FantLab ru

Джон Кристофер «Смерть травы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Голосов:
339
Моя оценка:
-

подробнее

Смерть травы

The Death of Grass

Другие названия: No Blade of Grass

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Вирус Чанг-Ли вырвался из китайской лаборатории и стал поражать посевы риса. Вскоре он мутировал и принялся уничтожать всю траву вообще. Это привело к смерти многих животных, голоду и убийствам среди людей. Чтобы сократить собственное население, британское правительство решило сбросить бомбы на крупные города. Это привело к беспорядкам внутри страны и развалу государства.

© Ank

Экранизации:

«Смерть травы» / «No Blade of Grass» 1970, США, реж: Корнел Уайлд



Похожие произведения:

 

 


Смерть травы
1992 г.
Смерть травы. Долгая зима. У края бездны
2002 г.

Самиздат и фэнзины:

У края бездны
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Death of Grass
1956 г.
(английский)
The Death of Grass
1956 г.
(английский)
No Blade of Grass
1975 г.
(английский)
Morte dell'erba
1981 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал мнение Viktorrr («Роман недостаточно увлекателен»). Вот уж действительно о вкусах спорят. Давно лежит на полке томик Кристофера. Думаю, дай страниц по двадцать в день, да может и осилю. Прочитал пятьдесят на ночь глядя. Часа два поворочался. Пока не дочитал до конца — не уснул. По началу показалась, что вещь будет стандартно примитивная, как многие постапокалиптики с массой ужасающих бедствий и все такое прочее. Однако автор постепенно завинчивает гайки, постоянно заставляет нас следить за трансформацией сознания главного героя, вожака отряда — Джона, анализировать и оценивать его поведение в различных ситуациях. Не раз заставлял задуматься о том, а как бы я поступил на его месте или на месте некоторых его сотоварищей. А это и есть одно из главных предназначений писательского труда.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга жесткая. Даже — жестокая. Катастрофа внутреннего мира главного героя и сопровождающей его маленькой группы людей, вызванная катастрофой глобальной. Изменение их отношений с остальным миром и между собой, мутация «цивилизованного гражданина» в образованного варвара. Расчетливая жестокость и циничность как единственный способ выжить физически, похоронив себя нравственно. Автору браво. Современные глуховские-мичурины на фоне Кристофера выглядят школотой, которая пытается строить из себя отборную шпану.

ЗЫ. И обратите внимание, для создания эффекта автору не понадобилось ни одного ругательства!

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который с интересом читается и через полвека после своего написания, произведение жёсткое и достаточно лаконичное, без каких-то экскурсов в прошлое и многостраничных размышлений. Это придаёт повествованию динамичность. Вместе с тем, смысловая нагрузка романа не пострадала. На фоне в первую очередь социальной, а не экологической, катастрофы читатель наблюдает изменение характера, образа мыслей главного героя и может задаться вопросом: «А как бы поступил я?», вопросом серьёзным и не очень «удобным».

Сразу хочу сказать, что многие действия персонажей плохо соотносятся с моими гуманистическими идеалами. Примерно таких же идеалов изначально придерживался и главный герой, но суровая действительность предоставила простой выбор — погибнуть или измениться. Причём на карту оказалась поставленной не только собственная жизнь, но и существование всей семьи, так что раздумывать главному герою не пришлось.

Написанный в пятидесятые годы английский роман-катастрофа обречён на сравнение с «Днём триффидов». События в «Смерти травы» менее фантастичны, несмотря на оригинальную основную предпосылку. Вынесенное в название явление служит лишь спусковым механизмом для последующих катастрофических событий. Сюжет у Кристофера, на мой взгляд, проще, но события описаны более жёстко. Несмотря на отсутствие излишней натуралистичности, я бы не стал советовать читать это произведение детям.

Нельзя не отметить отголоски параноидальных опасений середины двадцатого века, которые нашли своё отражение в допущении принципиальной возможности уничтожения собственных городов, хоть такая идея сначала и показалась мне несколько бредовой.

По содержанию понравились выстрелившие в финале «ружья», незаметно развешанные в завязке романа. Книга написана талантливо, и недаром считается классикой в своём жанре.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нынче вполне себе заезженный сюжет, когда группа людей в предверии (во время или после) апокалипсиса, катастрофы, стихийного бедствия путешествует к некоему безопасному месту. Но данная книга была написана тогда, когда это еще не был заезженный сюжет и судя по всему стала образцом для многих подражателей в дальнейшем. И я мог бы сказать — отличным образцом.

Что было бы, если вдруг вся трава начала бы умирать и исчезать в следствии заражения вирусом? К ответу на этот вопрос автор подходит на протяжении нескольких первых глав, описывая ситуацию в мире, отдельных регионах и в Великобритании, где живут главные герои. Сначала кажется, что это проблема лишь отдельных стран. Попытки найти противоядие, спасти ситуацию, надежды на то, что всё образуется. Оптимизм и в итоге столкновение с жестокой реальностью.

И вот тут то начинается путешествие к безопасности. Здесь есть все традиционные элементы подобного сюжета. Узнать что-то, что станет спусковым крючком для старта — есть. Быстро собраться и всех собрать — есть. Добыть оружие — есть. Прорываться сквозь кордоны военных — есть. Мародеры, банды, беспорядки (убийства и изнасилования в наличии) — есть. Встречи с другими убегающими — есть. И так далее. Классика жанра в общем-то. Но не копирование других, а создание образца для идущих следом.

Кроме этого, в наличии имеется набор разных персонажей. Часть из них описана схематично, часть очень ярко (например, Пирри). Главный герой — Джон — сначала кажется тоже несколько шаблонным. Но это иллюзия, так как со временем он меняется и это хорошо заметно. Меняются его мысли, поступки и отношение к происходящему вокруг. Конечно у изменений есть причины. Сначала, на что ты готов ради спасения своей семьи? Потом, на что ты готов ради тех людей, которые идут за тобой, и благодаря которым ты вообще жив? И много других ситуаций, где решаются судьбы людей и не только.

Но в условиях установившейся анархии, человек человеку стал волк. И от соблюдения этого принципа зависит твоя жизнь. Убей или умри. И скорее всего не просто умри. И вот это изменение общества от цивилизации к некоему животному беспределу описано ярко и правдиво, хотя и на локальном уровне. Пошагово, несмотря на все возможные иллюзии тех, кто уже перешагнул черту, но всё еще надеется на светлое и нормальное будущее в финале путешествия. Но пути назад быть не может. Потому что тот, кто вкусил крови — уже не забудет ее вкуса. Кто почувствовал безнаказанность (даже в условиях разваливающегося общества) — будет переступать черту раз за разом и с каждым разом это будет даваться легче. И пути назад уже не будет. Да, у них не было другого выхода и они стали такими в результате того, что происходило вокруг. Но они стали совсем другими. Важен не только процесс, но и результат.

Все это описано максимально правдиво и жестко (но без чернухи), при этом достаточно ярко и легким языком. Колоритные персонажи, нормальные жизненные диалоги, интересные приключения, в которые веришь. Отличное произведение. Сначала казалось будет что-то проходное, банальное и примитивное, но чем дальше, тем становилось понятнее — здесь есть что-то большее.

Ну и финал — он был... интересным. Хорошая и жирная точка в этом романе. Без сомнений эта книга — образец для подражания. Как и подобает быть настоящей классике.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман про то, что человек в экстремальной обстановке отбрасывает наносную цивилизованность. Но, не верю, слишком быстро герои романа потеряли свою человечность, ну не верится мне в такое. Возможно из-за того, что не раскрыты обстоятельства, не показаны внутренние мотивы. Из-за этого повествование кажется скомканным. Напоминает анекдот:

«Самолет потерпел катастрофу и упал на необитаемый остров. Спасатели находят единственного выжившего. Он сидел под пальмой, облизывая свои пальцы, а вокруг разбросаны кучками человеческие кости.

— Я понимаю, вы меня ненавидите за то, что я сделал, но я должен был как-то выживать на этом острове.

Командир спасателей:

— Я, конечно, понимаю, ради жизни человек способен на все... Но, мать твою, самолет же упал только вчера.»

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неторопливо-тягуче, как-то даже обыденно человечество вываливается в первобытно-общинный строй. Распадается экономические и социальные связи — люди бегут из крупных городов, сами объединяясь в банды, что бы противостоять другим бандам и выжить, уничтожив конкурентов на еду, которой с каждым днем становиться все меньше и меньше...

«Смерть травы» вполне осознанно можно назвать одним их трех наиболее сильных романов-катастроф, наряду с «Днем Триффидов» и «Долгой зимой».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Умели раньше описывать катастрофы. Захватывало дух и без лишней «чернухи». Действие развивается неторопливо, «по-английски». Напряжение нарастает постепенно и достигает пика в сцене «разборки» между братьями. Сам, как отец, подумал — на что бы я пошел, чтобы спасти свою семью?

На этой классике учились все авторы современных романов-катастроф. Обязательно прочитайте, хотя бы для сравнения с современной манерой письма.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я давно собирался прочесть и вот очередь дошла. Страшный роман, где герои вынуждены в борьбе за жизнь убивать ни в чем не повинных людей и по сути сами превращаются в бандитов-пусть и не по своему желанию а в силу обстоятельств..Автор не задает вопроса,почему его герои БОЛЕЕ достойны жизни, чем убитые ими..Да и угрызения совести не очень мучают убийц. О художественных достоинствах умолчу-как-то они не проглядываются. И ещё-ощущение смазанности конца романа имеет быть...Но читается с интересом

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо. И с литературной точки зрения, и с научной — ведь из экологии изъято всего одно звено, какой катастрофой это окончилось. По нынешним перенасыщенным химией временам — и вовсе суперактуально.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга этого автора, и сразу — в яблочко. Власть, мнимая стабильность, вирус, людоедство, черная земля, жалость, сплочение для достижения цели. Главный герой меняется на каждом листе жизни.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В Китае разразилась эпидемия вируса, убивающего рис. Там разразился голод. Из Азии вирус быстро распространился на всю землю. В попытке побороть эту напасть люди сделали только хуже, и теперь вирус поразил всю траву, включая злаки. В романе описывается путь становления и превращения главного героя из человека цивилизованного до жесткого феодала.

В произведении показано как хрупко экологическое равновесие в природе и как быстро привычный нам мир может рухнуть и обратить в ничто все достижения прошлого, насколько быстро с людей слетает слой цивилизованности и как скоро они могут вернуться к первобытной жестокости и дикости.

Прочитал быстро и с удовольствием. Хоть и несколько поверхностно написано, но в романе много экшена и читается легко.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История семьи на фоне разворачивающегося апокалипсиса в границах одного государства. Автор не даёт времени на передышку и размышления и сразу погружает в события и действия. Почти нет мыслей героев, что является плюсом в плане раскрытия их через поступки, но с другой стороны сжимает роман до некоего боевика.

В результате гибели растений от вируса жители городов вынуждены решать оставаться ли на месте и ждать дальнейших действий государства или пуститься в путь на поиск оставшихся защищённых островков с неприхотливым картофелем. Слухи, интриги, жертвы приводят к сбору команды во главе с главным героем, Джоном Кастэнсом, ведущим скромный отряд к крепости брата-фермера. Из-за активных действий в повествовании можно не заметить и не поверить перевоплощению в характерах. Инженер превращается в руководителя группы, потом в повелителя, что носит имя “Закон”. Не верю. Пирри, как антигерой, является более интересным персонажем. Хладнокровный убийца, кукловод, стратег и при этом почти самопожертвование.

Роман является выстиранной, выжатой и выглаженной, пусть немного покрашенной в фантастические цвета, версией “ Гроздьев гнева” Джона Стейнбека, с теми же поисками, неудачами и находками семьи Джоудов. Наставления по радио, поиск домов, попытки спрятаться напомнили “Ночь живых мертвецов” Джорджа Ромеро с просмотром на чёрно-белом телевизоре.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротный, правдивый роман-катастрофа. Интересная, правдоподобная идея голода, как причины конца света. Также описаны и некоторые социальные проблемы. Достаточно качественно и умело.

Герои получились совсем не добренькие. Даже не знаешь, кому бы из них отдать свое расположение. Но такие люди больше походят на настоящих. Даже главный герой, который в начале вроде бы весь из себя толковый, под конец вызывает некоторую брезгливость. Что, тем не менее, гармонично вписывается в сюжет.

Книга в целом немного мрачная. И это создает подобающую жанру атмосферу. Так что в итоге получилось достойное произведение.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман интересный, сюжет развивается увлекательно, но вот концовка мне показалась скомканной: автор постепенно, но твердо разворачивает действие, описывая изменения в сознании главного героя и подводя читателя к кульминации — и вдруг, перепрыгнув эту самую кульминацию, перносит читателя в эпилог, где все уже позади.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман хорош, но... Чего-то в нем все-таки не хватает. На мой взгляд он проигрывает более мягкому и фантастичному «Дню триффидов» Уиндема, как ни странно, в реализме. Роман слишком сух и схематичен, в нем не живешь. В отличие от многих других книг, эта только бы выиграла с добавлением так называемой «воды» , стала бы более живой и яркой, с настоящими живыми людьми, а не персонажами. Вобщем, «Смерть травы» выглядит, как набросок к потенциальному шедевру, не более.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх