Юлия Зонис «Ме-ги-до»
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Психологическое | Военное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Человечество ведет войну с армией падших ангелов, которые стремятся возвратиться на небо. Оружием в этой войне служит святая вода и кровь невинных младенцев.
Входит в:
— цикл «Ex tenebris lux»
— журнал «Полдень, ХХI век'09», 2008 г.
— антологию «Лучшее за год III. Российское фэнтези, фантастика, мистика», 2009 г.
— антологию «Kroki w nieznane 2010», 2010 г.
— антологию «Полдень, ХХI век. Альманах фантастики», 2011 г.
— сборник «Боевой шлюп Арго», 2012 г.
— сборник «Ме-ги-до», 2015 г.
Награды и премии:
лауреат |
Бронзовая Улитка, 2009 // Малая форма |
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2009 // Малая форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2009 // Малая форма (рассказ) |
- /языки:
- русский (5), польский (1)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), цифровое (1)
- /перевод:
- П. Лауданьский (1)
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 6 февраля 2023 г.
Итак, обещанный всеми священниками Апокалипсис наступил! С неба на грешную Землю сверзилось воинство Падших ангелов, ищущих путь к Святому Престолу. Люди, естественно, взялись за оружие, но ... обычное оружие оказалось неэффективно против небесной рати. А то, что помогало бороться с нашествием, было описано еще в Библии...
Ну что ж, довольно необычный взгляд на Судный День, скомпонованный на основе известных источников, главным из которых является Священное писание. Впрочем, имеется для разнообразия одно существенное отклонение: целью нашествия вовсе не являлось уничтожение всей жизни на Земле. Деталь весьма тонкая и подтверждающая известную истину, что Апокалипсис — это война святых воинств, а не человечьих. А поскольку человек необдуманно ввязался в эту склоку, он стал третьей стороной конфликта, которой достанется «на орехи» как от Падших, так и от Небесных. Тем более, что люди используют против ангелов генетически модифицированных младенцев. Автор не дает своих предпочтений, а просто последовательно знакомит читателя со всеми сторонами этого конфликта. Кому из них симпатизировать, а кого ненавидеть — решать вам. Сам же я лично более склоняюсь к той нейтральной стороне, которую представлял собой отец Павел. Потому что он показал нам как положительные, так и отрицательные качества всех участников — оказалось, что они фактически уравнивают друг друга. Другими словами, разницу между чертом и ангелом выявить крайне сложно, ибо они грешат настолько же часто, насколько и праведничают. Потому как все когда-то были созданы Богом (в том числе и человек). А значит, несут на себе «печать греха». Пожалуй, только созданные людьми роботы лишены этого недостатка. Пока еще лишены. Но мы, люди, как и всегда, быстро можем испортить эту статистику...
----------
РЕЗЮМЕ: сказ про то, что истинный Армагеддон в корне отличается от описанного в Библии. Мораль: человек — тоже своего рода Создатель, и только от него самого зависит, будут ли его творения безгрешными или ничем не будут отличаться от демонов Ада.
Тиань, 21 октября 2014 г.
Зачем Бог создал Землю и человека на ней? В рассказе дается весьма оригинальный ответ на этот вопрос, который вряд ли понравится истинно верующим людям. Оказывается, наш мир — буферная зона, баррикада, которой Господь пытается остановить падших ангелов, рвущихся в небо.
Остановит ли? Кто знает. Будь на Земле только люди, ангелы прорвались бы в свой мир. Ведь лестница в небо по телам мертвецов проходит. Чем дольше и активнее война, тем больше павших, тем выше лестница. Но люди на Земле не одни. Искин оказывается способен на то, что должен был бы сделать человек: разрушить основание лестницы, вернуть восставший из песков древний город в статус легенды.
Прекратит ли это войну на Земле? Вряд ли. Слишком далеко зашли обе стороны. Падшие ангелы стали подобны демонам. И люди тоже. Ведь только демоны могут бомбардировать врага живыми младенцами, кровь которых губительна для любого порождения зла. В войне с нечеловеческими созданиями кровь младенцев оказалась эффективнее даже святой воды.
Причем оружие это сработало против обеих воюющих сторон. Пожертвовав обычным малышом, можно было уничтожить несколько демонов-ангелов. Но оборонная промышленность не дремлет. Детей попытались сделать более эффективным оружием, и в результате создали оружие против самих себя.
Создатель знал, что свободу воли просто так давать нельзя. Опасно слишком. Вот и встроил в мир такой противовес: готовность фанатиков жертвовать детьми во имя Бога, готовность политиков жертвовать чем угодно во имя сохранения своей власти. Основательный поводок получился. Пожалуй, такая пятая колонна способна уничтожить и ангелов и демонов, поскольку разницы между ними не видит. Да в мире рассказа этой разницы на самом деле нет. Люди так отчаянно сопротивлялись вторжению падших, а падшие так решительно прорывали это сопротивление, что все сравнялись между собой. Война есть война.
Тут демон взглянул вверх, туда, где далеко в бледном небе зарождались пыльные смерчи.
— Он никогда не относился к вам как к детям, никогда. Вы — орудие, розга. Вы можете сделать больно. Но розгой посекут и ее сломают, а дети помирятся с отцом. Вы уже проиграли…
По тексту невозможно понять, кому принадлежит вторая реплика: то ли это падший ангел продолжает свою мысль, то ли человек возражает ему. В результате фраза обретает двойной смысл, ведь и люди по Библии — дети божьи.
Не знаю, помирятся ли падшие ангелы со своим отцом небесным, но люди в том мире действительно проиграли. Дети человеческие вряд ли захотят и смогут примиряться с отцами, которые продали их для использования в качестве живых снарядов. Некоторые вещи простить просто не получается.
Довольно страшный рассказ о войне, предательстве и вере, которые всегда рядом.
Bizon, 5 июля 2014 г.
Одна из многочисленных авторских вариаций на тему Армагеддона. Это та тема, которая будет вечно будоражить умы писателей. Интерпретации самые различные: от стёбного срыва Армагеддона («Благие знамения» Терри Пратчетта и Нила Геймана) до футуристическо-религиозной антиутопии (жизнь во времена прихода Антихриста от Юлии Вознесенской «Путь Кассандры»). Кстати, тема роботов против армии падших демонов тоже не нова, и отмечалась, например, в рассказе Роберта Шекли «Битва».
Этот рассказ представляет собой сплав жанров: от мистики и ужасов, — наиболее благоприятной почвы для тематики описания конца света, до сюрреализма с элементами фантастики и фэнтази. Обратите внимание: прочитавшие рассказ не смогли прийти к общему мнению в классификации, а это что-то да значит.
Категорически не согласен с тем, что целью рассказа было похохмить. Никакого намека на пародийность или юмор вы здесь не найдете. Основная задача показать Выбор. Именно так, с большой буквы. Поэтому главный герой робот. Робота, в отличии от человека, можно запрограммировать на верное действие, на правильность. Он обязан совершать хорошие поступки, но оказался в ситуации выбора между Злом и Злом. Какое Зло перевесит? Может ли быть Зло большим или меньшим? Если бы главным героем был человек, то в итоге единственным верным моральным решением было бы самоустранится. У робота нет такой возможности, поэтому он всегда встает на сторону более слабого, и видит собственное разделение — описание своих действий как бы со стороны — это несомненно авторская изюминка. Выбор в условиях конца света осложняется необходимостью предвидеть долгосрочные последствия поступков, как бы это не странно звучало в условиях последней войны.
Авторское виденье войны указывает на то, что не бывает правых: виноваты все. А коль виноваты все, то любая помощь противоборствующим сторонам не может быть верным решением. Единственный вариант — подвести войну к завершению. И не нарушить собственную программу противостояния армии демонов.
Священник встречается с разными людьми и нелюдями и получаемая информация противоречит изначально заложенной. В итоге у него остается единственное решение, которое он и принимает.
Рассказ — тренинг для мозга, слабонервным и впечатлительным не рекомендуется.
kkk72, 7 января 2010 г.
Вот все-таки жуткий, странный автор Юлия Зонис. Какое-то у нее не то что неженское, нечеловеческое мышление. Больше всего ее творчество напоминает мне произведения Харлана Эллисона. Впечатление от ее произведений остается сильное, но до чего же мерзкое. Вот и этот рассказ — не исключение. Тема Армагеддона и так не располагает к особому оптимизму. Но в изображении Юлии Зонис это событие выглядит еще более ужасным и отвратительным. Ведь между собой сражаются не Добро и Зло, а Зло и Зло. И трудно понять, какое из них отвратительней — то, что в обличьи мерзких демонов или то, что в обличьи людей попирающих всякие законы морали. И главному герою этой истории — роботу отцу Павлу приходится раз за разом делать выбор между большим и меньшим Злом, руководствуясь только собственной совестью.
Оценку за этот рассказ можно поставить совершенно любую. От единицы, потому что несколько раз во время чтения живо представив себе происходящее, просто давил рвотный рефлекс, до десятки, потому что встряхнул рассказ меня очень серьезно. В итоге остановился на шестерке, выражающей мое возможное желание прочесть что-то подобное еще раз.
Shean, 11 марта 2010 г.
Ме-ги-до.
Повторю свой отзыв с «МП».
На мой взгляд, это текст прежде всего о различении лжи и правды в условиях информационного Апокалипсиса. Обычно читающего настолько цепляют сцены второй половины рассказа, что начало выскакивает из головы. А оно не случайно. Привлечение внимания любой ценой. Удержание любой ценой. Желтость и уткость возведенные в абсолют.
Большая часть картины мира, видимой читателем, герой получает изустно. От заведомых Лжецов. Или от заведомо обманутых и преданных. А кто сказал, что эта картина — соответствует реальности текста? Мы не смеемся над туповатым героем (а этот метод так любит современный писатель — и читателю польстить, что тот умненький, и сюжет от героевских непоняток закручивается...), мы мечемся вместе с ним, пытаясь выловить хоть какие-то концы в кровавой каше.
Герой их находит и принимает решение.
Когда мы, отбрасывая все неподошедшие варианты, остаемся с глазу на глаз с тем единственно возможным критерием, по которому можно было поступить именно так...
Мы меняемся.
Разумеется, это некомфортно.
А вы разве читаете только для комфорта?
Нортон Коммандер, 12 апреля 2012 г.
Этот рассказ — как глоток свежего воздуха. Ужасающий и отрезвляющий. Незабываемый антураж — полчища демонов, дети-людоеды, главный герой — нечеловек, сохраняющий человечность в окружающем его кошмаре. «...куда ушли те, кто пропал вдали?»
MarchingCat, 6 августа 2012 г.
Лихо завёрнуто. И начинаю ловить себя на мысли, что не уверен в правильности своего понимания финалов произведений Юлии Зонис. Точнее, что иногда я эти финалы вообще не понимаю.
alekcelena, 10 марта 2010 г.
Этот текст читать довольно неприятно, но впечатление складывается вовсе не из-за выбранной темы. Негативное отношение вызывет попытка автора обыграть тему армагеддона не гнушаясь ни какими образами. Типа, чем больше негатива — тем интереснее. Смешав вместе надерганные фразы из библейских историй и анекдотов и немного приправив их иронией, автор считает это уже законченным призведением. Смысл написания Ме-ги-до — видимо просто похохмить. Три прочитанных на данный момент рассказа выглядят некими полуфабрикатами, требующими большой доработки. А читаются её рассказы и дочитываются до конца из-за хорошего литературного языка. И вот вопрос: новый роман «Дети богов» тоже лишь попытка в написании очередного текста?