fantlab ru

Абрам Палей «Заговор»

Рейтинг
Средняя оценка:
0
Оценок:
0
Моя оценка:
-

Заговор

Повесть, (не опубликовано)

Аннотация:

Аркадий Стругацкий

Отзыв на научно-фантастическую повесть А. Р. Палея «Заговор»

Дочь видного московского ученого-медика обнаруживает случайно на столе у отца его завещание, в котором тот упоминает о своей возможной гибели в ближайшее время. Встревоженная девушка с помощью не менее встревоженного любимого помощника ученого пускается на поиски и вскоре узнает, что отец разработал средство для полного подавления болевых ощущений в организме и намеревается испытать это средство на себе. Чтобы уберечь любимого учителя от возможных страшных последствий такого опыта, его помощник, тайно проникнув в кабинет ученого, находит в ящике стола пузырек с таинственным препаратом и впрыскивает препарат себе. Профессор застает его «на месте преступления», но уже поздно. Эксперимент начался. Отважному помощнику,лишенному болевых ощущений, приходится очень туго. Простой гвоздь в ботинке уродует его ногу. Он отбивает пальцы дверцей такси. Ранит себе рот вилкой во время еды. Кошмар нечаянного кровопускания нависает над ним и едва не сводит его с ума. Но в конце концов все кончается благополучно, действие препарата кончается, профессор его благодарит, и он, видимо, женится на дочери профессора.

Таково содержание повести. Самая интересная и ценная ее часть — это эпизоды, в которых описываются похождения и переживания человека, лишенного болевых ощущений. Здесь автор поработал тщательно и добросовестно. Но все остальное — мелодраматическая интрига («заговор» дочери с помощником с целью спасти отчаянного ученого), описания, обстановка в современном научно-исследовательском институте (в частности, профессор настолько благороден и доверчив, что держит опаснейший и представляющий, несомненно, гос<ударственную> тайну препарат в ящике стола), поведение «подопытного» (обливаясь кровью, расхаживает по городу как ни в чем не бывало, а лечит его приходящая домработница) — не выдерживает с литературной и логической точки зрения никакой критики. Без коренной переработки повести печатать ее в «Мире приключений» явно не стоит.

____________________

«Авторские дополнения» к истории не издания научно-фантастической повести «Заговор»

«В начале шестидесятых годов я послал, в порядке самотека, в редакцию журнала «Уральский следопыт» небольшую научно-фантастическую повесть. Вопреки обыкновению ответ пришел довольно скоро. Сотрудница редакции прислала рукопись с весьма доброжелательным отзывом, с просьбой исправить отмеченные рецензентом промахи и вернуть повесть для опубликования в журнале. Рецензия была подписана известным свердловским писателем Олегом Корякиным. Моя дополнительная работа заняла всего два-три дня — так невелики были требования рецензента. Я отправил рукопись и снова стал ждать ответа. Он пришел опять скоро, но ошарашил меня. Вместе с рукописью пришла новая рецензия (фамилию ее автора я не запомнил), диаметрально противоположная первой. Повесть была начисто забракована — и содержание и язык.

Что ж, и такое бывает. С различными оценками одной и той же вещи приходилось сталкиваться не только во внутриредакционных рецензиях, но и в печатных отзывах об уже опубликованном. Неясно было только, почему редакция так решительно встала на сторону нового рецензента и категорически отклонила ранее одобренную вещь. Смущало и другое: какой-то раздраженный, откровенно недружелюбный тон нового отзыва, даже с издевательским оттенком. Прошел ряд лет... <...> [В ответ на поздравление Олега Корякова с 50-летием, А.Р. Палей получает от него письмо].

«Москва, 18.5.70

Уважаемый Абрам Рувимович!

Примите самую сердечную признательность за теплые слова привета в день моего 50-летия. Вашу повесть «Заговор» я помню, и помню, что она оставила у меня хорошее впечатление. К сожалению, в редакции того журнала до сих пор существует предвзятое отношение к авторам-евреям. В свое время ине пришлось изрядно повоевать со «следопытами» из-за повести моего друга Д.И. Шейнберга-Давыдова, однако и сейчас некоторые из них полагают, что прежде всего надобно смотреть не как, а кем написана вещь.

Всего Вам доброго, Абрам Рувимович!»

Отмечу, между прочим, что впоследствии, очевидно, состав редакции изменился, так как мои взаимоотношения с ней приняли совсем другой характер, и журнал опубликовал ряд моих заметок...»

См.: А.Р. Палей. Встречи на длинном пути: Воспоминания. — М.: Советский писатель. 1990. С. 235, 236.

Этот фрагмент из воспоминаний А.Р. Палея позволяет уточнить жанровую принадлежность «Заговора» — короткая фантастическая повесть; и время ее написания — начало 1960-х годов (!)

Примечание:

Судя по содержанию, подробно описанному А. Стругацким, повесть представляла собой авторскую переработку раннего рассказа А. Палея «Человек без боли» (1929). Учитывая, что в дальнейшем о повести «Заговор» больше нигде не упоминается, Абрам Палей отказался от идеи ее опубликования.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва




Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх