Эльдар Сафин, Дмитрий Богуцкий «Сироты Марса»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Терраформирование | Становление/взросление героя | Культы | Путешествие к особой цели | Колонизация планет и других небесных тел
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых | Любой
Сироты появились, возможно, благодаря тому, что я однажды забрал скафандр погибшего переселенца, оставшийся после раскопок, и ушел из дома. Я просто назначил себя преемником первопоселенцев. Я объявил себя первым и единственным настоящим марсианином.
Надо ли говорить, что на такую наглость ни у кого не нашлось ответа?
Входит в:
— цикл «13-я фантЛабораторная работа» > цикл «Второй тур»
— цикл «13-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (13 конкурс)»
— антологию «Земля 2.0», 2017 г.
— «Взлетаем немедленно!», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, 13-я фантЛабораторная работа // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 16 октября 2022 г.
Жутко неестественная литТриада (Тема + Идея + Антураж): более-менее внятная фантИдея фактически уничтожена эклектичным Антуражем, фантТема — вообще не стыкуется ни со вторым, ни с третьим. То бишь Форма, своим желанием показать себя аки значимую сущность, несущую собственные суть и смысл — самым закономерным образом выпихнула из себя Содержание, аки зубную пасту из раздавленного тюбика.
В итоге — жемканый контейнер неких, казавшихся вначале осмысленными, структурных построений, и абстрактные обрывки уже непонятно чего, ранее представлявшие — вроде бы — связным текстом.
Так и тянет сказать (хотя — понимаю, что — «…глас вопиющего в пустыне…»): «Человеки! Вы можете не выпендриваться? Можете — просто отрабатывать социальный заказ на товарную Фпнтастику, без мечт про лавры Современных классиков? Скромнее — можете быть? Аллё, как слышно меня, приём»
mshvez, 29 июля 2018 г.
А мне не понравилось. Много слов и мало смысла. На научную фантастику не тянет вообще. Этакий литературный трэш. Герои рассказа, похоже, вообще ни во что не ставят ценность собственной жизни. И им это каким-то необъяснимым чудом сходит с рук. Ни у Сирот, ни у табуларассеров нет никакой разумной цели. Просто передвигаются по Марсу туда-сюда, оставляя после себя трупы в могилах. Одни только поселенцы делом заняты — терраформированием, почему-то в рассказе забавно называемым «терраРЕформированием». Не мой текст, совершенно.
muravied, 4 июня 2017 г.
Смотрел фильмец давно под названием «Неоновый город»(1991). Так вот там очень похожая атмосфера: разруха пустынные города, отдельные бродяги ходят ищут что-то или кого-то. В рассказе идет речь про банду марсианских отшельников под названием Табуларасеры. Ну честно говоря я этот рассказ воспринимал как арт-хаус, то есть происходит что-то красивое, эпичное и благородное, а я ни черта не понимаю. Как в 6 летнем возрасте можно возглавить сопротивление, я с трудом представляю. Если учесть, что в земном исчислении ему будет 11,5 лет, то это тоже так себе глава банды. Эпизод с теткой на парусном ветроходе приехал прямиком из Кин-Дза-Дзы. Самый яркий эпизод истории это воскрешение из могилы и голый дебош в лагере. Но в целом мне не особо понравилось.
UPD. Спустя ровно год, прочитал уже исправленную версию в сборнике «Земля 2.0». Теперь стало намного понятнее и.. научнее что ли. Если первая версия была этаким красивым арт-хаусом, то тут вполне себе приключенческая НФ. Оценку меняю с 6 на 8.
Silvester, 3 июня 2017 г.
Это жуткий фьюжн из «Безумного Макса», «Lost Planet», «Марсианина», «Экспансии» и чего-то из собственного металлического творчества.
Шикарно, я считаю. Да, здесь есть условности и гротескные натяжки, вроде обмазывания тела гелем в хрен знает сколько кельвинов, отмороженных яиц, пафосных диалогов и т.п. Я думаю, к этому рассказу не стоит относиться как к твёрдонаучной фантастике — это тот самый идеальный образец около-западного космо-комикса вперемешку с западным же янг-эдалтом, который иногда так хочется видеть выросшим в российском фэндоме. Без супергеройства, без сверхспособностей — на чистом преодолении себя и борьбе за здравый смысл.
Можно придираться ко многим мелочам —
пан Туман, 26 мая 2017 г.
Да, пожалуй, вот та история, которую я искал. Симбиоз морально-этических проблем, вольных ветров постапокалипсиса, малой толики насилия (хотелось бы чуть больше) и сводки селекционеров по выведению людей-плюс с понюшкой юмора в оболочке планетарного вестерна. Ещё бы персонажей жирной черной линией цел-шейдинга обвести.
Местный Марс не похож на другие – либо однозначно дружелюбные, либо подчёркнуто нетерпеливые к человеку, он и тот, и другой. Каменисто-суровый, но выжить можно, а можно и жить, и даже с разбитым шлемом шансы ещё остаются. Плавильный котел, в который брошены честные колонисты, Сиротки-анархисты и поехавшие на почве неблагоприятных условий местности фанатики-табуларасеры (есть мнение, что при активном употреблении в речи слово это превратилось бы в «табулассеры»). «Огненный Ястреб, я иду к тебе! Иду! А-а-а!» — и чувак там сгорает заживо. Хм, простите, навеяло…
Навеяло, на самом деле, не случайно – здесь точно такой же отмороженный (и в прямом смысле тоже) фронтир, где каждый выживает, сходя с ума по своему, а главный герой в сумасшествии выживания перещеголял всех. Но на пятки ему наступает младший братец с весьма символичным именем. Не буду скрывать, я с ужасом ждал их встречи в финале – исход семейного противостояния, который представлялся мне, автор явно бы не выбрал. Но опасения оказались напрасны. Да, автор поступил гуманно, не дав герою навертеть в братишке лишних дырок, но и куда более безумно, чем предлагал мой приземленный мозг. Снимаю кепи.
Но с языком нужно работать тщательней – заострить диалоги, разорвать жуткие падежные нанизывания и пройтись наждачкой по тексту, чтобы избежать таких моментов, когда герой удаляется от места, но при этом продолжает его разглядывать. Либо он едет спиной вперёд, либо у него потрясающе гибкая шея. «Либо он сидит в багажнике!» — скажет кто-то. В том и дело, этот парень просто не может сидеть в багажнике. Он крутой. И рассказ крутой. И автор крутой. А самый крутой – я, потому что не бросил читать.
Shean, 22 мая 2017 г.
«пока набирающие никогда невиданную силу углекислотные ураганы срывают склоны Олимпа.» правописание «никогда не»? Нет, никогда не слышал. Ураган срывает= ураган сдирает или ураган раскапывает? «стоило бы заткнутся» ээээ...
«Вина — основа совести» да, а электричество — основа плотности. Ах, автор, ну осторожнее надо в лужу-то. Или хоть матчасть какую почитать, что ли.
Автор придумал очень прикольную, глубоко рок-н-ролльную идею, от которой сильно воняет и Желязновской «Долиной проклятий», и Суэнвиковским «Праздником святой Дженис», и, разумеется всяческими киношными постапоками, и умудрился не свалиться в полную вторичность. То есть перед нами ржавая корявая болванка хорошего, годного и даже прямо-таки очень крутого текста. По уму надо повыкидывать пафосные нечитабельные загоны про совесть, обосновать действия Сирот можно и без них. Игра с тем, как табуларасеры превращаются в табуларассеров, мне показалась забавной — да вот я не уверена, что автор ее планировал. В целом, если хорошо-хорошо проработать, тут есть что вытащить. Сюжет — сделан достаточно крепко, выдюжит и вдвое больший объем.
Забыла. если вводим имена типа Брагги, да еще и подкрепленные упоминанием меда поэтов — нельзя так и оставлять, надо дальше аналогию раскручивать. а то висит ружье на стенке...Вздыхает.
harrybook, 4 июня 2017 г.
«Mad Max» на Марсе — круто получилось!
Как сказал известный редактор: «У нас есть кому расставлять запятые, вы дайте нам интересную историю!»
djemka, 23 мая 2017 г.
Настоящая научно-социальная фантастика. Чувство вины порождает легенды, легенды преобразуются в суеверия, а манипулирование сознанием (кто ты, ничтожество или избранный?) превращает суеверия в религиозный фанатизм.
Да, понятна логика метрополии: убрать лидера — и движение погаснет само собой. Но разве это выход? На месте одного лидера появится другой, ведь суеверия отражают глубинные мысли и мечты целой колонии.
Да, в этом плане суеверия необходимы, но исполнить мечты под силу не религиозным фанатикам, а человеческому разуму.
Прекрасная работа! Спасибо автору!
Дед, 21 мая 2017 г.
Религиозно-философское произведение с постмодернистской игрой именами и, может быть, событиями. Довольно запутанное для меня, тяжело отделить автора и его взгляд от персонажа.
Но с одним тезисом я бы хотел поспорить. Для автора он важен, это заметно. Вина — основа совести, м? Не ответственность, освобождённая от эмоциональных переживаний и случайности, а вина? Вина, которую можно размазать по группе людей, сместив с себя ответственность на старшего, начальника, козла отпущения?.. Хм.
Брагги, да? Если у вас есть мёд Браги, как так получилось, что мудрость есть, а красноречие хромает? Почему сюжет пытается поддержать идею так неявно и запутанно? Мне бы хотелось чуть больше ясности в поступках героев и их мотивации. И кое что упростить, поправить стилистические ошибки, подсократить километровые предложения.
В общем, у меня не получилось сложить в голове начало нового Мира на Марсе, путешествия героя в постапе и его мировоззрение
Esminets Marat, 3 июня 2017 г.
Рассказ очень мощный, автор — гигант. Если ковыряться, то логические нестыковки всплывают, конечно: с чего вдруг марсиане пошли за сопляками, которым только щелбаны раздавать, непонятно. И да, зря, по-моему, автор указал точный возраст братьев — даже если учесть продолжительность марсианского года в 22 земных месяца, слишком уж они дети получаются. Непонятно, откуда у старшего такие крутые знания и опыт, где и когда успел нахвататься. И откуда у младшего такая харизма и умение убеждать.
А так-то — практически идеальное произведение. Захватывающее, необычное, красочное. Спасибо и аплодисменты автору.
видфара, 26 мая 2017 г.
Безумный Марс! ))
Написано мощно, при чтении в голове сам по себе начинает греметь рок-н-ролл! Красивая и динамичная история с яростными одержимыми героями. Остаётся смутное послевкусие в духе «Аэлиты» и её предтечи Берроуза…
Gourmand, 23 мая 2017 г.
Прекрасный рассказ об освоении Марса. За мелкими исключениями в историю веришь. Да, первая погибшая колония породила чувство вины. И нахрен никому не нужный Марс пришлось осваивать. Зачем?.. Никто не знает. И да, молодое поколение чувствует фальшь. Видит бессмысленность этой тупой работы. И протестует, уходя из колонии в свободное странствие. Всё так. Как и поиски лёгкого пути: сними шлем и дыши. Удалось — вот ты и марсианин. И никакой работы.
Понравился и финал. Не вникал в физическую картинку, но верю, что автор прикинул осуществимость такой долины. И это ещё один, дополнительный, плюс рассказу.
Надеюсь, этот рассказ победит в конкурсе.
AntonAbramov, 23 мая 2017 г.
Отзыв из группы:
Рассказ о втором конце палки. Подумал я, приближаясь к середине. Двойное отрицание – думалось ближе к концу. И некое недоумение в конце рассказа.
Как и полагается, по молодости герой отрицал. Всё ли? Точно известно одно – отвергал попытки сделать Марс пригодным для обитания. И не просто отвергал словом, но и действием. Как результат – появление Сирот Марса. А ведь началось всё в шестилетнем возрасте героя.
Младший братец героя пошёл ещё дальше (и тоже шести лет отроду) – призвал последователей стать настоящими марсианами – приспособиться жить без скафандров и прочих причиндал.
Забавно, как сработал авторский приём (на мне, во всяком случае) – после скучноватого начала именно появление второго шестилетнего братца усилило интерес к событиям, любопытство взыграло − что же происходит? Сначала я ожидал объяснения от событий – как такой малец смог не просто соорудить что-то невероятное руками, но и приобрести последователей. Объяснений не дождался – уже семилетний пацан умудрялся посылать на смерть людей, сам ничего необыкновенного не демонстрируя. Хитрый автор знал, что это заставит меня призадуматься, отложит в память мысль о глубине.
А чтоб я не увлёкся размышлениями, события ускорились, и первый брат явил себя во всей красе. И совершил второе отрицание – нашёл способ приспособить Марс к жизни. Как же так? – стал недоумевать я, − человек плюнул на свои убеждения, дескать, нельзя насиловать природу, даже чужую. И задал вопрос инету: а что следует за отрицанием отрицания? Философы дружно ответили: первое отрицание обострило внутренние противоречия, второе же – разрешило их. И должно явиться новое содержание.
И думаю теперь над словами героя: “Мы станем настоящими детьми Марса. Я создам для вас новый мир, мои сироты”.
А что будет с Марсом? Разве дело было в нём, а не в людях? Люди ж не изменились?!
Рассказ хорош, но имеет политическую окраску, то есть проповедует не ту мораль. Так мыслится мне. И чешу я репу. Конечно, топ, но…
PS
Товарищ, вопрошающий: “кто такие «сироты»?” – а зачем вы отзывы пишете, если практически не читаете рассказы? Переходите сразу к топу. Там и отведите душу.
Karapapas, 23 мая 2017 г.
Очень кинематографичный, сюрреалистичный, мифический и философский рассказ. Я не знаю, как к нему относиться, но то, что он мне запомниться, я уверен.