FantLab ru

Энди Вейер «Артемида»

Артемида

Artemis

Роман, год

Перевод на русский: Ф. Гомонова (Артемида), 2018 — 2 изд.
Перевод на украинский: Д. Кушнир (Артеміда), 2017 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 29

 Рейтинг
Средняя оценка:7.00
Голосов:224
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Артемида — единственный город на Луне.

Люди здесь занимаются теми же делами, к которым привыкли у себя на родине. Строители и ученые, владельцы небольших лавочек и представители крупного бизнеса — и самым доходным, конечно, является туризм. Десятки тысяч любопытных прибывают на Луну, чтобы пройти по поверхности чужой планеты, поиграть на корте или даже заняться любовью при силе тяжести в 1/6 от земной. В общем, город как город. И жители его подвержены обычным человеческим страстям.

Девушка-курьер по имени Джаз мечтает когда-нибудь заработать достаточно, чтобы приобрести скафандр и лицензию гида. Водить туристов по поверхности планеты, быть уважаемым членом общества. Но не так-то просто совершить скачок с одной социальной ступени на другую...

С присущим ему мастерством и вниманием к мельчайшим деталям Энди Вейер, автор великолепного «Марсианина»,- открывает новую главу бесконечной саги об освоении Солнечной системы!

Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Научная фантастика (33 957 голосов)

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2018 // Лучший роман

Похожие произведения:

 

 


Артемида
2018 г.

Аудиокниги:

Артемида
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Artemis
2017 г.
(английский)
Artemis
2017 г.
(английский)
Артеміда
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 января 2018 г.

Продираясь сквозь «сладкие сны Гитлера о блондине-парне», сквозь «нассала в щи» и прочие дебилизмы, хотелось найти те крупицы шедевра, которые имелись в «Марсианине». Не нашёл. По мне, «Артемида» гораздо слабее и безвкуснее. Сюжет довольно динамичный, но в остальном повесть — абсолютное разочарование.

Вот к примеру нарушение логики — миллиардер планирует дорогостоящую акцию, в которой ставка сама его жизнь. Он предлагает главной героине повести придумать, как вывести из строя лунные машины и осуществить это. Миллиардер — очень могущественный. Он смог даже тайно по частям доставить на Луну несколько таких машин, а придумать план, как вывести машины из строя не придумал. Миллиардер мог нанять любых профессионалов как на Луне, так и на Земле для решения этой задачи. Но он поручает эту задачу человеку, который в машинах полный ноль.

Такие вот ошибки, да ещё дурной вкус в изложении (например, «многоразовый презерватив») говорят, что «Артемида» — дёшевое бульварное чтиво на полраза.

Почему не на раз, а всего лишь на «полраза»? Потому что вдобавок ко всему, перевод повести — примитив.

Оценка: 4
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2017 г.

Отличный пример НФ-триллера: проработанный фон, динамичный сюжет, детали мира, которые подаются по мере необходимости. Плюс -- живые характеры и ирония. Книга не претендует на философские глубины, но в своём поджанре -- хороша.

Читал в украинском переводе, который вышел одновременно с мировой премьерой, 14 ноября. Из-за этого опасался, что спешили и перевели небрежно, но нет, перевод качественный, без корявостей и невнятицы, а шутки звучат смешно.

Насколько знаю, уже куплены права для экранизации, и, по-моему, нужно будет очень постараться, чтобы сделать её неудачной: материал просто напрашивается для перенесения на большой экран.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2018 г.

И снова Луна. К слову, меня это радует. Когда пишем о далеких звездах, да, захватывающе, да, восхитительно, но все же понимаешь- ни тебе, ни твоим детям и даже внукам до этих интересных времен не дожить. А Луна, она вот, видна в окне, и мы там уже были. А значит все не так плохо: полетели тогда, и снова сможем . Это почти сейчас: не слишком отличное от нашего времени в своих мечтах и пороках.

С одной стороны, это очень хорошо: все понятно и узнаваемо до раздражающего тормозящего интернета включительно. С другой, узнаваемо до такой степени, что становится неуютно от такого близкого будущего – неужели не одумаемся и все это продолжится?

В свое время «Марсианин» мне понравился героем и уважительным отношением к науке. Человек достигал чего-то благодаря знаниям и умениям, а также уму, сообразительности, мужеству, самодисциплине, критическому взгляду на мир и самоиронии. Это был рассказ о времени Первых и об одном из них, о благородном самопожертвовании и объединяющей идее, о торжестве разума и воли. Но именно это стало в глазах многих читателей главным недостатком романа: мало событий и эмоций, и слишком много фактов, описаний и рассуждений. Ну и герой был слишком уж положительный, все то у него строго по уставу и по законам физики и химии. А где муки совести, тяжелое детство, комплексы, несчастная любовь? Где мятежный, революционный дух, обличающий пороки мира?

Такие читатели должны быть полностью удовлетворены «Артемидой»: главная героиня полная противоположность Марку Уотни(да,да- модное «женщины спасут мир», ну, или хотя бы его малую часть). Это не занудный технарь, тщательно прорабатывающий и просчитывающий каждую даже малую деталь, держащий свои эмоции в узде и контролирующий каждый шаг. Это эмоции и действие. Ну, вы поняли: думай сердцем, а не головой.

Боже мой, сколько поколений читателей и зрителей пытались следовать в жизни этому совету и обнаруживали, что он имеет некоторые, чаще непредсказуемые и негативные, последствия? Если бы все они решили письменно поделиться опытом применения «думанья сердцем», то это был бы самый длинный, разнообразный и жуткий триллер на свете.

Вот и наша героиня активно претворяет данный принцип в жизнь, ввязываясь в абсолютно идиотские авантюры, в которых замешаны и политика, и мафия, и семейные проблемы. Это вам не положительный во всех отношениях Марк Уотни, это скорее больной максимализмом подросток, который вечно обижен на весь мир, все знает сам и действует, исключительно исходя из минутного эмоционального порыва. И потом удивленно взирает на неожиданные последствия, которые, как понимаете, были вполне предсказуемы, стоило только минут пять пораскинуть мозгами.

Только вот «подростку» этому уже лет этак 25-ть. И это первое пугающее «настоящее». Я вот недавно прочитала во вполне серьезной статье о 30-летних подростках. Что поделаешь, примета времени- глобальная инфантилизация общества. И меня сильно пугают такие герои, которые тащат во взрослую жизнь свои неизменные подростковые представления, подчерпнутые из не очень качественных книг и фильмов, о том, что такое окружающий мир и как надо решать его проблемы. Мне, знаете ли, сильно неуютно в таком мире нарушенного баланса разума и чувств, головы и сердца. В таком мире моя голова постоянно кричит, что пора бы делать ноги. И подальше.

Второе неприятное «настоящее». Книга написана с явной оглядкой на последние мировые политические и социальные тенденции. На этой новой Луне просто рай-райский. Представители разных рас живут бок о бок в мире и согласии, мусульмане религиозно терпимы, граждане сексуально раскрепощены, семейные отношения разнообразны, хакеры, контрабандисты и бармены патриотичны и всегда готовы к маленьким подвигам во имя справедливости. И никаких захвативших космос белых колонизаторов и всяких там служителей закона, мучающих окружающих уставами и инструкциями. Кому это вообще надо, если можно быстро и по справедливости?

Хотя, странно: в этом городе будущего правят бал вполне себе средневековые профессиональные гильдии, процветает коррупция, проституция, и царит такое классовое расслоение, что куда там нам до него. Хотя если уж свобода, то свобода во всем, чего уж там мелочиться, кто мы такие, чтобы контролировать личную инициативу, свободу предпринимательства и самовыражения?

Безусловно, такой «современный» во всех отношениях роман вскоре перекочует на экраны. С очень эффектными гонками на луноходах, прыжками в скафандрах, драками, наивными поступками, простенькими загадками и прямолинейными подростковыми решениями. На фоне сияющей в черных небесах голубой Земли. Все будет ярко, красиво, увлекательно и с понятными любому подростку(не забываем-теперь это уже не время жизни, а образ жизни и мировоззрение) героями, с голливудским счастливым финалом с признанием заслуг «хороших» и наказанием «плохих». Кому нужен Марк со своей картошкой и скучной наукой, когда все решается так просто и занимательно?

Иногда казалось, что «Артемиду» написал совершенно другой автор, настолько разняться герои и то, чем они живут. И я не могу поверить, что это сделано только в угоду читателям- подросшим, но не расставшимся с детством, поклонникам всяческих Игр. Куда подевались легкая ирония и грусть о героических и умных временах? И так хотелось бы надеяться, что все не скатится к бесконечному заигрыванию с аудиторией скучающих подростков и следованию всем современным тенденциям говорить и писать «как надо», а не «как есть».(Тут то как раз все сразу начинают думать головой, а не сердцем, не так ли?)

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 декабря 2017 г.

Чего не отнять у книги — читается она легко и быстро, примерно за полдня. Чего у книги в дефиците, так это искреннего юмора, который так украсил «Марсианина». Автор пытался шутить, но вышло примерно как с едой на Артемиде, — пресно и искусственно. Получился довольно типичный подростковый роман-превозмогание про юную и наглую девушку, типаж которой торчит из примерно 75% современного фантастического чтива. Ну и заодно гимн капиталистической экономике для самых маленьких. «Марсианин» себе такого не позволял, за что его и полюбили, и пусть он тоже был развлекательной штукенцией, но у него было какое-то самоуважение и характер. Да, скажем честно, голливудщина и раньше вырывалась из Энди Вейера, а тут её стало ещё больше, при этом сюжет ещё меньше концентрируется на научных деталях, а всё больше на беготне, махачах и взрывах. Да, тут будут взрывы, много взрывов! Приемы и ситуации повторяются — опять поверхностоходы, шлюзы, разгерметизация, изолента, выжить без ничего в вакууме... В общем, типичный набор из аниме про Луну (да, я такие смотрел). Что можно сказать о персонажах? Что нет повести печальнее на свете, чем повесть о взрослении нашей героини, которая просто-таки загажена модными культурными маркерами и бородатыми клише. Или что мужская часть окружения героини превращена в паладинов круглого стола, и то и дело абсолютно бескорыстно бросаются ей на помощь, походя успевая любить друг друга пламенной мужской любовью? Ну такое. Ещё набросайте парочку умных сильных и независимых женщин, которые «всем тут рулят», неубиваемого наемного убийцу прямиком из Джеймса Бонда, и получите собственного говоря исчерпывающую характеристику всех основных персонажей. А, стоп. Был ещё друг по переписке из Кении, которой слал нашей героине контрабанду (на чем они и стригли монеты). Ладно бы как-то это всё живенько, но нет, наспех и левой рукой. И облико морале. Ещё печальней, что всё это и нечто похожее мы уже читали, и читали совсем недавно. В «Новой Луне» Йена Макдональда (тут вообще плагиатом попахивает), в «2312» Стенли Робинсона, да много где. И эти произведения были посодержательней, взрослее и куда серьезней в отношении деталей. Из отечественного можно вспомнить тоже абсолютно развлекательную «Лунную сонату для бластера», которая удивляла и подбрасывала дровишек куда веселее. Ну не знаю, была надежда почитать чего-то посвежее, а так больше цитирование пройденного. В принципе, назвать книгу совсем уж плохой тоже нельзя, — она ненадолго развлекает.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2018 г.

Читая, я все думал, ну когда же начнется что-то интересное? Обилие технических описаний несуществующих технологий и скучная история бытовой жизни очередной непризнанной героини-бунтарки против всего вокруг — вот о чем эта книга. Если в Марсианине все эти инженерные «плюшки» выглядели по крайней мере реалистично и как-то поучительно, тот тут — это будто читать инструкцию к трактору с картинками. И скучно и не нужно.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2018 г.

Такая Луна нам не нужна.

Артемида -это вообще не настоящая книга, это расширенный киносценарий для нового голливудского блокбастера, где супергероиня-мэрисью с задержкой умственного развития лет на 15 спасает мир (в данном случае лунный, но все равно мир). Мир такой мультикультурный и политекорректный -здесь тебе и женщины-негритянки у руля, и гомосеки в положительных ролях 2 плана. И много взрывов, бестолковой движухи, тупых и плоских шуток.

Все так, как и должно быть в современнои кино. Стильно, модно, молодежно!

И ладно, если бы писал некий Джон Смит. От автора Марсианина ( 1 из лучших книг в современной фантастике на мой взгляд) я такой халтуры не ожидала. Техническая грамотность, внимательность к реализации идеи и деталям, сделавшие успех Марсианину -здесь вроде бы и есть, но не проработаны в той же мере, да и смотрятся неуместно,как вклееная посреди экшна инструкция по эксплуатации сварочногоаппарата. И если каждый шаг Марка Уотни на Марсе — продуман и просчитан, потому и ведет к успеху и выживанию, действия «принцессы Жасмин» на Луне зачастую бестолковы и самоубийственны, но засранке везет «по законам жанра». Жаль,что написав 1 хорошую книгу, на 2 Вейер почти скатился на уровень трэшовых сценариев.

Прочитала во время ночного дежурства, когда делать было все равно нечего. Только поэтому не так жалко затраченного на эту фигню времени.

Оценка -2 из 10.

Оценка: нет
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 декабря 2017 г.

Необходимо различать Артемиду и Марсианина. А я знаю, что все будут читать с оглядкой на Марсианина. Артемида — более «легкое», подростковое произведение. В то время как Марсианин вполне серьезный роман, умный роман Ну что тут скажешь.. young adult он и в Африке янг.. Ну это хороший такой янг)

Итак. Плюсы:

1. Интересный мир. Автор создал довольно интересную концепцию о жизни на Луне. Тема конечно стара как мир, но Вейер тут создал одну очень хорошую фишку. Прописал не только что жизнь на Луне вполне может существовать и бла-бла-бла, но и также описал проблемы, связанные с этим проживанием.

2. Роман достаточно активен. И эта активность помогает сглаживать недостатки романа. Попросту говоря, за счет скорости, острые углы сглаживаются

3. Герои. Да пусть тут понапихано всяких разных клише и штампов, но герои получились живыми. С ними клево и интересно. А о некоторых я скажу отдельно, пару слов ниже.

4. Понравился «начяльника«Артемиды. Классный, харизматичный вышел персонаж. Прямо больше всех она мне понравилось.

5. Понравился наниматель Джаз. Главным образом потому, что он показан как с плохой (хитрый и беспринципный деляга) так и с хорошей стороны (забота о дочери)

Минусы:

1. Тут наверное это не будет считаться за минусом, жанр тот, в котором это уже норма, но я все же скажу. Перед главной героиней, постоянно возникают разного рода сложности. И она эти сложности, одной левой решает. При этом, навыков особых у нее нет. Нет, конечно она дама талантливая и смекалистая, но должно же быть основа. Хоть пара строк о ее образовании и навыках. (ну, кроме, того что когда-то ее отец учил ее кое-чему, да и сама она нахваталась на улице опыта) Но все же этого мало. Вот оно, главное отличие от Марсианина. У того, были навыки, он прошел обучение и испытания, а тут такого нет. Были бы еще проблемы не такие сложные.. Я бы понял. А иуи

2. Многоразовый презерватив. Это пошло. Зачем автор это ввернул непонятно, но это пошло.)

8/10

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2018 г.

Книга — современная «Марсианка Подкейн» и «Имею скафандр — готов к путешествиям» Такой-же несколько инфантильный главный герой и антураж приключенческой НФ. Из недостатков — лично для меня — совершенно непонятно зачем вообще нужен этот город на Луне? Там есть завод по производству алюминия, но производят они его для собственных нужд, и после прекращения активного строительства это завод балансирует на грани рентабельности, производство стекла — побочный продукт как и производство кислорода. Что они там все делают? Зачем? Не понятно.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 декабря 2017 г.

Что интересно, судя по отзывам, не у меня одной осталось впечателение, что заявленный возраст героини (лет 26-27) совершенно не соответствует ее мышлению и поступкам — ее поведение и образ мыслей тянут скорее лет на 17-18. И весь роман больше напоминает игру-квест, где героине-девочке приходится прыгать через очередные препятствия, наскоро решать какие-то не самые сложные задачи и переходить с уровня на уровень.

Криминальная составляющая шита белыми нитками и все соображения Джаз по поводу того, насколько хорошо она замела следы, выеденного яйца на стоят. При желании саботера можно установить за полдня, пользуясь только теми деталями, которые описывает автор.

Из плюсов: неплохо созданная атмосфера закрытого города, продуманные детали быта и устройства общества (Руди исключительно хорош — двухметровое воплощение спокойного прагматизма и реалистичного подхода к жизни. На самом деле, зачем в изолированном городе-острове в две тысячи душ посреди безвоздушного пространства нужна формально организованная полиция или суд? Пустая трата денег и воздуха).

Так же в плюс роману — скорость действия. Почти все действие происходит на бегу, с короткими остановками для быстрого диалога по делу.

Самый большой минус, с моей личной точки зрения — это наскоро сляпанный сахариновый финал, где меркантильность внезапно вежливо уступает дорогу самоотверженному подвигу, и всяческие заявления «передайте папе, что я его люблю» и «я прощаю своего бойфренда и желаю ему счастья» напрочь убивают даже то хиленькое чувство юмора, которое периодически пыталось пробиться в тексте. Нарочитый пафос финала книгу размазывает, как бульдозер — конфету «Ну-ка, отними!».

Нужно отметить, что книга написана не просто с оглядкой, а с пристальным заинтересованным взгядом в сторону экранизации. (Так и представляю себе: звон разбитого окна и огромный красавец-блондин в замедленном прыжке с третьего этажа... быстрее бы добежал, в тамошней-то гравитации, но зрелищность, зрелищность...)

В целом — очень неплохое развлечение на один раз.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 января 2018 г.

Вот сейчас заступлюсь за Вейера и всех украинцев с окончаниями фамилий не «-ук, -юк, -о».

Если уж может гордиться Украина своим философом, поэтом, баснописцем, педагогом и собирателем фольклора Григорием Саввичем СКОВОРОДОЙ,

родившимся под Полтавой,то может и Энди Вейер спокойно относить своего персонажа с фамилией Свобода к украинскому народу.

Далеко ходить не надо — открываешь википед, а он тебе: Гоголь, Баш (Башмак), Вишня, Гончар, Сиволап, Братунь, Соколян, Кай, Квитка, Тудор, Барка (Очерет) и далее по списку.

А еще Артемида — мультикультурный и многонациональный город.

Даже имя «Джасмин» не арабское, оно исковеркано в лучшем случае от Ясмин (жасмин) + обыгрыванием слова «джаз».

Касательно имени «Мартин». Эммммм.... Серьезно? Нет? Вот я захожу в вк, в поиск друзей и забиваю перекрестный поиск «МартЫн (да, други мои Мартин и МартЫн — имена-синонимы) + «Украина» — и оказывается, что это и весьма распространенное имя и... фамилия. Среди украинских католиков (а впрочем различные версии Мартина есть и в правлославном имяслове) — часто используемое. И напоследок, немного «открытия Америки»: англоговорящий люд не умеет в звук «Ы», ему его специально учить надо, потому и МартИн, а не МартЫн.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 декабря 2017 г.

Что будет, если совместить научный, тошнотворный подход ко всем мелочам для построения города на Луне и авантюрные приключения 26-летней негуманной егозы? Мой ответ, точнее, литературный ответ Энди Вейера: получится роман «Артемида».

В первую очередь, мне понравилось то, с какой тщательной придирчивостью отнёсся автор к своей книге. Он просчитал все, что касается научной точки зрения и складывается впечатление, что окажись Вейер на Луне, то с легкостью смог выжить в тех условиях, к которым приспособилась его героиня Джаз.

Но если к лунному городу не придраться, то к сюжету можно. Сама героиня мне очень понравилась: про таких говорят «у нее шило в одном мягком месте». Ее саркастический юмор ко всем друзьям и недругам меня повеселил, кстати, это хорошо разбавляет сухость объяснения принципов работы и существования города, да всего того, что касается технической стороны производства алюминия и «побочного» кислорода. Вот только от финала я ожидал большего. Хеппи-эндом, после всего того, что сделала любимица автора, и не пахнет, но Вейер решил по другому.

Есть еще один момент, что мне не понравился, но не хочу спойлерить — не буду о нем говорить напрямую. Просто упомяну, что чересчур легко получилось воплощение плана Джаз.

Ах да, имя и фамилия украинца меня просто «убили». Это же надо было такое придумать: Мартин Свобода. Сколько прожил в Украине — не разу не встречал Мартина, наверное, чересчур украинское имя, которое используют в «чересчур украинских» городах. А Свобода? В украинских фамилиях используют окончание -ук, -юк, -о. При чем же тут Свобода? Тоже не разу не встречал людей с такой фамилией.

Итог: книга мне понравилась, не смотря на некоторое «несогласие» с писателем. Я с удовольствием погрузился в тот мир, что создал Вейер и получил огромное удовольствие от приключений главной героини, особенно, от ее характера. Как по мне, автор неплохо совместил научность и авантюрные приключения, разбавив эту смесь юмором.

9 из 10.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 декабря 2017 г.

«Артемида» – производственный роман о буднях молодой авантюристки в отдельно взятом (и пока единственном) городе на Луне. Как одна девушка захотела денег и тут понеслось, а понеслось так, что под угрозой кануть в небытие оказались и промышленность Артемиды, и сам город (а значит — и его жители).

Энди Вейер много пространства в тексте вкладывает для того, чтобы разъяснить читателю, что да как: и какое социальное устройство в городе, и почему купола, а не конусы. Почему в городе нет маленьких детей, и почему еда на Луне отвратная. Есть можно, но если у тебя есть деньги, то не придется. На чем экономика Луны держится. И по каким правилам живут.

«Артемида» – это не курс выживальщика, подобно «Марсианину», это такой «Дикий-дикий вэст» в космосе, где оружия нет, потому что стрелять нельзя. Где работают не столько законы, сколько соглашения и только до того момента, пока стороны их соблюдают. И, подобно шпаге фехтовальщика из Золотого века Испании, у Джаз есть сварочный аппарат. Ну, не аппарат (наследовать профессию – это Джаз не по душе), а навык сварщика. Аппарат придется просить у папы. На «попользоваться» с гарантией «потом верну».

Джаз – девушка с двойным дном. И открыто признаваемыми ценностями в два слова: «Хочу денег». Однако не осуждайте её раньше времени, она выживает в мире, который нам может показаться еще более ограниченным, нежели наше существование. Объективно это обусловлено отсутствием земной атмосферы. И гравитацией в 1/6 от земной. Джазмин – та, кто она есть. Я читала и не могла не отметить параллели с «Луной – жестокой хозяйкой» Хайнлайна. И смачный такой пендель в сторону педо-темы у Вейера. В любых условиях у детей должно быть детство и они должны быть охраняемы от таких вот охотников до свежего мяса и тугих отверстий.

Еще автор пытается наполнить повествование шутками разного пошиба, скатываясь иногда в какую-то фигню про многоразовый кондом, а иногда юмор выходит за рамки ситуационного и вполне приемлем и даже запоминается не из-за сортирности, прости-господи, а потому что он хорош, действительно хорош.

А еще Артемида хороша в описании общества, где держатся не за законы, а за систему «сдержек и противовесов», где люди стремятся к некой общей цели, потому что иначе всё накроется медным тазом (а на Луне алюминиевым), где на поверхности бескорыстность, а мотивируются люди всё-таки некой выгодой (пусть и нематериальной, ведь ты – это город, в котором ты живешь), где тебя хоть не в шлюз выкинут, но на Землю отправят – от гравитации страдать.

Сказать, что «Артемида» прям поселилась в сердце моём – не могу, но книга кинематографична, увлекательна и развлекательна. И весьма не глупа.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2018 г.

Скептический от множества отрицательных и издевательских отзывов, я оказался приятно разочарованным. Вторая книга Энди Уэйра производит вполне хорошее впечатление — и сюжетом, и сеттингом, и производственными задачами.

Пока читал, все ждал, когда пойдет анонсируемое многими сходство с «Марсианином», но так и не дождался — абсолютно самостоятельная работа. Другое дело, что на середине роман превращается в стандартный политико-шпионский триллер, в меру интересный, но не шибко оригинальный, и разница между земными и лунными декорациями в некоторых моментах стирается. Однако неожиданные события в напряженной концовке многие минусы компенсируют.

Мне очень понравилось, что автор старается объяснять, как работает та или иная используемая в книге технология с поправкой на местные условия, а не просто «Я надел лунный скафандр, сел в лунный луноход и покатил по своим лунным делам». Уэйр уже доказал в «Марсианине», что умеет писать производственную научную фантастику и спасибо ему за это — жанр прямо скажем не очень распространенный.

Позабавила переписка между героиней в пубертатном возрасте и ее кенийским другом: прием не новый, но удачно раскрывающий, как Джазз Башара дошла до жизни такой и как ее «потенциал» ушел в свисток, а временная работа курьером стала постоянной.

В целом заметно, что автор не профессиональный писатель (пока) — «синдром второй книги» налицо. Однако это не делает «Артемиду» плохой — просто планку Уэйр задрал очень уж высоко, и в итоге ему пришлось бороться с самим собой. Это хорошая фантастика, и есть шанс, что автор учтет все ее недостатки и сохранит все достоинства.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2018 г.

Я не читал «Марсианина» Энди Вейера — момент был безвозвратно упущен и после просмотра фильма всякий интерес к книге пропал. Поэтому я и вцепился в «Артемиду» сразу же, как только она вышла. Вообще, до просмотра «Марсианина» я очень скептически относился к фантастике в сеттинге очень недалёкого будущего. Да и фантастика сама по себе, в отличие от фэнтези, далека от моих литературных аппетитов. Но несмотря на это, книгу я прочитал на одном дыхании. Вейеру удалось выстроить на удивление жизнеспособный мир, а постоянные физические, химические и экономические отступления делают книгу ещё более реалистичной. Вместе с тем объяснения, даже если они написаны научными терминами в которых ничего не понятно органично вписываются в повествование и несколько не обременяют: их не хочется пропускать, как и напротив — лезть в энциклопедиею в попытке разобраться в химозной абракадабре. Главная героиня — Джаз Башара — настолько живая, что её энергия выплёскивается на читателя прямо со страниц книги. Да и принадлежность к арабской национальности несколько необычна для фантастических книг, что тоже не может не радовать. В целом «Артемида» — отличная книга, которая читается легко и приятно.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 марта 2018 г.

Второй блин комом

***

Энди Вейер ярко дебютировал в литературной среде с романом «Марсианин» — отличные оценки, хороший тираж, яркая экранизация. От второй книги этого автора волей-неволей ожидалось нечто толковое. Тем более Вейр избрал схожую тематику (близкое будущее, действие вне Земли, но очень рядом, популярная форма научной фантастики – легкая, но не безосновательная). Кто-то, может, и возразит, что неоправданные ожидания – дело самих читателей, но, Энди сам навеял эти ожидания тематикой. Как оказалось, ступить в одну и ту же воду автору не удалось.

«Артемида» — роман о городе на Луне. Главная героиня – Джаз – курьер и контрабандист. Она своенравна и легка на слова. Там, где можно нарушить закон (и не поплатиться) – она его нарушает. Вот только данное слово держит, поскольку честь ей не чужда. У неё есть цель (размытая и наивная) – скопить определенную сумму (на что – непонятно). Однако для этого ей придется работать до старости. И когда ей подворачивается отличный гешефт, она хватает удачу за хвост и держит её в кулаке. В подобную авантюру она пускается не от хорошей жизни. Вот, собственно, и вся завязка для «Артемиды». Сюжет же в целом напоминает приключение бравого Хана Соло. Простите, Джазмин Башара. Какие-то отрезки очень интересные, какие-то напоминают пресловутый PRG-квест. Особенно хорошая финальная четверть книги, где много действия и мало рассуждения.

Язык у Энди Вейера остался тем же, как и стилистика повествования. Один герой, одна линия сюжета. В «Марсианине» это был дневник, здесь – рассказ от первого лица. В «Марсианине» главный герой постоянно иронизировал и «заигрывал» с читателем, здесь же Джаз делает то же самое. В предыдущей книге Вейр нередко прибегал к абзацам из серии «научная фантастика», объясняя то или иное явление, здесь та же история. Правда, в «Марсианине» это было более основательно и интересно. В «Артемиде» как-то слишком по-менторски. «Марсианин» был подчинен единой цели (выжить вопреки всему), «Артемида» — авантюрно-плутовской роман.

О минусах. Роман получился без лишней драмы. Хэппи-энд, к главному герою не привыкаешь. Хватает воды, зато не хватает действия (местами). Книга слишком похожа на «Марсианина», но похожа кусками, это эрзац, а не повторение. Я так и не понял – хотел ли Вейер повторит успеть первой книги или, напротив, хотел абстрагироваться от неё. Мне кажется, у него одновременно не получилось ни то, ни другое.

Заключение: не лучшая книга у Энди Вейера. Как отмечалось ниже, налицо «синдром второго романа». Это действительно так. Одно хорошо – произведение короткое, читается легко и быстро. Так же быстро забудется. А карты-съемы очень понравились. Стильно и полезно.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх