fantlab ru

Борис Евгеньевич Штерн «Ковчег 47 Либра»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.05
Оценок:
163
Моя оценка:
-

подробнее

Ковчег 47 Либра

Роман, год

Аннотация:

Через световые годы пустого космоса мчится с невообразимой скоростью Ковчег. На этом корабле — семена растений, зародыши животных, эмбрионы людей. Со всего этого со временем начнется ускоренная эволюция биосферы и терраформирование планеты 47 Либра b.

Какова будет цивилизация на этой экзопланете? Удастся ли закрепиться Человечеству-2 на новой родине и обогнать в своем развитии Землю? В конечном итоге — что станет с разумом в известной части Вселенной? На эти и ряд других вопросов читатель найдет ответы в книге «Ковчег 47 Либра».

Похожие произведения:

 

 


Ковчег 47 Либра
2016 г.

Аудиокниги:

Ковчег 47 Либра
2022 г.

Электронные издания:

The Ark 47 Librae
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как то так совпало, что я в один и тот же момент времени наткнулся и на эту книгу, и на лекцию Бориса Штерна о возможности межзвездных перелетов. Интересно вышло. Я не великий спец по художественной части книг, так что оценивать произведение в этом смысле развернуто не буду. Скажу лишь что прочитал я это легко, за несколько часов, и взгляд нигде особо не спотыкался, а пролистал я буквально 2 страницы с театральной постановкой — ну не воспринимаю я такие вещи. И как развлекательно — познавательное чтиво это на нынешнем уровне российской фантастики смотрится очень даже неплохо. Хотя бы без магии, попаданцев и СССР в каждой дырке. 8/10.

Но это все касалось художественной части. А произведение все таки создавалось в первую очередь как твердая НФ. Вот тут, для понимания что автор вводит как допущения, а что действительно считает истиной очень пригодились лекции, которые я посмотрел буквально за пол дня до прочтения книги. Ну что сказать — все очень печально. Не со знаниями, упаси господи меня, математика, спорить с астрофизиком на его поле. Скорее с целостным пониманием картины мира. Давайте вкратце пройдемся по тезисам.

Автор вполне аргументированно говорит о том, что сверхсветовое движение не вариант. Классические способы тут совсем не работают, а неклассические типа того же решения Алькубьерре, по сути во первых непроработаны, а во вторых требуют астрономических количеств несуществующих веществ типа отрицательной массы. Согласен. Сегодня не вариант. Но вот дальше автор, что в книге, что в лекциях делает очень жесткое, но и очень на мой вкус однобокое допущение о том, что новых идей и способов тут не появится, потому как на наших масштабах мы все уже в науке нашли и вылизали. Мне казалось, что разбив носы об эту гордыню 10 раз, нам пора бы понять что вселенная устроена посложнее чем кажется, и начало 21 века, уж точно не тот момент когда мы «знаем все». Автор с легкостью отметает даже вероятности новых прорывов, при том, что на фундаментальных уровнях мы все так же не понимаем что такое пространство-время, чем обусловленна локальность, скорость света, причинность в конце концов. Да, мы сделали очень точные приборы, мы измерили много чего и знаем теперь до определенных пределов КАК ведут себя вещи. Но как не имели, так и не имеем понятия ПОЧЕМУ. А это открывает огромный простор возможностей, которые автор сознательно игнорирует. Ну хорошо, допустим. Оставим сверхсвет, нелокальность и прочую экзотику. Но релятивистские скорости автор тоже нам запрещает. Термояд не доделан (по автору и в середине 22 века), антиматерия дорога настолько, что для производства нужного количества энергии мы, цитата, угробим всю экологию (он что нужную энергию сжиганием угля получать собрался???), солнечный парус для межзвездных перелетов профанация (на примере одного современного проекта) и.т.д... В сухом остатке — ядерный двигатель, и скорость в 3 тысячи км/с. Для понимания масштабов — пешком до Марса — в 6 раз быстрее чем его кораблю до цели. И вот что меня зацепило. Автор отказывает в развитии термояду, не может рассмотреть получение антиматерии околосолнечными станциями энергосборщиками, не рассматривает двухступенчатую схему паруса с орбитальным размещением лазеров, где нет оптических искажений атмосферы, но вот вполне допускает разработку практически чудесных технологий, способных пережить 12 тысячелетий межзвездного пути. От реактора, который не испортится от радиации, температуры, трения теплоносителя и стержней, до компьютеров и носителей информации, которые не деградируют от космических лучей, броуновского дрейфа, квантовых эффектов и прочего. А ведь по факту эти задачи на порядки сложнее строительства солнечных коллекторов для сбора энергии и производства антивещества, или массива орбитальных лазеров. Я уже не говорю о зримости результата. Странно плоско и однобоко показаны информационные технологии. По автору мы можем создать правдоподобные ИИ модели людей, но используем их лишь как учебные пособия. Речи о том, что неотличимая от оригинала модель обладает сознанием не идет — автор, вроде как атеист, как то очень уж цепляется за биологическую жизнь. Неясно что мешало с описанными технологиями в 22 веке загрузить на борт копии тысяч и тысяч людей, а на месте собрать им тела, по тому же принципу что и роботы сборщики, описанные во 2 части. Неясно зачем везти живые геномы, если у вас есть память, позволяющая пережить дорогу — клетки можно было собрать и на месте, это делают уже сегодня, а тут напомню речь о 22 веке. Про кучу опущенных нюансов самой колонизации наверное можно и не говорить. Невозможно узнать заранее химический состав поверхности планеты с плотной атмосферой. Вдруг там к примеру просто нет углерода или азота в достаточном количестве, а поверхность засыпана металлом. Или наоборот, мышьяка или свинца три процента в породах, и никакая биологическая жизнь, наша по крайней мере, не вариант. Или у планеты слишком теплое ядро, и на поверхности постоянные землетрясения. Или слишком холодное, и уже сдувает незащищенную атмосферу... Миллион причин для неудачи без доразведки. А проект на 12 тысячелетий... Про печальное состояние биологии в книге я и вовсе молчу. 3 часть добавлена уже явно из чисто художественных мотивов, и не несет серьезных идей. Описываемая автором проблема сегодня решилась бы за год-другой, а в цивиллизации, получившей в наследство знания 22 века не решилась за тысячу лет? Не верится что то. В общем с точки зрения системности сделанных допущений — как говорит сам автор — это не фантастика, а фэнтази. 3/10.

