Альфред Бестер «Четырехчасовая фуга»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Недалекое будущее, странное место под названием Северо-Восточный Коридор, представляющий собой район трущоб, населенный огромным количеством людей, успешная парфюмерная компания «ККК», психиатрическое заболевание, феромоны — причудливый коктейль, в котором невозможно предугадать следующий сюжетный ход Бестера...
Позже рассказ вошел в роман «Голем 100»
Входит в:
— антологию «The 1975 Annual World's Best SF», 1975 г.
— антологию «The 9th Annual. Best SF: 1974», 1975 г.
— сборник «The Light Fantastic: The Great Short Fiction of Alfred Best. Volume I», 1976 г.
— антологию «The Best of Analog», 1978 г.
— сборник «Redemolished», 2000 г.
— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 2», 2000 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1975 // Рассказ |
- /языки:
- русский (4), английский (10)
- /тип:
- книги (11), самиздат (3)
- /перевод:
- Г. Корчагин (4)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 11 февраля 2018 г.
Номинант премии Хьюго 1975 года. Автор исследует экстрасенсорные способности человека, в данном случае слышимость запахов. Повествование облечено в форму психологического детектива. Детективу пришлось стать любовницей подозреваемого и чуть не стать жертвой его мании на запахи убийства. Снова можно порассуждать на тему применения в широком масштабе экстрасенсорных способностей для блага цивилизации. А является ли это благом?
Сказочник, 3 ноября 2017 г.
Вот это классический для Бестера рассказ. Очень много недомолвок, приходится додумывать всё самому, включать фантазию на полную, финал открытый, с множеством вариаций, словно Мастер решил обрубить повествование. Никаких тебе хэппи-эндов, всё как в жизни. Ну и, что тоже типично для Бестера, любовь, пронесенная через приключения. И да, приключения, которые еще не закончились.
Seidhe, 5 февраля 2015 г.
Вообще, рассказ сам по себе показался мне каким-то невнятным. Образы главных героев, конечно, интересные, но больно уж всё непонятно. Ритм повествования тоже показался каким-то рваным, но это вообще характерно для творчества Бестера. Высокую же оценку поставил исключительно за несколько первых абзацев. Как по мне — лучший пример того, из чего выросла литература классического киберпанка 80-х. Гибсон не раз говорил, что корни течения уходят в литературу битников и «разбитого поколения», да и Бестера в числе предшественников, если не ошибаюсь, называл. Так вот «Четырёхчасовая фуга» очень хорошо иллюстрирует тот мостик, который между этими течениями перекинут. Буквально пара абзацев, написанных яркими, сочными, запоминающимися мазками, и ты буквально видишь трущобы Северо-Восточного Коридора, ощущаешь нагромождение людей и домов, а после того, как выясняется о проблемах с водой, ты ещё до того, как прочитал, понимаешь, какие там будут стоять запахи, и в каком почёте окажется в этих условиях парфюмерия... На мой взгляд, подобный эпизод весьма органично мог вписаться как в наркотические романы Берроуза, так и в ранние рассказы Гибсона или Стерлинга.
god54, 31 декабря 2012 г.
Великолепная идея, прекрасный сюжет, а вот динамика произведения и раскрытие сюжета несколько подвели. Чувствуется определенная скоропись, автор словно спешит и практически не обосновывает отдельные положения своей гипотезы, перескакивая через отдельные части, спеша к финальной сцене. Запахи, феромоны, психология и психические заболевания, маньяки и убийства — что еще нужно для хорошего произведения. Прочитать необходимо, чтение все же увлекательно своей инновационной идеей, с учетом даты публикации.
Pupsjara, 24 июля 2007 г.
Автор конечно гений, придумывает новые оригинальные идеи, но реализация этих идеи обычно неоднозназначна. Есть рассказы-шедевры, есть рассказы-провалы, а есть рассказы-середняки, так вот этот рассказ относится к третьей категории.
Ruddy, 9 марта 2006 г.
Занимательно. У Лукьяненко есть один похожий рассказ. Боюсь ошибиться, но он вроде зовется «Запах свободы», где рассказывается о человеке с уникальной, как и у Блейза, способностью «слышать» запахи.
Здесь рассказ о том, КАК может повернуться против тебя, стать твоим недостатком твои же уникальность и талант. Это может довести до «фуги»... И вряд ли она будет только четырехчасовой.
ivanna33, 2 октября 2006 г.
Что это за феромоновый запах убийцы, который чувствуют обычные бандиты, не наделенные сверх-Носом? У героини кайфовый дар, но про него плохо рассказанно. Ощущения запахов нет вообще... лучше потратить больше времени и прочесть «Парфюмера» Зюскинда...