Владимир Одоевский «Opere del cavaliere Giambattista Piranesi»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Алексей Степанович – страстный книголюб рассказывает своим родственникам прелюбопытнейшую историю, случившуюся с ним в Неаполе, в книжной лавочке, где он познакомился с одним чудаком, который рассматривал один из огромных фолиантов с проектами гигантских архитектурных сооружений типа рек, превращенных в фонтаны, колоссальных сводов на вершинах гор и т.п. Он назвался именем знаменитого архитектора Пиранези, давно уже умершего и поведал собеседнику свою ужасную историю. Современники ценили его, но реализация его проектов постоянно откладывалась. Его бесплодное творчество стало для него проклятием и не давало ему умереть, и он не знал, где найти спасителя, который бы дал денег на воплощение его грандиозных замыслов, хотя бы десять миллионов червонцев, чтобы соединить аркой Этну с Везувием, для триумфальных ворот...
Название рассказа переводится с итальянского как «Труды кавалера Джиамбаттисты Пиранези».
Входит в:
— роман «Русские ночи», 1844 г.
— антологию «La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)», 1975 г.
— антологию «Русская романтическая повесть», 1980 г.
— антологию «Листая вечные страницы: Писатели мира о книге, чтении, библиофильстве», 1983 г.
— антологию «Косморама: Русская фантастика первой половины XIX века», 1997 г.
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 4 июля 2011 г.
Есть тут, по-моему, что-то от Гофмана. Такая чисто Гофмановская мистика. Даже есть кое-какое тому подтверждение в виде картины, на которой случайно изображен тот самый случай, произошедший с рассказчиком (у Гофмана в одном из рассказов тоже такое было). А по сути, рассказ о муках гения, так и не смогшего хоть чуточку себя проявить, исполнить хоть каплю из своих гениальных задумок. И потому живущего в своём, особом аду.
мрачный маргинал, 18 июля 2011 г.
Любопытно, что р е а л ь н ы й архитектор и художник Джованни Баптиста Пиранези вовсе не был тем романтическим непризнанным гением, каким он представлен в опусе Одоевского. Хотя и автор единственного реализованного архитектурного произведения (храма), Пиранези прославился как блестящий гравер на меди, — один из зачинателей классического жанра архитектурной мегаломании, архитектурных фантазий и архитектурной фантастики. (Кстати, его произведения вполне заслуживают чести быть представленными и на Фантлабе).
Альбомы гравюр Пиранези ещё с 18 в. завозились и в Россию. Знаменитый ансамбль Биржи в Санкт-Петербурге создан не без влияния мастера и под впечатлением от гравюр Пиранези с изображениями античных храмов в Пестуме. Есть и советские издания альбомов офортов Пиранези.
Остаётся немного помечтать, когда на Фантлабе страницы фантастических искусств будут достойно представлены не только в иллюстративной ипостаси, — но и равноправно, — наряду с литературной составляющей.