А в целом книга неплохая. Местами излишне депрессивная, местами слишком философская, но делающая попытку обратиться к каким то внутренним струнам молодежи, которая прочитав это должна загореться. Не мир Полудня, не Иган, не Рейнольдс. Но все равно очень и очень неплохо. Общая оценка 6/10.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — боль и отчаяние одного разочаровавшего ученого, приправленные робкой надеждой и поставленные на твердые научно-фантастические рельсы.

Чуда не произойдет, космос холодный и пустой, никто не ответит на наши радиосигналы. Подмоги в виде добрых и технологичных инопланетян не будет. Законы физики накладывают такие ограничения, что проще обреченно вздохнуть и даже не мечтать об экспансии. Не будет варпа, телепорта, подпространства, путешествий через черную дыру и кротовые норы. Не будет криосна, кораблей поколений и гигантских флотилий колонизаторов. Не будет гениального мирового правительства, ставящего глобальные цели. Много чего не будет, но еще больше будет.

А будет безудержная человеческая мысль. Неистребимое желание к познанию, горящие глаза и тяга заглянуть за горизонт. Будет воля сделать для живого всё, чтобы оно не зачахло в месте своего появление. Будет цель, несбыточная и недосягаемая. Будут не знающие границ энтузиазм и альтруизм. Замечательный момент с запуском последнего блока ковчега, когда состарившаяся команда, проводив взглядом челнок, тихонько разошлась доживать свои дни в неведении относительно хода миссии. Они сделали что могли, а главное, что должны были сделать.

Трагедия, постигшая людей в новом мире, выглядит как издёвка вселенной. Не успев расцвести, разумная жизнь начинает медленно увядать. Но и здесь люди не сдаются, а сражаются до конца, зная, что проиграют. Как по мне, сцена тризны на пляже получилась очень эмоциональной. Был подведен итог всей экспедиции длиной в тысячи лет, и звучал он так – оно того стоило, каждой потраченной секунды. Были люди, надеющиеся и мечтающие, видевшие всю прелесть мира, и это было прекрасно.

Концовка подтверждает, что все было не зря. Однажды возникнув, жизнь уже не остановить и не важно нравится это вселенной или нет.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда в определении жанра «научная фантастика» главное слово — «научная», а не «фантастика», и это прекрасно. Наверное, лучшее из русскоязычной твёрдой фантастики, что было опубликовано за последнее десятилетие.

Пожалуй, книга скорее для узкого круга читателей: всё то, о чём написано в обращении автора, чистая правда. Здесь и зубодробительная твёрдость, и очень слабое по насыщенности действие, и миллион диалогов, и отсутствие видимой перспективы успеха почти во всех затронутых человеческих проблемах. Это не космоопера, а скорее философский трактат, в котором идеи то ли для простоты обсуждения, то ли для большей выразительности немного припорошены художественной формой.

Но немного — это ключевое.

С художественной точки зрения роман оценивать бессмысленно. Персонажи здесь просты и, откровенно говоря, схематичны, ни о каком ОБВМ речи не идёт, сюжетная канва состоит буквально из цепочки «построили Ковчег — отправили Ковчег — Ковчег прилетел». Язык прост, по крайней мере, в том, что касается его выразительности, стиль местами даже откровенно суховат, а местами — больше склоняется к монографии. Очень много диалогов и рассуждений, куда больше, чем непосредственно описаний действий, автор в основном рассказывает, а не показывает.

И, как ни странно, читалось при всём этом достаточно легко. Нет, конечно, с перерывами на то, чтобы осмыслить куски про двигатель и роботов-муравьёв, но без всяких мучений. Местами у Штерна даже проскальзывает неплохой юмор (попадает в самое сердечко, когда на своей шкуре близко знаком с научными кулуарами). Местами, несмотря на упрощённость персонажей, проскальзывает что-то очень живое: автору удалось передать этот искренний, ничем разумным необъяснимый энтузиазм исследователей, который подогревает цивилизацию, несмотря на её, цивилизации, сопротивление.

Основой, главной составляющей книги, ИМХО, является идея разумной жизни, которая не угасает. Несмотря на то, что третья часть книги заканчивается скорее трагедией, четвёртая внушает надежду: несмотря на угасание одной цивилизации, возникает следующая, и уже она несёт ношу развития дальше. Цивилизация как факел с олимпийским огнём, передаётся из рук в руки и медленно, но неотвратимо движется дальше, от звезды к звезде.

Лично для меня книга оказалась невероятно жизнеутверждающей, и много заложенных вопросов, хоть о природе человеческого альтруизма, хоть о тяге отдельных представителей к великим целям, хоть о неумолимом движении времени, в котором, тем не менее можно оставить ценный для грядущих поколений след, во мне откликнулись. И если воспринимать роман именно как историю о надежде, воплощённой в знаниях, это было хорошо. Прямо очень хорошо.

Единственным минусом, который несколько испортил мне впечатления, был слом четвёртой стены — автор достаточно часто обращается напрямую к читателю, а я такой метод повествования люблю не очень. Хотя, конечно, в масштабе всего остального — мелочь.

С удовольствием продолжу чтение книг Штерна: прежде я смотрела только его лекции, но и литературной стороной его деятельности осталась довольна.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проблема этого романа — та же, что у большинства произведений в жанре «твердой» космической фантастики – футурология. Автор прогнозирует будущее по своему усмотрению, т. е. возможно, другой человек с другим, но тоже солидным, бэкграундом экстраполировал бы какие-то иные тенденции. Постройка «Ковчега» происходит в 22-ом столетии, и сейчас совершенно непонятно, что будет представлять собой жизнь на Земле и какие тенденции в науке и технологии возобладают на самом деле. В 70-ых годах прошлого века многие, в том числе фантасты, считали, что человечество бросит все ресурсы на освоение космоса, а ведь этого не произошло. Зато какой расцвет в биологических науках! Возможно, я большой оптимист, но мне все же кажется, что биология через сто лет уйдет вперед настолько, что нынешний уровень покажется довольно троглодитским. А у Штерна ее развитие обусловлено ситуацией, как мне показалось: она заточена под проект. Во всяком случае,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
жители Селины так и не решили проблему рождаемости, а медицина в конце существования их цивилизации все еще на сегодняшнем уровне.
Так что человек, если не исчезнет с лица земли, в дальний космос может быть и отправится, но вряд ли он будет к тому времени современным биологическим видом. Мы приспособлены к условиям существования на конкретной планете, чтобы путешествовать в другие звездные системы, помимо того, что знания о природе должны подняться на совершенно другой уровень, нам придется изменить себя.

Возвращаясь к самому роману, хотела бы сказать, что чем-то он мне напомнил «Бегство Земли» Корсака в земной части и «Город» Саймака в селинской. И настроением, и, в общем-то, судьбой человечества. Читать его несложно, хотя за один прием мало у кого получится, поскольку он временами напоминает не литературу, а беллетризованный научпоп, но временами пролистываешь страницы, не замечая времени. Штерн, кстати, очень трезв в оценке нынешней цивилизации, и главное фантдопущение в книге, как мне кажется, — сама возможность такого глобального проекта с нулевой коммерческой ценностью и готовность человечества объединиться для его реализации.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блуждая по каналам Дзена, узнал не только забытые имена отечественной фантастики, но и по крайней мере одно новое — Борис Е. Штерн. Редкий случай невероятно твердой НФ.

Впечатления крайне положительные, при этом не знаю, с чего начать. Не пересказывать же сюжет этого необычного романа? А он необычен даже по манере — здесь нет ни одного «сквозного» героя, действующего от первой главы до последней. Эти главные герои появляются и уходят — ибо действие охватывает сотни тысяч лет. Отсюда как бы некоторая «новеллистичность» повествования — у автора просто нет возможности до мелочей проникать в психологию персонажей. И соседствующие главы разделяют тысячелетия — каждая посвящена уже новой эпохе, новой фазе истории.

Но если хотя бы вкратце намекнуть, о чём идет речь, то это видно из названия — о ковчеге. Всё начинается с идеи, возникшей в одной голове. Постепенно вокруг этого человека собираются такие же энтузиасты-пассионарии. Интересный и поучительный процесс. Не Жюль Верн, в книгах которого смелые задумки легко овладевали массами и пробивали дорогу в жизнь, но и не мрачный скептик Уэллс, всё ещё считавший, что будущее будут творить гениальные мизантропы-одиночки — даже вопреки желаниям масс.

Единственное, что огорчило, автор не верит, что в ближайшие сто-полтораста лет наука сделает какие-либо прорывные открытия. И необязательно новые источники энергии илии способы перемещения в пространстве — что-нибудь этакое что нам и в голову сейчас не приходит. Как это произошло с реальной наукой-техникой за уже прошедшие полтораста лет. Ну да ладно... Пусть будет такой несколько пессимистический взгляд.

Он искупается завершающей частью романа — в противовес невероятно твердо-научным трем предшествующим — немного даже сказочной. И весьма оптимистичной.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот самый случай когда из хорошего ученого не обязательно получается хороший писатель. Литературная составляющая совершенно беспомощна, сюжет попросту детский, но может хотя бы научная часть на высоте? Да вот если бы. К ней тоже полно вопросов. Главный из которых на кой черт нужна экспедиция результатов которой никто не дождется в обозримом будущем? В общечеловеческом смысле ладно «а вот захотелось» но кто даст денег на такую инициативу вопрос настолько смутный... По Штерну решается просто — власть на Земле захвачена хунтой фанатиков-ученых которые тут же выписали себе безразмерное финансирование и вбухали его в мегапроект, отдачи от которого нельзя ждать в принципе. Лафа да и только. Ну а технические детали проекта... ой вэй там столько допущений, что даже с моим почти позабытым инженерным образованием на каждой пятой странице бомбит.

Оценка: 3
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помню, как много лет назад на одном научном форуме велась дискуссия на тему реальности межзвёздных перелётов (сейчас мир стал более прозаическим, и все рассуждения такого рода поутихли). Слышались разные мнения, аргументы, приводились ссылки на научные публикации. И вот прочитанная книга, в сущности, производит впечатление такого растянутого поста в той ветке давнего форума. Когда на самом деле невероятно интересное мнение учёного-астрофизика о том, как мог бы выглядеть такой полёт (слушал я и лекцию Штерна на эту тему) соседствует с довольно слабой проработкой мира будущего и людей, которые его населяют.

В прологе автор оговаривается, что пишет только о том, что сам знает, и это в общем разумно, когда речь идёт о научной работе. Но художественные произведения в жанре фантастики мы ведь любим не только за научную проработку одной технологии (в данном случае — «Ковчега»), но и за то, насколько она позволяет заглянуть дальше нашего собственного опыта и увидеть, что там, как будут жить люди потом, после нас. Это мастерски удаётся Рейнольдсу, и гораздо хуже — Штерну. То есть мне, как кандидату наук (пусть и гуманитарных), симпатичны Алекс Селин и его сотоварищи, в них действительно видна божественная искра, и даже их диалоги интересно читать. Но они даже через 150 лет живут и действуют в мире, не отличимом принципиально от нашего. Ни экономически, ни социально, ни культурно. Да даже и технологически. Нет летающих машин, киборгов, искусственного интеллекта. Автор пытается показать упадок науки и наступление Средневековья, но получается это слабо, та же тема общества потребления явно не раскрыта. Получается, что люди будущего смотрят развлекательные телеканалы и ударяются в религию? Но в религиях астрофизик разбирается слабо. Хотя бы потому, что упоминает только православие и католицизм. А где, например, ислам? Где проблемы беженцев, безработицы, где провал мультикультурализма, который сейчас уже вполне очевиден? Понятно, почему автор принципиально отказывается рассказывать нам о том, что было на Земле после отлёта «Ковчега». Причём отказывается дважды. После отлета корабля и через 22 тысячи лет, когда жители Селины спрашивают об этом. Но странно читать книгу, действие которой охватывает 700 тысяч лет, но в которой не говорится, что будет с цивилизацией за это время? Ведь даже в 1970-е гг. писатели типа Джо Холдемана пытались отвечать на этот вопрос. Показывать будущее. Иногда даже довольно точно попадали, если посмотреть на наши дни. Потому мы и запомнили ту литературу как «золотой век» фантастики.

При всей в общем бедности описания технологий будущего мне осталось непонятным, как герои смогли сконструировать корабль, который смог бы функционировать через 12 тысяч лет? Ведь они даже технологии омоложения не изобрели, и герои там по-прежнему живут 90 лет, а не 190. Мне-то всегда казалось, что для полётов к звёздам человек должен решить три технические задачи: 1) создать двигатель для такого полёта, 2) создать автономную и долговечную систему жизнеобеспечения, включая ту же гибернацию и 3) добиться увеличения продолжительности жизни индивида. Потому что ещё в 1960-е гг. разработчики проекта «Дедал» исходили из того, что те, кто отправил корабль, должны дожить до его прибытия к цели. По этой причине первый межзвёздный полёт вряд ли состоится на расстояние 60 световых лет. Максимум 10-20. А это бы уменьшило срок миссии с невероятных 12 тысяч лет до 2-4-х. Тоже много, но уж всяко лучше было б.

Отношения между персонажами показаны очень схематично. Описание научных посиделок за коньячком не создают тех эмоций, которые читатель должен разделять с героями книги. В конце первой части мы узнаём, что у Алекса там было 7 внуков, 11 правнуков (или что-то в этом роде), но до этого мы даже не слышали о существовании у него жены! Там все люди (конечно, учёные, потому что других среди героев нет, одни астрофизики, биологи, и т.п.) действуют исключительно из рациональных соображений. Одни на Земле строят корабль, который прилетит куда-то через 12 тысяч лет. Другие на Селине, предчувствуя конец, создают архивы и записи для обучения тех, кто придёт после них. Заботясь не о себе, а о будущем. Это было, конечно, круто, но так не по-человечески. За человечество было грустно. За тех, кто пришёл ему на смену, тоже как-то нерадостно. Ну, может, потому что я кошатник )))

А вообще прочёл книгу на одном дыхании. Но я всё-таки учёный. Книжный червь. В некотором роде, ботаник. Рекомендую к прочтению, но всё же статуса бестселлера от «Ковчега» не ожидаю, увы

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это — прекрасная научная фантастика. Именно научная, и именно фантастика. В какой-то степени — жюльверновщина, нов хорошем смысле этого слова. И, как и любая настоящая научная фантастика, это очень специфическая книга. За крайне редкими исключениями НФ не бывает литературой в том смысле, который в это слово вкладывают «лирики». Это книги не про «тварь ли я дрожащая» и тому подобную рефлексию. Да, отдельным гениям удавалось ввести в познавательную беллетристику добавить разумное количество разумной психологии и социологии (вечная слава Дар Ветру и Андрею Тобольскому), но это случается редко. И — всё в мире в равновесии — ценой той самой познавательности и посильной предсказательности.

В «Ковчеге» социологии и психологии немного, а научно-техничности — много. На хорошем фоне. Так что эта книга — один из немногих лучей в стремительно темнеющем царстве бесконечной рефлексии, которая почему-то всё ещё называется «НФ».

Ну а тем, кто не умеет продираться через научные отчёты, а хочет «Литературы» — не берите эту книгу в руки, не расстраивайтесь.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Научность — твердейшая. Фантастика — на уровне. Литература — ноль.

Вероятно, есть у этой книги целевая аудитория, которой нравится такой стиль — «научно-технический отчет». Люди автору только мешают выражать идеи.

Наверняка найдутся поклонники такого стиля, вероятно, книгу можно будет отнести к каким-то «программным» произведениям. Но, как «просто книга» — никак.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Новичок» Фантлаба Борис Евгеньевич Штерн не верит в людей и имеет к этому массу оснований. Но он верит в собак, причём даже больше, чем верил Саймак в своих Псов. В конце романа уже не остаётся сомнений в том, что земная цивилизация погибла. Если бы она не была мертва по прошествии почти миллиона лет с момента отправки Ковчега к Селине, люди уже давно пожаловали бы в гости к потомкам собак. А эти потомки оправдали доверие. Они не только ездят на автомобилях (следовательно создали приличный автопром), но способны поменять всю электронику на старом Ковчеге, выкинув старую к чёрту, как они говорят* (следовательно создали высокотехнологичную микроэлектронную индустрию, а что это значит, — объяснять не нужно). Понятно из текста и то, что «собаки» создали мощный авиапром, и в освоении космоса превзошли достижения людей первой четверти 21-го века (вот что значит не расходовать ни срубля** на вооружение).

Науку аррусихане от людей переняли в полном (на момент отлёта Ковчега) объёме. Но, что самое удивительное, — культуру тоже. В это поверить, конечно, нельзя. Культурное наследие человечества не может прижиться и стать своим в среде потомков собак, которые даже не носят одежду (этот феномен намного важнее, чем может показаться). Исполнение в финале на космодроме Реквиема Моцарта — это действо происходящее только в память о великих Отцах Основателях, недаром же оно довольно быстро (продолжительность реквиема 60 минут, понятно, что полностью он исполняться на космодроме не мог) переходит в песню предков, т. е. в обыкновенный вой.

Но почему на прощании со вторым Ковчегом исполняется заупокойная месса? Эта глубокая (без преувеличения) мысль автора, и понимать её надо так, что на идее распространения человечества по Галактике поставлен крест. На вопрос о возможном воссоздании человека по сохранённому геному профессор-аррусиханин отвечает уклончиво, напоминая, что когда-то людям не удалось воссоздать мамонта, несмотря на наличие генома. Да и захотят ли потомки собак возвращать человека ... на свою голову? Не спокойнее ли оставить Человека только в виде памятника?

Махровый пессимизм под прикрытием густопсового оптимизма — вот самая суть романа, выраженная предельно кратко.

В качестве похоронного колокольного звона в придачу к Моцарту пара слов о твёрдой фантастике. Да, тут она самая и есть, но недостаточно твёрдая. Легко представить нечто ещё более твёрдое, о чём в романе не упомянуто. Это разнообразный космический мусор, летающий по космосу во всех направлениях и в довольно таки немалых количествах. Столкновение Ковчега даже с микрочастицей из метеоритного железа станет роковым для него. По воле автора в романе никто не поднимает вопрос о противометеоритной защите. И понятно, почему — роман закончился бы этим вопросом.

*) Тут автор слегка недодумал. Собаки наверняка употребляли более энергичное, хотя и унаследованное (как и вообще почти всё) от людей, выражение «к чертям собачьим».

**) В романе мало про экономику и ничего про финансы. Поэтому я придумал название для аррусиханской валюты — срубль, где первая буква значит — собачий). Само же слово срубль выражает одну из сторон моего отношения к этому роману. Очень жаль людей, оказывается — нет у нас будущего. Но всё же планета Собак лучше, чем планета Обезьян.

Другой вариант — смарка. Именно на неё в конечном счёте пошёл триллион долларов. Пол Дорс не пожертвовал бы своим состоянием для создания собачьей цивилизации.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написание этого романа я себе представляю так. Умного человека увлекла научная идея и ему захотелось помечтать: как эту идею можно оправдать и воплотить. Но так как человек был умный и, скорее, учёный, чем писатель, то его книга получилась сплошным философским монологом, замаскированным под диалог. Как у Платона.

В течение всего повествования мы имеем дело прежде всего с идеями. Нет, это не скучно. Местами даже наоборот. Однако же художественная составляющая от этого пострадала. Равно как и правдоподобность диалогов.

Зато эти самые Платоновские идеи в их чистом виде в художественной литературе я встречаю впервые. И это интересно, ведь на них строится сюжет. Например, то обстоятельство, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«караван» Ковчега был пригоден для использования спустя пол миллиона лет.
Это же чистой воды синхронизм (Ковчег — идея. Он построен на фундаментальных идеях мироздания (это я о физике), и, следовательно, как и всё идеальное, не подвластен времени, существует не диахронично, а синхронично. У идеи нет «срока годности» — что и подтвердилось событиями в конце книги). То же можно сказать, например, о несомых на борту геномах, да и вообще всей миссии. Чтобы организовать экспедицию к Либре 47, человеческому разуму пришлось обнаружить, осмыслить, отобрать (а, впоследствии, синтезировать) эссенцию своей породы. И это снова значит сплошной платонизм. Прихожу к парадоксальному выводу, что данный «твердофантастический» роман — одно из самых гуманитарных (если вообще не эталонное) произведений на тему космоса, будущего, колонизаций и т.д.

Чтобы использовать в сюжете идеи, пришлось прибегнуть к упрощению и натяжкам. Поэтому диалоги получились откровенно постановочными: «отрепетированными» и «отрежиссированными». Но это можно понять и простить. Иначе пришлось бы писать огромные тома, полные шума и ярости человеческих взаимонепониманий, конфликтов и т.д. А так получился светлый, идеальный текст. Я всерьез и с полной ответственностью определил бы эту книгу так: платоническая НФ-утопия.

Оценка: 7
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из чего состоит мир «Ковчега».

Самое главное в этом мире — это Место Уединения. В нем хорошо Ученым (см. далее). Не-ученые в него допуска не имеют.

Далее в иерархии идут Ученые. Это лучшие люди на свете. Они разговаривают репликами из «Понедельник начинается в субботу».

Далее идут Собаки. Они очень хороши, но все же чуть хуже Ученых, и несмотря на огромный потенциал развития, Собаки всегда знают, что Ученые — главнее.

Далее идет Пиво и другие алкогольные напитки. Ученые пьют пиво, а культура «выпить за» на самом деле интернациональна.

Далее идут не-ученые. Лучшие из них пытаются говорить и вести себя как Ученые, но им слабО. А худшие просто ведут себя плохо, потому что они плохие и так положено.

В конце иерархии — женщины. Они годны для вспомогательных функций, как-то принести Пиво (см.), покормить Собаку (см.), составить компанию Ученому (см.) и т.д.

Но если серьезно, «Ковчег 47 Либра» — пожалуй, лучшее произведение на русском языке за последние лет десять.

Собственно сюжет и его логика оказались столь сильны, что они преодолели несовершенство стиля, писательский непрофессионализм автора, чересчур частые аллюзии на классические образцы НФ, однотипность персонажей, ученое высокомерие и выдающийся мужской шовинизм.

Если автор напишет еще книгу, я ее тоже куплю и прочитаю.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четыре части романа, написанные одним автором, одним стилем, по одному тщательно проработанному сюжету… но насколько же разным они настроением пропитаны! На столько, что просто должны оцениваться по отдельности.

Итак, первая часть – гимн человеческому упрямству, стремлению к знаниям, к движению вперед, гимн силе духа.

«Причин, по которым наше предприятие может провалиться, тысячи. Деньги, политика, технологическая непроходимость, незрелость человечества и так далее. Причина, по которой оно может состояться, только одна – сила духа тех, кто ввязался и ввяжется в дело».

Отличнейший производственный роман, глубокой социальной наполненности. Раз за разом демонстрирующий, как человечество обречено делиться на две неравных части, когда лучшая – упрямо движется вперед, таща за собой оставшихся и фактически отбрасывая совсем ненужный балласт.

«Завербовать – значит, заинтересовать, зажечь… Те, у кого на лице при этом появляется осмысленное выражение, тем более те, у кого загораются глаза, и тем более те, кто задал вопрос – завербованы!».

Новый вид вертикального прогресса. Вертикальный прогресс от Бориса Штерна.

Девять баллов

Часть вторая уже совершенно на любителя – не просто «твердая», а «твердокаменная» научная фантастика. Нудноватый, на мой сугубо гуманитарный стиль жизни, отчет о реализации планов земных ученых. Физика, биология, химия, геология (недостающее – добавить)))… Исключительно на любителя, или на человека, способного в полной мере оценить не просто величие замысла, но величие его технологического и технического исполнения.

Шесть баллов.

Часть третья – краткая история утопии. Совершенно неожиданно показывающая и доказывающая, что утопия не просто не может быть вечной. Она, скорее, обречена на краткость, на сиюминутность. Сиюминутность, не только в масштабах вселенной, но и в довольно ничтожных масштабах нескольких поколений. Спор с философией истории, противопоставляющий любому ее направлению суровую и беспощадную генетику.

Семь баллов.

И часть четвертая. Хороший, четкий и для меня неожиданный (правда, первоначально — потом уже начинаешь понимать, что к тому все и шло) поворот. Поворот, ставящий серьезный вопрос: а удалось ли задуманное героям первой части? И если удалось, то насколько?

«В геноме зияла удручающая брешь, но в нем же была накрепко зашита новая находка упрямой Природы: биологический вид, впервые совершивший подхват разума, подобный передаче эстафетного огня».

Спор уже не просто с социологией, философией и историей, но спор с биологией и теорией эволюции. Эдакая биофилософия.

Семь баллов.

Итак, у четырех частей разное настроение. Но, знаете, какое главное слово, объединяет все части? Печаль.

Сначала это печаль удачного производства, удачного покорения, удачного рывка, оставляющая грустное послевкусие: мы никогда не узнаем, чем все закончилось…

Затем это отстраненная механическая печаль действия без участия человека, а-социальная печаль.

Позже – печаль неполучения, недостижения, невозможности желаемого. При всей кажущей близости последнего.

И, наконец, оптимистично-анималистическая печаль. С одной стороны, все продолжается. С другой, не нами, не человечеством, которого уже нет.

Сильная книга. Возможно, не совсем литературно выписанная, а оттого заметно теряющая в потенциальном круге ценителей. Но ставящая настолько редкие для сегодняшнего дня вопросы, что заслуживает максимального внимания и самых широких рекомендаций.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ни грамма драконов и фашизма, которые стали дежурными наполнителями русской фантастики. Кристально-чистая твердая фантастика. Слегка грустная и 100% логичная. К прочтению — обязательна

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

С трудом осилил это, с позволения сказать, произведение. Прочитал намеренно, потому что в интересной компании вокруг тезисов из книги возникло обсуждение. Литературную часть вообще не буду трогать, потому что её нет, как мне кажется. К сожалению. Научная часть интересна своим строгим системным подходом, похожим на мысленный эксперимент или даже на результаты мозгового штурма. И вот тут-то кроется разочарование. Само исполнение плана колонизации, содержащее подробнейшее описание замыслов и этапов, подводит совершенно прозрачному выводу отказаться от этой затеи самым решительным образом, но автор, не замечая очевидного, «исполняет замысел». В результате, все тезисы, которые поначалу могут восприниматься, как годные для рассмотрения, приобретают пародийные черты. Повествование из тяжёлого НФ превращается в какой-то пшик. Основной причиной этого является полное непонимание автором важности существования философии исполнителя колонизации. Странно, сегодня это уже не секрет, что философия должна осваивать контрольные точки на пути познания. Всё же научная деятельность пока что трактуется, как процесс, а не как нечто другое. И если существует, упрощенно говоря, «научный план», то он технически возможен именно для исполнения только при наличии критериев выбора направления, то есть должна уже существовать «картинка мира» — стремящаяся к многообразию черт. То есть, если упростить ещё больше, то заправка ракеты должна начинаться сильно позже выявления соответствия картинки мира действительности. Космогонии катастрофически не хватает для серьёзного рассмотрения, слишком много дыр. Почему Лем «осваивает космос» либо в шутку, либо неудачно? Потому что нет и не может быть диалогов, так как нет мнений, базирующихся на мировоззрении, подкрепленном философией. Это отправка космонавта в открытое космическое пространство без скафандра. Ведь даже предположение о каким-то образом достигнутом перенесении нашего человеческого социума в иную среду, первым вопросом ставит именно вопрос о допустимой зону ментального существования людей. И это крах. Особенно для доктора физмат наук. Возникает ощущение попытки накормить мылом, и даже резонные рассуждения автора уже воспринимаются не убедительно. В целом, для себя я всё равно увидел пользу от прочтения, я теперь полностью уверен в неисполнимости того, о чём пишет автор. Я убеждён в тупиковости всех рассуждений Штерна. К счастью, он не единственный, кто попробовал на зуб эту проблематику, есть значительно более интересные авторы.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх