FantLab ru

Чингиз Айтматов «Первый учитель»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.37
Голосов:
194
Моя оценка:
-

подробнее

Первый учитель

Биринчи мугалим

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 31
Аннотация:

Вернувшись в начале 1924 года в глухой аил, молодой красноармеец Дюйшен создает первую сельскую школу; он будет учить ребят. Издевательства, насмешки, прямая вражда встречают юного энтузиаста-бедняка.

Примечание:

Айтматов, Чингиз. Первый учитель. Повесть. Пер. с киргиз. автор А. Дмитриева. Новый мир, 1962, № 7, с. 3-33.


Входит в:

— журнал «Роман-газета, 1962, № 16», 1962 г.

— сборник «Повести гор и степей», 1963 г.

— сборник «Повести гор и степей», 1965 г.

— журнал «Подвиг 1976'03», 1976 г.

— сборник «Ранние журавли», 1979 г.

— антологию «Озорник», 1984 г.

— сборник «Эхо мира», 1985 г.

— антологию «Революцией призванные. Том 2», 1987 г.


Экранизации:

«Первый учитель» 1965, СССР, реж: Андрей Кончаловский



Похожие произведения:

 

 


Верблюжий глаз
1962 г.
Повести гор и степей
1963 г.
Джамиля. Первый учитель. Материнское поле. Отец и сын. Японское море, декабрь
1963 г.
Материнское поле
1964 г.
Повести гор и степей
1965 г.
Джамиля. Повести
1966 г.
Первый учитель. Повести
1967 г.
Повести
1967 г.
Прощай, Гульсары
1967 г.
Первый учитель
1968 г.
Повести и рассказы
1970 г.
Первый учитель
1971 г.
Повести гор и степей
1971 г.
Повести и рассказы
1971 г.
Избранные произведения
1974 г.
Повести и рассказы
1975 г.
Приключения. Героика
1976 г.
Первый учитель
1976 г.
Повести
1976 г.
Первый учитель
1978 г.
Повести
1979 г.
Ранние журавли
1979 г.
Повести гор и степей
1980 г.
Белый пароход
1981 г.
Избранное
1981 г.
Дети дома одного
1982 г.
Повести
1982 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1
1982 г.
Озорник
1984 г.
Материнское поле
1984 г.
Первый учитель
1984 г.
Ранние журавли
1984 г.
Эхо мира
1985 г.
Материнское поле
1985 г.
Революцией призванные. Том 2
1987 г.
Первый учитель
1988 г.
Повести
1989 г.
Собрание сочинений. Том 1
1998 г.
Том 2. Джамиля
2004 г.
Первый учитель. Роман и повести
2005 г.
Плаха
2005 г.
Тополек мой в красной косынке
2005 г.
Джамиля
2006 г.
Когда падают горы. Повести
2007 г.
Тавро Кассандры
2007 г.
Полное собрание сочинений. Том 1
2008 г.
Первый учитель
2012 г.
Прощай, Гульсары!
2012 г.
Полное собрание сочинений в восьми томах. Т.1: Повести
2014 г.
Первый учитель
2016 г.
Ранние журавли
2016 г.
Ранние журавли
2016 г.
Плаха
2017 г.
Материнское поле
2018 г.
Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 1. Повести
2018 г.
Плаха
2018 г.

Периодика:

Роман-газета №16, август 1962 г.
1962 г.
Подвиг, 1976'03
1976 г.

Издания на иностранных языках:

Илгэлээх ардах / Белый дождь
2016 г.
(алтайский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга о том, как тяжело быть первым, бороться против невежества, закостеневших устоев. И какими прекрасными вырастают дети, перед которыми открыл весь мир их первый учитель.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Первый учитель» — эталонная новелла на тему Просвещения, одна из лучших, а может, лучшая. Золотой фонд мировой литературы. Дюйшен-просветитель, святой, подвижник, визионер, отдавший жизнь людям. не выглядит иконой, это живой человек. Несовершенный, ошибающийся, не слишком умный и не очень-то добрый. И всё равно — святой. Невероятно трудно создать убедительный портрет такого человека. Чингизу Айтматову это удалось. Но ему удалось и большее — показать зарождение чувства. Показывать любовь так, чтобы её не назвать, это высший уровень писательского мастерства.

«Первый учитель» — небольшая повесть необыкновенной красоты и силы свидетельствет о том, что Чингиз Айтматов в самом деле заслуживал Нобелевской Премии по литературе. Жаль, что она ему не досталась.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Немного пафосная повесть о первом комсомольце-учителе в глухом киргизском аиле. Но пафосность заметна только взглядом из сегодня, из конца второго десятилетия века уже XXI. А сто лет назад здесь, на киргизской земле, после революции и указов советской власти было примерно то же, что и на Руси-матушке: непонимание сельчан и недоверие к новому строю и к привносимым этим строем решительным изменениям. Наверное нынешние читатели будут упрекать повесть за излишний советский пафос, однако если попробовать представить себе описываемые события не с точки зрения агитпропа, а просто как часть истории народа, то возможно восприятие изменится. В любом случае мне повесть показалась и интересной и волнительной. Так было...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бывает, что судьба одного человека вмещает в себя перемены, которые в других частях света занимали века. Героиня рассказа, Алтынай Сулайманова,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
последняя «токол» (вторая жена) и первая женщина-академик, прошла такой путь — от бедной сироты в аиле (селе), где так люди же бедно жили и так же тяжело трудились, как тысячи лет до них, через ужас и муку участи второй жены (хуже, чем рабыни), через рабфак к высокой науке. Но она не смогла бы его пройти, если бы в аиле не появился бывший красноармеец, сам полуграмотный, и не начал бы учить детей грамоте, причем старики искренне не понимали, зачем нужна грамота их детям

Можно спорить, можно очень много спорить о роли Советской власти, но что при ней киргизская сирота-батрачка могла стать академиком — правда.

Очень трогательно и поэтично описание

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пробуждающейся первой любви, но рассказ Айтматова — не старинная сказка, Дюйшен не женится на Алтынай и даже не спасает ее от ненавистного брака, зато он приводит милиционеров арестовать постылого «мужа» и отправляет Алтынай учиться в город. Представьте себе, что вы попали в жуткую беду, ваш школьный учитель приводит инопланетных воителей, чтобы вас спасти, а потом сажает вас на ракету, чтобы вы могли поступить в инопланетный университет.

Что у нынешнего читателя вызывает сомнение — это восхищение далеким Лениным, это слова «Ленин в народе самом остался и перейдет по крови — от отцов к сыновьям». Но, может быть, люди, получившие землю и волю, и должны были говорить о Ленине даже не как о добром царе, а словно о духе-хранителе народа.

Интересно, каким буквам учил детей Дюйшен — еще арабским или уже русским?

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх