Василий Звягинцев «Бои местного значения»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | С множеством интриг
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь | Европа ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое )
- Возраст читателя: Любой
Переговоры с координатором аггров, сверхцивилизацией, ведущей тысячелетнюю галактическую войну за Землю, заканчиваются для Александра Шульгина очередным опасным приключением. Матрицу его сознания отправляют в параллельную реальность, в самое начало 1938 года, время разгара ежовского террора в России, где Шульгин, теперь уже нарком Шестаков, вступает в бои местного значения, сначала с НКВД, а затем уже со своими давними противниками-инопланетянами.
Входит в:
— цикл «Одиссей покидает Итаку»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 450
Активный словарный запас: высокий (3191 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 75 знаков, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
be_nt_all, 10 января 2018 г.
Я в своё время не без удовольствия прочитал первую книгу звягинцевского «Одиссея…», изданную в начале 1990-х. По тем временам это было достаточно свежо, но читать многочисленные продолжения ни малейшего желания не возникло. Битва сверхцивилизаций, полем которого становится ветвящийся мультиверсум изрядно отдавала дешёвым конспирологическим романом (так и не переросшего в «высокую» криптоисторию) ну и ощущение что, цитируя Высоцкого, «здесь миллион меняют по рублю» возникало более чем отчетливо.
Но прошло (страшно подумать) около четверти века, жанр альтистории показал, что самое дно всегда ниже, чем вам казалось вчера, и вот я где-то увидел отзыв, где хвалят этот роман. Да и тут его назвали одним из лучших романом русской фантастики 90-х. «А может и правда» подумал я, и ведь не плоха была фантастика девяностых…
Но нет, чуда не случилось. Щёлкнули триггеры, в личность подготовленного «на убой» наркома вмешался «суперменистый» герой Одиссея и он находит в себе волю, силы и способы противостоять системе — что могут рядовые НКВДШники против хорошо подготовленного «Джеймса Бонда»?.. Его жена-артистка вновь видит рядом с собой сильного самца и в их семью возвращается страсть. Да и всё остальное действо — столь же физиологично. Превратившись из слуги режима во врага режима нарком Шестаков резко приобретает новый взгляд на идущие через его руки миллионы, и у него появляется чудная мысль, что золото партии будет лучше смотреться, положенное на его личный счёт, а не потраченное на оружие для интербригад (как подсказывает ему послезнание — дело безнадежное).
Цель выжить сменяется целью хапнуть. Сюжет, конечно, актуальный, уж для 90-х то годов — более чем, но ни малейшего сочувствия такой протагонист не вызывает. «…Ворюга мне милей, чем кровопийца…» — крайне сомнительная моральная дилемма… «…Деньги, деньги, дребеденьги, позабыв покой и лень, делай деньги, дребеденьги — остальное всё дребебедень…», да?
Вывод, что выбор между ворюгой и кровопийцей решается только в пользу инопланетного вмешательства я принимать не могу и не хочу. Его конечно можно трактовать в метафорическом (и метафизическом) смысле, что-де «нет правды на земле», но уфологическая трактовка «выше» меня не устраивает. Совсем.
ps. А вместе с тем реальную альтернативу предложил ниже один из лаборантов. Страна — большая, а паспортный контроль и слегка неповоротливую (пусть и более, чем грозную) махину НКВД вполне можно обойти. У того же Солженицына в «Архипелаге…» была рассказана история молодого человека, успешно избежавшего первого ареста и спокойно жившего по поддельным документам, пока он не потерял осторожность, и не сунулся с ними поступать в столичный ВУЗ.
mputnik, 13 июня 2019 г.
Детектив — боевик — триллер «про 1938-ой». Да-да, это где — товарищ Сталин, товарищ Молотов, товарищи Ежов и прочие эээ... товарищи. Если бы это было «...и это всё — о нём...», то читать бы — естественно — не стал: не могу воспринимать «это», стойкий тошнотворный рефлекс.
Не хочу верить в то, что всё это было: ГУЛАГ, Беломорканал, коллективизация и т.д. Проще убедить себя, что это — фантастика, выдумка, бред собачий. Но — увы — пока ещё живы реальные свидетели, не подучится. Вот лет через 50-100 уже можно будет «подкорректировать историю», вычеркнуть, выжечь, стереть, забыть. Потому что здравый смысл отказывается верить: всего этого просто не могло быть. Не могло — и всё.
Но, вот, ТУТ, в этой книжке все эти маразматические нереальности — сконструированы на базе инопланетной резидентуры, внепространственных прыжков в 100 парсек, молекулярного масс — копирования и прочих прелестей.
Вот ЭТО — вполне читабельно, такая, вся из себя, «познавательная политическая сказка», типа — «фантазии на тему». Тем более, что Сталины с Ежовыми периодически перемежаются вполне себе приличными НФ-вставками из области «будни галактической активной дипломатии» и парадоксами темпоральной физики.
В рамках же самОй бесконечной эпопеи — вполне соответствует названию. Но — повторюсь — читабельно. Более чем
koudiarov, 9 февраля 2016 г.
Гуларян Артем, 30 мая 2013 г.
Гм... Не так много отзывов, как можно было ожидать.
Впрочем, это симптоматично.
Ну сколько можно о супергерое, который даже спасается от преследования так, что впереди всё разбегается, а позади всё горит... А в конце наш супергерой сидит (хотя, вообще-то стоит) в кремлевском кабинете и дает ЦУ товарищу Сталину. Ну, правильно, а чем еще заниматься «нормальному» попаданцу.
О достоверности описания эпохи не говорю: у Звягинцева перепутаны два чекиста — Зиньковский и Заковский. Лев Зиньковский (Лёвка Зодов, он же Задов) — начальник контрразведки у Махно, после возвращения из эмиграции сотрудник Одесского отдела ВЧК-ОГПУ, не поднялся выше оперуполномоченного. Леонид Заковский (Генрих Штубис) — латыш, рекомендован в ВЧК самим Петерсом, председатель Одесского губотдела ГПУ, участвовал в раскулачивании в Сибири и большом терроре в Ленинграде. Комиссар государственной безопасности 1 ранга. Два совершенно разных человека. Но у Звягинцева Леонид Заковский — Лёвка Задов (хотя вообще-то Зодов).
По крайней мере в издании 1999 года. Издания 2001 и 2004 года не перечитывал.
И вот этого сшитого из двух людей персонажа Шульгин (на самом деле Звягинцев) предлагает Сталину в наркомы...
мрачный маргинал, 1 сентября 2012 г.
Произведение является своеобразным «контрапунктом» роману «В круге первом» А. И. Солженицына.
А что, если бы сопротивление репрессиям приобрело если и не массовый, то хотя бы систематический характер?
На то, чтобы описать сложившуюся бы в этом случае ситуацию, не отважился даже Василий Звягинцев. Потому что это была бы уже другая страна.
Гораздо проще оказалось представить случай единичного успешного сопротивления, — что вполне в русле криптоисторических игр автора «Одиссея».
beskarss78, 18 января 2011 г.
Роман очень показателен, но не уверен, что автор задумывал именно этот эффект.
В чем показательность?
Вне отношения к реальным репрессиям — описаны попытки чиновника спрятаться, раствориться, однако, чтобы эти попытки были успешными, требуется архивмешательство ВЫСШИХ СИЛ. Чиновнику приходится стать буквально суперменом.
Но почему так? Что, ежовские сыщики ренгеном просматривают страну? За каждым кустом схоронился часовой?:confused:
Не похоже. Просто чиновник (вообще-то «переодетый» автор, ведь чиновник — уже частично воплощает не только чиновника, но и любимый персонаж автора) хочет сохранить за персонажем уровень жизни. Холодильник с собой в бега не возьмешь, но привычку к «жизни белого человека» персонаж оставлять категорически отказывается. А вот «белых» людей и ловят, их не так много, они на виду. Потому непремено в лесу, потом мысли о загранице, потом о том, что для заграницы деньги нужны, потом грабеж банка... И вот уже невинно пострадавший чиновник вешает на себя изрядно статей уголовного кодекса.
А ведь в стране дикая нехватка кадров (инженеров, учителей, фельдшеров), если не гнаться за красивой жизнью, то спрятаться можно было бы и без супергеройства. Есть куча мест (которые ОБЯЗАН знать чиновник такого уровня, потому как он знает много), где при минимальных мерах маскировки возьмут без лишних вопросов. Но туда лезть неохота.
strannik x, 30 июля 2013 г.
Роман попался совершенно случайно и прочитал его на одном дыхании... пытался читать и другие романы из этой серии, но почему-то они не произвели такого впечатления и не возникло желания перечитать их ещё раз... А именно эту книгу перечитал с удовольствием. Если кто-то подскажет достойную книгу из этой серии, буду благодарен.)
Валерий, 24 марта 2009 г.
Не самый лучший роман из серии. Но тем не мене, в нём очень много моментов которые позволяют взглянуть на историю «сталинской эпохи» не шаблонно, а совсем с другой стороны. Даже забываешь, что роман на самом деле фантастический. Хотя автор и не далеко отступил от настоящей истории СССР. Ещё бросается в глаза яростная антисоветская позиция автора, которая сквозит с каждой страницы, с которой ,вольно или невольно, соглашаешся сам читая обо всех этих бессмысленно загубленных жизнях. Очень понравились обильно приводимые в начале книги ассоциации, надо иметь богатое воображение чтобы такое написать. Разочаровала концовка, скомкано и не внятно, понятно что всё подстроено под продолжение, но всё же получилось не логично.
evgeniy_n, 4 января 2008 г.
Понравилось читать описание жизни людей 30-х годов, рад, что автор адекватно подошел к исторической точности повествования (один из городов, в котором разворачивается действие — мой родной город, и очень порадовала правдивость нарисованных им бытовых картинок). В целом роман неплох, но понравился мне меньше первой части эпопеи, а ближе к концу немного наскучил — в героях начала появляться некоторая «картонность». Но все таки роман нельзя не отметить как одно из лучших отчечественных фантастических произведений 90-х годов.