FantLab ru

Джон Лэнган «Рыбак»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Голосов:
99
Моя оценка:
-

подробнее

Рыбак

The Fisherman

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Эйб и Дэн — товарищи по несчастью. Оба потеряли близких людей и нашли утешение в рыбалке. Но однажды они отправляются к Голландскому ручью, чтобы посидеть на берегу с удочкой и забыть хотя бы на время о своем горе. Хозяин кафе, в котором они остановились позавтракать, рассказал им историю о таинственном Рыбаке и о происшествии, случившемся в этих краях около века назад. Что же ждёт двух вдовцов на загадочном ручье, где властвуют законы, не подвластные пониманию?

Награды и премии:


лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2016 // Роман

лауреат
Премия «Это - хоррор» / This Is Horror Awards, 2016 // Роман года

лауреат
Мастера Ужасов, 2018 // Лучшая книга зарубежного автора, переведенная на русский язык

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2017 // Роман ужасов

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Рыбак
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Fisherman
2016 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 августа 2018 г.

Поехал я на все выходные на рыбалку. Не фанат такого времяпрепровождения, но Джон Лэнган очень рекомендовал:

– Иди, – говорил он, – там и компания подходящая, даже если ничего не поймаешь, интересных баек наслушаешься! Да и виды чудесные, впечатления от Голландского ручья будут просто незабываемые.

И я пошел. Для начала познакомился со своими товарищами-водопахарями. Звали их Дэн и Эйб, но говорил в основном Эйб. Для начала он поведал мне свою историю, которая оказалась на редкость печальной. Я так сочувствовал, что забыл о цели нашей поездки. Затем была рассказана история Дэна, и я был опечален еще сильнее: мои новые знакомые тяжело переживали смерть своих жен, а Дэн потерял еще и детей. Судьба бывает очень жестокой к неплохим людям. Между тем, мы сделали небольшой перерыв для того чтобы послушать историю одного из местных жителей по имени Говард. Он предостерег от поездки к Голландскому ручью, дескать, гиблое это место, нехорошее. История Говарда длилась чертовски долго и была чертовски странной, если не сказать пугающей. После нее не то что к ручью, вообще на рыбалку больше не хотелось, но бросить своих товарищей я не мог и мы двинулись дальше. Однако писать, что там дальше произошло я тут не буду, съездите сами, тем более Эйб и Дэн всегда рады новым товарищам и охотно найдут общий язык практически с любым человеком.

Как итог:

• рыб поймано – 0;

• впечатлений получено – море;

• монстров встречено – больше, чем ожидал, но не так много, как хотелось бы;

• душевных историй выслушано – 2 и очень трогательные.

В целом, всем рекомендую, ни о чем не жалею. Выходные точно потрачены не зря, когда-нибудь обязательно повторю. Ну а сейчас, пора возвращаться к работе, тем более, что в сентябре начинается «Сезон крови».

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2018 г.

Великолепный роман. При чтении наверняка не раз вспомнятся «Кладбище домашних животных» Кинга (тема потери близкого человека, попытки вернуть утрату любой ценой) и некоторые произведения Лавкрафта (хтонические ужасы подводного царства). Однако на фоне мэтров Лэнган не выглядит эпигоном — его книга абсолютно самобытна, язык богат и насыщен, события, несмотря на неспешность повествования, летят стремительно. Роман буквально дышит ощущением древней тайны, таящейся за тонким слоем привычной обыденности, зыбкости реального мира. Пожалуй, это лучшая книга серии.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2018 г.

У меня создалось четкое ощущение, что Лэнган при написании этого романа вдохновлялся Стивеном Кингом. В данном случае не могу назвать это минусом, вторичность не бросается в глаза, скорее создается впечатление «старой сказки на новый лад».

Роман во многом похож на «Кладбище домашних животных»: темой потери, сценами с ожившими, «знающими-то-плохое-что-никто-не-знает», даже вскользь озвученная автором идея, что «Можно сказать, что люди тогда [в прошлом] жили гораздо ближе к смерти, чем сейчас», звучит в «Кладбище...»:

« — Мы жили в другое время, — проговорил Джад чуть ли не извиняющимся голосом. — И со смертью мы были, что называется, на короткой ноге... » — и дальше целый абзац об этом)))

Тем не менее, повторюсь, автор удачно разбавляет все это собственной фантазией, поэтому читать было очень даже интересно.

Монстры, образы и жуткие события поделились [для меня, субъективно] на два типа: «действительно жуткие» и «картонные страшилки».

От первых (например, сцена с переломанной, бродящей по городу; вода среди деревьев; зубастые близнецы) возникали приятные мурашки, вторые же («магические ритуалы», когда доморощенный-университетский маг «выкрикивал что-то» таинственное, что другие «не вполне разобрали», но это помогло, и бяка ушла», все это «очень сильное колдунство» (с) — именно такое ощущение создавалось) не впечатлили. Хорошо, что второго меньше, и эти моменты в основном описаны в своего рода «байке», так что их некоторую карикатурность можно объяснить именно форматом «байки».

В целом, книга стОящая, оставила приятное впечатление, перечитывать точно буду.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2018 г.

Иногда просто диву даешься, в какую сторону работает фантазия у современных авторов. Как можно превратить в практически чистый лавкрафтианский хоррор обычную бытовую драму о тяжелых утратах, перемежаемую таким безмятежным занятием как рыбалка? А вот поди ж ты!

И получилось не просто здорово, а по-настоящему цепляюще и волнующе. Причем, и со стороны драматической части (истории о потерявших близких людях вроде бы уже приелись в наш черствый циничный век, но Лэнган находит слова, эмоции, редкие скупые фразы и поступки, благодаря которым к обоим вдовцам проникаешься сочувствием), и со стороны хоррорной. За последнюю тут отвечает не только настоящее время с событиями в окрестностях Голландского ручья, но и объемный, длиной в половину – и это нисколько не преувеличение! – книги, содержательно яркий рассказ-полумиф о том, что произошло около века назад. Тот случай, когда байка о событиях прошлого даже интереснее дел настоящего. Ведь именно там кроются зачатки того ужаса, что щупальцами пронизывает зыбкую ткань реальности, заставляя восставать мертвых и обрисовывая контуры гигантского монстра, а также инфернального охотника, одержимого его поимкой. Воистину, Ктулху может спать спокойно, в океане еще полно всяческих чудищ, вселяющих страх и оторопь не хуже созданий Лавкрафта.

А люди… А что люди? Они слабы. Подвергаются таким искушениям, что не каждый их преодолеет. Такова наша сущность, что мы не можем, не приучены отпускать близких нам людей навсегда, проецируя свою боль от утраты на окружающий мир, будто ожидая от него подачки, сами не понимая, что переварить ее нам не по силам.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 августа 2018 г.

Джон Лэнган писал своего «Рыбака» очень долго, около 10 лет. Об этом он упоминает в финальных благодарностях. За это время мы прочли уже много книг на подобные темы и в подобном жанре. Да и есть более известные писатели, творчеством которых вдохновлялся и сам автор. В данном романе Лэнган затрагивает тему потери близкого человека и рассуждает о том, кто как с этим справляется и на что готов пойти, чтобы вернуть утрату. Можно сказать, что подобное мы уже читали у Стивена Кинга и не только у него. Но почему бы не узнать еще одну интересную версию. Тем более, что книга построена по типу матрешки. И начиная читать одну историю, постепенно перед нами предстанет еще одна — более древняя. Не могу сказать, что меня на сто процентов заставили переживать герои, но наблюдать за всем происходящим было интересно и не скучно. С удовольствием почитала бы что-то еще у этого автора, так как слог у него легкий, что несомненный плюс для данного жанра, где при накале сюжета не нужно продираться сквозь трудности перевода. В подобных книгах, естественно, больший уклон идет на антураж и действия, нежели на глубокие образы героев. Так вот, если взять толкового режиссера, то я бы даже не прочь посмотреть экранизацию.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2018 г.

«Думаешь, что знаешь, что ждёт тебя под водой, но вы уж поверьте мне — никогда нельзя быть уверенным, что зацепится за ваш крючок» (Дж. Лэнган «Рыбак»)

***

О, да! Голландский ручей — он такой. Ибо воды его залегают глубоко, а обитатели глубин порой — воплощение кошмара. Подобные места на карте когда-то подписывали неоптимистичной фразой «здесь водятся чудовища».

Герои книги Дж. Лэнгана «Рыбак»: Абрахам (зовите меня Эйб) и Дэн — коллеги по работе. Два вдовца, понёсших горечь утраты. Что бы хоть как-то справиться с монотонностью ужасных дней, они становятся рыбаками. И рыбаками заядлыми. Они уже объездили все значимые ручьи, реки и озера округи. Голландский ручей — их новая цель. Труднодоступное место, о котором ходит своя мрачная легенда.

Наши герои услышат её из уст Говарда (из Провиденса родом!). Ведь никто лучше Говардов не рассказывает мрачных историй об обитателях водных глубин. Легенда эта является, по сути, книгой в книге со своей стилистикой, подачей, героями. Даже язык книги меняется. Поначалу это классическая мистическая история. Однако вскоре перед читателями и героями повествования предстают монументальные картины иномирья. Мира, где человеку нет места. Лэнган постарался на славу – получилось ярко и завораживающе.

После услышанного, нашим героям — Дэну и Эйбу — повернуть бы назад. Но для одного из них история Говарда — лишь старая странная легенда. Для другого — подтверждения того, что он нашел то, что так долго искал. Вот только — как нам демонстрирует Лэнган в дальнейшем — в некоторые места всё же лучше не забредать, а некоторых вещей не желать, ибо всё может сбыться, отнюдь не так как ты себе представлял.

«Рыбак» — наполненный мрачными, пугающими картинами роман, сразу увлекающий тебя в свои тёмные воды. Воздающий дань уважения классикам ужасов: Лавкрафт здесь очевиден. При этом язык повествования не столь тяжеловесный как у гения из Провиденса. Но при этом, всё равно, очень образный. Мне также увиделись отсылки к Ле Фаню (художник Шалкен). Цитата из «Моби Дика» предваряет начало книги и здесь это не случайно. Многим при чтении может вспомниться и «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга. Но при этом это абсолютно самостоятельный прекрасный роман. Для меня лучшая на данный момент книга в серии «Мастера ужасов»

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2018 г.

На удивление хороший, ладно скроенный роман. Благодаря аннотации предположила, что будет вариация на тему Кладбище домашних животных. Но при прочтении оказалось совсем не то — да, близко, но не то. Серьёзный роман, построенный, проработанный, в нужный момент цепляющий за заранее раскиданные рыболовные крючки. И все серьёзно и умно — о жизни и смерти (Пастернак Сталину), о памяти, потерях, и, главное, о том *как пережить невозможное — уход любимого человека. И, конечно, о древней магии, делающий человека игрушкой в руках неведомых сил.

Роман разгоняется — в начале кажется слишком правильным, с предсказуемым сюжетом, но, поверьте, эта предсказуемость окажется обманчивой. Для меня однозначно приятное открытие, наряду со Змеем в Эссексе, не похоже, но также неожиданно, свежо и умно. Да, по мере прочтения, моя оценка неуклонно повышалась от 6 к 9.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2018 г.

Не смог для себя решить, понравился ли мне роман или нет. Временами от него было не оторваться – ты с упоением следишь за теми действиями, что разливаются по страницам, а временами откровенно скучаешь, бросая взгляд на часы и решая – не бросить ли и взять что-нибудь другое. Роман автор писал долго – оттого он получился сильно неровным. Дело в том, что сюжет книги происходит в двух плоскостях: прошлом и настоящем. И если в прошлом в начале двадцатого века было интересно следить за тем, как развивается мистическая подоплёка с рыбаком в трудовом лагере на строительстве водохранилища, то в настоящем унылый главный герой, который поставил на себе большой жирный крест после гибели жены, тянущий лямку жалкого существования аморфного создания, не способствует сопереживанию, про него не интересно читать, ездит герой из одного места в другое порыбачить лишь для того, чтобы хоть как-то убить время и не сидеть перед телевизором день ото дня, да вспоминает семейную жизнь. На мой взгляд, писателю надо было сконцентрировать всё своё внимание на лагере, а тему возвращения близких с того света углубить и расширить, ровно, как и раскрыть шире персону самого рыбака. В любом случае, это был любопытный опыт прочтения, серия «Мастеров ужасов» по-прежнему способна удивлять.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2018 г.

Присоединяюсь ко всем отзывам, указанным выше. Поймал себя на мысли, что, поначалу роман показался весьма посредственным, и оценку хотелось поставить как раз 6-7, но постепенно читая эту книгу, проникаясь атмосферой, которая тут благо присутствует, задумываясь над по-настоящему серьезными жизненными вопросами, понимаешь, что это совсем не проходняк.

Прочитал «Рыбака» буквально за вечер с копейками, но определенно, потраченного времени и денег на книгу не жалею.

Если роман, рассказ, поэма, да что угодно написанное на бумаге оставляет след, над ним задумываешься, он не забывается спустя сутки или неделю после прочтения — значит это априори удачный литературный опыт. «Рыбак» именно такой.

Вообще — серия «Мастера ужасов» пока что в большинстве своем радует и удивляет. Жду «Сезон крови» и «Дом малых теней»

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2018 г.

Эйб и Дэн отправляются к Голландскому ручью, где происходят таинственные и пугающие события.

Данное произведение можно разделить на две истории. В первой нам поведают про Эйба и Дэна, двух вдовцов, которые нашли утешение в рыбалке. Однажды они решают отправиться к Голландскому ручью, про который ходят легенды, и куда ни один здравомыслящий человек не отправиться по собственному желанию. Это самая слабая часть романа. Написана она исключительно от лица Эйба, и поведает нам его жизнь до встречи с женой, после ее кончины, а также его глазами мы узнаем историю несчастья Дэна. Много лишних деталей, которые тормозят развитие сюжета, увеличивая объем книги. И если в начале книги все это читается легко, то после великолепно рассказанной истории Говарда, читать про похождения наших рыбаков уже не интересно.

Вторая же история романа посвящена Рыбаку, и поведает нам ее Говард, владелец заведения в котором решили позавтракать наши герои. И она великолепна. Рассказывать тут, что-либо не имеет смысла, это надо читать самому. Есть только один момент, который не давал мне покоя во время чтения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я уверен на 99,9%, что при появлении ожившего мертвеца в любом населенном пункте, любого уголка планеты Земля, он будет сожжен вместе с домом, в котором он появился (и людьми, которые находятся в нем в данный момент). Терпеть его не будут точно, тем более вид он имеет не самый привлекательный. Здесь же погибшая женщина разгуливает по поселению, творит зло, и никто кроме бывшего профессора ее не решается остановить.

Как итог: вменяемое начало, великолепная середина и никакой конец. Посвяти автор всю книгу городку с именем Станция, и событиям, которые там происходили с появлением загадочного незнакомца, вышло бы великолепно, а так проходная книга, которая чем-то напомнила «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх