Чайна Мьевиль «Октябрь»
Первое документальное произведение известного британского фантаста Чайны Мьевиля о предпосылках, событиях, следствиях и общем ходе Русской революции от Февраля до Октября, изданное к ее столетию. Впервые о первой социалистической революции от фантаста-социалиста.
- /языки:
- русский (2), английский (1), португальский (1), итальянский (1), турецкий (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- Т. Белякова (2), Д. Ди Марко (1), Э.Р. Кандиани (1), А. Мовчан (2), С. Озен (1), В. Федюшин (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osipdark, 21 ноября 2017 г.
*Минздрав Фантлаба предупреждает читателя о содержании в данном отзыве опасного количества политоты и графоманских абзацев крамольной субъективщины! Берегите себя!*
«Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» (очень известный автор)
«Это же Ленин изобрел маркетинг ... Он нашел абсолютно уникальный способ продать людям Советскую власть; фабрики — рабочим, землю — крестьянам, мир — солдатам. Он предложил всем один товар — счастье» (один из самых странных фильмов «к столетию революции»)
Зайду издалека.
*Если кому не хочется этого «издалека», можно либо совсем не читать отзыв, либо перейти к двум последним абзацам*
Месяца с два назад в стенах одного из филиалов своего родного университета мне посчастливилось побывать на открытой лекции, чье название не могло меня не привлечь. А именно, содержание его говорило, что данное мероприятие расскажет о философии Русской (больше Октябрьского ее этапа) революции, ее предпосылках и творчестве Достоевского как зеркала революции большего, нежели чем Лев Николаевич, и в принципе его соображениях в собственных произведениях на тему грядущих перипетий нашей настрадавшейся Родины. Лекторами-организаторами на данном мероприятии выступило трое профессоров, с белеющей сединой в волосах и бородах, с лысинами и чрезвычайно басовитым и низким голосом единственной в этой троице женщины-достоевиста. Которая, сразу скажу, видимо, была еще и единственным форпостом среди этих двух мракобесных башен-близнецов, умудренной во всех планах. Особенно сохранения в черепной коробке всех положительных достижений советской школы. Вообще-мс, старички, за одним из которых явно значились качества великолепного лектора-оратора, пусть и с определенной, но не чрезмерной долей «православной державности» и «уникальной русской имперскости», и интересная мысль по поводу «языческого реликта» в русском бунтарском сознании, а за другим начавшаяся глухота, отрицание отречения царя, упоминание предсказаний о падении монархии в доме Романовых утверждали в своих речах примерно следующее (что характерно, забывая, что подать факты неплохо было б через призму взглядов и цитат Федора Михайловича): в Российской империи не было никакого угнетения по национальному и религиозному признаку, как и царской политики антисемитизма, выражавшейся в чертах оседлости и еврейских погромах *мои вопросы по этому поводу и не только заканчивались ответами по типу «прочитайте нужную литературу, молодой человек»*; разумеется, любой православный в славном царстве Святой Руси и ее владений был равен любому другому подданному царя, невзирая на его национальную и конфессиональную принадлежности; и, конечно, экспансия и реализация имперских амбиций царской России на протяжении веков имели лишь положительный и не в коем случае не агрессивный характер. А все эти ваши революции, страждущие евреи, голодные крестьяне, сожженные аулы периода кавказской экспансии — выдумки злостных, кровавых большевиков, финансировавшихся американскими евреями-сионистами, которые погубили русскую культуру и цивилизацию... Коль даже так и обстоят дела, то понять, что погубило адекватность, доказательность и логичность этих двух ученых дедушек родом из Советского Союза мне все равно тяжело.
А чуть ранее мне опять же «посчастливилось» (сразу отмечаю, что тут я проспорил) попасть на показ фильма, который я зарекся не смотреть — разумеется, «Матильда». Надо сказать, что шумиху (которая вполне могла быть добросовестно продуманной мощной и эффективной пиар-компанией) вокруг него как картины, порочащей святость Николая Второго, я понять так и не смог. Опуская тот факт, что, как и большинство дворянских мужчин до брачных отношений, будущий царь имел романтическую и сексуальную связь с представительницей такого вида искусств, как балет, нашего великомученника, дерьмового политика и последнего императора создатели фильма наоборот стараются всеми силами обелить. Даже в финале *да, спойлер* нашли способ простить его за Ходынку. Вот будущей жене-немке почему-то достается по полной — ее высмеивают и унижают более того, чем фрейлен того достойна. Но, забывая еще про целый ряд откровенных исторических глупостей и неточностей, мелких, в основном, но бросавшихся мне в глаза *упомянуть их тут означает усилить и без того тягостную громоздкость отзыва*, получилась довольно вялая и скучная картина...
...картина, снятая в столетие одних из самых тяжелых, кровавых, трудных, ужасающих, но, черт, самых интереснейших событий в русской истории, а уж поворотных так и вовсе для всего мира! И сняли в итоге фильмец про вялую любовную линию Николаюшки, которая взрывает общественное сознание, пятые точки думцев и кинотеатры с машинами. Правда, нужно быть честными, что к столетию же Великой Октябрьской социалистической революции создали и два масштабных телепроекта о предателе Ленине, и предателе Троцком. Но только вот называя Октябрь и Февраль — проплаченными постановками британских, американских, немецких, семитских или даже японских кураторов, а большевиков — агентами всех возможных иностранных спецслужб, предателями и служителями протокола сионских мудрецов *и доводя разговоры до красного террора, Гражданской войны, советского межвоенного и поствоенного бытия*, эти люди забывают о существовании такой науки, как история, и такой вещи, как здравый смысл. Конечно, увлекательно и здорово, наверное, *но не мне* говорить о великой РУССКОЙ цивилизованной империи, в которой была идиллия, экономический подъем и благоденствие, отсутствовал голод и пережитки крепостничества и сословной системы, об агенте германского Генштаба Ульянове-Ленине и сверхудачной операции свержения царя, а позже и Временного правительства *пусть первое проводили и вовсе без участия большевиков*, но, думаю, стоит вспомнить некоторые факты из отечественной и мировой истории. Например, про крепостничество, которое по сути дело было не феодальным правом, а рабовладельческим строем. Про то, как огромная аграрная империя с вкраплениями невольнонаемных мануфактур и заводов, самый конкурентноспособный товар которой был лес да пушнина, постоянно рвалась на Балканы и к Константинополю с проливами для пиршества в честь расчленения Османской империи. Ой, то есть для освобождения славянских братушек, которые о помощи и протекторате не просили *а некоторые, вроде болгар, и вовсе в мировых войнах выступали против своих освободителей*, и установления справедливого контроля над Царьградом да проливами византийскими наследниками. Правда, и то, и то в итоге заканчивалось каждый раз кровью русских солдат, политической и экономической блокадой объединенной Европы или же ее ведущих держав и поражением данного экспансионистского курса *который даже при своей реализации не факт, что привел бы императорскую Московию к благоденствию через обретенные проливы*. А при правлении Николая Первого данная великая идея фикс монархов России завела нашу по-настоящему, и тут уж без сарказма, великомученическую Родину в Нулевую Мировую Войну. И выходом из ее позорного поражения в светлое будущее *когда самая большая в мире армия не будет проигрывать даже в сумме меньшим человеческим силам* были лишь реформы либерального толка для создания прогрессивного общества и мощной экономики. Осознав данный путь, начав, но не доведя его до конца, Александр Второй вновь открыл дорогу реакции и консерватизму *а также революционному движению в России, которое достойно большего числа исторических фильмов и сериалов*. В итоге Российская империя вновь оказывается в океанах фронтовой крови за братьев-славян и турецкие проливы с усложнившемся после недоделанной крестьянской реформы наиострейшим земельным вопросом, голодом продовольственным и патронным.
Так что несколько столетий регрессивной или в лучшем случае никакой социальной политики, отсталости не то что промышленного, но и аграрного комплекса *при том же катастрофического*, плюс национальные притеснения, недальновидная внешняя политика привели огромную и исключительную империю Святой Руси к русскому бунту. Беспощадному, но далеко не бессмысленному. К всеобщему восстанию за переформатирование всего, поводом к которому стала кошмарная, позиционная, не кончавшаяся Первая Мировая война. И тут вопрос был уже не в том, получится ли остановить данную бурю Революции, и даже не в том, сможет ли аристократическое/буржуазное правительство вновь подчинить крестьянские толпы нормам Святейшего Синода и монархической идеологии. Вопрос заключался в том, кто из русских социалистов, наследников разных течений народничества, сможет правильно сагитировать народные массы, взять власть в свои руки и удержать ее. И так уж вышло, что это была партия большевиков. Ленин и сотоварищи, которые большевизировали Советы, смогли справиться с большей частью национальных сепаратистских движений, белым и черно-зеленым движением. Ну, и переформатировать общество, создав первую в мире систему массового в своей доступности и элитарного по начинке образования от яслей до университетов, завершить смертоубийственную для народа, экономики и вообще русского будущего войну, справиться с интервенцией, индустриализировать страну несколько раз, победить в новой мировой войне, провести аграрную реформу, электрофицировать страну и ввести ее в общемировую экономику. Правда, и забывать о неразумных депортациях целых народов, неудавшейся мировой революции, многотысячных невинных жертвах террора и чисток, которые были результатом когда *упомянул бы ужасающую неотвратимую необходимость, но...* политических интриг, когда бюрократической механистической бесчеловечности, а порой — логичным следствием-продолжением земельного вопроса и Революции, и, конечно, о новых имперских, ставших советскими, амбициях и замашках нельзя.
Именно в свете всего выше изложенного контекста, столетнего уже исторического вопроса, который в сознании масс под действиями пропагандистских инструментов так и не может устояться *продолжая барахтаться от крайности к крайности*, и может быть интересна первая публицистическая попытка Чайны Мьевилля. Первая его научно-популярная, историческая работа для широких, прежде всего западных, масс. Но, поверьте, и для русского *российского-постсоветского* человека она будет полезной в виде, скажем, краткого содержания событий 1917 года. Справочника с алфавитным, хронологическим указателем, изрядно приправленного довольно интересными маленькими фактами и подробностями (вроде первого съезда мусульманок России), которые вряд ли кардинально изменят ваши взгляды на те далекие события, но будут все равно полезны для широты зрения. Также данный труд позволит несколько уточнить и восстановить ваши знания Февраля и Октября, предпосылок данных этапов Русской революции и промежутка между ними. Несколько не мало интересных подробностей я для себя уж точно узнал.
Для меня новая книга, по сути роман Мьевиля — «Октябрь» — не просто то произведение, которое нужно было прочитать хотя бы из-за его автора. Это еще было и желание посмотреть на видение собственной истории со стороны западной, британской, левой и троцкистской, из замочной скважины фантастического гетто. И как человек, который считает, что знает историю своей страны и мира на должном уровне *да, я про себя* и некоторым образом ведет исследовательскую деятельность в рамках событий обозначенного периода, должен подвести следующий итог. А именно то, что несмотря на очень мелкие и редкие косяки (вроде того, что «отмена крепостного права — следствие крестьянских бунтов», хотя сие наоборот) Чайна смог создать последовательную, точную, интересную, хронологически и исторически достоверную летопись месяцев с января по октябрь 1917 года. С которой, если у кого будет на то желание, в качестве опять же справочника-путеводителя можно начать более детальное знакомство с Русской революцией и ее продолжением в виде Гражданской войны. Колебания народных масс, кочевание общественного мнения и поддержки от одной партии к другой, упоминание возможной сдачи Петрограда немцами, наиболее краткий и подробный исторический бэкграунд, составленный автором — упоминаются все важные факторы, события, фигуры и причины данного процесса; показаны в наиболее приемлемом объеме и красках для данного текстового масштаба и жанра. И пусть некоторые моменты в эпилоге отдают конъюктурной субъективщиной, последние, финальные строчки вышли отличными. А основное заключение данной работы верно, логично и не раз уже выведено различными специалистами и исследователями, но, видимо, в контексте нашей эпохи *памятники сепаратистам-коллаборационистам вроде атамана Краснова и отпевания любых жертв Гражданской войны, кроме падших от белого террора* должно прозвучать еще не один раз вновь. Большевики, именно большевики в ходе всех перипетий и препятствий тех лет смогли стать легальной властью над большей частью территорий павшей Российской империи *да и республики*, отбившись от кредиторов Антанты, империалистического невыгодного мира с Центральными державами *переиграв его* и своих внутренних оппонентов. А уж какой была цена, последствия семидесяти лет их самых разных «идейных наследников» — тема совершенно другая и еще более громоздкая. Скажу лишь напоследок, перефразируя для до сих пор верящих в «россию, которую мы потеряли» и немецких шпионов под личинами революционеров, что «народ не захочет, революция не вскочет».
PS. Менее массивные *надеюсь* отзывы по литературе, связанной с Гражданской войной и русскими революциями, впереди и не за горами ;)
PPS. Хоть, вроде бы, и защищаю власть Советскую *которую не только большевики устанавливали, мои дорогие*, большевиков, но более всего симпатизируют в разношерстной среде политических сил и течений начала двадцатого века мне не они. И, конечно, не безыдейные, пустые в плане предложений, лоскутные союзы белых. А «срединный путь», третья сила, если кому интересно...
PPPS. Кстати, если вам совсем надоел треп на тему красно-бело-зеленой России, кто и где накосячил, надоели откровенно пропагандистские и неаргументированные речи всяких там популязаторов-агитаторов, а хочется увидеть свежий, оригинальный, объективный и обоснованный взгляд на многострадальную русскую историю, советую полистать работы Александра Самойловича Ахиезера.
scafandr, 9 сентября 2024 г.
Эту книгу я приобретал, конечно, только ради имени автора. Мне совершенно индифферентна октябрьская революция, Ленина всегда считал грибом (в начале 90-х пошёл в школу и ещё застал в фойе бюсты Ленина, у которых появлялись фингалы и ещё кое-что на лбу, если я проходил мимо), но ради горячо любимого автора можно было и почитать про тот период в истории, о котором я, как оказалось, мало-то и знаю.
Маркетологи Fanzon, конечно, сильно постарались, чтобы книга максимально позиционировалась, как новый роман Мьевиля (кстати, недавно узнал, что правильно произносится как Миэйвил вообще...), а не как нон-фикшен, совершенно никак не связанный с основным творчеством автора. И вот этот самый Ленин-супермен на обложке — это тоже фикция. Книга совершенно другого толка. Но если бы ее оформили как дипломная работа исторического факультета, вряд ли у неё были бы хорошие продажи (хотя вот интересно, какие на самом деле были продажи у этой книги).
«Октябрь» — книга для тех, у кого, и у меня, был пробел в истории. После прочтения «Октября» я дико удивился, как я по-другому представлял себе революцию. О февральской революции даже не догадывался. Думал, что всё случилось в октябре, штурмом взяли Зимний, императора взяли в плен и заставили отречься от престола, а над огромной страной засияло красное Солнце революции. И тут Мьевиль говорит — «Стоп, я знаю, как всё было, прочитал много интересной литературы, сам увлекаюсь максизмом и троцкизмом, поэтому всё тебе сейчас расскажу, садись поудобнее». И начинает он свой рассказ с самого начала — начала 00-х 20-го века. Какие были волнения, почему народ был недоволен, что случилось с Александром III, как правил Николай II... Это документальная книга, как будто смотришь историческую передачу по ТВ. Без диалогов, без отсебятничества, только голос за кадром и факты-факты-факты. Очень подробно описывается каждый год. Что было в каком месяце, кто что написал и в какой-газете, куда кого сослали, во сколько времени собрались на демонстрацию, сколько было человек, кто разгонял и в какое время все разошлись по домам. В принципе, довольно интересно было окунутся в ту эпоху, когда народ устал от лжи и лицемерия, когда просто достало выживать и была ещё возможность быть вольнодумцем. Партий было огромное количество — кадеты, эсеры, меньшевики. большевики, центристы и всякие другие -исты. Люди метались из одной партии в другую, постоянно голосовали, что-то выдвигали, верили лидерам, а потом в них разочаровывались. И только Ленин верил, что надо идти дальше, причем обязательно с автоматом в руках. Его радикализм по задумке должен был превратиться в мировую революцию, в финале которой вся власть перейдёт в руки пролетариата.
Примерно к середине я немного устал, т.к. события стали повторяться. Постоянные собрания, мародёрство на улицах, солдатня с оружием на улицах, проституция, разбой. Не представляю, как можно было жить в Петрограде не один год в такой обстановке. И потом вдруг с грустью подумал, что тот самый красный октябрь состоится в самом конце книги, а до этого придётся читать об однообразном предреволюционном времени.
Еще один минус для меня заключается в том, что Мьевиль не углубляется во внутренний мир людей, которые делали революцию. Было бы интересно почитать ремарки Ленина или царя о тех или иных событиях. Факты тоже хорошо, но от них быстро устаёшь за 400 страниц.
Оценить книгу мне немного сложно. Того Мьевиля, которого мы знаем, здесь нет ни капельки. Автором мог быть любой человек — ничего не изменилось бы. Но всё же именно в этой книге Мьевиль прошёлся по своей любимой политической теме, именно тут он получил возможность высказать своё видение октябрьской революции (в конце книги он хорошенько так критикует сталинизм, и тут я готов пожать его мозолистую пролетарскую руку). Мьевиль — не только автор странной фантастической литературы, но и активный политический деятель. «Октябрь местами скучен, но это не изменит тот факт, что данная книга довольно сильно восполнила мои пробелы в истории. На уроках истории в 8-ом классе мне больше нравилось смотреть на других девочек в классе и писать им записки, чем смотреть в учебник. Зато теперь я знаю, что случилось в Петрограде в 1917 году. И это было действительно большим событием в истории, которое изменило судьбы народов.
Кто спал на уроках истории, читать рекомендуется.
7/10.
Тимолеонт, 17 июля 2018 г.
Ожидал от книги намного большего. Несмотря на то, что автор говорит в предисловии, это НЕ художественная книга — для этого в ней слишком мало «авторского вымысла». В то же время она откровенно не документальна. Вывод — типичный научпоп в самом лучшем смысле слова. Чуть ли не по часам воспроизводятся события Февральской и Октябрьской революций, упоминаются все действующие основные лица и огромное число второстепенных. Прекрасно передана атмосфера того времени и отношение людей к бушующим событиям — реальные мемуары и воспоминания участников подтверждают это. Но дело в том, что люди уже плотно интересовавшиеся историей революции не найдут здесь для себя вообще ничего нового, в то же время, здесь слишком малого самого Мьевиля, чтобы получить удовольствие от творчества автора. Ни своей фирменной загадочности, ни абсурдности, ни мистицизма... Так что меня подавляюще большая часть книги оставила равнодушным. С исторической точки зрения она интересна разве что как «слепок» отношения европейских левых к российским событиям 1917-го года.
Вообще нужно признать, что почти вся книга строго объективна — несмотря на оговорку в предисловии, автор никого из действующих лиц не выставляет ни злодеем, ни однозначным героем. НО! К сожалению, к эпилогу это не относится. Безукоризненно объективный до того автор грустно замечает, что революционные события в России погрязли в мифах и штампах и... тут же сам с головой погружается в эти мифы и штампы.У него революция шла прекрасно, пока большевики сами всё не испортили, и чем дальше, тем больше они отходили от всего хорошего ко всему плохому. Мне вот совсем влом по пунктам объяснять, где Мьевиль ошибся, где не подумал, где поддался чужим выдумкам, сам нафантазировал, а где и, скорее всего, откровенно соврал и преувеличил. Постреволюционное время изображается как упущенный шанс, где большевики сами же всё испортили, а ужасный кровавый людоед Сталин и вовсе превратил в Мордор. Мне просто странно, как умнейший человек всерьёз, кажется, может думать, что сразу после революции должно было стать всем хорошо, а все проблемы должны были раствориться без борьбы — так ни у одной настоящей революции в истории не получилось.
Мне кажется, что Мьевиль попал сразу в две смысловые ловушки. Во-первых, откровенная предвзятость подавляющего большинства западных советологов, в том числе и занимавшихся историей революции и репрессий. Список литературы наглядно свидетельствует, что ориентируется автор на зарубежные книги, наших там очень мало. Насколько плотно он консультировался с питерцами, имена которых приводит в «благодарностях», мне не известно, но некоторые из них даже не историки. В-вторых, Мьевиль — открытый троцкист, а чего ещё ожидать от человека, чьим идеологическим кумиром является человек, сразу после бегства из СССР занявший открыто враждебную позицию по отношению к нашей стране и всегда продвигавший идею мировой революции любой ценой.
Вывод. Если вы хорошо разбираетесь в революционных событиях, книга не откроет ничего нового. Авторского стиля и видения здесь тоже не найдёте, если не считать за него комок грязи в «эпилоге». Но, тем, кто желает действительно познакомиться хотя бы просто с хронологией тех событий — читать в обязательном порядке.