FantLab ru

Орсон Скотт Кард «Пой и хлопай в ладоши»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.02
Голосов:
125
Моя оценка:
-

подробнее

Пой и хлопай в ладоши

Clap Hands and Sing

Другие названия: Улыбайся и хлопай в ладоши

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Чарли глубокий старик, и хотя он прожил в целом хорошую жизнь, что-то не даёт ему покоя. Воспоминания молодости зовут его к себе — несбывшаяся первая любовь, напрасные надежды. И если есть возможность хоть на один день отправиться в прошлое, то почему бы это не сделать?..

© ceh

Входит в:



Издания: ВСЕ (2)

Карты в зеркале
2005 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение заметно отличается от ранее прочитанных мною рассказов Карда (читаю сборник «Карты в зеркале» http://www.fantlab.ru/edition395). Это первый рассказ, в котором нет насилия, страданий, смерти или преступления.

В рассказе вообще мало действия. Самое ценное в нём – психологически достоверное описание трудно уловимых, изменчивых мыслей и чувств главного персонажа. Фантастическая предпосылка (машина времени) – всего лишь средство рассказать о чём-то общечеловеческом, затронуть какие-то струны в душе читателя. По крайней мере, так это почувствовал я. Неспешно читая рассказ, я как бы прислушивался к порождаемым им отзвукам в своей душе. А после прочтения осталось какое-то неопределённо-щемящее ощущение – словно этот рассказ в чём-то и обо мне. Для меня такие произведения ассоциируются прежде всего с творчеством Брэдбери.

О чём именно говорится в рассказе – если иметь в виду не сюжет, а идеи, чувства, порождаемые им? На этот вопрос точно не ответишь. О старости и молодости, о жизни, о любви, о постоянно стоящем перед человеком выборе пути, о невозможности что-либо изменить в однажды сделанном…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Благодаря машине времени два человека, вроде бы независимо друг от друга – а на самом деле взаимосвязанно, – получают возможность по-другому прожить один день – точнее, один вечер своей прошлой жизни.

Автор описывает необычный способ путешествий во времени: перемещается не человек как таковой, а только его сознание. Оно проникает в разум жившего в прошлом человека-«реципиента». Личность того человека временно отбрасывается в область бессознательного, и путешественник получает возможность присутствовать в прошлом – в теле другого человека.

В связи с этим я долго не мог понять логику событий (с рассказами о перемещениях во времени так бывает очень часто).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С Чарли всё понятно: он отправляется в прошлое для неких активных действий. Вместо того, чтобы лечь спать (что он в действительности и сделал в тот вечер), он идёт к Рейчел. После его возвращения в будущее реальный молодой Чарли, скорее всего, ничего не будет знать о произошедшем: он как раз собирался лечь спать, и вдруг его сознание затуманилось, а потом он очнулся лежащим в постели, – скорее всего, он сочтёт, что просто свалился в кровать от сильной усталости.

А вот для чего отправлялась в прошлое Рейчел? Она просила «найти для неё день в прошлом», причём именно день с Чарли, и «именно тот день – твой [т. е. Чарли] счастливый день» (в оригинальном тексте это место изложено иначе: «she only wanted to relive a good day» – «она только хотела заново прожить какой-нибудь хороший день», что не проясняет проблему). Но ведь такого дня в её прошлом не было! Как же она могла хотеть заново прожить его?

Наверно, решение проблемы в том, что в тот момент Рейчел уже находилась в клинике для слабоумных и плохо помнила своё прошлое. Ей просто показалось, что такие дни у неё с Чарли были.

И Джок создал такой день!

Вообще, очень симпатична роль, которую играет в этом рассказе компьютер (Джок): он является фактически одним из персонажей рассказа и воспринимается не как компьютер, а как человек – по-доброму относящийся и к своему хозяину-подопечному, и к другим людям (к Рейчел)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– и именно он всё подстроил (а ведь просьба Рейчел могла быть просто отвергнута как некорректная)!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правда, переместившаяся в своё молодое тело старая Рейчел вела себя отнюдь не как слабоумная старуха – но этому в рассказе есть прямое объяснение (по мысли Чарли, Рейчел сохранила – несмотря на одряхлевший рассудок – юную душу).

Впрочем, одна проблемка всё же осталась – причём весьма пикантного свойства.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Настоящая 14-летняя Рейчел, видимо, ничего не будет знать, что делала в её теле переместившаяся из будущего старая Рейчел. А потом рано или поздно с удивлением обнаружит, что не является девственницей – причём не будет помнить, когда и при каких обстоятельствах согрешила…:biggrin: (Если, конечно, полагать, что до того момента у неё не было парней).

Кстати, ежевечерне декламируемые компьютером строки («Старик, достойный лишь презренья…»), из которых взято и название для рассказа, – из стихотворения «Sailing to Byzantium» ирландского поэта Уильяма Батлера Йейтса (сборник «The Tower», 1928).

В конце рассказа компьютер вновь читает стихи Йейтса («Каштан цветущий…») – заключительные строки стихотворения «Among School Children» из того же сборника.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Много я читал на тему путешествий во времени и падоксах, связанных стакими событиями. Но такого сюжетного варианта, основанного на полной достоверности событий и не нарушении ни одного принципа хронопутешествий мне еще не встречалось. Рассказ просто великолепен. Во-первых самой идеей: совершить поступок, о котором будешьжалеть всю оставшуюся жизнь. Во-вторых, литературным описанием сюжета: точно, метко, зрительно... В третьих, героями: компьютер просто превосходен, а старик словно выписан из жизни. Одним словом оригинальный и прекрасный рассказ.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Говорят: лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть. Вот собственно на эту тему и размышляет Кард в своем рассказе. Перед нами — грустная история о старом человеке, который многого добился в своей жизни, но прошел мимо своей любимой. Помогут ли ему что-то изменить технологии будущего? В итоге получился мудрый и печальный рассказ о молодости и старости, о главных человеческих ценностях, об ошибках и их цене. Атмсофера этой истории произвела на меня впечатление, хотя есть в ней все же нечто несколько извращенное. Да и концовка показалась слегка надуманной.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая НФ новелла, в жанре хронофантастики.

Кард, как часто свойственно ему, совершенно опускает техническую сторону дела, сосредотачиваясь на психологии героев.

По сути, немного напоминает «Девушка и Смерть». Однако вместо мечтательной и светлой грусти Бредбери, вторым дном идёт горькое разочарование прошедшей жизнью, и тёмные страхи перед её концом.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что еще нужно человеку в таком преклонном возрасте-правильно возможность снова почуствовать себя молодым. Главный герой с помощью персональной машины времени имеет такую возможность и пользуется ей, чтобы заново пережить одну ночь. Неплохой рассказ с достаточно неожиданной развязкой, не ожидал старик, что кто-то окажется быстрее его. :smile:

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вечный вопрос второго шанса. Любая ли жизнь — цепь упущенных возможностей?

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

(«Старик, достойный лишь презренья…»)

Пожалуй это девиз этого рассказа. Противна даже сама мысль вожделения в восемьдесят лет Чарли (а к подростку тем более), и выжившей из ума старушки Рейчел. Компьютер будущего- Джок превратил извращенные желания в реальность. Он является одним из персонажей рассказа и воспринимается как человек и именно он всё подстроил.

Переместившаяся в своё молодое тело пожилая Рейчел вела себя не как слабоумная старуха – но этому в рассказе есть прямое объяснение (по мысли Чарли, Рейчел сохранила – несмотря на одряхлевший рассудок – юную душу). Настоящая 14-летняя Рейчел, видимо, ничего не будет знать, что делала в её теле переместившаяся из будущего пожилая Рейчел.

Тоже самое проделал и Чарли.

Автор описывает интересный способ путешествий во времени; перемещается не человек, а только его сознание. Оно проникает в разум жившего себя в прошлом. Личность того человека временно отбрасывается в область бессознательного, и путешественник получает возможность присутствовать в прошлом – в теле себя.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх