ряд ярких образов, созданных фантазией Гоголя, подчёркивают эту атмосферу, язык, живой и яркий ещё и сейчас, делает композицию произведения богатой и разносторонней. Но нельзя не отметить и прекрасных, достойных лучших творений литературы описаний природы, — всем знакомых строк. Итак, здесь есть и чем полюбоваться, можно сполна вкусить красоту художественного слова, словно бы остановить повествование, замереть на миг и представить в своём воображении картину великой реки — нашего Днепра.

Предательство — веры ли, страны или товарища — вот что почитал Гоголь страшнейшим из грехов. Но любой грех не останется безнаказанным, если не на земле, то уж на Высшем суде — непременно. Именно это, как мне кажется, и послужило главной идеей повести. Предательство не принесёт счастья, и может в будущем обернуться многими бедами для виновных и невиновных. Сперва можно не понять, зачем Гоголь обрушивает столько горестей на своих героев, зачем существует такое Зло, и лишь в конце повести, «слушая» песнь старого бандуриста, мы, наконец, всё понимаем. Скажу честно, именно это место в повести производит на меня сильнейшее впечатление, во время его прочтения прямо таки оторопь берёт и мурашки ползут по коже. Да, иногда месть может быть действительно страшной, страшней проступка, следствием которого она стала.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с остальными «Вечерами» эта повесть написана совсем в иной манере. С одной стороны, здесь нет разухабистого юмора и доброй иронии, с другой — тема веры и греха выходит на первый план, молодой писатель решил уже серьёзно поговорить с читателем о смерти души и вечном наказании.

Конечно, ему пришлось многое гипертрофировать. Начиная от речей и диалогов, отдающих скорее театральной мелодикой и ритмами романтичной литературы, это не замысловатый говор простодушных малороссов у Диканьки, а высокий стиль художественного пространства европейского романа, и заканчивая слегка карикатурным образом самого колдуна. Он старается, казалось бы, нарушить все божеские законы, сломать все опутывающие человека нити. Женитьба на собственной дочери — что может быть омерзительнее, убийство зятя и внука, позже — святого схимника, тёмные ритуалы, пробуждающие мёртвых — раз за разом колдун скатывается всё ниже, престуая всё новые и новые заветы... И прекрасно понимая, что его ждёт за порогом земной жизни. Колдун практически сходит с ума, он ни минуты не сомневается в существовании воздаяния за грехи, ведь он не отринул Бога в душе, он лишь губил свою душу, во имя пагубного сладострастия...

Ну а я со своей стороны замечу, что Гоголь неплохо обыграл фольклорные сюжеты, и изящно вплёл их в канву европейских литературных традиций, создав единое и неразделимое полотно. Мы можем забыть и пана Данилу, и его жену, и нечестивого колдуна — а вот реку Днепр, до середины которой не долетает птица — помнят все.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Похоже, что «Страшная месть» — самая ранняя повесть из написанных для «Вечеров на хуторе». Это тот период, когда Гоголь ещё не нашёл ни своего стиля ни свою тему.

Взвинченный ненатуральный стиль речи — это попытка Гоголя имитировать европейский романтизм: первым законченным текстом Гоголя была очень плохая истерическая «трагедия» «Ганс Кюхельгартен» как раз в духе дурно понятого романтизма. Но в «Страшной мести» это не серьёзное воспроизведение, а памфлетное. Гоголь пытается расправиться с романтизмом, ставшим ему ненавистным, и доводит черты стиля до гротеска, до карикатуры. Карикатура, впрочем, несмешная.

Колдун в этой повести, если судить по многочисленным намёкам, это учёный эпохи Ренессанса, какой-нибудь Джордано Бруно или Бэкон, получивший образование где-нибудь в Саламанке или в Пизе, бежавший от инквизиции в Турцию (Сулейман Великолепный охотно принимал таких беглецов), но ещё позже вынужденный бежать уже из Турции. «Черная вода», которую вместо горилки пьёт колдун — это, по всей видимости, кофе, которое в Турции пользовалось огромной популярностью (иногда пишут про кофе «он», в мужском роде, это остаток старой формы — «кофий», а правильно всё же средний род). То, что колдун желает совершить инцест и жениться на собственной дочери, это деталь, характерная для пафосных злодеев предромантической («Замок Отранто» Уолпола, романы Анны Радклиф и т.д.) и романтической (Байрон и т.д.) литературы — демонстративное нарушение нормы. Это как бы литературное клише для литературных злодеев той поры.

То, что «главный положительный герой» ещё отвратительней колдуна, несомнено. Позже Гоголь попытался ещё раз вернуться к «романтическому» стилю и создать нечто столь же взвинченное и кроваво-жуткое, но уже без мистики, и написал «Тараса Бульбу». Однако там наворотил кучу ошибок, неприемлемых для статусного имперского писателя, и пришлось «Тараса» переписывать — делать своих жестоких и аморальных героев человечнее и чуть-чуть гуманнее, вместо «Украина» везде писать «Малороссия», называть украинцев «русскими» и так далее.

А «Страшая месть» осталась в изначальном варианте.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эпичнейшее произведение! Атмосфера безысходности и напряжения в каждом слове. Очень острые сюжетные ходы, жестокие сцены и психологическое нагнетание. Тут есть элементы и социального романа, и военного, и мистика, и даже элементы хоррора. Все здесь намешано, а финал просто потрясающий и неожиданный. Очень тяжелое и мощное произведение.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Судя по отзывам, большинство людей читает эту повесть в 10 лет и не особо задумываются над содержанием. А получается вот что:

1. Положительный герой — казак Данило Бурульбаш: религиозный православный фанатик, готовый убивать всех неправославных (даже других христиан, например, католиков). Гордится массовым убийством и грабежом турков и поляков. При этом считает, что «ни в одном еще бесчестном деле не был». Готов на все ради денег: «Я сожгу старого колдуна, так что и воронам нечего будет расклевать...Если у него водится золото...»

2. Отрицательный герой — отец Катерины, о котором мы не знаем практически ничего. Кроме того, что он 21 год жил в другой стране. За это заочно объявлен злым колдуном. Хочет жениться на своей дочери. Хм, это как и зачем? Инцест был нормой что-ли в те времена? Ни у кого из героев повести это особого удивления не вызывает.

3. Чрезмерно пафосная речь героев. Все эти постоянные взывания к богу, отчизне, русской и украинской земле, казакам выглядят не настоящими. Словарный запас у полуграмотных казаков — как у выпускников филологического факультета. Лучше бы Гоголь оставил настоящую живую украинскую речь, чем это.

В итоге получаем религиозную притчу о добре и зле, без каких-то понятных мотиваций с обеих сторон. Хотя, события развиваются быстро и читать интересно.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совсем недавно перечитывал... Для меня лично, после «Вия» самая страшная вещь у Гоголя... Я даже описать не могу, но это реально пугает до дрожи. Интересно, захватывающе, страшно. Здесь есть обе вещи, которые я особо ценю в книгах — атмосфера и сюжет. Книга не только о страхе, но и о любви, дружбе, верности, предательстве и о казаках (о них тоже очень люблю читать!) Рекомендую.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно вещь впечатляющая и, благодаря Гоголевскому слогу, неподражаемая, продолжающая будоражить и быть актуальной, несмотря на почтенный уже возраст. Непередаваемая, масштабная атмосфера произведения, для меня чем-то даже сродни эпосу; замечательные картины природы родной земли: Днепр, Карпаты, ночь...

Концовка? Концовка тоже впечатляющая и масштабная, раскрывающая суть и подоплеку всего произведения. Но вот какая-то она не христианская, не православная — месть прошедшая сквозь века и переложенная на весь род, тогда как христианство учит любви и прощению. Ну и достаточно жестко смотрится сам колдун возжелавший дочь свою, убивши и ее, и дитя ее, своего внука, и мужа ее, а вся вина его получается сводится к проклятию (просто местью я это не назову) наложенному на род, который он замыкает. Но ведь каждый должен отвечать прежде всего за свои поступки, а тут давнее преступление, и страшная месть вызванная им, довлеет над всем родом.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сыграл свадьбу Данило, радостно на сердце у него, ведь досталась ему жена красавица. Но одно омрачает счастье — отец супруги, который оказался колдуном. И поклялся Данило уничтожить порождение зла, пусть и ценой собственной жизни.

Однозначно довольно жуткое произведение. Пусть и не так сильно пугает сейчас (просто выбор ужастиков сегодня больше чем во времена Гоголя), но я думаю, что во время написания люди, читая, испытывали настоящий ужас. Хотя лично меня «Вий» впечатлил сильнее.

Главная же особенность данного произведения — великолепный литературный язык Гоголя. Как он описывает природу, ночь и особенно Днепр, это не передать словами.

Основных героев у нас трое — казак Данило, глубоко верующий человек, можно даже сказать фанатик, готовый на все ради денег; отец Катерины, которого все считают злым колдуном; Катерина, молодая жена Данило, которая разрывается между мужем и отцом.

Что же сказать по итогу. Не верю я что Бог, который есть любовь, мог способствовать такому страшному проклятию, которое затронуло несколько поколений людей. И получается что колдун творил все это зло только из-за проклятия? Родился маленький мальчик, не о чем плохом даже не помышлял, но из-за решения Господа, он стал истинным злодеем, который людей убивает просто для удовольствия. Не верю! Это не христианство. Это какая-то новая кровожадная религия.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цельное мощное произведение, абсолютно четко соответствующее названию. Страшнее мести, что суждена «иуде Петро» и его роду вряд ли можно придумать — «хотеть отомстить — и не мочь отомстить», и хотя плоды подлого поступка увенчались материальным благом в его земной жизни, но отвечать пришлось вечными муками.

Произведение — классическое, любой образованный русский человек его прочёл, я например в шесть лет, и запомнилось оно очень хорошо. Быт, реализм, бой, мистика, эмоции и поступки героев воспринимаются абсолютно. Сплав реализма и мистики настолько естественный, что даже участие Бога в качестве персонажа, и даже в советское время не вызывало при чтении резкого неверия и отторжения. Шедевр.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неправильно как-то писать отзыв на «Страшную месть», состоящий из собственных эмоций, а они присутствуют. В детстве практически каждый ознакомился с данным рассказом и уверен, многим есть что рассказать о собственных ощущениях после прочитанного.

Молодой патрубок женится на дочери (по слухам) — колдуна. Далее, выясняется что колдуну имеет быть место, более того — колдун вредоносен и вред наносит Отчизне и душам добрых христиан.

Написано живо, красочно, самобытно. Вероятно, в последнем и кроется долголетний успех «Страшной мести», да и «Вечеров...» в целом. В самобытности и народных сюжетах, а не притянутыми за уши современных авторов.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Среди источников, из которых Гоголь черпал вдохновение, когда писал повесть «Страшная месть», не только украинский и русский фольклор, не только богатая событиями борьба украинского народа против поляков (о чем написано в любом комментарии к произведению), но и явно... Шекспир (вот об этом влиянии я ничего не встречал в тех же комментариях) — перечитайте сцену сумасшествия Катерины, когда она потеряла мужа и сравните со сценой сумасшествия Офелии в «Гамлете», когда она потеряла отца. Практически тот же бессвязный бред и такие же непонятные песни...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение — одно из первых серьезных произведений, которые я осмысленно прочитал. Впечатления, появившиеся в подростковом возрасте, живы до сих пор и не изменились после прочтения, когда я уже вырос.

Не особенно восхищает меня «Чудный Днепр» — я родился на берегах великой Невы и трудно поразить меня красотой иных рек. И слова Пушкина о Петербурге мешают мне оценить описания Гоголя.

Но вот страшные подробности, тот факт, что умершие покойники, лежа под землей растут (!! какой ужас!), вся кошмарная обстановка повести, («отец убил обезумевшую дочь свою!»), и ужасная концовка, когда, несмотря на все свое могущество, колдун гибнет — а ведь это не воспринимается, как воздаяние за грехи, а только лишь как Месть!

Сильнейшее впечатление, по-моему не с чем и сравнивать.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Название повести полностью отражает её содержание. Это самая мрачная история в цикле, без намёка на юмор и сентименты. В самом конце мистика перерождается в настоящую эпику, чем раскрывает ещё одну грань таланта Гоголя.

Хотя поначалу ничего такого эпичного не предвидится. По мере развития сюжета напряжение возрастает, интрига вызревает и расцветает в последних абзацах красивой легендой, которая объясняет всё происходящее в повести.

Отдельно стоит отметить красоту «гоголевской» природы. Один только «чуден Днепр при ясной погоде» чего стоит!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх