Ирвин Шоу «Ночной портье»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Южная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
«Ночной портье» (1975). Казалось бы, лучшие дни Дугласа Граймса давно позади. Бывший летчик, а теперь ночной портье в дешевой гостинице, он едва сводит концы с концами. Но тут судьба делает головокружительный поворот — внезапно умирает один из постояльцев и Дуглас с его деньгами бежит в Европу. Вот он — шанс взять у жизни реванш! И Дуглас Граймс готов воспользоваться им, поставив на карту все, что у него есть...
Входит в:
— журнал «Нева № 7, 1980», 1980 г.
— журнал «Нева № 8, 1980», 1980 г.
— журнал «Калейдоскоп, 3 - 1992», 1992 г.
— антологию «Остросюжетный зарубежный детектив», 1992 г.
- /языки:
- русский (19), португальский (1)
- /тип:
- книги (17), периодика (3)
- /перевод:
- Г. Лев (13), И. Обухова (1), Ф. П. Родригес (1), А. Санин (13)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DoctorWagner, 2 августа 2024 г.
Прочитал «Ночного портье» Ирвина Шоу. В очередной раз убедился в том, что не вся та признанная классика является действительно чем-то достойным и качественным. Читал множество лестных отзывов о книге, об авантюрном сюжете, о качественно прописанных персонажах и о наличии какой-то высокой морали. Увы, но все это даже и близко не так. От «Ночного портье» я получил лишь гору отрицательных эмоций.
Сюжет книги рассказывает нам историю мужчины средних лет, который в связи с недугом в здоровье вынужден был оставить престижную карьеру летчика и отправится зарабатывать на жизнь ночным портье, в одном из занюханных отелей, где постояльцами выступают пьяницы, проститутки и прочие маргинальные низы общества. В одно из своих ночных дежурств, главный герой становится свидетелем смерти одного из постояльцев, что скончался от сердечного приступа. При осмотре гостиничного номера, портье натыкается на тубус, что сверху донизу набит деньгами. Недолго думая, он забирает тубус себе и буквально сразу же увольняется с ненавистной работы, ведь в тубусе оказалось сто тысяч долларов. Стоит ли говорить, что указанное событие напрочь меняет жизнь главного героя.
Синопсис книги звучит в общем-то интересно и я бы даже сказал, что и завязка всей истории получилась интригующей. Да только вот то, что происходит далее по сюжету, напрочь отбивает желание дочитывать эту историю до финала. Ты просто перестаёшь хоть сколько-то верить в происходящее, потому что главный герой плывет по течению аки амеба, он в сущности не делает вообще ничего, но волею того или иного случая постоянно оказывается в более выигрышном положении. Вокруг него начинают появляться богатые люди и красивые женщины, последних наш герой умудряется ещё и одну за другой тянуть из к себе в постель. При этом, тянет даже не он, они сами его тащат, но по какой причине это происходит, совершенно непонятно. В дальнейшем появляется и так называемый деловой партнёр, который тащит нашего идиота через весь сюжет буквально за ноздри, стараясь сделать все, для того чтобы у нашего болвана были и дальше деньги на выпивки и развлечения.
В сухом остатке, здесь есть конечно же интригующие персонажи, есть парочка забавных и цепляющих событий, но не более того. Даже финал «Ночного портье» жутко слит и непродуман. Один из героев книги умирает, но сделано это настолько натужно, обыденно и для галочки, дабы нагнать дутой драмы, что тебя местами даже начинает подташнивать. Ирвин Шоу откровенно посредственный писатель, судя по этой книге, ведь он здесь словно бы пытался переложить на бумагу свои собственные мечты и фантазии о заветном кейсе с деньгами и беспечной жизни с красотками на швейцарских курортах, но вышло откровенно плохо.
Ynona, 16 мая 2024 г.
Что-то вроде пересказа «Притчи о талантах», но с гораздо большим количеством секса и насилия. Герой работает ночным клерком в дешевой гостинице и однажды вечером обнаруживает, что у пожилого гостя случился сердечный приступ, оставивший на виду большое количество купюр крупного номинала.
Мастер рассказчик на пике своей игры. Человек завладевает (лишь частично законным путем) крупной суммой денег, а затем бежит от всех, кто может их искать. Юмор, азарт, полнокровные персонажи и отличные диалоги. Шоу умел продвигать историю не хуже других. Написано действительно хорошо, язык и стиль берут свое, но в тоже время крайне скучно и безыдейно. Даже жанр невозможно определить толком, слишком невыразительно как для криминальной драмы, так и для любовного романа. Это больше о персонажах, чем о сюжете! Я бы сказала, что это классический американский роман. Я почувствовала ту атмосферу разочарования в США 50-60-х годов. Но описание европейской жизни было очень напыщенным. Что показывает нам, что наш герой получил деньги и состоялся в высшем свете.
«Ночной портье» — это остроумный роман об исполнении желаний и авантюрах, в котором задается старый-престарый вопрос: что бы вы сделали, как бы вы изменили свою жизнь, если бы нашли портфель, полный тайных денег?
Ctixia, 11 декабря 2023 г.
Неожиданно трогательный роман про ночного портье Дугласа Граймса, укравшего сто тысяч долларов.
Повествование очень ровное, без особых эмоций или поворотов сюжета, кроме буквально пары моментов. Ну вот живет герой свою жизнь, ну вот подвернулась ему ситуация, ну вот он спокойно взял и сделал это. А потом так же спокойно рассуждает, что дальше, куда поедет, где потратит. И читатель не особо ему сопереживает, скорее берет любопытство — что же дальше? Придут ли к нему кредиторы, причем тут политика, как герой спрячется.
Самое обидное для меня, пожалуй, это последние семь минут аудиокниги. Именно в них автор включил развязку всей истории, до этого ничего, как говорится, не намекало. Ну и неожиданно трогательный финал... Я ждала иной подставы.
Stark1986, 9 декабря 2023 г.
Мне всегда нравились книги и фильмы про героев, которые совершают путешествие из одного место в другой для конкретной цели, ищут кого-нибудь, чего-нибудь или даже движутся почти бесцельно. Это может быть философский квест в целях самопознания и познания окружающего мира, или просто авантюрно-приключенческий сюжет. Главный герой Дуглас Граймс бывший летчик, а ныне ночной портье, взяв сто тысяч долларов из футляра умершего постояльца выходит на белый свет. Он путешествует из Нью Йорка в Вашингтон, потом в Европу, где в швейцарских курортах, в итальянских и французских городах встречает разных мужчин и женщин, которые меняют его жизнь или он меняет жизненное течение этих людей. Мы видим Соединенные Штаты и Европу середины семидесятых годов двадцатого века, особенно жизнь тех кругов общества, у которых денежный вопрос давно решен.
В книге «Ночное портье» автору удалось удачно сочетать между собой реалистическое повествование и авантюрное действие, при этом ненавязчиво показать психологические зарисовки разных персонажей. Язык романа довольно легкий, но не примитивный и при чтение получаешь огромное удовольствие. Для летного отдыха этот роман идеально подходит. Ирвин Шоу, после этой книги, стал для меня тем писателем с творчеством которого нужно продолжать знакомство.
novemberry, 12 февраля 2024 г.
Простая книга с динамичным сюжетом, отлично подойдёт для отпуска. Приключения, путешествия, неожиданные забавные ситуации, красивая жизнь. Удивительно, как легко главный герой сходится с людьми, сразу после знакомства его зовут играть в покер или теннис, кататься на лыжах или яхте. После реального мира приятно скользить по сюжету вместе с ним. Иногда персонажи будут откровенно рассказывать о своих проблемах, но глубоких размышлений не складывается. Скорее можно увидеть, что имея много денег можно посмотреть мир, познакомиться с интересными людьми, хорошо кушать и зарабатывать ещё больше денег. У героя жизнь в постоянном движении, читать было увлекательно.
Wolf94, 20 августа 2020 г.
Карты, деньги и бабса — вот и сказка вся!
Приступив к чтению, я ждала что-то в духе «Люси Краун» , а получила детективы Чейза на минималках.
Ночной портье — история Дугласа Граймса. Работая в дешевом отеле ночным портье, наш герой столкнулся с ситуацией, когда один из постояльцев отбросил копыта. В номере был портфель с деньгами, которые Дуглас с удовольствием умыкнул. Уволившись с работы, герой отправляется жить на широкую ногу.
Вот слушала и понимала, что чебухня какая-то! Все события могли уместиться на добрых 200 страниц, а не на 416! Правда книга не то чтобы вызывает овтращение, мне скорее просто не интересно было читать, как герой перемещается с места на место, меняя баб, как перчатки, а в это время в голове играет музычка из сериала «Шоу Бенни Хилла».
Stalk-74, 18 марта 2019 г.
Странно, «Ночного портье» Шоу написал в возрасте за 60. А такое впечатление, что автор — подросток лет пятнадцати. Именно такой уровень достоверности у событий, как будто жизненный опыт почерпнут из книжных ночных бдений. Поначалу шел чистый Чейз, а с момента потери чемодана — подростковые фантазии. Мошенник вдруг ни с того ни с сего берет явного простофилю в компаньоны, перечисляя тому половину барыша за свои многотысячные махинации. Ограбленные бандиты спокойно ждут возвращения какого-то лоха, стянувшего у них деньги, а потом вежливо просят отдать стибренное и благодарят за содействие. Финансовые аферы проходят в вакууме, ни криминал, ни государство, ни хозяева жизни не вставляют даже ореховые прутики в колеса наших героев. Девушки ровно такие, как их представляет предпубертат — без прыщиков и тараканов.
И. самое главное, к чему все эти, местами затянутые, приключения? Ради диванной мечты — найти миллион и тогда серенькая жизнь смениться калейдоскопом развлечений. Ну хоть мир главный герой не стал переделывать, подростковые мечтания они такие.
А так читать можно, уровень убийства времени в метро.
Кечуа, 9 июля 2017 г.
В детстве я читал много всякого-разного: Аберкромби, Мартин, пан Сапковский... Но один автор казался «по-настоящему» взрослым — Ирвин Шоу. Было даже немного стыдно его читать: вдруг прочитаю — и всё, стану «не таким»? Однако же, искушение брало верх и мне открывался мир не менее фантастичный, чем мартиновский Вестерос — своего рода параллельная реальность. Блестящие небоскрёбы, пляжи Лазурного берега, извилистые дорожки в Альпах, томные беседы, быстрые взгляды, казино, шелест платьев, сепия 50-х годов, изощрённо-прекрасная усталость от жизни, писатели, любовницы, романы старые, очень старые, застарелые. «И вот мы встретились снова» спустя двадцать лет. Очень много кризиса среднего возраста. Всё это ужасно буднично — в том далёком мире. И вы знаете, нравилось.
«Вечер в Византии», «Люси Краун», «Вершина холма». Наверное, очень непохожие книги, но в моей памяти они слились воедино. Сильно позже прочитал роман «Богач, бедняк», и... Вроде всё на месте (или я себя в этом убедил). Но что-то не так — герои не из тех, кому сочувствуешь, сепия приелась.
А буквально час назад одолел «Ночного портье». Лучше бы я этого не делал. Потому что после Европы Хемингуэя, Европа Шоу — это как выветрившаяся газировка: о происхождении напоминает лишь неприятный привкус. Герои не то что картонные, но удивительно бесхребетные. Словно спектр их чувств, эмоций подвергся унизительному обрезанию. Всё блекло — и пеньюары, и дорогие машины, и сливки вашингтонского общества. Альпийский снег — даже тот матовый, а «сильные» по задумке женские персонажи рождают исключительно потребительский интерес.
При этом написано профессионально. Первые страниц сто пятьдесят глотаешь незаметно для себя; интрига в порядке и хочется знать: что же дальше приключится с новоиспечённым миллионером? Может быть, гангстеры устроят погоню через весь земной шар, чтобы вернуть деньги себе? Или знакомство с вашингтонскими элитами вознесёт героя на вершины политической жизни? Нет, нет и ещё раз нет. Ружья стреляют, но вхолостую. Всё будет происходить, да и закончиться тоже, пресно и банально. Поверьте мне. И не читайте этот роман.
Если покопаться в моих чувствах, то кроме разочарования там можно найти ещё и лёгкую грусть. Потому что «Вечер в Византии» — одну из двадцати трёх книг, которым я поставил десятку — я уже никогда не стану перечитывать. И, да, вполне возможно, что именно «Ночной портье» — провал Шоу, а остальные книги держат планку. Но прочитав «Ночного портье», я понял, что Шоу мне в принципе уже не будет интересен. Хотя бы потому, что есть Хемингуэй, у которого книги словно сотканы из нервной ткани и полны жизни, а не суррогатной мишуры. Шоу «образца детства» — вымерший вид и к тем впечатлениям мне уже не прикоснуться.
P.S. Забавно, что перечитывать «детских» Ле Гуин, «Хоббита» Толкиена, да тех же «Котов-воителей«! — мне в кайф (и плевать на целевую аудиторию), а такой весь «взрослый» Ирвин Шоу уходит в небытие.
«Что с тобой будет?» — куда как менее загадочный вопрос чем «Каким ты будешь?».
strannik102, 4 ноября 2018 г.
Жизнь после жизни
А разве это не так для пилота, отстранённого по состоянию здоровья от полётов, от неба, от самолётов, от всего того привычного и нравившегося ему, что и составляло его жизнь? Ночной портье в гостинице третьего сорта — и это после неба и крыльев…
Дуглас Граймс меняет свою жизнь решительно. Он практически разрывает все свои связи и отношения с теми, с кем был дружен во время лётчицкой жизни. Он уезжает в другой город и становится маленьким незаметным человечком, одним из миллионов маленьких и незаметных.
При этом нельзя сказать, что он как-то уж сильно расстроился, впал в отчаяние или превратил свою послежизнь в сплошное страдание. Он просто живёт, живёт второй раз. Может быть безрадостно, но живёт.
И вдруг случай — смерть постояльца и свалившиеся Дугласу в руки нехилые деньги. Что с ними делать и как поступить с собой и со своей новой (третьей, теперь уже) жизнью?
Жизнь сводит Граймса с другим человеком, лихим авантюристом и рисковым коммерсантом. И в результате жизнь Дугласа наполняется уже совсем другими событиями, острыми переживаниями и новым опытом общения с людьми иного круга. Вернее, других кругов — от порноактрис до более-менее серьёзных бизнесменов.
И неожиданный, хотя, наверное, закономерный, финал.
Вот писатель-детективщик превратил бы фабулу этого романа в чистый детектив — украдены (взяты и присвоены) чужие деньги, поиски невольного вора, преследования от разных лиц, погони и бегства, ну и всякая прочая детективная мишура и блёстки. Писатель-мистик превратил бы роман в книгу-предостережение или в книгу-откровение со стороны высших сил. Ну, и т. д. А Ирвин Шоу ведёт линию повествования совсем другим, своим, особым путём, Где есть место и для ненавязчивого детектива, и для лёгкой мистики (при полном отсутствии оной в тексте), и для любовно-романтических приключений и происшествий, и для семейно-драматических событий и поступков — в небольшой роман вместилась целая жизнь, да ещё и не единственного героя, а нескольких совсем разных людей.
ant_veronque, 27 марта 2019 г.
Первая половина книги была достаточно динамична и интересна. Как на Граймса вдруг свалились деньги, как он с ними решил спрятаться, как он их потерял и как нашел снова. Это всё было увлекательно. Но потом всё стало как-то скучновато, несмотря на всякие казусы и разные криминальные происшествия.
Я всё гадала, в какой жанр это выльется: детектив, приключения, боевик или драма. Поскольку автор Ирвин Шоу, то надеялась на драму. Однако, прочитав книгу, даже не знаю, как охарактеризовать ее жанр. Пожалуй, в моем понимании это ближе всего к авантюрному роману. Вот только авантюра здесь по сути одна единственная, а всё остальное было уже серьезными делами.
В общем, роман этот я бы оценила как качественное чтиво для отдыха, замечательная вещь, чтобы взять в дорогу. Вот только от И.Шоу я ожидала совсем не этого, а чего-то более серьезного, задающего вопросы без однозначных ответов, какого-то преступления с наказанием или с искуплением. А вышло что-то вроде счастливого случая, свалившегося на голову ночному портье, которому удалось поймать удачу за хвост (этакий наш Емеля на американский лад). И так всё гладко у него получилось, прям приторный happy end. И хотя Шоу и попытался сделать роман драматичным, добавив в конце ряд печальных событий, и хотя последние слова (они же мысли главного героя) о жизни «американца, скитавшегося по захолустным уголкам своей страны», а всё равно для меня драмы не вышло и скитальцев я в романе не почувствовала. Все герои куда больше походили на путешественников по доброй воле, весьма довольных своей жизнью. Да и название — для меня загадка. Главный герой, конечно, работал ночным портье, но вряд ли в этом его суть. Я куда больше верю в его суть летчика.
Так что роман понравился, но очень-очень жаль, что ожидания мои не оправдались.
Мета, 1 декабря 2014 г.
Странная книга. Написано действительно хорошо, язык и стиль берут свое, но в тоже время крайне скучно и безыдейно. Даже жанр невозможно определить толком, слишком невыразительно как для криминальной драмы, так и для любовного романа. В какой-то момент показалось, что данная книга высмеивает богему, но и эта черта обозначена недостаточно четко. Перед нами скорее фантазия на тему «Что будет, если вы найдете 100 000 долларов, удачно удерете на другой конец света, повстречаете толкового компаньона, делающего за вас всю работу, и женщину, которая позовет вас к алтарю...». Именно в таком виде, потому что главный герой практически все время плывет по течению, никак не напрягаясь и не испытывая сколь-либо серьезных моральных и этических проблем. Дуглас Граймс — персонаж, с самого начала вызывающий легкую гадливость. Он не шевелит и пальцем, и вот уже у его ног и всевозможные красавицы, и свое дело, в котором он может не принимать практически никакого участия, и деньжата, и даже дорогой костюм. Поначалу Майлз Фабиан привносит движение как натура крайне деятельная, но вскоре и тут все быстро входит в колею, и вновь устанавливается привычное сюжетное болото. Прочие персонажи либо не вызывают никаких эмоций, либо опять же малоприятны.
Данная история определенно смотрелась бы куда более выигрышно в формате кинофильма: череда шикарных курортов и отелей, мировых достопримечательностей, роскошные дамы в вечерних туалетах — тут есть все, чтобы попасть под скромное обаяние буржуазии. Хорошая актерская игра и приятная музыка еще больше бы скрасили картину и скомпенсировали все недостатки сценария. Да еще модное нынче ретро определенно пошло лишь на пользу. Но имеем мы то, что имеем, а именно — неплохой, но совершенно одноразовый роман.
Понравилось чтение Юрия Лазарева, всегда приятно послушать профессионалов. Так же пришлись по вкусу музыкальные вставки в начале глав. Жаль только, что они очень короткие, данной аудиокниге определенно не помешали бы задаваемые ими настроение и темп.
komatoznik, 2 октября 2015 г.
Удивительно, как этой книге до сих пор удавалось обходиться без экранизации. Как говорится, все при ней. Камера бы ее полюбила. Эта история о том, как можно вытащить счастливый билетик, открывающий доступ в новую жизнь или на более высокий ее уровень. Главный герой вытаскивает даже не один, а несколько упитанных пачек зелененьких билетиков с портретом Франклина. Прозябавший на посту портье в захолустной гостинице бывший летчик Дуглас Граймс пользуется случаем, срывает куш и в мгновение ока перемещает себя в географическом и социальном направлениях. Дорогие рестораны и отели, фешенебельные европейские курорты, изысканные женщины. Сегодня ты встречаешься с учительницей обычной американской школы, завтра ты проводишь ночь во Флоренции с женщиной, для которой привычно обращение «леди». Деньги не могут купить вам качественную жизнь, но могут купить вам шанс на нее.
Однако Граймс в обращении с благосклонно взглянувшей на него Фортуной до странного пассивен. Фактически мы видим деятельного Граймса дважды за всю книгу: момент, когда он приобрел состояние, и момент, когда золотая рыбка уже была готова вильнуть хвостиком на прощание. Как мне кажется, так автор демонстрирует, что есть люди с линейным отношением к богатству, с абсолютной безыдейностью в финансовом плане. Такие люди могут приобрести состояние лишь благодаря удаче, как произошло с Граймсом, но со стремящейся к неизбежности вероятностью они спустят его и вернутся к тому, с чего начали. Деньги должны находиться в движении, деньги должны работать на их приумножение. Граймс не обладает нужным складом ума, поэтому требуется тот, кто сможет сохранить и увеличить количество нулей после единички.
Появление на страницах Майлза Фабиана знаменует тот факт, что в его лице Фортуна выдает Граймсу еще один аванс. Фабиан — игрок, он знает заповеди: «money over bitches» и «money makes the world go round». Он понимает, что деньги — средство, которое нужно использовать, а не держать в носке под матрасом на черный день. Поклоняясь содержимому кошелечка или банковским накоплениям, какими бы они ни были, ничего не выгадаешь. Деньги нужно иметь, во всех значениях этого слова, а Фортуна любит жестко, часто и долго. Фабиан умел, но стал хомячком в ловушке бесконечно крутящегося колеса, а Граймс ленился (или не мог), поэтому леди Удача заскучала. Такие вот дела, не сумел развлечь даму — пропал. Чтобы не зависеть от капризов, становитесь лучше аскетами.
rrq64k, 29 марта 2014 г.
- первый раз я читал этот роман в начале 80-х годов. Тогда, во времена книжного голода, он мне понравился. Сейчас же я нахожу его достаточно легковесным, а некоторые сюжетные линии притянутыми за уши. Действительно, ГГ практически ничего не сделал в нем своими руками, кроме того, что украл в начале чужие деньги. Автор так выстраивает сюжет, что все «само падает ему с неба». Любовь женщин, знакомство с влиятельными людьми, умножение капитала и практически хэппи энд в конце. Весь роман он просто скользит на волне, отдавшись течению. Роман кинематографичен. Не раз ловил себя на мысли, что по нему можно было бы сделать неплохую мелодраму с элементами комедии. Именно комедии, ибо все приключения героя и антураж романа (лыжный курорт в швейцарских Альпах, Париж, Рим, роскошные дамы света и полусвета и т.д.) настраивают на соответствующий легкомысленный лад. Всерьез переживать за ГГ как-то не получается, а приключения при желании можно рассматривать и под комическим углом. Тем не менее, роман неплох для того, чтобы скоротать вечер-другой, не забивая себе мозги излишними переживаниями и размышлениями.
Shtrm, 22 мая 2012 г.
Начало более интригующее и захватывающее, чем продолжение. Чрезмерно затянуто, временами что-то ждешь, ждешь, а ничего не происходит. И чем ближе к концу, тем менее все становится интригующе, а сама концовка смазана и стиснута в пол главы.