FantLab ru

Джон Кристофер «Смерть травы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Оценок:
359
Моя оценка:
-

подробнее

Смерть травы

The Death of Grass

Другие названия: No Blade of Grass

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

Вирус Чанг-Ли вырвался из китайской лаборатории и стал поражать посевы риса. Вскоре он мутировал и принялся уничтожать всю траву вообще. Это привело к смерти многих животных, голоду и убийствам среди людей. Чтобы сократить собственное население, британское правительство решило сбросить бомбы на крупные города. Это привело к беспорядкам внутри страны и развалу государства.

© Ank
С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Экранизации:

«Смерть травы» / «No Blade of Grass» 1970, США, реж: Корнел Уайлд



Похожие произведения:

 

 


Смерть травы
1992 г.
Смерть травы. Долгая зима. У края бездны
2002 г.

Самиздат и фэнзины:

У края бездны
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Death of Grass
1956 г.
(английский)
The Death of Grass
1956 г.
(английский)
No Blade of Grass
1975 г.
(английский)
Morte dell'erba
1981 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нынче вполне себе заезженный сюжет, когда группа людей в предверии (во время или после) апокалипсиса, катастрофы, стихийного бедствия путешествует к некоему безопасному месту. Но данная книга была написана тогда, когда это еще не был заезженный сюжет и судя по всему стала образцом для многих подражателей в дальнейшем. И я мог бы сказать — отличным образцом.

Что было бы, если вдруг вся трава начала бы умирать и исчезать в следствии заражения вирусом? К ответу на этот вопрос автор подходит на протяжении нескольких первых глав, описывая ситуацию в мире, отдельных регионах и в Великобритании, где живут главные герои. Сначала кажется, что это проблема лишь отдельных стран. Попытки найти противоядие, спасти ситуацию, надежды на то, что всё образуется. Оптимизм и в итоге столкновение с жестокой реальностью.

И вот тут то начинается путешествие к безопасности. Здесь есть все традиционные элементы подобного сюжета. Узнать что-то, что станет спусковым крючком для старта — есть. Быстро собраться и всех собрать — есть. Добыть оружие — есть. Прорываться сквозь кордоны военных — есть. Мародеры, банды, беспорядки (убийства и изнасилования в наличии) — есть. Встречи с другими убегающими — есть. И так далее. Классика жанра в общем-то. Но не копирование других, а создание образца для идущих следом.

Кроме этого, в наличии имеется набор разных персонажей. Часть из них описана схематично, часть очень ярко (например, Пирри). Главный герой — Джон — сначала кажется тоже несколько шаблонным. Но это иллюзия, так как со временем он меняется и это хорошо заметно. Меняются его мысли, поступки и отношение к происходящему вокруг. Конечно у изменений есть причины. Сначала, на что ты готов ради спасения своей семьи? Потом, на что ты готов ради тех людей, которые идут за тобой, и благодаря которым ты вообще жив? И много других ситуаций, где решаются судьбы людей и не только.

Но в условиях установившейся анархии, человек человеку стал волк. И от соблюдения этого принципа зависит твоя жизнь. Убей или умри. И скорее всего не просто умри. И вот это изменение общества от цивилизации к некоему животному беспределу описано ярко и правдиво, хотя и на локальном уровне. Пошагово, несмотря на все возможные иллюзии тех, кто уже перешагнул черту, но всё еще надеется на светлое и нормальное будущее в финале путешествия. Но пути назад быть не может. Потому что тот, кто вкусил крови — уже не забудет ее вкуса. Кто почувствовал безнаказанность (даже в условиях разваливающегося общества) — будет переступать черту раз за разом и с каждым разом это будет даваться легче. И пути назад уже не будет. Да, у них не было другого выхода и они стали такими в результате того, что происходило вокруг. Но они стали совсем другими. Важен не только процесс, но и результат.

Все это описано максимально правдиво и жестко (но без чернухи), при этом достаточно ярко и легким языком. Колоритные персонажи, нормальные жизненные диалоги, интересные приключения, в которые веришь. Отличное произведение. Сначала казалось будет что-то проходное, банальное и примитивное, но чем дальше, тем становилось понятнее — здесь есть что-то большее.

Ну и финал — он был... интересным. Хорошая и жирная точка в этом романе. Без сомнений эта книга — образец для подражания. Как и подобает быть настоящей классике.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давным-давно начинал читать и обломался — в тогдашнем изобилии хлынувшего цветастого чтива эта история показалась тусклой: повсеместная смерть злаковых, тотальный голод, всеобщее одичание и невеселый, наверное, конец. Сейчас, спасибо Олдиссу, вернулся к ней. Опять же, остепенился, почерствел, и эта прозрачная интерпретация известной библейской истории показалась интересной — с английской невозмутимостью изложенный процесс превращения человека цивилизованного в воинственного варвара. Обыденно так. И хочется с автором не согласиться, а — не можется. К минусам — слишком заметная умозрительность в описании мировой катастрофы и поведения героев. В реальности, не дай бог, скорее всего, будет ещё гаже и жутче.

»- Преданность и верность — это предметы роскоши цивилизации. С сегодняшнего дня прежние привязанности пойдут на убыль, а на их место придет свирепость и жестокость». Как-то так.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я бы не назвал сей роман романом-катастрофой. Ведь именно катастрофе автор практически не уделил внимание, она на всём протяжении текста лишь фон, событие, которая породила дальнейший набор событий. Главное же психология, превращение человека цивилизованного в обыкновенного дикаря-варвара. И, как это не странно, автор оправдывает дикаря, словно говорит выживет сильнейший, не умом, а злобой и жестокостью, а в финале вообще даёт ему право построить новый мир... Можно представить какой это будет мир... Автор прав лишь в одном: плёнка цивилизации настолько тонка и она так легко счищается, нужно лишь оглянуться по сторонам сегодня...

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман про то, что человек в экстремальной обстановке отбрасывает наносную цивилизованность. Но, не верю, слишком быстро герои романа потеряли свою человечность, ну не верится мне в такое. Возможно из-за того, что не раскрыты обстоятельства, не показаны внутренние мотивы. Из-за этого повествование кажется скомканным. Напоминает анекдот:

«Самолет потерпел катастрофу и упал на необитаемый остров. Спасатели находят единственного выжившего. Он сидел под пальмой, облизывая свои пальцы, а вокруг разбросаны кучками человеческие кости.

— Я понимаю, вы меня ненавидите за то, что я сделал, но я должен был как-то выживать на этом острове.

Командир спасателей:

— Я, конечно, понимаю, ради жизни человек способен на все... Но, мать твою, самолет же упал только вчера.»

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый «завершенный» с точки зрения сюжетного финала роман.

Наример, «Долгая зима» как-то неожиданно обрывается. вроде все ясно, но сразу же возникает мысль о том, что это только ЭТАП путешествия героев. Как именно выживали «зимовщики»? Какие виды животных сумели приспособиться? Что сталось с остальными «белыми эмигрантами» после того, как они узнали о выживших в Европе?

Как отреагировали африканцы?

«У края бездны» тоже как бы закончен, но кажется, что читателя обманули. Шли-шли и вдруг — обрыв, дочки нет, пошли назад. Тетки тоже нет, топаем дальше.

Пришли — и тут все. а как группа островитян поладила с прибывшими? Кто самый-самый главный теперь? Сможет ли остров прокормить это количество людей? Не утратят ли они свои знания и навыки, и культуру?

В этом отношении «Смерть травы» более завершенный из-за своей эмоционально-этической концовки.

Причем, на мой взгляд позиция Джона вполне обоснованна. с точки зрения «малой группы» и распределения ролей. Лидер, гений, вдохновитель, управляющий и т.д.

Честно говоря, классическая фраза «брат против брата» в виде главной пугалки мне кажется достаточно спорной.

Любое государство, хоть Британия, хоть Франция, хоть Великая Моравия имеет примеры успешной кровавой конкуренции между родственниками.

А конфликт братьев Самойловых (Агата Кристи) И ведь никому свои мозги в голову не вложишь, чтобы тот принял чужую точку зрения.

Здесь братья-то и не конфликтуют, просто классический выбор робота Дэниэла Олива, жизнь одного человека проив человечества.

Ну или другой пример, бегут бойцы группы СпН, у кого-то дыхалки не хватило или судороги икроножные. Все без лишних слов отдают ему большую часть боеприпасов и оставляют прикрывать группу.

Опять же «скандальный» эпизод из «Ржева» с нквдшниками, отслеживающих кто брал листовки немцев.

В романе «Бондарева» «Последние залпы» Овчинников случайно попал в плен и случайно нес с собой карту с обозначением расположения батареи Новикова и др. Ну и кажется, там были обозначены минные поля, которые немцы разминировали по карте

В итоге грамотно выстроенная оборона полетела к чертям.

Язык и стиль перевода мне понравился. Ритм соответствует заданной тематике .

Интересно, что в книге «гражданский снайпер» был французом и к тому же довольно толстым и пожилым. В очках, кажется.

А в экранизации заменен на молодого парня.

Немного изменена позиция стрельбы по пулеметам обороняющися, но в целом экранизация очень добросовестная, качественная, жесткая, даже не скажещь, что режиссером был тот самый Корнел Уайлд из «Бог ей судья» и жизнерадостный красавчик-акробат из «Величайшего шоу на Земле».

Дэвид, брат-фермер староват, но Найджел Дэвенпорт, отец Джека Дэвенпорта из мини-сериала «Ультрафиолет» хорош. Красив, сдержан, мужественнен и фотогеничен со своей повязкой на одном глазу.

Сцена насилия и особенно — идея об урегулировании численности населения крупных городов сняты как в романе, без особых цензур.

Опять же. довольно разумная мера чисто логически. (Сбросить бомбы)

Но в фильме есть визуальное противопоставление «мы тут жируем», а «там голодают».

Особенно радует лаконичность языка автора. Без длинных философских рассуждений, лирических описаний в духе Страуба (взглянем на городок...сверху, с высоты птичьего полета...) феминистических тенденций старика Кинга. Недавно обратила внимание, что большинство семейных мужиков в его произведениях -невежественные скоты, Вик и Роджер из «Куджо», доктор из «Кладбища» и еще парочка дядек — исключение. Джек странник например холостяк, и вообще он совместный персонаж со Страубом.

Самый реалистичный и толковый дядька в романах пост-апа. Все эти рассуждения представлены ясно и четко, коротко — нам нужны те и те, а вот такая группа нам не подходит. Здесь мы обойдемся без автомашин, потому что они привлекают внимание, а там мы устроим засаду.

В общем, удовольствие от грамотного языка и грамотных боевых действий.

что редкость. Последняя такая книга была «Боец десантной бригады» Равиля Бикбаева.

Герои оходятся своими силами, без помощи магов как в цикле про какого-то вора Гаррета? Г.Кука.

Ну и «Черный отряд» тоже нереалистичен после подробного описания доспеха, правил и возникновения турниров и обстановки Виолле ле-Дюка «Жизнь и развление в средние века»

Путешествие закончено, выбор сделан, патроны выпущены, вопросов нет.

Да, еще, любимый тип мужчин, которые принимают решения сами, волевые, мужественные, немного«мачисты» (Пирри), «раса белого хладнокровного британца» в лице Констанса, ретроатавизм на фоне толерантных американских и европейских ценностей, детективов-алкоголиков, корее-скандинавов, и проч. но на фоне переизбытка рефлексирующих, боящихся не так посмотреть на женщин или негров персонажей герои в духе Роберта Митчема смотрятся выигрышнее.

ПС. по поводу отсутсвия «психологичного внутреннего мира» — по тебе то и дело палят, тебя пытаются убить или прибить, тебе приходится тащиться пешком без полноценных привалов, без соответствующей подготовки, обуви и т.д. — у тебя будут какие-то философские лирические обширные идеи? Сходи в армию классического образца до перевода на контракт, курс молодого бойца, с марш0бросками по утрам и проч. маршировкой, и запиши свое множество идей.

Примерно об этом же упоминают и участники войны в книгах Драбкина. Именно так и выживают — определяют конкретную достижимую задачу в ближайшем будущем и концентрируются на достижении этой цели. Поспать, пожрать. Высушить одежду. Добыть еды. Найти укрытие. Все.

И вообще, больше читайте реалистической литературы что ли, для баланса.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Романы Дж. Кристофера напомнили мне А. Хейли. Только Хейли занимается подделкой под реализм (соцреализм по-американски), а Кристофер — под фантастику. ТИпичная жвачка для среднего американца. Читать было скучно.

Оценка: 4

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В Китае разразилась эпидемия вируса, убивающего рис. Там разразился голод. Из Азии вирус быстро распространился на всю землю. В попытке побороть эту напасть люди сделали только хуже, и теперь вирус поразил всю траву, включая злаки. В романе описывается путь становления и превращения главного героя из человека цивилизованного до жесткого феодала.

В произведении показано как хрупко экологическое равновесие в природе и как быстро привычный нам мир может рухнуть и обратить в ничто все достижения прошлого, насколько быстро с людей слетает слой цивилизованности и как скоро они могут вернуться к первобытной жестокости и дикости.

Прочитал быстро и с удовольствием. Хоть и несколько поверхностно написано, но в романе много экшена и читается легко.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я давно собирался прочесть и вот очередь дошла. Страшный роман, где герои вынуждены в борьбе за жизнь убивать ни в чем не повинных людей и по сути сами превращаются в бандитов-пусть и не по своему желанию а в силу обстоятельств..Автор не задает вопроса,почему его герои БОЛЕЕ достойны жизни, чем убитые ими..Да и угрызения совести не очень мучают убийц. О художественных достоинствах умолчу-как-то они не проглядываются. И ещё-ощущение смазанности конца романа имеет быть...Но читается с интересом

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

6+17, хороший рассказ о нормальности властной иерархии и неоправданной жестокости ради выживания и защиты семьи.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История семьи на фоне разворачивающегося апокалипсиса в границах одного государства. Автор не даёт времени на передышку и размышления и сразу погружает в события и действия. Почти нет мыслей героев, что является плюсом в плане раскрытия их через поступки, но с другой стороны сжимает роман до некоего боевика.

В результате гибели растений от вируса жители городов вынуждены решать оставаться ли на месте и ждать дальнейших действий государства или пуститься в путь на поиск оставшихся защищённых островков с неприхотливым картофелем. Слухи, интриги, жертвы приводят к сбору команды во главе с главным героем, Джоном Кастэнсом, ведущим скромный отряд к крепости брата-фермера. Из-за активных действий в повествовании можно не заметить и не поверить перевоплощению в характерах. Инженер превращается в руководителя группы, потом в повелителя, что носит имя “Закон”. Не верю. Пирри, как антигерой, является более интересным персонажем. Хладнокровный убийца, кукловод, стратег и при этом почти самопожертвование.

Роман является выстиранной, выжатой и выглаженной, пусть немного покрашенной в фантастические цвета, версией “ Гроздьев гнева” Джона Стейнбека, с теми же поисками, неудачами и находками семьи Джоудов. Наставления по радио, поиск домов, попытки спрятаться напомнили “Ночь живых мертвецов” Джорджа Ромеро с просмотром на чёрно-белом телевизоре.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротный, правдивый роман-катастрофа. Интересная, правдоподобная идея голода, как причины конца света. Также описаны и некоторые социальные проблемы. Достаточно качественно и умело.

Герои получились совсем не добренькие. Даже не знаешь, кому бы из них отдать свое расположение. Но такие люди больше походят на настоящих. Даже главный герой, который в начале вроде бы весь из себя толковый, под конец вызывает некоторую брезгливость. Что, тем не менее, гармонично вписывается в сюжет.

Книга в целом немного мрачная. И это создает подобающую жанру атмосферу. Так что в итоге получилось достойное произведение.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень достойный и увлекательный роман-катастрофа. Отдельно стоит упомянуть процесс становления персонажей, а так же изменения их характеров. Не ожидал встретить подобное у британского писателя, в то время как национальными чертами англичан считаются постоянство переходящая в консерватизм, джентельменское поведение и невозмутимость. Концовка тоже достаточно неожиданна, назвать её «хэппи эндом» — язык не поворачивается.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который с интересом читается и через полвека после своего написания, произведение жёсткое и достаточно лаконичное, без каких-то экскурсов в прошлое и многостраничных размышлений. Это придаёт повествованию динамичность. Вместе с тем, смысловая нагрузка романа не пострадала. На фоне в первую очередь социальной, а не экологической, катастрофы читатель наблюдает изменение характера, образа мыслей главного героя и может задаться вопросом: «А как бы поступил я?», вопросом серьёзным и не очень «удобным».

Сразу хочу сказать, что многие действия персонажей плохо соотносятся с моими гуманистическими идеалами. Примерно таких же идеалов изначально придерживался и главный герой, но суровая действительность предоставила простой выбор — погибнуть или измениться. Причём на карту оказалась поставленной не только собственная жизнь, но и существование всей семьи, так что раздумывать главному герою не пришлось.

Написанный в пятидесятые годы английский роман-катастрофа обречён на сравнение с «Днём триффидов». События в «Смерти травы» менее фантастичны, несмотря на оригинальную основную предпосылку. Вынесенное в название явление служит лишь спусковым механизмом для последующих катастрофических событий. Сюжет у Кристофера, на мой взгляд, проще, но события описаны более жёстко. Несмотря на отсутствие излишней натуралистичности, я бы не стал советовать читать это произведение детям.

Нельзя не отметить отголоски параноидальных опасений середины двадцатого века, которые нашли своё отражение в допущении принципиальной возможности уничтожения собственных городов, хоть такая идея сначала и показалась мне несколько бредовой.

По содержанию понравились выстрелившие в финале «ружья», незаметно развешанные в завязке романа. Книга написана талантливо, и недаром считается классикой в своём жанре.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга этого автора, и сразу — в яблочко. Власть, мнимая стабильность, вирус, людоедство, черная земля, жалость, сплочение для достижения цели. Главный герой меняется на каждом листе жизни.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга жесткая. Даже — жестокая. Катастрофа внутреннего мира главного героя и сопровождающей его маленькой группы людей, вызванная катастрофой глобальной. Изменение их отношений с остальным миром и между собой, мутация «цивилизованного гражданина» в образованного варвара. Расчетливая жестокость и циничность как единственный способ выжить физически, похоронив себя нравственно. Автору браво. Современные глуховские-мичурины на фоне Кристофера выглядят школотой, которая пытается строить из себя отборную шпану.

ЗЫ. И обратите внимание, для создания эффекта автору не понадобилось ни одного ругательства!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх