Тана Френч «Тень за спиной»
Антуанетта Конвей и Стивен Моран, блестяще раскрывшие убийство в романе «Тайное место», теперь официальные напарники. Но в отделе убийств их держат в черном теле, поручают лишь заурядные случаи бытового насилия да бумажную волокиту. Но однажды их отправляют на банальный, на первый взгляд, вызов — убита женщина, и все, казалось бы, очевидно: малоинтересная ссора любовников, закончившаяся случайной трагедией. Однако осмотр места преступления выявляет достаточно странностей. И чем дальше, тем все запутаннее. Жизнь жертвы, обычной с виду девушки, скрывала массу тайн и неожиданностей. Новое расследование выливается в настоящую паранойю — Антуанетта уверена, что это дело станет роковым для нее самой, что ее хотят подставить, избавиться, и это в лучшем случае. Вести дело приходится с постоянной оглядкой — не подслушивает ли кто, не подглядывает. Напарники не сомневаются, что заурядная «бытовуха» выведет их на серьезный заговор, но не знают, что затейливые версии, которые они строят, заведут еще дальше — туда, где каждое слово может оказаться обманом, а каждая ложь — правдой.
Входит в:
— цикл «Дублинский отдел убийств»
Награды и премии:
лауреат |
Премия критиков «Стрэнд» / Strand Critics Award, 2016 // Детективный роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Селеста, 8 сентября 2023 г.
Прошло два года с событий предыдущей книги цикла, «Тайное место». Детектив Стивен Моран и детектив Антуанетта Конвей отныне напарники на постоянной основе, но в отделе детективу Конвей (она же главная героиня) живётся несладко из-за буйно цветущего сексизма: вечные подколки, унижения, скучнейшие и простейшие дела. И вот случается ОНО — то самое дело, раскрыв которое детектив Конвей сможет утереть всем нос.
Книга понравилась мне практически всем. В отличие от героев-картонок «Тайного места», персонажи «Тени за спиной» интересные и живые (за исключением карикатурного журналиста). Нет мистики — абсолютно. Я до последнего держалась в напряжении, ожидая, что чёртиком из табакерки выскочит какая-нибудь волшебная гадость, после чего книгу я закрою и на авторе поставлю крест. Редкий случай, когда обманутые ожидания — это плюс. Нет и деления на ПОВы, всё расследование ведётся от лица детектива Конвей, отчего воспринимается более целостным. Повествование отлично под этого персонажа стилизовано.
Также нет бесконечных повторов одного и того же слова или сравнения (взгляд споткнулся в парочке мест, но для такой объёмной книги это не критично). Ещё я боялась, что Т. Френч испортит прекрасную линию отношений двух напарников романтикой. Обошлось. Между ними буквально искрит химия, но не любовная, а химия двух людей, невероятно слаженно работающих в тандеме. Ради этой линии стоит осилить всю книгу, она правда интересная и яркая.
Понравилась мне и сама детектив Конвей. Как человек она достаточно неприятная — сварливая и склочная хабалка (Т. Френч натужно пыталась намекнуть на то, что Конвей тоже может быть добрым, лёгким и жизнерадостным человеком, но безуспешно). Однако как персонаж Конвей безумно интересна. Отлично переданы все её метания, растущая паранойя, дичайшая мнительность, язык, работающий быстрее головы.
Ну и ещё одним плюсом для меня стало то, как Т. Френч постоянно меняла вектор направления расследования, уводя и персонажей, и читателя то в одну сторону, то в другую, то в третью. Здесь нет гениальных сыщиков, способных на лету раскусить любое дело. Детективы «Тени за спиной» — обычные люди: уставшие, грызущиеся между собой, запутавшиеся в собственных догадках, нагромоздившие миллион версий, одна фантастичнее другой. Сюда же отнесу то, как Т. Френч грамотно показал уже упомянутую мной мнительность главной героини и как ловко перевернула многие события с ног на голову. А детективу Конвей всего-то нужно было притормозить на минуту, перестать на всех брызгать слюной, стуча себя пяткой в грудь, дескать, вот какая я дерзкая, как пуля резкая, и подумать о том, что она, вообще-то, не центр вселенной: что у сослуживцев есть дела поважнее, чем пытаться выжить её, и что шеф подсовывает скучные дела не просто так, и так далее. Но тормозить и думать Конвей не очень-то умеет. Она как бешеная собака, которая взяла ложный след и свернуть с него уже не в состоянии, пока носом не ткнут. В жизни я бы не хотела хоть когда-нибудь столкнуться с такой женщиной. Но читать о ней — с радостью.
Ну а теперь о минусах.
В книге есть затянутые сцены, особенно это касается рефлексии и повторения уже известной информации. Читатель способен вспомнить, что было на предыдущей странице, или десять страниц назад, или пятьдесят, или сто, но автор почему-то считает, что некоторые вещи нужно разжёвывать в кашу. Конечно, до кошмарного в своём объёме океана воды «Тайного места» книге далеко, но кое-что можно было безболезненно выкинуть.
Ещё мне не понравилась копирка со структуры «Тайного места». Вот напарники работают вместе, а потом в финальной трети книги у них конфликт, потому что один из напарников поддался паранойе, а вот они уже помирились и только делают вид, что в ссоре. Можно было обойтись без самоповторов.
Ну и самым крупным недостатком для меня стала личная семейная драма детектива Конвей. Это такая дичь. Взявшийся из ниоткуда отец, который тридцать лет где-то пропадал, а тут ВДРУГ решил сблизиться с дочерью, тот самый карикатурный журналист, который был нужен только для продвижения этой линии Конвей... Понимаю, что эта драма призвана отзеркалить центральный сюжет, дескать, Конвей-то сильнее, она справилась со своей детской травмой и пошла дальше, а убитая девушка нет, но вся эта линия буквально высосана из пальца и будто наспех пришита белыми нитками, да ещё и мораль подана очень грубо, прямо в лоб. Я очень не люблю, когда мораль пихают мне в лицо.
Итог: твёрдая восьмёрка из десяти. Эту книгу, в отличие от предыдущей, стоит прочесть. Кто-то, возможно, увидит в сюжете историю о вреде выдуманных миров, которые захватывают людей с головой, но я вижу рассказ о том, что никто и никогда, ни под каким предлогом, не имеет права принимать решения за других людей.
majj-s, 2 февраля 2024 г.
Отцы и дочери
«Я твердо знаю: если мы выйдем на то, на что охотимся, то нам обоим головы не сносить.»
Тана Френч и ее Дублинский отдел расследований занимают совершенно особое положение среди детективных серий. Объясню: работа полиции традиционно воспринимается как нечистая. Необходимая, овеянная романтическим ореолом, дающая некоторые полномочия, но изначально непрестижная. У Френч с точностью до наоборот, работа в гардах вообще признак социального статуса, а в Убийствах вовсе creme de la creme, и это сквозной мотив ее романов. Странно, какая может быть элитарность в возне с трупами и перетряхивании гор грязного белья? Однако книги ее хороши необычайно, а потому, why not?
«Тень за спиной» не исключение. Героиня-рассказчица детектив Антуанетта Конвей, аутсайдер Отдела расследований. Она, единственная женщина в мужском коллективе, постоянный объект сексистских шуточек и неприятных шпилек. Кроме того, напрямую о расовой неприязни не говорится, но полностью исключить ее нельзя. Конвей полукровка, ничего не знает о своем отце, кроме трех последовательно скормленных матерью баек: египетский принц, медик из Саудовской Аравии, бразильский гитарист, но сопоставить собственную внешность с местным типажом и прийти к выводу о несовпадении — семи пядей не надо быть. Так или иначе, дочь уборщицы, сделала в полиции карьеру, добравшись до высот иерархии — отдела убийств.
Дело Ашлин, которое поручает им с напарником руководитель, обещает изменить ее положение в отделе к лучшему, прежде они со Стивом в основном на бытовых убийствах сидели. Здесь молодая женщина, редкая красавица, такую легко представить на подиуме или на экране, трофейной женой бизнесмена или подружкой гангстера, но Ашлин вела скромную жизнь, а главное — совершила преображение из невзрачной толстушки своими руками. При этом, она, классический пример селфмейдвумен, никак не конвертировала внешность в жизненные блага, в душе оставаясь книжной девочкой, фантазеркой и мечтательницей. И романтический ужин в вечер убийства был у нее назначен не с кем-то из сильных мира сего, а с ботаном, владельцем книжной лавки.
Парень, который так и не попал в дом красавицы и подозревал, что она посмеялась над ним, становится главным подозреваемым. Приданный в помощь Антуанетте и Стиву опытный детектив Бреслин, похоже убежден, что убил он. Только напарникам не нравится, как активно он продвигает эту версию, отметая любые сомнения, а между тем, прямых улик против букиниста нет. Что-то здесь явно нечисто и не замешан ли доблестный Бреслин? Расследование получает новый импульс, когда Конвей, до Убийств работавшая в Пропажах (поиск людей), узнает от бывших коллег, что отец Ашлин пропал без вести в ее детстве, и поиски, активно, но безрезультатно велись долгое время, однако получить достоверные сведения удалось совсем недавно.
Это меняет взгляд не только на личность убитой и ситуацию в целом, но определенным образом сближает с ней безотцовщину Антуанетту, одним из главных мотивов которой поступить на работы в полицию был поиск отца. Интересно, как всегда у Таны Френч, логично, и с массой технических подробностей. В придачу к разгадке, интересный взгляд на то, как мы видим ситуацию изнутри и какова она в реальности; каковы мы на самом деле и какими нас воспринимают окружающие. И в очередной раз о бесплодности мести.
prouste, 22 января 2020 г.
Нежно люблю Тану Френч; возможно вместе с Несбе они сейчас лучшие авторы криминальных романов ( ну то есть , если Аткинсон издаст очередной роман про Броуди, она легко уберет обоих, но пока ж не выпустила). Этот роман ожидаемо хороший и вкусный. Френч набила руку в описании хода расследования, нюансов отношений между напарниками, допросов и игрищ во время их проведения. У нее всегда — и в этом романе тож — хорошо с эмоциями, надрывами. Следует отметить, что как рассказчик Антуанетта сама по себе, вероятно, наименее интересный сравнительно с предыдущим. Поклонникам Френч приходится не то, чтобы прощать, но смириться с неизбежным. что в романе будет наверняка какой-нибудь сильно сказочный и нереальный финт сюжетообразования. В этом романе — это история жертвы и ее мотивация. Постановка эмоциональным стержнем историю мести за то, что, допустим, у ребенка забрали собаку и это так надорвало ей жизнь, что она выросла супервумен, социально адаптированной, но не в силах сдержаться и устроит кровавую кашу даже и не живодеру, а, допустим, его дяде — вот это прием Френч. Супертравмы получены в детстве у всех и у рассказчика тоже, некоторым образом янагихарщина в лайтовом изводе — и все это с неимоверным надрывчиком. Авторские суждения относительно того, как производится деформация сыскарей отдела убийств, тоже чрезмерно утрированы ( выхолащивание там, по большей части, в масштабе примерно как у медиков, ко всему привыкаешь). Мне роман понравился, хорошая технически работа, но идейная основа сильно густопсовая. Уступает предыдущему роману.
FionaFly, 28 августа 2020 г.
Тени ирландской юстиции, или Бойтесь совершенных женщин!
****************************************************
«Вся эта психологическая чушь выводила меня из себя»
(Тана Френч)
***
Прочитала шестую из переведённых на русский язык книг (последнюю на сегодня) ирландской писательницы и актрисы Таны Френч «Тень за спиной». Какое-то непонятное впечатление осталось от неё: что-то похожее на усталость и лёгкое недоумение. Не могу сказать, что роман мне не понравился. Читала с интересом. Но чтения взахлёб не получилось: чего-то не хватало. И в то же время бросить книгу не хотелось.
Автор не изменяет своему стилю: роман также, как и предшествующие книги из серии о Дублинских полицейских из отдела Убийства, многостраничный. Персонажи — знакомые по предыдущей книге «Тайное место» — Стивен Моран и Антуанетта Конвей. И также кажется, что роман затянут, но это на первый взгляд. Потом понимаешь, что по-другому нельзя. Нельзя быстро рассказать то, о чём хочет рассказать Тана. Хотя читатель достаточно скоро начнёт понимать, в чём дело.
Почему-то ждала неожиданной развязки, а всё оказалось предсказуемым. Френч медленно тянет за ниточку, раскручивая клубок преступления. Читатель, как бы со стороны, наблюдает, что происходит по ходу расследования, но лично мне не удалось ничего додумать самой – не дали. И так всё было ясно.
Книгу, если и можно отнести к жанру детектива, то с оговоркой – это психологический, интеллектуальный детектив, что характерно для творчества Таны Френч, и мелодрама. Триллера здесь нет. Заурядное убийство, причём сразу смахивает на по неосторожности. Мне так показалось. Вам, может, и не покажется… Короче, три в одном флаконе. На мой взгляд, — это отличительная черта многих современных романов с детективной составляющей. Почему-то захотелось почитать после Т. Френч Агату Кристи, но не Донну Тартт. У Королевых детективов Агаты Кристи интриги больше, сюжет (в лучших книгах!) — сногсшибательный, язык – чистый, стиль – благородный. И никакого мата! Я не хочу видеть его со страниц современных книг, как у Т. Френч. Мне его в жизни хватает. Хоть бы в книгах не оскорбляли душу читателя сквернословием. Неужели нельзя обойтись без ненормативной лексики, или хотя бы свести её к минимуму, если уж никак нельзя? Понятно, что автор хотела показать действие романа максимально реалистичным и сказать нам, что полицейские с их нравами далеко не идеальны (мягко сказано!). Но всё же … Есть много современных авторов этого жанра, которые не грешат матом. И их книги при этом, на мой взгляд, только выигрывают.
В общем, роман больше о психологии человеческих взаимоотношений. Почему люди поступают так, а не иначе: на работе, дома, вне дома. Что движет их поступками?
Написано достаточно жёстко, интеллектуально, своеобразно. Но всё же после такого чтения мне хочется на чём-то отдохнуть …
Итак, я прочитала все книги Таны Френч, переведённые на русский язык. Не сказать, что при этом духовно обогатилась. Они достаточно скоро забудутся. Как много стало в мире писателей …
Уважаемые читатели, выбор оставляю за вами. «Думайте сами, решайте сами …» Можно прочитать. Если не станете читать, много не потеряете. Некоторые читают из-за духа противоречия. Иногда и я. Хочется составить собственное мнение.