FantLab ru

Василий Мельник «Фэнтези-2004»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.74
Голосов:
58
Моя оценка:
-

подробнее

Фэнтези-2004

Другие названия: Удивить дракона

Антология, год

В произведение входит:

  • Бестиарий
5.87 (59)
-
3 отз.
7.22 (111)
-
9 отз.
  • Конвоир (2004) // Автор: Наталья Резанова  
6.40 (50)
-
5 отз.
  • Чудеса плутовства
  • Молчок (2004) // Автор: Далия Трускиновская  
7.35 (95)
-
4 отз.
6.35 (53)
-
4 отз.
  • Не спешу (2004) // Автор: Сергей Лукьяненко  
8.23 (1057)
-
43 отз.
6.54 (60)
-
1 отз.
8.25 (534)
-
26 отз.
  • Меч владыки
7.98 (733)
-
25 отз.
5.56 (131)
-
3 отз.
  • Исход (2004) // Автор: Андрей Николаев  
5.96 (50)
-
1 отз.
  • Магия любви
  • Пустоброд  [= Кикимора] (2005) // Автор: Далия Трускиновская  
6.98 (84)
-
3 отз.
6.84 (114)
-
4 отз.
4.53 (47)
-
1 отз.
6.30 (69)
-
3 отз.
  • Заморское посольство
6.82 (98)
-
6 отз.
  • Свитки из монастырской библиотеки
6.85 (52)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— условный цикл «Фэнтези»



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Фэнтези-2004
2004 г.
Удивить дракона
2005 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так сложилось, что круг моего чтения по преимуществу составляют зарубежные авторы, с помощью данной антологии мне хотелось начать заполнение белых пятен, познакомиться с нашими авторами, сравнить уровень современной зарубежной и отечественной литературы данного жанра. Не так давно я ознакомился со сборником «Реально смешное фэнтези», представляющим собой выборку лучших работ зарубежных авторов, работающих в жанре юмористического фэнтези. Если сравнивать обе книги, а сборник «Фэнтези-2004» я взял практически наугад, то можно сказать, что наши пишут не хуже, по крайней мере читать отечественную антологию было на порядок интереснее, да и смеялся я во время чтения гораздо чаще, это при том что наша антология не позиционировалась в качестве юмористической. В целом, я остался доволен — общее представление о положении вещей получил, выделил для себя ряд авторов с которыми хочется продолжать знакомство, хотя не обошлось и без разочарований.

Составитель сгруппировал все произведения по четырем тематическим разделам, в дополнение ко всему присутствует новая, на момент выхода антологии, и нигде не публиковавшаяся работа Р. Шекли. «Соль истории» — рассказ довольно нетипичный для творчества мастера, уже то, что он относится к жанру подросткового фэнтези вызывает удивление. По сути нам предлагается простенький квест — Борис и Эля, учащиеся Магической академии отправляются в параллельный мир, чтобы при помощи своих магических способностей заработать денег на поездку в Париж — легкая, довольно непритязательная история, не вызывающая особого интереса. А вот исследование А. Зорича «Господин дракон», посвященное развитию и эволюции сказочных чудовищ с античности до наших дней, хоть и не претендует на открытие Америки, но написано живо, эмоционально и весело. Автор приводит примеры из мифов и современной фантастической литературы, анализирует причины смещения акцентов в трактовке образов чудовища.

В «Бестиарий» антологии вошли две повести и один рассказ, центральную роль в которых играют различные монстры и нелюди. В качестве фаворита выделю повесть К. Бенедиктова «Граница льда» — увлекательное квестовое фэнтези с героем-пройдохой, обилием неожиданных сюжетных поворотов, а также монстров на любой вкус — из камня, льда и даже глины. Также понравился «Старый Цимох» С. Булыги, где несмотря на вымышленный мир явно угадываются литвинские мотивы, язык, щедро усыпанный словами местного диалекта, добавляет атмосферности, а в сюжете проглядывают философские нотки. Добыть шкуру реликтового цмока — затея сама по себе опасная, но надо разобраться что за зверь это такой — обычный динозаврус или кое-что пострашнее. «Конвоир» Н. Резановой поначалу идёт скучновато, но постепенно ситуация выправляется — средневековое фэнтези, действие которого развивается на границе цивилизации, в лесах, населенных опасными хищниками и нелюдями.

В разделе «Чудеса плутовства» герои или их антагонисты предпочитают добиваться поставленных целей не силой, а хитростью. Наибольшее удовольствие здесь доставил рассказ Д. Трускиновской «Молчок» — сказочное городское фэнтези о житье-бытье наших домовых. В первую очередь отмечу образную языковую стилизацию, далее — юмор, эпизоды, связанные с доставкой ежа из города в лес заставили смеяться в голос, ну и само путешествие домовёнка Тришки от городских новостроек до деревенских поселений смотрится живо и динамично, плюс ко всему сказочный мир буквально оживает под талантливым пером автора. Второй фаворит — пиратское фэнтези от А. Пехова и А. Парфёновой «Под флагом милорда Кугеля» — очень динамичный насыщенный рассказ, где команда пиратского корабля «Хапуга» оказывается в центре хитроумной политической комбинации — команда флибустьеров подобралась разношерстная — на борту есть гном, орк и даже тролль, а также утонченные, но опасные абордажники из расы фруан, не хватает только корабельного мага, хотя юнга-тролль обязательно кого-нибудь подыщет. Понравились описания морских сражений, где помимо пушек и абордажных крючьев в дело идут магические технологии, черные заклинания и артефакты, авторы планировали развить идею до целого романа, жаль, что не срослось.

М. Бабкин разнообразил антологию детективным фэнтези, в его рассказе «Удивить дракона» герой должен в сжатые сроки установить причину странной аномалии — на город с удручающей регулярностью стали падать обезглавленные трупы драконов, раньше такого отродясь не бывало, мэр требует решительных действий — ведь на носу выборы. Читается легко, но уж больно просто далось детективу расследование, кстати, этот рассказ, в отличие от творения А. Пехова, дорос до романа. Короткий рассказ С. Лукьяненко «Не спешу», получивший «Рваную грелку», у меня особых восторгов не вызвал — тема заключения контракта с дьяволом известна со времен Доктора Фауста, в современной литературе также часто встречается, к примеру, у Р. Шекли сразу несколько подобных рассказов и все, на мой взгляд, интереснее истории Лукьяненко. А вот повесть И. Пронина «Дым над Ульшаном» меня несколько разочаровала — видно, что автор старался, но кое-где переборщил, а где-то наоборот немножко схалтурил. Разношёрстная компания героев в составе чудаковатого профессора, его самозваной внучки и никудышного поэта отправляются в замок местного герцога, чтобы помочь ему с неким деликатным вопросом. Образы персонажей неестественно яркие, вплоть до театральности, сюжетные повороты неожиданны, но нелогичны — начало неплохое, но чем дальше в лес, тем больше дров.

В каждом из трех произведений блока «Меч владыки» так или иначе фигурируют клинки — боевые и церемониальные, волшебные и не очень. Особо отметить здесь хочется повесть В. Камши «Пламя Этерны» — это грамотное средневековое фэнтези в оригинальном вымышленном мире после непродолжительной завязки увлекает в водоворот дворцовых тайн и интриг. Хороший литературный слог, занимательный сюжет, разве что финал принес больше вопросов, чем ответов, но для предыстории к большому циклу это простительно. Названию раздела антологии повесть соответствует благодаря наличию церемониального клинка местного властителя-анакса, который сыграет свою небольшую, но всё-таки роль в повествовании. Настоящим чемпионом по количеству мечей на любой вкус и цвет оказался рассказ В. Головачева «Мечи мира». В школьные годы такой Головачев шёл у меня на ура, сейчас восторгов как-то поубавилось, впечатления двойственные — с одной стороны отсылки к неведомому, которое рядом с нами — новгородские древности, раскопки близ Аркаима, а с другой — монохромное деление на черное и белое, прямые как оглобля персонажи, с легкостью дающие фору суперменам из голливудских боевиков.

Не порадовал А. Николаев и его рассказ «Исход», подозреваю, что автор сначала придумал драматичный финал, а предшествующие события дописал постфактум по принципу«чтобы было», от этого и история получилась серой, невыразительной — некий древний Орден, последние представители которого погрязли в инцесте, сбежавшая жена, обманутый муж, отправившийся на поиски неверной супруги в микро-квест до ближайшей таверны. Проникнуться атмосферой не получается, персонажи эмоций не вызывают, поэтому эффект от запланированной драмы нулевой, и да — меч здесь тоже присутствует, но особой роли не играет — старинный клинок Ордена, не магический, имеющий разве что культурную ценность. Рассказ самостоятельный, был бы частью цикла, то списать отсутствие внятного антуража и предыстории можно было на другие произведения, а так нет.

Название четвертого раздела антологии — «Магия любви» — в пояснениях не нуждается. Хотя типичного женского фэнтези здесь вы не найдете, зато внезапно обнаружится фэнтези темноё — мой последний личный фаворит в рамках данной антологии — А. Зорич с повестью «Ничего святого». Мрачная картина мира, своеобразная дерзкая и циничная манера подачи, жизненные персонажи, большая часть которых достойна презрения, невозмутимый главный герой, который и сам не ангел, но и не человек — читается великолепно, при условии, что вы благосклонно относитесь к данному жанру. Здесь же находится ещё один рассказ Д. Трускиновской из цикла о домовых — «Пустоброд», эта история хоть и хороша, но уступает «Молчку» — на прежнем месте остались атмосфера, симпатичные персонажи, образный язык, но куда-то пропал юмор, да и сюжет не такой насыщенный.

Короткий рассказ от В. Аренева называется «Везенье дурака» и отсылает нас к сюжету известной сказки о Царевне-лягушке, а точнее к эпизоду встречи Ивана со своей будущей земноводной суженой. Особого впечатления рассказ не произвел, претензии те же, что к упоминавшемуся выше рассказу Лукьяненко — перепевка старой темы на новый лад плюс немного иронии в концовке. Ну и в заключение скажу о главном разочаровании — рассказе Н. Романецкого «Возлюби и уйди». Я долго пытался собрать осколки сюжета в нечто связное и уяснить в чём тут соль — автор с самого начала бросает нас в придуманный мир, не давая никаких пояснений, сами, мол, разберетесь по ходу. Действие скачет как мартышка по лиане, то мы вроде бы в лесу, где бродит некая Нагиня (гибрид индусской Наги и славянской Берегини что ли?), затем вдруг оказываемся в обычной отечественной квартире, потом внезапно едем на паровозе, у которого явно какие-то проблемы, во всё это автор еще умудряется вставить какие-то отсылки к Числу Зверя и Апокалипсису. Уфф, насколько я понял, у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который после смерти подопечного получает возможность на инкарнацию в мире людей, повлиять на судьбу опекаемого этот защитник может, только для него самого цена будет высока. Ни драматизма, ни внятных героев, только обрывки философии и мистики, в общем плохо всё.

Итак, подводя итоги, могу сказать, что в данной антологии я нашёл больше плюсов, чем минусов. Чтение во многом оказалось не только интересным, но и полезным, для себя я отметил ряд авторов знакомство с которыми хотелось бы продолжить в будущем — это К. Бенедиктов, Д. Трускиновская, А. Пехов, В. Камша и А. Зорич, их творчество произвело на меня впечатление, у каждого свои плюсы — увлекательный сюжет, владение словом, свой узнаваемый стиль. Не обошлось, конечно, и без негатива, но изначально я ожидал, что всё будет гораздо хуже. Оказывается, среди отечественных авторов немало тех, кто может писать не хуже зарубежных коллег, а отсутствие нежелательного посредничества в виде переводчика, мастерство и стиль которого существенно влияют на исходный материал — это дополнительный аргумент в пользу «отечественного производителя». Если говорить об этой конкретной антологии, то я бы отметил хорошую работу составителя — удобное деление материала на тематические блоки, хороший подбор авторов и произведений, многие из которых знакомят нас с отдельными романами или циклами, жанровое разнообразие также на высоком уровне, охвачен почти весь спектр — от темного и пиратского фэнтези до классического и героического, и даже волшебной сказки.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю знакомство с антологиями отечественного фэнтези, вышедшими в серии «Миры fantasy», в хронологическом порядке.

Могу сказать сразу: «Фэнтези-2004» показалась мне не хуже антологии предыдущей, и не хуже последующей, но в ней как то побольше по-настоящему цепляющих вещей (которые и так давным-давно были мною читаны-перечитаны) по отношению к некоторому количеству эдакого крепенького середнячка. Но как срез положения дел в данном жанре в начале нулевых, опять же — самое оно.

С одной стороны, радует, что ругать в антологии практически некого, если не считать Головачёва с его продолжением повести про Мечи (о которой я уже высказывался отдельно) и невнятного рассказа от Н.Романецкого, который попросту пожалел своему рассказу объёма, в результате чего получился он каким-то совсем уж непонятным, полным туманных намёков и вопросов без ответа.

С другой — нельзя не отметить, что многие произведения, в антологию входящие, являются частями каких-либо циклов, что накладывает свой отпечаток на восприятие их как вещей самостоятельных. При этом сразу хочу оговориться: знакомство по меньшей мере с тремя из этих циклов планирую продолжить в ближайшее время. Речь идёт о двух замечательных историях из жизни современных отечественных домовых Далии Трускиновской, входящих в цикл с предсказуемым названием «О домовых», и повести «Конвоир» Натальи Резановой, знакомство с циклом которой «Хрустальный собор» я начал сразу же после того, как перевернул последнюю страницу данной книги. Вещи эти совершенно разные, и я обязательно со временем выскажусь о них отдельно, но подкупает в них, прежде всего, хороший авторский язык, и некоторая «камерность» происходящего, без глобального противостояния Добра и Зла, без развешивания ярлыков «белое», «чёрное» или «серое». Просто истории о людях и домовых, после которых приходит неожиданное понимание: «Хочу ещё!» =))) Повесть двуединого Зорича тоже достаточно камерная, но подкупает она другим — идеальным балансом низменного и возвышенного, лирики и грязной правды жизни, а ещё — прекрасным авторским языком. И тем, что очень сильно бьёт по эмоциям, будучи при этом до предела жёсткой и циничной. Вообще, чем больше читаю рассказов и повестей по миру «Круга Земель», тем больше расстраиваюсь, что совершенно прошёл он в своё время мимо меня — сейчас я уже попросту не найду времени на такое количество романов. Хотя повесть «Ничего святого» из данной антологии, безусловно, заслуживает внимания.

То же самое можно было бы сказать и о повести когда-то безмерно уважаемой мной В.Камши «Пламя Этерны», да вот только не оправдала автор надежд и доверия моего... Тогда, тринадцать лет назад, когда только вышла первая книга нового цикла автора «Отблески Этерны», а фанаты (в числе которых, признаюсь, был и я) жаждали окончания другого замечательного цикла Камши, «Хроники Арции», повесть воспринималась совершенно по-другому. Это был интригующий эпизод из истории нового мира, отвечающий на некоторые вопросы, но при этом ставящий гораздо больше вопросов новых, увлекательно и качественно при этом написанный. К сожалению, за прошедшие годы Вера Викторовна не нашла в себе сил закончить ни одного из упомянутых циклов, предпочитая вместо этого плодить страшные порождения писательской мысли типа «первая часть третьей книги третьего тома пятого романа цикла «Отблески Этерны». В результате этого, повесть я в этот раз перечитывать не стал, хотя вполне признаю, что даже сейчас человек, впервые прочитавший «Пламя Этерны», наверняка заинтересуется данным циклом.

А вот роман М.Бабкина «Ахтимаг», первой главой которого впоследствии стал рассказ «Удивить дракона», или роман С.Булыги «Чужая корона», первой главой которого соответственно стал рассказ «Старый Цимох», читать почему-то не тянет. Не потому что рассказы плохи сами по себе, просто не чувствуется в них дальнейшего потенциала. В случае Бабкина — стандартное городское фэнтези в стиле «Гаррета» Г.Кука со слишком уж простеньким делом для частного детектива, из-за чего возникает опасение, что и дальнейшие его приключения будут столь же неглубокими. А у Булыги, несмотря на отличные описания болота-дрыгвы и любопытных рассуждений о мировоззрении жителей этой местности, какой-то совсем уж скомканный, оборванный на полуслове финал, из-за которого рассказ совершенно не воспринимается самостоятельно. Хотя не исключено, что когда-нибудь я «Чужую корону» и прочитаю. Такие же ощущения остались от повести И.Пронина «Дым над Ульшаном» — сама по себе она, может, и неплоха, но неоправданно затянута. Сократить бы её как минимум на треть — читалась бы на ура. Сам по себе описываемый мир интересный, хотя и достаточно противоречивый, к тому же весьма хвалят в отзывах два продолжения, но читать повесть я попросту утомился — слишком много ненужных подробностей, нелепых стишков одного из главных героев и бесконечных повторов о том, что другой герой воспринимает Вселенную как иллюзию. Благодаря фразам типа «он достал из иллюзии штанов иллюзию ключа и засунул его в иллюзию замочной скважины» повесть довольно быстро начала раздражать. Хотя продолжения, наверное, всё-таки попробую прочесть со временем...

Ну и нельзя не упомянуть два произведения, которые стали для меня однозначными фаворитами данной антологии. Прежде всего это великолепнейшая магическо-пиратская повесть Алексея Пехова и Анастасии Парфёновой «Под флагом милорда Кугеля», восторженных отзывов на которую предостаточно и без моего. Это просто что-то с чем-то! Известно, что первоначально авторы планировали продолжить данную историю, но этого к сожаление (а может, и к счастью?) не произошло, поэтому повесть однозначно заслуживает внимания сама по себе, как образец по-настоящему увлекательного фэнтези.

Ничуть не меньше понравилась повесть Кирилла Бенедиктова «Граница льда» — увлекательное плутовское фэнтези в необычных для фэнтези декорациях Древнего Востока. Высший балл не ставлю лишь по причине некоторой вторичности (при чтении поневоле вспоминаешь Говарда, Лейбера и Де Кампа), но за похождениями главного героя действительно интересно следить — этого не отнять.

В завершение хотелось бы отметить, что рассказ широко известного в нашей стране Р.Шекли «Соль истории», помещённый в разделе «Заморское посольство», показался совсем уж слабеньким, поэтому даже 5 баллов для него — лишь дань уважения автору. А вот эссе А.Зорича «Господин дракон», которым антология заканчивается, оказалось любопытным, хоть и достаточно спорным как в плане использованных источников, так и в плане окончательных выводов. Впрочем, написано оно с характерным для автора/ов юмором, поэтому полемизировать как-то не тянет.

Подводя итог, нужно признать, что антология вполне удалась, прочитана мной была с удовольствием, и даже вещи о которых я не упомянул отдельно, вроде миниатюр от Лукьяненко и Аренева, вполне себе читаются и сегодня. Ну а учитывая, что при перечитывании повестей Пехова/Парфёновой и Бенедиктова смахнул я с небритой, по случаю отпуска, щеки скупую мужскую слезу, накину-ка я антологии балл, да и поставлю «Фэнтези-2004» 9 вместо первоначально планируемых 8 =)))

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал этот сборник 6 лет назад ,но хорошо помню что из всех понравилось пару произведений .Но зато я в первые прочел произведения про наших домовых ,хотя они мне не очень понравились ,но все же это интересный опыт.Так что пока сборнику 6 балов ,вскоре может решу перечитать и тогда уже оценю каждое произведение в отдельности.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх